Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Работа №58663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
405
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Методологические аспекты управления развитием сферы культуры
1.1 Основные понятия и направления развития сферы культуры
1.2 Особенности государственного управления сферой культуры
1.3 Нормативно-правовые основы управления сферой культуры
2 Анализ сферы культуры в Ставропольском крае 21
2.1 Общая характеристика и основные направления деятельности министерства культуры Ставропольского края
2.2 Анализ развития сферы культуры в Ставропольском крае
2.3 Основные проблемы управления развитием сферы культуры Ставропольского края
3 Разработка предложений по повышению эффективности развития сферы культуры в Ставропольском крае
3.1 Определение стратегических направлений для разработки предложений по развитию сферы культуры в Ставропольском крае
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию инструментов государственного регулирования отдельных направлений сферы культуры
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение 59
Список литературы 63
Приложение А Сведения о достижении значений индикаторов достижения целей государственной программы Ставропольская края «Сохранение и развитие культуры» за 2019 год


Современное общество все больше осознает и ощущает всевозрастающую роль сферы культуры, которая является важнейшей частью страны, укрепляет духовную связь поколений, способствует сохранению толерантности, сближению и взаимопониманию между гражданами. Кроме того, сфера культуры служит одной из форм удовлетворения потребностей населения в услугах, активно участвует в протекании социально-экономических процессов.
Культура включает в себя деятельность по сохранению объектов культурного наследия, нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, развитию музейного, библиотечного, архивного дел, поддержке и развитию исполнительских искусств, изобразительного искусства, кинематографии, сохранению и развитию традиционной народной культуры, процессу укрепления межрегиональных и международных связей непосредственно в сфере культуры.
Опыт проведения реформ в России показывает, что культурный потенциал в стране, не полностью раскрыт и не используется в полной мере, и таким образом, повышение роли культуры является актуальным в решении государственных задач на сегодняшний день.
Стратегическими целями развития отрасли культуры Ставропольского края выступают:
- создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и информации;
- повышение качества и доступности услуг в сфере культуры;
- сохранение и популяризация многонационального культурного наследия народов Ставропольского края;
- формирование имиджа Ставропольского края как одного из культурных центров Северного Кавказа, повышение конкурентоспособности услуг сферы культуры;
- совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры.
Исходя из поставленных еще в 2009 году стратегических целей развития отрасли культуры в Ставропольском крае, в соответствии с федеральными тенденциями развития и существующим социально-экономическим положением России, в отрасли культуры планируются значительные преобразования, которые кардинально должны изменить как структуру потребления, так и формат предоставления услуг в сфере культуры.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования «Управление развитием сферы культуры региона (на примере Ставропольского края)».
Объектом исследования выступает - сфера культуры в регионе.
Предметом - управление развитием сферы культуры в Ставропольском крае.
Целью исследования является изучение и анализ управления развитием сферы культуры в Ставропольском крае.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия и направления развития сферы культуры;
- выявить особенности государственного управления сферой культуры;
- проанализировать нормативно-правовые основы управления сферой культуры;
- дать общую характеристику и основные направления деятельности Министерства культуры Ставропольского края;
- провести анализ развития сферы культуры в Ставропольском крае;
- определить основные проблемы управления развитием сферы культуры Ставропольского края;
- определить стратегические направления для разработки предложений по развитию сферы культуры в Ставропольском крае;
-разработать мероприятия по совершенствованию инструментов государственного регулирования отдельных направлений сферы культуры;
- провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Методологической основой работы стали теоретические концепции социологов, труды современных отечественных ученых по проблемам системы управления сферой культуры на государственном и региональном уровнях. Теоретические основы управления сферой культуры были рассмотрены в научных трудах таких авторов как Карпова Г.Г., Мурзина, И. Я. Понькин И.В. и другие. В качестве информационной базы выступают учебные, научные издания, периодические отраслевые издания.
Теоретическая значимость работы определяется обобщением понятийно-категориального аппарата в области государственного регулирования сферы культуры.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения предлагаемых мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях управления вне зависимости от специфики деятельности учреждения культуры.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Управление сферой культуры - это деятельность, нацеленная на повышение эффективности функционирования отраслей, учреждений и других институтов сферы культуры для достижения поставленных целей и выполнения общественной миссии. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, таким образом, повышение роли культуры является актуальным в решении государственных задач на сегодняшний день.
Сфера культуры в свою очередь, представляет собой сферу жизни общества, определяющуюся как система по созданию, хранению, распространению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, формируя духовный мир общества и человека.
Нормативно-правовое регулирование направлено на государственный и региональный контроль за функционированием и развитием учреждений культуры, проверку их сохранности, условий хранения, государственного учета культурных объектов. Государственная политика в сфере культуры направлена на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.
Орган осуществляющий государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры в Ставропольском крае -Министерство культуры Ставропольского края.
В Ставропольском крае стратегия развития отрасли культуры реализуется в соответствии основными целевыми установками национального проекта «Культура» и включает в себя:
- региональную программу «Культура»;
- региональный проект «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры в Ставропольском крае» («Культурная среда»);
- региональный проект «Создание условий для
реализации творческого потенциала жителей
Ставропольского края» («Творческие люди»);
- региональный проект «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры Ставропольского края» («Цифровая культура»).
Задачей региональной составляющей является обеспечение максимальной доступности населения к культурным благам. В частности, в качестве одной из целей проекта выступает увеличение на 15% количества посещений организаций культуры, а также 5-ти кратный рост обращений к цифровым ресурсам культуры.
Основные проблемы управления развитием сферы культуры в Ставропольском крае в целом не отличаются от проблем в других регионах.
Первая проблема лежит в эффективной реализации федерального проекта «Цифровая культура». По направлениям развития проекта «Цифровая культура» необходимы достаточно серьезные изменения в деятельности подведомственных министерству культуры Ставропольского края, однако объем финансирования на региональный проект «Цифровая культура составляет за 5 лет всего 733,3 тыс. рублей, и этой суммы, безусловно, не достаточно для того, чтобы добиться показателя увеличения в 5 раз обращения граждан к цифровым ресурсам культуры.
Недостаточность финансовых ресурсов сопровождается низким для современности уровнем использования россиянами информационных технологий. Так, еще в 2017 году в среднем по странам - членам ЕС данный показатель составлял 84,4%, а в России - 76%. Также низок по сравнении с жителями стран - членов ЕС уровень пользовательских навыков работы населения на персональном компьютере.
К тому же, необходимо воспитывать в гражданах привычку потребления товаров и услуг сферы культуры в онлайн-форматах. Ситуация с пандемией коронавируса активно подтолкнула россиян к использованию цифровых технологий в части развлечений и походов по виртуальным музеям, и, скорее всего, данная тенденция будет продолжена и после снятия карантина.
Проблемой также будет привлечение частных инвестиций в сферу культуры в Ставропольском крае. Не выдержав вынужденной самоизоляции, банкротятся частные театры, культурно-досуговые организации, музеи и иные учреждения культуры. На их восстановление понадобятся значительные финансовые и временные ресурсы, а также желание собственников продолжать свою деятельность.
Исходя из современных реалий и трансформации федеральной повестки, министерство культуры Ставропольского края должно будет пересматривать показатели реализации региональной программы «Культура», а также региональных проектов «Культурная среда», «Создание условий для реализации творческого потенциала жителей Ставропольского края», «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры Ставропольского края», и адаптировать деятельность региональных учреждений культуры под новые условия хозяйствования.
Исходя из данных обстоятельств, перевод большинства услуг, предлагаемых учреждениями культуры, в онлайн- формат, является единственным возможным вариантом повышения количества посещений учреждений культуры, и как следствие, достижения желаемых показателей.
Предлагаемый к реализации формат позволит избежать указанных проблем, позволит повысить прозрачность оказания услуг в сфере культуры и обеспечить повышение уровня их востребованности даже в режиме ограничений посещения общественных мест. Как следствие, повысится уровень финансовых поступлений от приобретения услуг, что позволит увеличить долю внебюджетных источников доходов.
Помимо разработки самой платформы, необходимо будет создать условия для онлайн-трансляции всех мероприятий, активизировать оцифровку литературы, создать электронные каталоги по библиотекам в едином формате, подготовить стационарные музеи и выставки к оцифровке и созданию фильмов о них.
Ожидаемыми конечными результатами реализации предлагаемых мероприятий выступают показатели, которые были предусмотрены государственной программой Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры».
Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят повысить инновационность и эффективность реализации мероприятий по направлению «Культура» и сделать данное направление развития региона более современным, востребованным и результативным.



1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М., 2001.
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 21.07.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ от 19.11.1992. - № 46. - Ст. 2615
3. Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/104540/(дата обращения 6.05.2020)
4. Постановление Правительства РФ от 28.12.1998 N 1562 (ред. от 22.07.2003) «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе 77 России» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 21467/
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Российская газета», N 146, 03.07.2014, «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
6. Постановление Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2018 года N 592-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры» // http://docs.cntd.ru/document/550308392
7. Положение о министерстве культуры Ставропольского края, утверждённое постановлением Правительства Ставропольского края от 16 августа 2012 г. № 296-п (актуализированная редакция по состоянию на 16 октября 2017 года) // http://www.mincultsk.ru/index.php/min/2010-03-02- 15-03-25
8. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730e b.pdf (дата обращения: 7.05.2020).
9. Положение о министерстве культуры Ставропольского края, утверждённое постановлением Правительства Ставропольского края от 16 августа 2012 г. № 296-п (актуализированная редакция по состоянию на 16 октября
2017 года) // http://www.mincultsk.ru/index.php/min/2010-03-02- 15-03-25
10. Постановление Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2018 года N 592-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры» // http://docs.cntd.ru/document/550308392
11. Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» от 15.03.2000 N 511 (ред. от 28.06.2005) // Справочно¬правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП « Г арант-Сервис».
12. Антонова, М.А. Роль и значение сферы культуры как фактора социально-экономического развития // В сборнике: Проблемы и перспективы развития социально¬экономического потенциала российских регионов. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». 2018. С. 69-73.
13. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции. М.: Изд-во РАГС, 2016. 69 с.
14. Булочников, П.А. Развитие сферы культуры как комплексный фактор конкурентоспособности регионов // Петербургский экономический журнал. - 2019. - № 2. - С. 17¬
28.
15. Востряков, Л.Е. Государственная культурная политика: Понятия и модели//Востряков Л.Е монография /- С.-Пб.: СЗИ РАНХиГС, 2011. -167с.
16. Горлова, И. Культурная политика в современной России: региональный аспект: учебник / И.Горлова - К.: Каскад,2013. - С.189
19. Горбунова, И.А., Фатеева, С.В. Стратегические ориентиры развития сферы культуры в регионе // В сборнике: Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции. В 4 частях. Ответственный редактор Халиков А.Р. - 2018. - С. 57-62.
20. Евсеева, О.А. Совершенствование государственного регулирования развития системы культуры в регионе / О.А. Евсеева // Бизнес Информ - 2013. - № 4. - С. 17-22.
21. Жильцов, Е.Н. Экономика и управление социальной
сферой: Учебник для бакалавров. [Электронный ресурс] / Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров. - Электрон.дан. - М. : Дашков и К,2015. - 496 с. - Режим доступа:
http://eJanbook.com/book/61076
22. Иванов, А.А. Некоторые аспекты стратегии развития
организации сферы культуры региона // В сборнике: Управление социально-экономическими системами. Материалы международной научно-практической
конференции. - 2017. - С. 263-265.
23. Карпова Г.Г. Культурная политика современной России: законодательное регулирование и механизмы реализации // Власть. - 2015. - № 4. - С. 73 - 78.
24. Кириллова, Н.Б. Менеджмент социокультурной сферы : [учебное пособие]. - 2 изд. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2012. - 186 с.
25. Кунафина, Д.Ф. Перспективы развития сферы культуры и ее цифровизации // В сборнике: Управление экономикой, системами, процессами сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 111-115.
26. Луков М. В. Культура повседневности // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 4
27. Митин Д.В. Культура как фактор социально¬экономического развития региона // Инновационная наука. - №1-2. - 2015. - с.140-142
28. Мурзина, И. Я. Основы культурной политики: учебно-методическое пособие для студентов; Урал.гос. пед. ун-т. - Электрон.дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017;
29. Официальный сайт министерства культуры Ставропольского края. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.mincultsk.ru/
30. Поникаренко О.И. Развитие государственно-частного партнёрства в сфере культуры в Российской Федерации // В сборнике: Социально-экономическое развитие региона: состояние, проблемы, перспективы сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 206-208.
31. Попова, М.И., Сотникова, А.С. Отраслевые особенности развития экономической деятельности в сфере культуры // Петербургский экономический журнал. - 2017. - № 1. - С. 29-38.
32. Положение о Министерстве культуры Российской
Федерации // Режим доступа:
http://www.ybs.ru/mincult/DocMinCl.htm
33. Понькин И.В. Особенности государственного управления в области культуры / И.В. Понькин // Вопросы управления. - 2014. - №3.-С.7-12
34. Попова М.И., Сотникова А.С. Отраслевые особенности развития 80 экономической деятельности в сфере культуры // Петербургский экономический журнал. -
2017. - № 1. С. 29-38
35. Рейнбах Е.Ю. Сущность и формы реализации региональной культурной политики // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 5. - С. 361¬364.
36. Сагитов С. Т. Особенности управления сферой культуры // КПЖ. 2016. №1 (114).
37. Саракун Л. П. Государство и культура: проблемы взаимодействия // Всероссийский журнал научных публикаций. 2013. №4 (19).
38. Савицкий, С.И., Поташева, О.В. Программно-целевое управление в развитии региона: применение в сфере культуры // В сборнике: Дети и молодежь - будущее России материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 244-249.
39. Седова, С.А. Государственное регулирование инфраструктуры сферыкультуры: учебник / С.А. Седова.- Санкт-Петербург: СПГУ, 2012. - 167 с
40. Серяева, М.Г. Финансирование сферы культуры российской федерации и показатели результативности ее развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. - № 2 (27). - С. 305-308.
41. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. - 528 с.
42. Федорков, А.И., Яновский, В.В. Инновационные тенденции развития в сфере культуры: инвестиции, эффективность, цифровая экономика // Петербургский экономический журнал. - 2017. - № 3. - С. 44-52.
43. Федорков А.И., Яновский В.В. О государственном регулировании в сфере культуры // Петербургский экономический журнал. - 2017. - № 1. С. 20-28.
44. Хабибуллина, Л.Р., Митаева, А.С. Управление развитием сферы культуры муниципального образования // В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей V международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 98-99.
45. Шабунова, М.А. Стратегия развития сферы культуры и искусства // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2017. - № 2/4-1. - С. 66-71.
46. Шикина, Л.В., Никитина, Л.Ю. К вопросу социально-экономического развития сферы культуры в России // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции: в 2-х томах. Под редакцией А.В. Полянина. - 2019. - С. 184-185.
47. Официальный сайт Министерства культуры РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/(дата обращения 11.05.2020)
48. Официальный сайт Министерства культуры Ставропольского края [Электронный ресурс]: режим доступа -http://www.mincultsk.ru/(дата обращения 10.05.2020);
49. Baikov, E.A., Sokolov, A.G. Main directions and mechanismsof the development of public-private partnershipsin the field of culture // Петербургский экономический журнал. - 2017. - № 3. - С. 67-75.
50. Doyle G. Why culture attracts and resist of economic analysis? // Journal of Cultural Economics. - 2010. - Vol. 34. P. 245-259.
51. MacGregor N. A Report for the Secretary of State for
Culture, Olympics, Media and Sport on the role endowments could play in DCMS funded museums and galleries. London. UK,
2010. [Электронный документ]. Режим доступа: http ://www.culture. gov.uk/publications/7642. aspx (дата
обращения: 9.05.2020.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ