Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №67565

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИИЯ
РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАЛИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКИ В ИВНЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ИВНЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Актуальность исследования. В настоящее время муниципальное управление тесно взаимосвязано с культурной политикой муниципального образования. Деятельность органов местного самоуправления не может быть эффективной, если она осуществляется без учета социокультурных аспектов, поскольку культурная среда муниципального образования является важным инструментом регулирования всех социальных процессов, а также выступает основой перспективного развития территории муниципалитета.
В целом социокультурная среда муниципального образования определяет совокупность различных условий жизнедеятельности, культурного и социального поведения каждого человека.
В процессе реализации культурной политики деятельность органов местного самоуправления опирается на принципы, которые в общем смысле определяются как некая сторона управленческой деятельности, связанная с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни общества. Культурная политика муниципального образования выступает в данном случае как совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы местного самоуправления в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также как вся деятельность муниципального образования в области культуры.
Управление сферой культуры представляет собой набор техник, методик, инструментов органов местного самоуправления по эффективному регулированию социокультурной среды, включающей в себя культурно- просветительскую деятельность, историко-архивную деятельность, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, библиотечное и музейное дело, кино-видеопроизводство, охрану и реставрацию памятников истории и культуры, радио и телевидение, краеведение. Следовательно, учитывая высокую социальную значимость управления сферой культуры муниципального образования целесообразно как теоретикам, так и практикам
4 уделять более пристальное внимание вопросам совершенствования процесса управления культурной сферой.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, непрерывным взаимодействием муниципального управления и
социокультурной политики муниципального образования; во-вторых, культурная политика является регулирующим средством деятельности органов местного самоуправления в области культуры; в-третьих, управление сферой культуры можно представить как определенный набор инструментов по регулированию социокультурных процессов, протекающих на территории муниципального образования; в-четвертых, управление сферой культуры имеет высокую социальную значимость, вследствие чего требуется уделять большее внимание вопросу совершенствования управления данной сферой.
Степень изученности темы. Теоретическим основам управления культурой посвящено множество работ таких отечественных авторов, как О.В. Астафьевой, З.Б. Бабатова, А.С. Двуреченской, О.И. Кононова,
С.А. Черкасова .
Вопросам управления развития культуры на муниципальном уровне посвящены работы Н.В. Кондратенко, Н.А. Леваньковой, М.Б. Лига, И.В. Мерзляковой, Н.В. Овсянниковой, Н.Г. Смирновой, Г.Л. Тульчинского, А.В. Тараканова, С.И. Худякова .
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью развития сферы культуры Ивнянского района Белгородской области и дефицитом существующих способов и методов осуществления этой деятельности.
Объектом исследования является процесс социокультурного развития муниципального образования.
Предметом исследования является организация управления развитием сферы культуры в Ивнянском районе Белгородской области.
Цель исследования - обоснование методов повышения эффективности управления развитием сферы культуры в Ивнянском районе Белгородской области.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы управления развитием сферы культуры в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику реализации культурной политики в
Ивнянском районе Белгородской области.
3. Предложить практические рекомендации повышения эффективности управления развитием сферой культуры в Ивнянском районе Белгородской области.
Теоретико-методологическая основа исследования. Решение цели и задач дипломного исследования исходило из основных положений социологии управления и социологии культуры, а также из теоретических концепций и
6 методологических подходов, разработанных в трудах отечественных и
зарубежных ученых.
Основные положения деятельностного подхода, изложенные в работах И.Г. Васильева, Л.В. Карцевой, позволили представить процесс управления сферой культуры на муниципальном уровне как совокупность деятельности, выступающей необходимым условием воспроизводства, сохранения и развития социально-экономической системы . Кроме того, в процессе написания выпускной квалификационной работы использовались основные положения системного подхода, позволившие раскрыть целостность процесса управления сферой культуры и обеспечивающих его механизмов, а также выявить многообразие типов внутренних связей данного явления и свести их в единую теоретическую картину.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, а также качественный анализ
нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составили: федеральные
нормативно-правовые акты , региональные нормативно-правовые акты , муниципальные нормативно-правовые акты Ивнянского района Белгородской области , аналитические материалы, отчетные материалы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения предложенного проекта и представленных практических рекомендаций органами местного самоуправления в процессе совершенствования системы управления сферой культуры во всех муниципальных районах Белгородской области.
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном российском обществе сложилась такая ситуация, при которой появилась угроза утраты культурных ценностей нашего государства. В целях сохранения культурно-исторического наследия России Президентом РФ в 2014 году был объявлен Годом культуры. Это позволило привлечь общественное внимание к сложившимся противоречиям в области реализации государственной культурной политики.
Культура является неотъемлемой частью социальной жизни, результатом целостного общественного развития.
Существует множество подходов к интерпретации понятия «культура». Наиболее приближенным к объекту нашего исследования является определение культуры как формы деятельности людей по поддержанию, воспроизведению и обновлению своего социального бытия, включающей в себя разноплановые (материальные, духовные, социальные) продукты и результаты указанных процессов.
Сфера культуры как подсистема муниципального образования включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, то есть совокупность всех субъектов управления (органы власти) и объектов культуры: библиотечные сети, музейные фонды, кинотеатры, дома
творчества, парки, дома культуры и др. Управление данной сферой осуществляется на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).
Реализацию государственной политики в сфере культуры осуществляет Министерство культуры РФ, на региональном уровне управление сферой культуры осуществляют соответствующие структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На муниципальном уровне управление сферой культуры осуществляет как исполнительно-распорядительный орган, представленный
специфическими подразделениями местной администрации, так и
65 представительный орган, в компетенции которого находится круг вопросов, касающихся функционирования культурной подсистемы муниципального образования.
В исследуемом Ивнянском районе Белгородской области управление сферой культуры закреплено за муниципальным казенным учреждением «Управление культуры администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области. Основными направлениями его деятельности являются: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории, культуры, воинской славы, архитектуры и археологии), охрана объектов культурного наследия (памятников истории, культуры, воинской славы, архитектуры и археологии), расположенных на территории Ивнянского района; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек Ивнянского района; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Ивнянского района услугами муниципальных учреждений культуры, находящихся в ведении и ведомственном подчинении управления культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в Ивнянском районе; иные вопросы в сфере культуры, искусства, туризма, историко-культурного наследия, дополнительного музыкального и художественного образования детей в соответствии с действующим законодательством.
Культура муниципального образования - важнейший фактор, без которого невозможно создание качественной социальной среды, где каждый житель имеет возможность творчества и приобщения к культуре.
Анализ деятельности администрации Ивнянского района в сфере культуры показал, что уровень ее развития, в целом, довольно высокий. Однако на основании проведенного нами мониторинга «Удовлетворенности населения Белгородской области качеством предоставляемых услуг в сфере
66 культуры и искусства» в целях принятия эффективных управленческих решений, направленного на повышение качества обслуживания населения, зафиксирована низкая удовлетворенность жителей муниципалитета оказанием услуг в области культуры. Сельские учреждения культуры предоставляют услуги низкого качества, так как не имеют возможности развития. Перечень предоставляемых культурных услуг слишком узок для удовлетворения потребностей сельского населения.
При этом в настоящее время в районе производится строительство модельных домов культуры, библиотек. Однако остаются не задействованы в процессе культурного развития сельские территории. Кроме того, на территории Ивнянского района не создано благоприятных условий для активного отдыха жителей в парковых зонах.
Недостаточная эффективность управления во многом объясняется тем, что существующие методы регулирования деятельности сферы культуры устарели и требуют новых подходов. Учреждения культуры Ивнянского района испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, в результате чего отсутствует системное взаимодействия с населением. Местные жители хотели бы принимать участие в культурной жизни района, но они не имеют доступной информации о возможных формах участия.
Главным источником совершенствования системы управления культурным развитием является комплексная программа действий, которую необходимо осуществить администрации Ивнянского района. Программа действий должна предусматривать, в первую очередь, расширение перечня услуг учреждений культуры и повышение качества предоставления услуг в сфере культуры. Кроме того, решение проблем в сфере культуры Ивнянского района предполагает создание эффективной инфраструктуры культурно¬парковых зон отдыха.
С целью разрешений указанных противоречий нами предлагается к разработке и реализации проект по активизации деятельности учреждений культуры и разработке культурно-парковых зон отдыха «Формирование
67 культурной среды Ивнянского района Белгородской области». Его основной целью является модернизация сельских территории района в объекты, привлекательные для проживания населения. Кроме того, появится возможность для развития сельского туризма. Результаты проведенного анализа позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес органов местного самоуправления Ивнянского района Белгородской области, внедрение которых позволит существенным образом повысить удовлетворенность населения культурной средой муниципального образования.
1. Управлению культуры администрации Ивнянского района Белгородской области необходимо разработать новые эффективные механизмы активизации населения в процессе реализации культурной политики района.
2. Администрации Ивнянского района необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвесторов в процесс модернизации районной сферы культуры.
3. Управлению культуры необходимо организовать мероприятия по повышению квалификации кадров в области предоставления услуг населению в сфере культуры.
4. Аппарату главы администрации Ивнянского района следует разработать и внедрить систему мотивации сотрудников культурной сферы муниципального образования.
5. Управлению культуры Ивнянского района необходимо организовать практический семинар по проблемам культурного развития муниципального образования на базе районного Дома культуры с привлечением экспертов-практиков в области реализации культурной политики муниципалитета.
6. Главе администрации района необходимо усилить контроль за деятельностью учреждений культуры и досуга Ивнянского района.


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года, с изменениями от 14 апреля 2014 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре федер.
закон от 30 сентября 2013 года. № 185-ФЗ. [Электронный ресурс] //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы. Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года» № 526-пп // Справочно - правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О культуре в Российской Федерации: Проект Федерального закона [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федер. закон от 9 октября 1992 года. № 3612-1 (ред. от 24.12.2012). [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Устав муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области. Официальный сайт органов местного самоуправления Ивнянского района Белгородской области. - Режим доступа: http://ivnya-rayon.ru.
7. Программа «Развитие культуры и искусства Ивнянского района на 2015-2020 годы». Постановлением администрации муниципального района «Ивнянский район» // Официальный сайт Управления культуры Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ivnya- rayon.ru.
8. Азанесова, Г.А. Социокультуроное развитие Российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. [Текст] / Г.А. Азанесова, О.Н. Астафьева. - М.: Наука, 2011. - 215 с.
9. Андросова, Н.О. Условия и предпосылки создания социокультурного кластера в Белгородской области [Текст] / Н.О. Андросова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2012.
- № 2. - С. 171-180.
10. Астафьева, О.В. Культурная политика России: теория - реальность
- перспектива [Текст] / О.В. Астафьева // Государственная служба. - 2010. - № 1. - С. 68-73.
11. Бабатов, З.Б. Социально-экономические проблемы управления культурой [Текст] / З.Б. Бабатов, С.А. Черкасов // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. - С. 288-289.
12. Багаева, И.В. Культура как важнейший фактор повышения качества жизни населения муниципального образования (по результатам социологического исследования) [Текст] / И.В. Багаева, С.А. Потапова // Адлерские социологические чтения. - 2011. - № 1. - С. 187-90.
13. Безуглова, Н.П. Понятие «культура» в исследованиях межкультурных взаимодействий [Текст] / Н.П. Безуглова // Преподаватель XXI века. - 2011. - № 1. - С. 343-349.
14. Белозор, Ф.И. Управление сферой культуры в условиях общественной трансформации [Текст] : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Ф.И. Белозор. - М., 2011. - С. 148.
15. Булавина, Д.М. Управление сферой культуры в современных экономических условиях [Текст] / Д.М. Булавина // Вестник Башкирского Университета. - 2010. - № 3. - С. 139-140.
16. Васильев, И.Г. Культура как институт непрерывного образования: региональный аспект [Текст] / И.Г. Васильев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2009. - № 1. - С. 36-57.
17. Ветрова, Н.К. Государственное упарвление сферой культуры региона [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 / Н.К. Ветрова. - М.,
2009. - С. 159.
18. Гринченко, С.Н. Культура как системная составляющая человечества [Текст] / С.Н. Гринченко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 3. - С. 55-63.
19. Двуреченская, А.С. Массовая культура и сфера досуга в условиях региона [Текст] : автореф. дис. ... канд. культ. наук / А.С. Двуреченская. - Кемерово, 2008. - С. 195.
20. Ершов, Н.Н. Стратегическое управление сферой культуры [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н.Н. Ершов. - СПб., 2010. - С. 17.
21. Есаков, В.А. Управление нормативной сферой культуры [Текст] / В.А. Есаков // Российский следователь. - 2009. - № 2. - С. 33-35.
22. Жаровская, И.М. Социальная культура народа и концепт государственной власти: проблемы соотношения [Текст] / И.М. Жаровская // Право и политика. - 2013. - № 7. - С. 915-918.
23. Зарайченко, В.Е. "Этнокультурные' аспекты регионального и муниципального управления [Текст] / В.Е. Зарайченко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2010. - № 1. - С. 127-142.
24. Материалы заседания Совета по культуре и искусству [Электронный ресурс] // официальный сайт министерства культуры РФ: [сайт]. - Режим доступа: http: //mkrf.ru/press-tsentr/novosti/ministerstvo.
25. Зеленцова, Е.В. Культура как ULTIMO RATIO для России [Текст] / Е.В. Зеленцова // Управленческое консультирование. - 2011. - № 1. - С. 201-212.
26. Иванов, М.Ю. Проектирование индикаторов эффективности управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг [Текст] / М.Ю. Иванов // Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 529-535.
27. Исаев, И.Ф. Организатор и организаторская деятельность [Текст] / И.Ф. Исаев. - М.: Логика, 2009. - С. 215.
28. Казакова, Ю.А. Разграничение предметов ведения между исполнительными органами субъектов федерации и муниципальными органами в сфере управления отраслью культуры [Текст] / Ю.А. Казакова // Молодой ученый. - 2011. - № 8-2. - С. 49-53.
29. Кармин, А.С. Культурология [Текст] / А.С. Кармин. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - С. 174.
30. Карпова, Г.А. Новые подходы к управлению в сфере культуры [Текст] / Г.А. Карпова // Человек и труд. - 2012. - № 2. - С. 36-37.
31. Карцева, Л.В. Городская и сельская культура как фактор социализации личности [Текст] / Л.В. Карцева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 1. - С. 24-28.
32. Кондратенко, Н.В. Социальная роль учреждений культуры в процессе рационального использования населением свободного временя [Текст] / Н.В. Кондратенко // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 3. - С. 39-43.
33. Кононов, О.И. Пути повышения эффективности управления культурой в регионе [Текст] / О.И. Кононов // Вестник Московского государственного университета культуры искусств. - 2012. - № 2. - С. 100-103.
34. Кричевский, В.Ю. О некоторых направлениях развития теории управления школой [Текст] / В.Ю. Кричевский // Управление в культуре: материалы международного семинара. - 2008. - № 5. - С. 6-8.
35. Леванькова, Н.А. Роль муниципального социально - культурного учреждения в формировании педагогической культуры семьи [Текст] / Н.А. Леванькова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 20. - С. 113-119.
36. Лига, М.Б. Роль социальной культуры в обеспечении достойного качества жизни [Текст] / М.Б. Лига // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - № 2. - С. 96-98.
37. Мерзлякова, И.В. Социальная культура как основа социального благополучия человека и общества [Текст] / И.В. Мерзлякова // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2009. - № 4. - С. 97-100.
38. Михайлова, Л.И. Социология культуры [Текст] / Л.И. Михайлова. - М.: Аргус, 2009. - С. 111.
39. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере: социально-экономические механизмы и методы управления [Текст] / Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская // Вестник Российской Академии Наук. - 2008. - № 17. - С. 4-11.
40. Новичков, Н.В. Политическое управление и культурная политика [Текст] / Н.В. Новичков // Вестник Московского Государственного Университета культуры и искусств. - 2011. - № 4. - С. 22-30.
41. Официальный сайт органов местного самоуправления Ивнянского района Белгородской области. - / Режим доступа: http://ivnya-rayon.ru.
42. Овсянникова, Н.В. «Третий возраст» в современной культуре [Текст] / Н.В. Овсянникова // Вестник Самарского Муниципального института управления. - 2011. - № 3. - С. 182-89.
43. Понятие культуры и ее сущность. Культура в жизни людей и ее роль. - Режим доступа: http ://www. gumfak. ru/kutt html/lecture/lect09. shtml.
44. Попов, Е.А. Культурная среда современного муниципального развития [Текст] / Е. А. Попов // Политика и общество. - 2012. - № 1. - С. 76-84.
45. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи [Текст] / Э. Сепир. - М.: Наука, 1993. - С. 221.
46. Смирнова, Н.Г. Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования (в контексте формирования общей культуры личности) [Текст] / Н.Г. Смирнова // Мир науки, культуры, образования. -
2010. - № 6-2. - С. 74-79.
47. Тангиев, З.А. Управление в социально-культурной сфере [Текст] / З.А. Тангиев // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - № 1. - С. 169-174.
48. Тараканов, А.В. Массовая культура: ее место и роль в социальном бытии [Текст] / А.В. Тараканов // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 91. - С. 110-112.
49. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура [Электронный ресурс] / Э.Б. Тайлор // Библиотека Максима Мошкова: [сайт]. - М., 2011. - Режим доступа : http://az.lib.ru/tZtajlor e b/text 1871 primitive culture.shtml.
50. Тульчинский, Г.Л. Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-экономическое развитие [Текст] / Г.Л. Тульчинский // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 2. - С. 97-106.
51. Худяков, С.И. Роль культуры в трансформирующемся обществе: от экономцентризма к культуроцентризму [Текст] / С.И. Худяков // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2010. - № 1. - С. 89-95.
52. Чулков, А.С. Особенности формирования и исполнения муниципального задания в сфере культуры [Текст] / А.С. Чулков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 6. - С. 47-52.
53. Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности [Текст] / В.Г. Шипунов // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 13.- С. 33-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ