Активизация познавательной деятельности студентов образовательной организации при изучении темы «Управление затратами» (на примере Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского
института (филиала) КФУ)
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Сущность и содержание познавательной деятельности 9
1.2 Методы активизации познавательной деятельности студентов 16
1.3 Проблема активизации познавательной деятельности в отечественных и
зарубежных исследованиях 23
2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) КФУ 30
2.1 Краткая характеристика Инженерно-экономического колледжа 30
2.2 Анализ активизации познавательной деятельности на занятиях по
экономическим дисциплинам в Инженерно-экономическом колледже 36
2.3 Оценка эффективности активизации познавательной деятельности
студентов в Инженерно-экономическом колледже при изучении темы «Управление затратами» 42
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) КФУ 46
3.1 Проблемы организации познавательной деятельности при изучении темы
«Управление затратами» в Инженерно-экономическом колледже 46
3.2 Рекомендации по активизации познавательной деятельности в Инженерно
экономическом колледже КФУ в процессе изучения темы «Управление затратами» 51
3.3 Предполагаемый эффект от предложенных мероприятий по активизации познавательной деятельности студентов Инженерно-экономического колледжа
при изучении темы «Управление затратами» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
В связи с развитием в нашей стране рыночных отношений для человека образование - становится уже не просто привилегией (как это было ещё в начале прошлого века), а обязанностью и насущной необходимостью. Только человек, обладающий широким кругозором, достаточным объёмом необходимых знаний, умений и навыков сможет добиться больших успехов в жизни. Задача образования - дать ему эти знания, помочь в обучении, направлять его, вести контроль усвоенного материала. Задача профессионального образования ещё шире - оно должно помочь овладеть не только фундаментальными знаниями и навыками, но и сформировать человека конкурентоспособного на рынке труда.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [40, с. 125]. Она осуществляется непрерывно в сознании каждого человека, но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в учебно-познавательную деятельность или учение.
Таким образом, познавательная деятельность лежит в основе обучения и обуславливает выбор необходимых методов и приёмов работы. Проблема активизации познавательной деятельности в различных аспектах рассматривалась в трудах ряда известных философов, педагогов, психологов: Б.П. Есипов, В.Г. Разумовский, Г.И. Щукина, Е.В. Коротаева и многих других. Познавательную деятельность обучающихся изучали Р.С. Немов, И.А. Зимняя, Вербицкий А.А. Проблему активизации деятельности во время занятия - В.М. Вергасов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.А. Китайгородская.
Переустройство современного общества и хозяйственных процессов требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях. На сегодняшний день востребованы люди, умеющие творчески мыслить и принимать нестандартные решения. В данном контексте уместно упомянуть и о
развитии у студентов колледжа общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, в число которых входит способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.
Цикл экономических дисциплин, так или иначе, входит в учебную программу всех направлений подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена.
В свою очередь, тема «Управление затратами» присутствует в учебном плане многих экономических предметов, а также дисциплин, смежных с ними. Подобная тема есть в разделах курса учебных дисциплин «Финансовый менеджмент», «Экономика отрасли», «Управленческая экономика», «Экономика организации», «Управление качеством» и т.п.
Актуальность темы обусловлена требованием современного общества и государства к гармоничному развитию личности, способной к любому роду деятельности.
Проблема исследования заключается в следующем: какие должны быть условия для активизации познавательной деятельности у студентов колледжа в процессе изучения темы «Управление затратами»?
Цель работы - выявить эффективные методы активизации познавательной деятельности студентов колледжа в процессе изучении темы «Управление затратами» на примере Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института (филиала) КФУ.
Объект исследования - познавательная деятельность студентов колледжа.
Предмет исследования - способы активизации познавательной деятельности студентов колледжа в процессе изучения темы «Управление затратами» в Инженерно-экономическом колледже Набережночелнинского института (филиала) КФУ.
Гипотеза исследования: учебная информация по теме «Управление затратами» будет усвоена более успешно, если:
1. Материал подобран и структурирован в соответствии с познавательными функциями.
2. Целью занятия обозначить развитие познавательной деятельности.
3. Выявить проблемы, мешающие проявлению познавательного интереса.
Задачи исследования:
1. Выявить результативные приемы и методы активизации познавательной деятельности.
2. Раскрыть пути повышения познавательного интереса студентов колледжа к теме «Управление затратами».
3. Разработать универсальные рекомендации к стимулированию учебнопознавательной деятельности в Инженерно-экономическом колледже Набережночелнинского института (филиала) КФУ.
Теоретическая и научная значимость заключается в обобщении научных представлений о природе познавательной деятельности и возможностях её активизации, а также потенциального использования результатов исследования в практической педагогической деятельности всех уровней профессионального и дополнительного образования.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по организации эффективного образовательного процесса на занятии по теме «Управление затратами», направленного на активизацию познавательной деятельности у обучающихся организаций среднего профессионального образования.
В ходе исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической, социологической, методической литературы по рассматриваемой проблеме, а также нормативных документов);
2. Эмпирические (анализ педагогической информации, синтез общих понятий, выявление возможностей их реализации на практике);
3. Обработка полученных данных и разработка программы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы данной
выпускной квалификационной работы в форме научной статьи были заявлены на II Международный образовательный конкурс педагогического мастерства:
«Педагогическое просвещение: практика эффективного обучения и
воспитания» (г. Чебоксары, 2017 г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, выводов и заключения, списка использованной литературы и приложений. Основная часть состоит из трёх глав. В первой главе приведены теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся. Во второй главе анализируется педагогический опыт по активизации познавательной деятельности в образовательной организации, а также эффективность его применения. В третьей главе отражены итоги проведённой работы, предложения и рекомендации по результативному практическому применению приведённых ранее выводов в организации учебного процесса с целью активизации познавательной деятельности у студентов образовательной организации при изучении темы «Управление затратами».
Современное образование не стоит на месте, она постоянно видоизменяется и трансформируется. В связи с этим тема активизации познавательной деятельности студентов образовательной организации является актуальной, поскольку позволяет вырабатывать новые способы мотивации обучающихся к изучению экономических дисциплин в целом, а также конкретной темы «Управление затратами».
В научной литературе познавательная деятельность рассматривается в основном как основа развития личности, хотя существовали и другие взгляды на соотношение обучения и развития. Однако все приведенные методы, не являются исчерпывающими, поскольку выбор способа активизации значительно расширяется за счёт темы самого занятия, специфики дисциплины и направления подготовки, на котором данный предмет ведется.
В ходе первой главы исследования было подробно изучено понятие «познавательная деятельность» в трактовках различных исследователей. Было выяснено, что это комплексное понятие, включающее единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [32, с. 16]. А всякое внешнее воздействие на студентов колледжей при организации учебного процесса выступает проявлением стимулирующей функции для развития у них познавательной заинтересованности. В свою очередь, для преподавателя и системы профессионального образования в целом важно организовать этот процесс так, чтобы эта деятельность была направлена на формирование профессиональной компетентности. А этого можно достичь благодаря постоянному развитию педагогического мастерства.
Итак, в ходе исследования было доказано, что активизация познавательной деятельности процесс двусторонний и для его построения необходимо опираться и на интересы студентов колледжа, и на мастерство преподавателя. При этом не следует забывать непосредственно о специфики учебной дисциплины и темы занятия, целей и задач по её изучению.
Процесс активизации деятельности студентов колледжа на занятии представляет собой целенаправленную многоаспектную деятельность педагога по созданию оптимальной структуры учебного занятия, направленной на мыслительный процесс.
Преподаватель выстраивает занятие по теме «Управление затратами» с использованием различных способов по активизации познавательной деятельности студентов, чтобы деятельность студентов была мотивирована. А способность правильно сочетать возможности преподавателя и способности обучающихся обеспечит разнообразный подход к теме, введу чего, у студентов возникнет интерес к занятиям. Они будут с радостью на них идти, так как предугадать преподавателя будет невозможно, отсюда следует, что их познавательная деятельность также будет активизирована.
Во второй главе исследования нами были изучены действия преподавателей по активизации познавательной деятельности студентов в образовательной организации. Базой для исследования выбран Инженерно - экономический колледж Набережночелнинского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», расположенный в г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Анализ познавательной деятельности студентов третьего курса в Инженерно-экономическом колледже показал, что она активизируется не достаточно. Мотивация самих преподавателей в Инженерно-экономическом колледже находится на довольно низком уровне, что не способствует развитию условий для активизации познавательной деятельности во время занятия в данной образовательной организации. Студенты, в целом, не испытывают трудностей при изучении учебных дисциплин, однако, считают, что качество обучение значительно повысится, если занятия во время занятий будет больше разнообразный практических упражнений и разнообразных форм проведения занятия.
Обратная связь с преподавателем, опора на практику, использование опорных схем в течение занятия, игровых и здоровье сберегающих технологий, разнообразие форм деятельности во время занятия, их творческая направленность придает конкретный характер изучаемому на занятии по теме «Управление затратами», способствует детальному и прочному усвоению учебной информации. Работа над проблемной ситуацией требует от обучающихся творческой инициативы, самостоятельности в принимаемых решениях, глубокого знания и понимания учебного материала. Всё это повышает эффективность процесса обучения студентов колледжа, а значит и активизирует их познавательную деятельность. Однако необходимо учесть, что выбор способа активизации основывается, прежде всего, на теме самого занятия, специфики дисциплины и направления подготовки, на котором учатся студенты.
В третьей главе было доказано, что развитию активной познавательной деятельности студентов в Инженерно-экономическом колледже КФУ препятствуют такие факторы как слабое развитие проблемного обучения на занятии и технологий проведения дидактических игр, отсутствие использования опорных схем для закрепления материала в течение занятия, не применяемость здоровье сберегающих технологий, отсутствие ориентира на будущую профессиональную сферу студентов, регион в котором они живут, специфики организации труда при практической работе, плохое материальнотехническое оснащение учебных кабинетов, недостаток педагогических знаний преподавателей, отсутствие их психологической подготовки. Все перечисленное оказывает огромное влияние на усвоение профессиональных компетенций, необходимых для будущей работы студента по своей специальности.
При планировании занятия по теме «Управление затратим» преподавателю следует опираться на профессиональный интерес обучающихся, подбирать задания, способствующие пониманию ими своих будущих должностных обязанностей и особенностей работы в выбранной области профессий и географии территории обучения. Рекомендуется уделять большее внимание применению опорных схем для упрощения понимания темы занятия и использовать здоровье сберегающие технологии, чтобы избегать переутомления студентов. Администрация колледжа также может способствовать повышению эффективности работы преподавателей, проводить курсы переподготовки с упором на психолого-педагогическую работу, ежегодно направлять на курсы повышения квалификации и так далее. Дополнительно следует постоянно работать над формой проведения занятия по теме «Управление затратами», тщательно подбирать актуальны материал и совершенствовать формы контроля его изучения. Дополнительно следует постоянно работать над формой проведения занятия по теме «Управление затратами», тщательно подбирать актуальны материал и совершенствовать формы контроля его изучения.
Предложенные мероприятия по активизации познавательной деятельности студентов несут практический характер. Для повышения эффективности в рамках данной темы могут применяться лабораторные работы, практические задания и другие формы учебной деятельности. Для закрепления знаний наиболее действенный метод - проведение деловой игры. Именно она сформирует окончательные навыки у обучающихся. Участники деловой игры научатся работать в команде, смогут показать приобретенные знания.
Обобщая всю проведённую работу, были сделаны следующие выводы:
1. Изучены возможные и выявлены результативные приемы и методы активизации познавательной деятельности студентов колледжа.
2. Проведен анализ факторов, влияющих на познавательную деятельность в ходе изучения темы «Управление затратами» и раскрыты пути её повышения интереса студентов к ней.
3. Даны рекомендации по способам стимулирования учебнопознавательной деятельности студентов колледжа при изучении темы «Управление затратами» в организациях профессионального образования.
Подводя общий итог, должно отметить, что вследствие проведенной работы решены все поставленные перед ним задачи. Доказано, что выявленные проблемы, мешающие проявлению активной познавательной деятельности студентов, можно преодолеть, если занятие проводить с опорой на цели изучаемой дисциплины, познавательные способности обучающихся и использование разнообразных форм работы со студентами в течение всего занятия. Разработаны рекомендации по активизации их познавательной деятельности на занятии по теме «Управление затратим» в условиях Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института (филиала) КФУ. Тем не менее, предложенные в ходе исследования меры по активизации познавательной деятельности при изучении темы «Управление затратами» могут применяться при дальнейшей работе любой профессиональной образовательной организации.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638) // «Российская газета», N 237, 20.10.2010.
3. Приказ Министерства образования и науки от 15 мая 2014 г. N 539 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2014 N 32855) // «Российская газета», N 199/1, 03.09.2014.
4. Приказ ректора ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 27.06.2016г. N 01-06/589 «О должностных окладах (ставках заработной платы) педагогических работников структурных подразделений (лицеев, колледжей) КФУ с 1 сентября 2016 года».
5. Положение об инженерно-экономическом колледже. / Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения Высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 21 октября 2015 г. N 1.3.1.30/1.02-12/47., Набережные Челны, 2015.
6. Положение об учебном кабинете и мастерской Инженерноэкономического колледжа Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» / Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 23 марта 2015 г. N 1.3.1.30.1.02- 03/22., Набережные Челны, 2015.
7. Положение о программе подготовки специалистов среднего звена / Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения Высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 17 марта 2015 г. N 1.3.1.30.1.02- 08/18., Набережные Челны, 2015 - 6 с.
8. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплин (междисциплинарных курсов) и профессиональных модулей программ подготовки специалистов среднего звена / Инженерно-экономический колледжа Набережночелнинского института (филиала) ФГ АОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 26 марта 2015 г. N 1.3.1.30.1.02- 03/23., Набережные Челны, 2015 - 5 с.
9. Программа подготовки специалистов среднего звена. Специальность
38.02.4 «Коммерция (в сфере обслуживания)». На базе основного общего образования / Инженерно-экономический колледж Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 24 сентября 2014 г., Набережные Челны, 2014.
10. Программа подготовки специалистов среднего звена. Специальность
38.02.4 «Коммерция (в сфере обслуживания)». На базе среднего общего образования / Инженерно-экономический колледж Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 24 сентября 2014 г., Набережные Челны, 2014.
11. Программа подготовки специалистов среднего звена. Специальность
38.02.4 «Коммерция (в сфере гостиничного сервиса)». На базе основного общего образования / Инженерно-экономический колледж Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 24 сентября 2014 г., Набережные Челны, 2014.
II. Научая и учебная литература:
12. Бахаева, Т.Н. Влияние познавательной активности на формирование профессиональной компетентности студентов вузов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01/ Бахаева Татьяна Николаевна. - Йошкар-Ола, 2010. - 28 с.
13. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема / Т.Н. Бочкарева // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Том 8, №1. - С.18-31.
14. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - М.: ФГБОУ ВПО «Московский политехнический университет» - 2010. - №5. - С. 32-37.
15. Вергасов, В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В. М. Вергасов. - Киев: Вища школа, 1985. - 175 с.
16. Виноградова, И.А. Психолого-педагогические условия стимулирования познавательной активности учащихся в исследовательской деятельности / И.А. Виноградова, В.М. Поставнев // Новый взгляд. Международный научный вестник. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. - №9. - С 59-75.
17. Гапоненко, А.В. Индивидуализация процесса обучения:
стимулирование познавательной активности по уровням развития личности студента / А.В. Гапоненко // В мире научных открытий - Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2015. - №11(1). - С. 514-523.
18. Гладких, И. В. Разработка учебных кейсов: методические рекомендации для преподавателей бизнес-дисциплин / И.В. Гладких. - 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. — 96 с.
19. Головня, Т.А. Активизация познавательной деятельности, посредством самостоятельной работы студентов / Т.А. Головня, О.В. Рыбасова // Педагогика: традиции и инновации. Материалы V Международной научной конференции. - Челябинск: Два комсомольца. - 2014. - С. 109-110.
20. Дмитриев, А.И. Пути активизации познавательной активности курсантов военного института в ходе лекций и семинарских занятий / А.И.
Дмитриев // Современное состояние и пути развития системы подготовки специаличтов силовых структур. - Пермь: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации». - 2016. - С. 80-83.
21. Дорошенко, Н.С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н.С. Дорошенко // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 937-943.
22. Евстигнеев, Е. Н. Мультимедийный учебный комплекс для обучения экономическим дисциплинам / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова // Современные технологии в российской системе образования: сб. статей V Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА,
2007. - С. 40-42.
23. Егорова, Л.Н. Анализ методов активизации познавательной деятельности в процессе контроля знаний учащихся / Л.Н. Егорова // Профильная школа - М.: ИНФРА-М., 2011. -№2. - С. 58-62.
24. Есипов, Б.П. Пути совершенствования методов обучения / Б.П. Есипов // Советская педагогика, 1963. - №12. - С.12-21.
25. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе - М.: ООО «Инновации и эксперимент в образовании», 2009. - №2. - С.7-14.
26. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография / А.Д. Ишков. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 224 с.
27. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам - 2-е изд., перераб. и доп / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, 1986. - 104 с.
28. Коротаева, Е.В. Уровни познавательной активности / Е.В. Коротаева // М.: Народное образование. - 1995. - №10. - С. 156-159.
29. Коршунова, Е.П. Использование активных методов обучения для повышения творческой активности студентов медицинского вуза / Е.П. Коршунова // Психолого-педагогические проблемы образования в медицинском вузе. - Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. - 2016. - С. 83-89.
30. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
31. Мандель, Б.Р. Технологии педагогического мастерства / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 211 с.
32. Мейчик, Г.А Компетенции и образование: модели, методы,
технологии: монография / Г.А. Мейчик, Т.И. Тарасова. - М: Перо, 2014. - 54 с.
33. Мелтонян, Л.Л.. Активизация познавательной деятельности старшеклассников в системе профильного обучения [Текст]: дис...канд. пед. наук: 13.00.01 / Мелтонян Лада Лариковна. - Челябинск, 2008. - 194 с.
34. Надточий, А.П. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в парадигме гуманизации образования / А.П. Надточий // Современные проблемы науки и образования во внутренних войсках МВД России. - СПб: Санкт- Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2015. - С. 191-192.
35. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2008. -
304 с.
36. Никитенко, А.В. Активизация познавательной деятельности студентов образовательной организации высшего образования как фактор их личностнопрофессионального становления: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Никитенко Андрей Владимирович. - Красноярск, 2014. - 23 с.
37. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе / И.С. Пологрудова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367.
38. Полушина, Л.Н. Способы и средства повышения активности студентов в обучении иностранному языку. / Полушина Л.Н., Давыдова Л.П. //
НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии - М.: ИНФРА-М, 2013. - № 1(2) - С. 31-34.
39. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М.Н. Скаткин - М.: Научно-исслед. институт общего и политехнического, 1987. - 159 с.
40. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
41. Соколков, Е.А. Психология познания: методология и методика преподавания: учеб. пособие / Е. А. Соколков. — М.: Университетская книга; Логос, 2007. — С. 217-234
42. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 543 с.
43. Сучкова, К.Н. Некоторые виды работы в микрогруппах как один из способов активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики / К.Н. Сучкова // Инновационные образовательные технологии. - Курск: Региональный финансово-экономический техникум. - 2015. - С. 41-50.
44. Тарабаева, Е.В. Познавательная деятельность студентов / Е.В. Тарабаева // Проблемы лингвистики и лингводидактики. - Ижевск: Удмуртский государственный университет. - 2012. - С. 58-62.
45. Тулик, Е.А. Содержание и структура активизации познавательной деятельности / Е.А. Тулик // Мир инноваций. - Оренбург: Экспресс-печать. - 2016. - С. 55-59.
46. Фаизова, Э.Ф. Смешанное обучение как форма организации учебнопознавательной деятельности студентов колледжа / Э.Ф. Фиазова // Фундаментальная и прикладная наука: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт. - 2015. - С. 187-190.
47. Харламов, И.Ф. Педагогика. /И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 1999. -
520 с.
48. Шамова, Т. И. Экспериментальные площадки: эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики/ Т. И. Шамова, С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова // Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. — М.: «5 за знания»,
2009. — С. 14-28.
49. Ширяева, Ю.М. Специфика преподавания учебных дисциплин в условиях реализации ФГОС Общего образования / Ю.М. Ширяева, Н.А. Чайковская // Педагогические чтения в ННГУ; под редакцией И.В. Фролова - Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2015. - С. 558-561.
50. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
51. Яковлева, Л.И. Электронные учебно-методические комплексы в познавательной деятельности студентов / Л.И. Яковлева, В.Е. Кулаев // Инновационные механизмы эффективного образования. - Ставрополь: АГРУС. - 2014. - С. 269-272.
III. Электронные ресурсы:
52. Винокурова, Л.И. Роль медиатеки в формировании информационной
культуры будущего учителя [Электронный ресурс] / Л.И. Винокурова. - 2010. - Режим доступа:
http://namcollege.ucoz.ru/publ/rol mediateki v formirovanii informacionnoj kultur y budushhego uchitelja/1-1-0-6 (Дата обращения: 31.03.2017)
53. Зоркина, Т.М. Принципы активизации познавательной деятельности
учащихся [Электронный ресурс] / Т.М. Зоркина // Самара: ЗАО "Издательский дом "ФЕДОРОВ", 2015. Режим доступа:
http: //idfedorov.ru/exp/page=3/category=1459/article=5572/ (Дата обращения:
10.04.2017)
54. Набережночелнинский институт / Казанский федеральный университет Режим доступа: http://kpfu.ru/chelny (Дата обращения: 14.03.2017)
55. Обучение [Электронный ресурс] / Википедия — свободная
энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обучение (Дата обращения: 14.05.2017)
56. Познание [Электронный ресурс] / Википедия — свободная
энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Познание (Дата обращения: 14.05.2017)
57. Профессиональное образование [Электронный ресурс] / Википедия -
свободная энциклопедия. - Режим доступа:
https://щ.wikipedia.org/wiki/ПроФессиональное образование (Дата обращения:
14.03.2017)
58. Сведения о педагогических работниках, привлеченных к реализации
программы подготовки специалистов среднего звена // Казанский федеральный университет. Режим доступа: http: //kpfu.ru/chelnv/iek/kadrovvi -sostav (Дата
обращения: 22.04.2017)
59. Сиденко, А.С. Педагогические изюминки [Электронный ресурс] / А.С. Сиденко // Интернет-журнал "Эйдос", 1999. Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/1999/0330-05.htm (Дата обращения: 20.03.2017)
60. Среднее профессиональное образование [Электронный ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru■wikipedia■org/wiki/Среднее профессиональное образование (Дата обращения: 14.03.2017)
61. Структура и органы управления образовательной организации //
Казанский федеральный университет. Режим доступа:
http://kpfu.ru/chelnv/about/structure (Дата обращения: 02.03.2017)
62. Тараненко, Н.Л. Самостоятельная работа как средство формирования информационной культуры студентов при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» [Электронный ресурс] / Н.Л. Тараненко. - 2014. - Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vvchislitelnava-
tekhnika/library/2014/05/06/metodicheskie-ukazaniya-po (Дата обращения:
13.04.2017)
63. Темперамент [Электронный ресурс] // Википедия — свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru■wikipedia■org/wiki/Темперамент (Дата обращения: 14.02.2017)
64. Учебная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru■wikipedia■org/wiki/Учебная деятельность (Дата обращения: 13.03.2017)
65. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах
и ответах [Электронный ресурс] / Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию за период 2004-2010 гг. - 2010. - Режим доступа: http://categoriya.com/index.php?c=article&id=3806 (Дата
обращения: 14.04.2017)