Введение
1. Теоретические аспекты формирования инновационной политики 6 предприятия
1.1. Сущность инноваций, их типология и классификация 6
1.2. Понятие и сущность инновационной политики предприятия 17
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности 25 предприятий
2. Оценка реализации инновационной политики предприятия на 31 примере ПАО «АК БАРС» БАНК
2.1. Характеристика деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК на рынке 31 банковских услуг
2.2. Особенности процесса реализации инновационной политики ПАО 41 «АК БАРС» БАНК в современных условиях
3. Совершенствование инновационной политики ПАО «АК БАРС» 58 БАНК
3.1. Направления развития банковских инноваций в ПАО «АК БАРС» 58 БАНК
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию инновационной 65 политики ПАО «АК БАРС» БАНК
Заключение 82
Список использованных источников
В соответствии с динамично меняющимися условиями деятельности любой банк как полноценный участник рынка вынужден меняться сам, становясь инициатором внутри организационных инновационных процессов. Естественно, что данные процессы не должны протекать стихийно, их необходимо осуществлять планомерно в рамках разработанной инновационной стратегии, являющейся частью общей стратегии развития банковской системы. Одно из главных препятствий к формированию эффективной политики в области инноваций заключается в том, что сегодня трудно оценить инновационный потенциал различных вариантов организационно-экономического развития банков. Необходимо провести структуризацию нововведений, что даст возможность определить не только выбор конкретной стратегии или способ построения экономического и организационного механизма управления банком, но также характер будущей деятельности, состав банковских операций, формы обслуживания клиентов.
Вопросы исследования финансовых и организационно-экономических инноваций приобретают особую актуальность на современном этапе экономического развития. Создание системы эффективного управления инновационной деятельностью в области организационно-экономического развития с целью повышения потенциала отечественных банков является новым научным направлением, особенно в аспекте финансовой глобализации и усиления конкуренции.
Актуальность повышения эффективности инновационной деятельности на основе использования потенциала научно-технического прогресса раскрыта во многих трудах зарубежных и отечественных ученых и практиков. Многие исследователи акцентируют особое внимание на вопросах формирования, развития инновационного менеджмента, а также проблемах эффективного использования инновационного потенциала в современных моделях рыночного хозяйства. Этой проблематике посвящены труды таких ученых, как В.М. Аньшин, А. Баркер, В.А. Горфинкель, Л.М. Гохберг, Ю.Б. Зеленский, Г.И. Иванов, С.Д. Ильенков, М. Клейтон, Джон П. Копер, В.Г. Медынский, А.И. Пригожий, Б. Твисс, Фр. Дж. Фабоцци, В.А. Швандер, Й.Шумпетер.
Исследование различных аспектов инновационной деятельности в финансовой и банковской сферах можно найти в трудах А.Р. Алавердова, И.А. Бланка, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамоновой, А.Н. Мурычева, П.С. Роуза, Ю.Ю. Русанова, В.И. Сенчагова, A.M. Смулова, К.Р. Тагирбекова, В.А. Трайнева, Г.С. Пановой, С.И. Черных, В.Н. Шенаева, И.П. Хоминич и ряда других.
Объектом исследования является механизм формирования и реализации инновационной политики предприятия.
Предметом исследования является инновационная политика ПАО «АК БАРС» БАНК.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов разработки и реализации эффективной инновационной политики на предприятии.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему:
- исследовать сущность и отдельные составляющие понятия инновации;
- рассмотреть концептуальные положения по формированию инновационной политики предприятий;
- определить основные инструменты механизма управления инновационной деятельностью предприятий;
- выявить особенности внедрения инноваций в ПАО «АК БАРС» БАНК;
- предложить меры по улучшению инновационной деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили фундаментальные и прикладные научные работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей по теории банковского дела, банковскому менеджменту, инновационному менеджменту.
Информационной базой дипломного проекта послужили законодательные и нормативные документы в сфере регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации, Центрального банка РФ, внутренние организационные и финансовые документы ПАО «АК БАРС» БАНК, информационные ресурсы сети Интернет, материалы периодической печати за период 2000-2016 гг., научно¬методическая литература и материалы научных конференций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении дано обоснование актуальности темы, определены предмет, объект, цели и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены особенности инновационной деятельности предприятий, выделены основные принципы и классификация нововведений.
Во второй главе изучены практика формирования и реализации инновационной политики на примере ПАО «АК БАРС» БАНК, рассмотрены основополагающие принципы управления инновационной деятельностью банка, проведен анализ эффективности применения инновационных продуктов банком.
В третьей главе выявлены особенности существующих инновационных продуктов в банке, даны мероприятия и рекомендации, способствующие улучшению инновационной деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК.
В заключении обобщены выводы исследования.
Правильное построение инновационной политики влияет не только на успешность инновационной деятельности предприятия, но и на его имидж и положение на рынке. Кроме того, от успешности того или иного инновационно - активного субъекта зависит инновационный потенциал региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Этим обуславливается актуальность цели данной работы - развитие теоретико-методологических вопросов формирования механизма реализации эффективной инновационной политики в банках, обеспечивающего внедрение современных инноваций в сфере информационных технологий.
Исходя из поставленной цели, в дипломном исследовании решены следующие задачи:
- изучена сущность инноваций, инновационной политики;
- рассмотрены виды инноваций и их классификации;
- определены современные тенденции развития инновационной деятельности;
- проведен анализ деятельности банка на примере ПАО «АК БАРС» БАНК;
- предложены мероприятия по совершенствованию инновационной политики для ПАО «АК БАРС» БАНК.
В ходе исследования теоретических основ было выявлено отсутствие четкого единого понимания в научной среде сущности инноваций. Это связано с тем, что основоположник теории инноваций Й. Шумпетер недостаточно полно раскрыл значение термина «инновация». В связи с этим образовалось 4 условных группы ученых, по-разному понимающих данный термин. С этим же связано отсутствие универсальной типологии и классификации инноваций. Данный факт серьезно тормозит развитие исследований, не только в области теории инноваций, но и в области инновационного менеджмента, теории инновационных процессов и маркетинга инноваций.
В работе сделан вывод о том, что на данный момент в научной литературе нет четкого и однозначного определения таким понятиям, как «инновационная деятельность», «инновационная политика» и «инновационная инфраструктура». Руководствуясь этим, определены наиболее обоснованные определения данным терминам. Кроме того, для более четкого понимания сущности инновационной инфраструктуры были изучены понятия «локальная инновационная инфраструктура» и «региональная инновационная.
В процессе исследования было выявлено, что одним из определяющих условий успешной инновационной деятельности предприятий является постоянное внедрение новых идей и новых проектов в их работу. Для обеспечения эффективности этого процесса необходимо проводить обоснованный отбор перспективных инновационных проектов, что потребует изучения методов такого отбора. Задачи отбора и реализации перспективных инновационных проектов осуществляются в рамках инновационной политики.
В ходе исследования выявлено, что для разработки эффективной инновационной политики следует учитывать ряд факторов:
- сложность нового продукта (проекта), обусловленная технологическими изменениями в производстве, которые неминуемо приведут к снижению значений технико-экономических показателей деятельности организации в период разработки;
- финансовые потери на первых этапах разработки проекта и необходимость поиска новых источников финансирования;
- возможные количественные потери при внедрении в производство нового продукта в связи с неполной загрузкой оборудования;
- затраты времени и возможные простои, связанные с необходимостью оформления технической документации и сертификации нового изделия, что увеличивает период убыточной работы организации и время на подготовку продукта к массовому производству;
- сложность процесса планирования производства в период освоения выпуска нового продукта в связи с изменением удельной величины потребления различного вида ресурсов.
Во второй главе работы был проведен анализ практически аспектов реализации инновационной политики предприятия по материалам ПАО «АК БАРС» БАНК. Составлена характеристика деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК на рынке банковских услуг. Выявлены существенные события или факторы, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения банком в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными за последний завершенный отчетный период, а также вероятность наступления таких событий (возникновения факторов):
- более сильное падение темпов роста российской экономики, значительное снижение экономической активности агентов, снижение темпов роста кредитования и рост просроченной задолженности по кредитам. Вероятность наступления события - высокая;
- усиление негативных последствий из-за ситуации в Крыму, на Украине и на ближнем востоке (возможно усиление санкций против России, снижение мировых цен на основные экспортируемые товары из страны, более существенный отток капитала из страны, ограничения по внешним займам для банков и так далее). Вероятность наступления события - средняя;
- сохранение высоких темпов инфляции, в том числе, из-за нового витка ослабления курса национальной валюты. Вероятность наступления события - средняя.
В ходе изучения инновационной политики ПАО «АК БАРС» БАНК были получены результаты, определяющие направления инновационной деятельности Банка, особенности инновационных продуктов. Более того, подробно рассмотрен ряд инновационных продуктов Банка, их преимущества и свойства, изучена реализация бизнес-процессов подразделениями Банка в целях развития инновационной деятельности, что позволило сделать вывод, что инновационные продукты ПАО «АК БАРС» БАНК позволяют открыть новые перспективы не только для Банка, но и своих клиентов, что в Республике Татарстан. В настоящее время именно ПАО «АК БАРС» БАНК находит нестандартные решения привлечения клиентов в виде разработки инновационных продуктов, полезных обеим сторонам. Изучение продуктов Банка, также привело к знакомству с IT- технологиями, такими как NFC - технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия (до 3-5 см), позволяющая осуществлять бесконтактный обмен данными между мобильными телефонами, смарт-картами, платёжными терминалами, системами контроля доступа и прочими устройствами; HCE (Host Card Emulation - технология, позволяющая хранить данные в облачном хранилище) и предоставляющая возможность эмулировать бесконтактные smart- карты в телефоне, никак не регламентируя вопросы безопасного хранения и обработки данных.
На основе проведенного анализа сделан вывод, что роль «АК БАРС» БАНК, как инновационного Банка, возрастает в условиях конкурентоспособности на рынке банковских услуг. Основными направлениями в развитии банковских инноваций являются предоставление пользователям продуктов и услуг в сфере информационных технологий, таких как Payphone, Watch2pay, BankOK. Банком планируется в дальнейшем изучение перспектив применения технологий NFC, HCE, SE и их возможностей для разработки последующих инновационных продуктов в сфере розничного бизнеса в связи с тем, что в настоящее время именно эти технологии являются наиболее актуальными в банковском секторе экономики, так как преимуществами являются удобство пользования, хранение данных в «облаке», обеспечение безопасности информации пользователя, сокращение издержек на выпуск банковских карт и дополнительный канал распространения услуг.
Рассмотрена возможность внедрения понятия «инновационный риск» в политику рисков и инновационной деятельности «АК БАРС» БАНК, а также информирование подразделений Банка и разработка соответствующих положений по работе с инновационными рисками, способных помочь в принятии управленческих решений при возникновении инновационных рисков.
В работе рассмотрены факторы, способные вызвать операционный риск, связанный с деятельностью сотрудников при ведении инновационной деятельности банка и организацией бизнес-процессов, а также факторы, определяющие риск потери деловой репутации и риск снижения доходности.
К выявлению факторов были привлечены эксперты - специалисты банка. В дальнейшем эксперты оценили факторы по каждому риску и выбрали ключевые из них, которые определяют риски инновационной деятельности. Оценка согласованности мнений экспертов показала хорошие результаты.
Также была определена интервальная шкала, которая по оценочному показателю позволяет определить степень риска при осуществлении инновационной деятельности коммерческого банка.
На основе выделенных ключевых факторов рисков инновационной деятельности банка была проведена балльная оценка рисков, что позволило определить их место в морфологической матрице рисков. Расчеты показали, что у банка есть определенные резервы получения дополнительных доходов при проведении инновационной деятельности.
Наиболее острым для анализируемого банка встал вопрос проявления операционного риска при выполнении бизнес-процессов, в связи с несоответствием или отказом систем управления банком. С целью недопущения потерь, связанных с операционным риском, в работе предложены следующие мероприятия:
- совершенствование информационных систем банка, связанных с маркетинговыми исследованиями рынка банковских услуг, и адаптация нового продукта к условиям деятельности банка для обеспечения потребностей клиентов банка;
- разработка механизма мотивации сотрудников банка на начальных этапах разработки банковской инновации, что будет способствовать ее успешной реализации и достижению целей инновационной деятельности банка.
На основании результатов работы можно констатировать, что задачи исследования достигнуты; в работе предложен новый инструментарий, позволяющий более эффективно управлять рисками инновационной деятельности коммерческого банка.
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной
научно-технической политике [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.07.2011г, № 254-ФЗ. - Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от
20.01.2016.
2. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011г., № 2227-р. - Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
3. Абанников В.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: РГГМУ, 2010. - 254 с.
4. Абдуллаев К.Н., Войтоловский Н.В. Индустриальное инновационное развитие как аналог промышленной политики для пореформенных условий Казахстана // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2010. - № 1. - с. 114-122.
5. Абрамов В.И., Вагин С.Г. Метод экспертизы инновационного потенциала проекта // Вестник Самарского государственного университета. - Самара, 2012 - №5 (91). - С.9-13.
6. Абрамов В.И. Методология оценки инновационного потенциала: монография. - Самара: ООО «ДСМ», 2012. - 160 с.
7. Абрамов В.И. Методология оценки инновационного потенциала предприятия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - Самара, 2012. - № 4 (24). - С.130-137.
8. Абрамов В.И. Синтез метода количественной оценки инновационного потенциала на микроуровне // Вестник Московского государственного областного университета. - Москва, 2012. - № 4. - С.252-260.
9. Акулич И.Л. Маркетинг взаимоотношений. - Минск: Высшая школа, 2010. - 252 с.
10. Алавердян В.В. [Электронный ресурс]: Как рассчитать емкость рынка?// www. marketing.spb .ru
11. Алексеев А.А., Багиев Г.Л. Маркетинговые основы товарного позиционирования в инновационном периоде - СПб; СПБГУЭФ, 1997. - 93 с.
12. Алексеев A.A. Теория инновационного развития. Научное издание. - СПб: СЗТУ, 2003. - 186 с.
13. Алексеев А.А., Титов А.Б. Методология априорной оценки коммерческой: эффективности инноваций на основе структурных маркетинговых исследований // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов - СПб, 2000. - № 4. - С.50-59.
14. Алексеев A.A., Титов А.Б., Яковенко B.C., Фомина Н.Е. Методы управления инновационным развитием предприятий (Коллективная монография). - Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2012.
15. Алексеева А.И. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - M.: Финансы и статистика, 2012. - 528 с.
16. Ансофф И. Стратегическое управление - М: Экономика, 1989. - 358 с.
17. Аренков И.А., Баум П.Ф., Томилов В.В. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 122 с.
18. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2007. - 832 с.
19. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. [Электронный ресурс]
Инновационный менеджмент и государственная инновационная
политика/Монография Режим доступа: http://www.rae.ru
20. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес: пер. с англ. В.Кузина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 512 с.
21. Актуальные проблемы современной науки // Материалы 11-й межвузовской научно-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 2013 г. / А.В. Кидинов, науч.ред. - Тамбов - Липецк: Изд-во Першина О.В., 2013. - 102 с.
22. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 358
23. Архипов А.В., Ананичев Е.А. Анализ устойчивости решений в задаче многокритериального выбора инновационных проектов // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки, 2013. - № 3. - С.133-140.
24. Архипов А.В., Ананичев Е.А. Влияние параметров интегральных критериев на результаты выбора инновационных проектов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки, 2013. - № 4. - С.3-7.
25. Ахметова Н.Н. Один из подходов к определению сущности элементов инновационно-инвестиционной модели // Управление экономикой: методы, модели, технологии: сб. науч. трудов по материалам Второй Российская науч. - метод. конф. с международным участием - Уфа: Изд-во Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 2012. - С.61-63.
26. Балашов Р.Н. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности в сфере НИОКР как инструмент обеспечения конкурентоспособности: Дисс.канд.э кон. наук. Рязань, 2011. -187 с.
27. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. -2 -е изд. перераб. И доп. -М.: Издательство ЮРАЙТ, 2013 -711 с.
28. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2015. -219 с.
29. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика и управление» / Л. Е. Басовский - М.: ИНФРА - М, 2014. - 258 с.
30. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: учебник. - М.: ИНФРА- М, 2015. - 256 с.
31. Бендиков М.А. Стратегическое планирование развития наукоемких технологий и производств (на примере космического машиностроения). - М.: Akademia, 2010. -304 с.
32. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. — М.: «Наука», 1973. с.20-37.
33. Бовин А.А. Управление инновационными организациями: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации», 2 - е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-М», 2012. - 415 с.
34. Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы
35. практических расчетов: учебное пособие / М.М.Бутакова - 2 - изд. испр. - М.: КНОРУС, 2015, 168 с.
36. Ваганов П.И. Формирование инновационной политики в системах предпринимательства [Текст]: автореферат Дисс. ... канд. экон. наук. - Санкт- Петербург. - 1996. - 189 с.
37. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 344 с.
38. Вигери П., Керкланд Д., Кортни Х. Стратегия в условиях неопределенности // Вестник McKinsey, 2000. - № 3.
39. Глухов В.В. Стратегический менеджмент инновационной организации: учебное пособие по дисциплине специальности «Менеджмент организации» / Глухов В.В. и др.; Государственный Университет Управления. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГУУ, 2009. - 387 с.
40. Голиченко О.Г. Проблемы модернизации инновационной системы и инновационной политики России // Инновации. - 2008. - № 10. - С.12-21.
41. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент. Технологии принятия управленческих решений: учебное пособие / Е.П. Голубков. - 2-е изд., пераб. И доп. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 464 с.
42. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: учебное пособие. Таганрог: изд. ТРГУ, 1998 - 132 с.
43. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: монография. Таганрог: изд. ТРГУ, 2000. - 244 с.
44. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент. Учебник для магистров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 391 с.
45. Грачева М.В. Ляпина С.Ю. Управление рисками инновационной
деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.
46. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 311 с
47. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент , 2002. - № 4.
48. Гудков А.Г. Метод инновационно-технологической оптимизации при проектировании высокотехнологичных наукоемких изделий //Инновации - 2003. - №6 (63). - С.61.
49. Гунин В. И. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров 3 «Управление развитием организации». Модуль 7. -М.: ИНФРА-М, 1999. -328 с.
50. Дедова И.Н. Инновационные стратегии: учебное пособие -М.: МИИТ, 2013 - 134 с.
51. Дементьев В.Е. Догоняющая постиндустриализация и промышленная политика, М.: ЦЭМИ, 2006. -83 с.
52. Демкина О.В. Значение реальных опционов для проектного управления // Проблемы управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации. Актуальные проблемы управления - 2012: материалы Международной научно-практической конференции. - М: ГУУ, 2012.
53. Демкина О.В. Место инновационно-активных и наукоемких организаций в современной рыночной экономике // Вестник Университета (ГУУ) №11. - М.: ГУУ, 2014.
54. Демкина О.В. Особенности наукоемких организаций // Вестник Университета (ГУУ). - М.: ГУУ, 2013. - № 14.
55. Демкина О.В. Особенности прогнозирования в стратегическом менеджменте в России. // Вестник Университета (ГУУ)- М.: ГУУ, 2013. - № 5.
56. Демкина О.В. Проблемы обеспечения гибкости в управлении // Проблемы управления - 2014: материалы 22-й Всероссийской студенческой конференции, / Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2014. - Вып.3.
57. Демкина О.В. Стратегии инвестирования в НИОКР // Материалы 18-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления». - 2013 - М.: ГУУ, 2013.
58. Дралин А.И., Михнева С.Г. Международные экономические отношения: учебное пособие / - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 162 с.
59. Другов И.К. Формирование стратегии развития российской экономики на основе активизации промышленной политики государства: Автореф. дисс.. .докт. экон. наук - Санкт-Петербург, 2006. - 36 с.
60. Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 272 с.
61. Дятловская И.С. Мифы о неприменимости и мировая практика сценарного планирования // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 1. - С. 137-142.
62. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент. Учебное пособие, СПб: ООО «Андреевский издательский дом», 2007. -168 с.
63. Евстафьев Д.С. Молчанов Н.Н. [Электронный ресурс]: Маркетинг в информационном обществе. - Режим доступа: http:ZZexsolver.narod.ru
64. Жаркова Н.Н. Инвестиционная политика в области научно-технической инновационной деятельности предпр. текстил. и швейн. произв.: Моногр. / Н.Н. Жаркова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 95 с.
65. Инновационная политика предприятий: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2013 года - Москва: РУДН, 2013. - 382 с.
66. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 624 с
67. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 191 с.
68. Инновационная экономика: энциклопедический словарь-справочник / Комков И.И., Селин В.С., Цукерман В.А.; Российская академия наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования; научный руководитель В.В. Ивантер, В.И. Суслов, М.: МАКС Пресс, 2012. - 542 с.
69. Кристенсен К. Дилемма инноватора: из-за новых технологий погибают сильные компании. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 240 с.
70. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В.Яковец - 4 - е изд. перераб. и доп. - М.: Экономика, 2011. - 604 с.
71. Купчишина Е.В. [Электронный ресурс]: Стратегии принятия инновационных решений в условиях риска и неопределённости. - Режим доступа: http: //lomonosovmsu.ru
72. Мильнер Б.З. Управление знаниями в инновационной экономике: Учебник - М.: Издательство «Экономика», 2009. -599 с.
73. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие - 3-е издание - М.: ИНФРА-М, 2014. - 191 с.
74. Серяков А.В. Развитие стратегического планирования инновационной деятельности высокотехнологичных комплексов: Дисс. ... канд. экон. наук. - Воронеж, 2013. - 196 с.
75. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / А.В. Тебекин -2 -е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. -481 с.
76. Шичков А.Н. Менеджмент инноваций и технологий в производственной сфере: учебное пособие / А.Н. Шичков. - Вологда: ВоГУ, 2014. -109 с.
77. Шустов А.А. Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции / А.А. Шустов // Молодой ученый. — 2013. - № 9. - С. 275-282.
78. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 458 с.
79. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
80. Публичное акционерное общество «АК БАРС» БАНК [Электронный ресурс]: Раскрытие информации. - Официальный сайт ПАО «АК БАРС» БАНК, 2016. - Режим доступа: https://www.akbars.ru
81. Ассоциация Российских Банков [Электронный ресурс]: Розничные банковские продукты // Обзор российской экономики. - Официальный сайт АРБ, 2016.- Режим доступа: www.arb.ru
82. Центральный Банк РФ [Электронный ресурс]: Информация о рисках кредитования физических лиц. - Официальный сайт ЦБ РФ, 2016.- Режим доступа: www.cbr.ru