Введение 2
Глава 1.Региональная инновационная политика: общая характеристика 5
1.1. Современная государственная инновационная политика, как базовое
условие устойчивого развития страны 5
1.2. Меры государственного регулирования инновационной политики в
регионах 15
Глава 2.Отличительные особенности инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области 24
2.1. Правовые основы инновационной политики Санкт-Петербурга и
Ленинградской области 24
2.2. Принципы и основные направления инновационной политики Санкт-
Петербурга и Ленинградской области 30
Глава 3. Пути и перспективы дальнейшего развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области на современном этапе 34
3.1. Проблемы инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области на современном этапе 34
3.2. Основные пути разрешения проблем инновационной политики Санкт-
Петербурга и Ленинградской области 43
Заключение 48
Список использованной литературы
В современных геополитических условиях, инновационная политика, помогает осознать необходимость и важность формирования новой стратегии экономической безопасности, при которой, как основа экономического роста, неизменно должна выступать создаваемая государством и бизнесом, определенная институциональная совокупность, имеющегося сегодня интеллектуального капитала, материализуемого и создаваемого в новых продуктах и технологиях. С данной целью, в технологически развитых странах, уже много лет действуют инновационные структуры организационных форм, которые выступают, как своеобразный источник развития эффективной национальной и региональной экономики, призванные обеспечивать, ее устойчивость и стабильность, в условиях рыночной конкуренции.
При этом, в России, практически на всех фазах и стадиях, достаточно активно реализуются мероприятия, направленные на формирование и оптимизацию, механизмов государственного управления инновационными процессами, в различных сферах экономики. В этом отношении, важно подчеркнуть, что в последние годы ,число нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и региональном уровнях, которые связаны с инновационной деятельностью, можно охарактеризовать, необходимое, но их качество, эффективность, можно и нужно существенно улучшить.
Поскольку, ранее применявшиеся механизмы государственного воздействия, на современном этапе развития, становятся малоэффективными. В связи с этим, становится очевидной проблема формирования эффективной системы мер воздействия органов власти, на хозяйствующие структуры, которые способствовали бы их активной инновационной модернизации.
Значимость инновационной политики в целом, и необходимость учета региональных специфик ее развития в частности, делает рассмотрение моей темы «Особенности региональной инновационной политики: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области» особенно актуальным.
Целью моей работы, является выявление специфик региональной инновационной политики, на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- рассмотреть современную государственную инновационную политику, в качестве базового условия устойчивого экономического развития страны;
- определить меры государственного регулирования инновационной политики в регионах;
- выявить правовые основы инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области;
- изучить принципы и основные направления инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- охарактеризовать проблемы инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области;
- наметить основные пути разрешения проблем и перспективы развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Объектом исследования, является инновационная региональная политика в Российской Федерации, на современном этапе.
Предметом - отличительные особенности, проблемы и пути их разрешения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В основе своей работы, я использовал методические и практические аспекты инновационной политики российского государства, отдельные механизмы, подходы и инструменты научно-технической и инновационной политики в наших регионах, которые нашли н свое отражение в трудах ученых-профессионалов в данной области, а именно А.А. Давыдовой, И.Дежиной, А. В. Ильдякова, Д.А. Канаметовой, В.Н. Переходова С.
Гаврилова,О.Н. Мельникова, В.Н. Шувалова В.П. Баранчеева, Н.П. Масленниковой, В.М. Мишина и многих других. Особенно В.П. Баранчеева С. Гаврилова, Н.П. Масленникова, В.М. Мишина,Х. С. Пак, А.И. Басова, рассмотревших сущность инноваций, и особенности их управления; Р.М. Бурханова, выявившего первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге; О.В. Васюхина, А.Б. Титова, проследивших специфику оценки конкурентоспособности инноваций в области нанотехнологий; Г. В. Гедримовича, М. В. Ежова, С. М. Климова, оценивших вклад научно-исследовательской, образовательной и информационной деятельности высшей школы, в развитие инноваций региона; С. Г. Еремеева, Ю.А Кармышева, исследовавших технологические кластеры, как основу инновационного развития территории; С.С. Корчемкина, выявившего меры государственного регулирования инновационной активности предприятий в регионе; С.Н. Кузьмина, исследующего процесс формирования инфраструктуры организации, для обеспечения ее инновационного развития; А. С .Мищенко, проанализировавшего проблемы развития инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской Области; А.М. Ходачека, изучившего сценарные условия развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако некоторые региональные аспекты инновационного процесса, в отечественной науке, до сих пор остаются недостаточно раскрытыми.
Эмпирическая база исследования, базируется на действующих законодательных и нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровней в РФ.
Основными методами исследования являлись: метод анализа и синтеза, контент-анализ, SWAT-анализ, метод сравнения и сопоставления, метод изучения и сопоставления нормативно-правовых документов и публикаций, метод прогнозирования.
В современных условиях, становятся особенно актуальными проблемы развития, механизма управления инновационной составляющей, пространственных организаций. Регионализация страны, на современном этапе, подразумевает, что федеральные и региональные органы власти, будут разрабатывать новые, и действенные инструменты управления инновационными процессами внутри регионов, и страны в целом.
Особенностью инновационной политики Российской Федерации на современном её этапе, является роль гос-ва, как главного, основного игрока в данной сфере. Соответственно происходили крупные государственные инициативы, для стимулирования инновационной деятельности. К таким инициативам можно отнести, принятые решения об организации особых экономических зон; формирование технопарков в регионах и их обязательной финансовой поддержке со стороны государства; развитии отечественных наукоградов во всех регионах РФ.
Одним из приоритетных направлений поддержки инновационного развития регионов, выступает переориентация инновационной политики на поддержку эффективного взаимодействия и осуществления частно-государственного партнерства ведущих российских компаний, серьезных научных организаций, вузов и прочих элементов ,современной национальной инновационной системы России.
Для поддержки инновационной региональной политики необходимы: меры административной и правовой поддержки; меры финансовой поддержки; меры организационно-экономической поддержки; меры, направленные на развитие НИОКР, совершенствованию инновационной инфраструктуры регионов.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:1) Комплексность; 2) Системность; 3)Адресность; 4) Этапность; 5) Открытость.
Инновационная политика Санкт-Петербурга и Ленинградской области, основывается, на федеральных и региональных законах, регулирующих данную сферу, а также на её адресном подходе. Формирование такого рода законодательной базы, нужно для развития инновационного потенциала регионов.
Инновационное развитие, в рассматриваемых нами регионах, имеет многоотраслевое и многоаспектное направление.
В настоящее время, основными проблемами инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступают следующие: 1) Финансовые проблемы; 2) Несовершенство современного налогового законодательства^) Несовершенство действующей нормативно-правовой базы; 4) Кадровые проблемы; 5)Проблемы передачи инновационных продуктов и технологий, российским промышленным предприятиям, 6) Проблема передачи офисных и производственных площадей.
В качестве наиболее перспективных направлений поддержки инноваций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, выступает формирование территориальных инновационных кластеров, а также открытых технологических платформ, и конечно, информационное обеспечение региональной и федеральной, российской инновационной политики.
Для обеспечения её необходимого уровня, её поддержки и принятия верных управленческих решений, на уровне города и области, должна быть обеспечена возможность применения следующих технологий:1) Мозговые штурмы специалистов по данной сфере; 2) Экспертная поддержка реализации проектов, стратегий, планов; 3) Мониторинг текущего состояния, инновационного и социально-производственного комплекса, города и области; 4) Оценка возможностей и выявление возможных угроз на основе проведения компьютерного моделирования, статистического анализа, технологий проектирования.
Кроме этого, при определении основных направлений совершенствования механизма управления инновационной деятельностью, на уровне региональных хозяйствующих субъектов, необходимо учитывать внешнюю конкурентную среду, и безусловно, повысить уровень инновационной направленности, и социально-экономических параметров, показателей, представленных мною регионов.
1. Гражданский кодекса Российской Федерации от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ. Часть IV (в ред. от 15 февр. 2016 г. № 3-П) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. - Загл. с экрана.- (дата просмотра -10.03.2016) .
2. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 29 апр. 2015 г) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. - Загл. с экрана. - (дата просмотра -
10.03.2016) .
3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 авг. 2009 г. № 217-ФЗ «О малых инновационных предприятиях при вузах» [Электронный ресурс]. - Режм доступа: http://www.nanonewsnet.ru/artides/2009/federalnyi- zakon-rossiiskoi-federatsii-ot-2-avgusta-2009-g-n-217-fz-o-malykh-innovatsi. -
Загл. с экрана. - (дата обращения - 07.-03.2016).
4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 2 июля 2013 г. №171-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://base.garant.ru//. - Загл. с
экрана.- (дата просмотра - 10.03.2016).
5. Федеральный закон от 3 нояб. 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных
учреждениях» (в ред. от 29 дек. 2015 г. № 406-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. - Загл. с экрана.- (дата просмотра -
10.03.2016) .
6. Закон Санкт-Петербурга об основах инновационной политики Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://gigabaza.ru/doc/2785.html/. - Загл. с экрана. - (дата просмотра -
10.03.2016) .
7. Проект Закона Санкт-Петербурга «О научно-технической и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/2785.html. - загл. с экрана.- (дата обращения 11.03.2016).
8. О долгосрочной целевой программе «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы» (с изм. на 7 июня 2013 г.) (утратило силу с 14.04.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 09.04.2014 № 109) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/891828737. - Загл. с
экрана.- (дата обращения 11.03.2016).
9. Постановление Правительства Ленинградской области от
16.11.2009 # 345 «О долгосрочной целевой программе «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2012 годы»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/ea-normy/y3p.htm. - Загл. с экрана.- (дата обращения 11. 03.2016)
10. Постановление от 20 июля 2007 г. № 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (утратило силу на основании постановления Правительства Санкт- Петербурга от 28.03.2012 N 275) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // docs.cntd.ru/document/8453965/. - Загл. с экрана.-(дата просмотра -
10.03.2016) .
11. Баранчеев, В.П. Управление инновациями [Текст] / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: ИД «Юрайт», 2011. - 232 с.
12. Басов, А.И. Инновации - главное направление инвестиционного процесса [Текст] / А.И. Басов // Финансы и кредит. - 2006. - № 5. - С. 28
34.
13. Бурханов, Р.М. Первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге [Текст] / Р.М. Бурханов // Проблемы
современной экономики. - 2012. - № 1 (41). - С. 39 - 41.
14. Васюхин, О. В. Особенности оценки конкурентоспособности
инноваций в области нанотехнологий [Текст] / О.В. Васюхин, А.Б. Титов //
Вестн. Рос. Акад. Естествен.наук. - 2010. - № 3. - С. 8-10.
15. Гаврилов, С. Инновации: польза и риски [Текст] / С. Гаврилов //
Директор информационной службы. - 2010. - № 11. - C. 29 - 30.
16. Гедримович, Г. В. Научно-исследовательская, образовательная и
информационная деятельность высшей школы на примере социальноэкономического образования: монография [Текст] / Г. В. Гедримович, М. В.
Ежов, С. М. Климов. - СПб.: ИВЭСЭП, 2012. - 383 с.
17. Давыдова, А.А. К вопросу об устойчивом развитии [Текст] / А.А.
Давыдова, О.Ю. Савенкова // Устойчивое и инновационное развитие регионов России в условиях глобальных трансформаций: материалы междунар. науч.- практич. конференции, 30 окт. 2014 г. / Липецкий филиал Финансового ун-та при Правительстве РФ. - Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. -
С. 89 - 91.
18. Еремеев, С. Г. Кластеры как основа инновационной структуры мегаполиса [Текст] / С. Г. Еремеев // Экономика и управление. - 2009. - № 1. - С. 45-47.
19. Ильдяков, А.В. Повышение эффективности управления инновационной деятельностью предприятия в рамках концепции сбалансированной системы показателей [Текст]: Монография / А.В.
Ильдяков. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - 143 с.
20. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие Г.А.
Маховикова, Н.Ф Ефимова. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.
21. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие / под ред.
Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 310 с.
22. Канаметова, Д.А. Исследование пространства качества жизни, как
параметра региональной социально-экономической системы [Текст] / Д.А. Канаметова // Известия КБНЦ РАН. - 2013. - №5(55). - С.12-16.
23. Кармышев, Ю. А. Доминирующие тенденции и факторы в социально-экономическом развитии монофункционального крупного города [Текст] / Ю.А Кармышев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 11. - С. 99 - 111.
24. Ковалев, В.Р. Трансграничное сотрудничество между регионами России и Финляндии [Текст] / В.Р. Ковалев // Журн. правовых и
экономических исследований. - 2014. - № 4. - С. 156-162.
25. Комитет экономического развития, промышленной политики и
торговли. «Отчет о реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге за 2010 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cedipt.spb.ru/innovations/materials/otchet2010.pdf. - Загл. с экрана. -Дата обращения: 10.03.2016).
26. Корчемкин, С.С. Меры государственного регулирования инновационной активности предприятий в регионе [Текст] / С.С. Корчемкин // Журн. правовых и экономических исследований. - 2015. - № 2. - С. 170-175.
27. Кузьмина, С. Н. Формирование инфраструктуры организации с целью обеспечения ее инновационного развития [Текст] / С.Н. Кузьмина. -
СПб.:Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 298 с.
28. Мельников, О.Н. Инновационная активность как фактор
повышения конкурентоспособности предприятия[Текст] / О.Н. Мельников,
В.Н. Шувалов // Рос. предпринимательство. - 2012. - № 9(69). - С. 100-104.
29. Мищенко, А. С. Проблемы развития инновационной
инфраструктуры Санкт-Петербурга. Социологический анализ [Текст] / А..С.
Мищенко // Социология науки и технологий. - 2012. - № 1. - Т. 3. - С. 42 - 45.
30. Национальный центр по мониторингу инновационной
инфраструктуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.miiris.ru/infrastruct/view_organizations.php?
page=35&sort=l&show_type=&show_ baza=&cbO=l&action=send . - Загл. с
экрана. - (дата просмотра - 10.03.2016).
31. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в
Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.mangeshine.ru/dius-478-2.html. - Загл. с экрана.- (дата обращения - 07.03.2016) .
32. Основы инновационного менеджмента [Текст] : учеб. пособие /
под ред. проф. В.В. Кокосова. - М.: Магистр, 2011. - 429 с.
33. Открытый портал «Инновации в России» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: URL: http://innovation.gov.ru/ node/3575. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 05.03.2016).
34. Переходов, В.Н. Основы управления инновационной
деятельностью [Текст] / В.Н.. Переходов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 294 с.
35. Саванович, С.В. Проблема повышения инновационной
активности российских предприятий [Текст] / С.В. Саванович // Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет). Науч.-практич. интернет-конференция «Социо- культурные факторы инновационного развития организации». 17 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.mai.ru/events/sfiro/articles/sec7/
savanovich.doc. - (дата обращения: 25.02.2016).
36. Совершенствование механизма управления инновационным
развитием территории: монография / науч. ред. Х. С. Пак. - СПб.: Изд-во
СПб-го ун-та управление и экономики, 2014. - 166 с.
37. Сорокин, В.Е. Зарубежный опыт в реализации инновационной
промышленной политики через кластерное развитие [Текст] / В.Е. Сорокин // Устойчивое и инновационное развитие регионов России в условиях глобальных трансформаций: материалы междунар. науч.-практич. конференции, 30 окт. 2014 г. / Липецкий филиал Финансового ун-та при Правительстве РФ. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. С. 396 - 402.
38. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://bishelp.ru/business/economics/strategiya-socialno-ekonomicheskogo- razvitiya-sankt-peterburga-do-2030-goda.
- Загл. с экрана. - (дата просмотра - 10.03.2016).
39. Ходачек, А.М. Сценарные условия развития Санкт-Петербурга [Текст] / А.М. Ходачек // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. - 2014. - № 9. - С. 137 - 139.
40. Шепелев, Г. В. Проблемы развития инновационной
инфраструктуры [Текст] / Г.В. Шепелев // Инновации. - 205. - № 2. - С. 615.