Особенности региональной инновационной политики: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской Области
|
Введение 2
Глава 1.Региональная инновационная политика: общая характеристика 5
1.1. Современная государственная инновационная политика, как базовое
условие устойчивого развития страны 5
1.2. Меры государственного регулирования инновационной политики в
регионах 15
Глава 2.Отличительные особенности инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области 24
2.1. Правовые основы инновационной политики Санкт-Петербурга и
Ленинградской области 24
2.2. Принципы и основные направления инновационной политики Санкт-
Петербурга и Ленинградской области 30
Глава 3. Пути и перспективы дальнейшего развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области на современном этапе 34
3.1. Проблемы инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области на современном этапе 34
3.2. Основные пути разрешения проблем инновационной политики Санкт-
Петербурга и Ленинградской области 43
Заключение 48
Список использованной литературы
Глава 1.Региональная инновационная политика: общая характеристика 5
1.1. Современная государственная инновационная политика, как базовое
условие устойчивого развития страны 5
1.2. Меры государственного регулирования инновационной политики в
регионах 15
Глава 2.Отличительные особенности инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области 24
2.1. Правовые основы инновационной политики Санкт-Петербурга и
Ленинградской области 24
2.2. Принципы и основные направления инновационной политики Санкт-
Петербурга и Ленинградской области 30
Глава 3. Пути и перспективы дальнейшего развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области на современном этапе 34
3.1. Проблемы инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области на современном этапе 34
3.2. Основные пути разрешения проблем инновационной политики Санкт-
Петербурга и Ленинградской области 43
Заключение 48
Список использованной литературы
В современных геополитических условиях, инновационная политика, помогает осознать необходимость и важность формирования новой стратегии экономической безопасности, при которой, как основа экономического роста, неизменно должна выступать создаваемая государством и бизнесом, определенная институциональная совокупность, имеющегося сегодня интеллектуального капитала, материализуемого и создаваемого в новых продуктах и технологиях. С данной целью, в технологически развитых странах, уже много лет действуют инновационные структуры организационных форм, которые выступают, как своеобразный источник развития эффективной национальной и региональной экономики, призванные обеспечивать, ее устойчивость и стабильность, в условиях рыночной конкуренции.
При этом, в России, практически на всех фазах и стадиях, достаточно активно реализуются мероприятия, направленные на формирование и оптимизацию, механизмов государственного управления инновационными процессами, в различных сферах экономики. В этом отношении, важно подчеркнуть, что в последние годы ,число нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и региональном уровнях, которые связаны с инновационной деятельностью, можно охарактеризовать, необходимое, но их качество, эффективность, можно и нужно существенно улучшить.
Поскольку, ранее применявшиеся механизмы государственного воздействия, на современном этапе развития, становятся малоэффективными. В связи с этим, становится очевидной проблема формирования эффективной системы мер воздействия органов власти, на хозяйствующие структуры, которые способствовали бы их активной инновационной модернизации.
Значимость инновационной политики в целом, и необходимость учета региональных специфик ее развития в частности, делает рассмотрение моей темы «Особенности региональной инновационной политики: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области» особенно актуальным.
Целью моей работы, является выявление специфик региональной инновационной политики, на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- рассмотреть современную государственную инновационную политику, в качестве базового условия устойчивого экономического развития страны;
- определить меры государственного регулирования инновационной политики в регионах;
- выявить правовые основы инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области;
- изучить принципы и основные направления инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- охарактеризовать проблемы инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области;
- наметить основные пути разрешения проблем и перспективы развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Объектом исследования, является инновационная региональная политика в Российской Федерации, на современном этапе.
Предметом - отличительные особенности, проблемы и пути их разрешения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В основе своей работы, я использовал методические и практические аспекты инновационной политики российского государства, отдельные механизмы, подходы и инструменты научно-технической и инновационной политики в наших регионах, которые нашли н свое отражение в трудах ученых-профессионалов в данной области, а именно А.А. Давыдовой, И.Дежиной, А. В. Ильдякова, Д.А. Канаметовой, В.Н. Переходова С.
Гаврилова,О.Н. Мельникова, В.Н. Шувалова В.П. Баранчеева, Н.П. Масленниковой, В.М. Мишина и многих других. Особенно В.П. Баранчеева С. Гаврилова, Н.П. Масленникова, В.М. Мишина,Х. С. Пак, А.И. Басова, рассмотревших сущность инноваций, и особенности их управления; Р.М. Бурханова, выявившего первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге; О.В. Васюхина, А.Б. Титова, проследивших специфику оценки конкурентоспособности инноваций в области нанотехнологий; Г. В. Гедримовича, М. В. Ежова, С. М. Климова, оценивших вклад научно-исследовательской, образовательной и информационной деятельности высшей школы, в развитие инноваций региона; С. Г. Еремеева, Ю.А Кармышева, исследовавших технологические кластеры, как основу инновационного развития территории; С.С. Корчемкина, выявившего меры государственного регулирования инновационной активности предприятий в регионе; С.Н. Кузьмина, исследующего процесс формирования инфраструктуры организации, для обеспечения ее инновационного развития; А. С .Мищенко, проанализировавшего проблемы развития инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской Области; А.М. Ходачека, изучившего сценарные условия развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако некоторые региональные аспекты инновационного процесса, в отечественной науке, до сих пор остаются недостаточно раскрытыми.
Эмпирическая база исследования, базируется на действующих законодательных и нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровней в РФ.
Основными методами исследования являлись: метод анализа и синтеза, контент-анализ, SWAT-анализ, метод сравнения и сопоставления, метод изучения и сопоставления нормативно-правовых документов и публикаций, метод прогнозирования.
При этом, в России, практически на всех фазах и стадиях, достаточно активно реализуются мероприятия, направленные на формирование и оптимизацию, механизмов государственного управления инновационными процессами, в различных сферах экономики. В этом отношении, важно подчеркнуть, что в последние годы ,число нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и региональном уровнях, которые связаны с инновационной деятельностью, можно охарактеризовать, необходимое, но их качество, эффективность, можно и нужно существенно улучшить.
Поскольку, ранее применявшиеся механизмы государственного воздействия, на современном этапе развития, становятся малоэффективными. В связи с этим, становится очевидной проблема формирования эффективной системы мер воздействия органов власти, на хозяйствующие структуры, которые способствовали бы их активной инновационной модернизации.
Значимость инновационной политики в целом, и необходимость учета региональных специфик ее развития в частности, делает рассмотрение моей темы «Особенности региональной инновационной политики: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области» особенно актуальным.
Целью моей работы, является выявление специфик региональной инновационной политики, на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- рассмотреть современную государственную инновационную политику, в качестве базового условия устойчивого экономического развития страны;
- определить меры государственного регулирования инновационной политики в регионах;
- выявить правовые основы инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области;
- изучить принципы и основные направления инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- охарактеризовать проблемы инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области;
- наметить основные пути разрешения проблем и перспективы развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Объектом исследования, является инновационная региональная политика в Российской Федерации, на современном этапе.
Предметом - отличительные особенности, проблемы и пути их разрешения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В основе своей работы, я использовал методические и практические аспекты инновационной политики российского государства, отдельные механизмы, подходы и инструменты научно-технической и инновационной политики в наших регионах, которые нашли н свое отражение в трудах ученых-профессионалов в данной области, а именно А.А. Давыдовой, И.Дежиной, А. В. Ильдякова, Д.А. Канаметовой, В.Н. Переходова С.
Гаврилова,О.Н. Мельникова, В.Н. Шувалова В.П. Баранчеева, Н.П. Масленниковой, В.М. Мишина и многих других. Особенно В.П. Баранчеева С. Гаврилова, Н.П. Масленникова, В.М. Мишина,Х. С. Пак, А.И. Басова, рассмотревших сущность инноваций, и особенности их управления; Р.М. Бурханова, выявившего первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге; О.В. Васюхина, А.Б. Титова, проследивших специфику оценки конкурентоспособности инноваций в области нанотехнологий; Г. В. Гедримовича, М. В. Ежова, С. М. Климова, оценивших вклад научно-исследовательской, образовательной и информационной деятельности высшей школы, в развитие инноваций региона; С. Г. Еремеева, Ю.А Кармышева, исследовавших технологические кластеры, как основу инновационного развития территории; С.С. Корчемкина, выявившего меры государственного регулирования инновационной активности предприятий в регионе; С.Н. Кузьмина, исследующего процесс формирования инфраструктуры организации, для обеспечения ее инновационного развития; А. С .Мищенко, проанализировавшего проблемы развития инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской Области; А.М. Ходачека, изучившего сценарные условия развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако некоторые региональные аспекты инновационного процесса, в отечественной науке, до сих пор остаются недостаточно раскрытыми.
Эмпирическая база исследования, базируется на действующих законодательных и нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровней в РФ.
Основными методами исследования являлись: метод анализа и синтеза, контент-анализ, SWAT-анализ, метод сравнения и сопоставления, метод изучения и сопоставления нормативно-правовых документов и публикаций, метод прогнозирования.
В современных условиях, становятся особенно актуальными проблемы развития, механизма управления инновационной составляющей, пространственных организаций. Регионализация страны, на современном этапе, подразумевает, что федеральные и региональные органы власти, будут разрабатывать новые, и действенные инструменты управления инновационными процессами внутри регионов, и страны в целом.
Особенностью инновационной политики Российской Федерации на современном её этапе, является роль гос-ва, как главного, основного игрока в данной сфере. Соответственно происходили крупные государственные инициативы, для стимулирования инновационной деятельности. К таким инициативам можно отнести, принятые решения об организации особых экономических зон; формирование технопарков в регионах и их обязательной финансовой поддержке со стороны государства; развитии отечественных наукоградов во всех регионах РФ.
Одним из приоритетных направлений поддержки инновационного развития регионов, выступает переориентация инновационной политики на поддержку эффективного взаимодействия и осуществления частно-государственного партнерства ведущих российских компаний, серьезных научных организаций, вузов и прочих элементов ,современной национальной инновационной системы России.
Для поддержки инновационной региональной политики необходимы: меры административной и правовой поддержки; меры финансовой поддержки; меры организационно-экономической поддержки; меры, направленные на развитие НИОКР, совершенствованию инновационной инфраструктуры регионов.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:1) Комплексность; 2) Системность; 3)Адресность; 4) Этапность; 5) Открытость.
Инновационная политика Санкт-Петербурга и Ленинградской области, основывается, на федеральных и региональных законах, регулирующих данную сферу, а также на её адресном подходе. Формирование такого рода законодательной базы, нужно для развития инновационного потенциала регионов.
Инновационное развитие, в рассматриваемых нами регионах, имеет многоотраслевое и многоаспектное направление.
В настоящее время, основными проблемами инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступают следующие: 1) Финансовые проблемы; 2) Несовершенство современного налогового законодательства^) Несовершенство действующей нормативно-правовой базы; 4) Кадровые проблемы; 5)Проблемы передачи инновационных продуктов и технологий, российским промышленным предприятиям, 6) Проблема передачи офисных и производственных площадей.
В качестве наиболее перспективных направлений поддержки инноваций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, выступает формирование территориальных инновационных кластеров, а также открытых технологических платформ, и конечно, информационное обеспечение региональной и федеральной, российской инновационной политики.
Для обеспечения её необходимого уровня, её поддержки и принятия верных управленческих решений, на уровне города и области, должна быть обеспечена возможность применения следующих технологий:1) Мозговые штурмы специалистов по данной сфере; 2) Экспертная поддержка реализации проектов, стратегий, планов; 3) Мониторинг текущего состояния, инновационного и социально-производственного комплекса, города и области; 4) Оценка возможностей и выявление возможных угроз на основе проведения компьютерного моделирования, статистического анализа, технологий проектирования.
Кроме этого, при определении основных направлений совершенствования механизма управления инновационной деятельностью, на уровне региональных хозяйствующих субъектов, необходимо учитывать внешнюю конкурентную среду, и безусловно, повысить уровень инновационной направленности, и социально-экономических параметров, показателей, представленных мною регионов.
Особенностью инновационной политики Российской Федерации на современном её этапе, является роль гос-ва, как главного, основного игрока в данной сфере. Соответственно происходили крупные государственные инициативы, для стимулирования инновационной деятельности. К таким инициативам можно отнести, принятые решения об организации особых экономических зон; формирование технопарков в регионах и их обязательной финансовой поддержке со стороны государства; развитии отечественных наукоградов во всех регионах РФ.
Одним из приоритетных направлений поддержки инновационного развития регионов, выступает переориентация инновационной политики на поддержку эффективного взаимодействия и осуществления частно-государственного партнерства ведущих российских компаний, серьезных научных организаций, вузов и прочих элементов ,современной национальной инновационной системы России.
Для поддержки инновационной региональной политики необходимы: меры административной и правовой поддержки; меры финансовой поддержки; меры организационно-экономической поддержки; меры, направленные на развитие НИОКР, совершенствованию инновационной инфраструктуры регионов.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:1) Комплексность; 2) Системность; 3)Адресность; 4) Этапность; 5) Открытость.
Инновационная политика Санкт-Петербурга и Ленинградской области, основывается, на федеральных и региональных законах, регулирующих данную сферу, а также на её адресном подходе. Формирование такого рода законодательной базы, нужно для развития инновационного потенциала регионов.
Инновационное развитие, в рассматриваемых нами регионах, имеет многоотраслевое и многоаспектное направление.
В настоящее время, основными проблемами инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступают следующие: 1) Финансовые проблемы; 2) Несовершенство современного налогового законодательства^) Несовершенство действующей нормативно-правовой базы; 4) Кадровые проблемы; 5)Проблемы передачи инновационных продуктов и технологий, российским промышленным предприятиям, 6) Проблема передачи офисных и производственных площадей.
В качестве наиболее перспективных направлений поддержки инноваций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, выступает формирование территориальных инновационных кластеров, а также открытых технологических платформ, и конечно, информационное обеспечение региональной и федеральной, российской инновационной политики.
Для обеспечения её необходимого уровня, её поддержки и принятия верных управленческих решений, на уровне города и области, должна быть обеспечена возможность применения следующих технологий:1) Мозговые штурмы специалистов по данной сфере; 2) Экспертная поддержка реализации проектов, стратегий, планов; 3) Мониторинг текущего состояния, инновационного и социально-производственного комплекса, города и области; 4) Оценка возможностей и выявление возможных угроз на основе проведения компьютерного моделирования, статистического анализа, технологий проектирования.
Кроме этого, при определении основных направлений совершенствования механизма управления инновационной деятельностью, на уровне региональных хозяйствующих субъектов, необходимо учитывать внешнюю конкурентную среду, и безусловно, повысить уровень инновационной направленности, и социально-экономических параметров, показателей, представленных мною регионов.
Подобные работы
- Роль малого и среднего предпринимательства в
политическом процессе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ДИАЛОГ РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - ДИАЛОГ РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Промышленные зоны как формы территориальной организации производства Ленинградской области
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО 2030 Г
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Политико-управленческий аспект реализации проектов в формате государственно-частного партнерства: сравнительный анализ Санкт-Петербурга и Республики Татарстан
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Влияние международных инвестиций на культурную жизнь Санкт-Петербурга
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РТ И Г.КАЗАНИ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



