ИМПЕРСКИЙ ПРОЕКТ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
|
Введение 3
Глава 1. Владимир Мединский 10
Глава 2. Захар Прилепин 19
Глава 3. Александр Проханов 34
Глава 4. Павел Крусанов 46
Заключение 56
Список использованной литературы 57
Глава 1. Владимир Мединский 10
Глава 2. Захар Прилепин 19
Глава 3. Александр Проханов 34
Глава 4. Павел Крусанов 46
Заключение 56
Список использованной литературы 57
Тоска по империи и имперскому могуществу неизбежно возникает после краха мощного государства. В современной русской литературе она начала проявляться в начале 1990-х годов, когда распался Советский Союз, и усилилась к рубежу столетий, когда часть общества почувствовала усталость от либерально-демократических реформ и захотела альтернативы - «твердой руки» во власти и усиления государственности. Сформировавшийся на этом основании идеологический конфликт позволяет условно разделить многочисленные политические движения современной России на две группы: «имперцев» (сторонников сильной государственной власти) и «либералов» (сторонников ослабления вмешательства государства в жизнь гражданского общества).
«Империя в конце 1990-х приняла роль суперавторитета, обещающего спасение.
На интеллектуальном уровне имперская идея выросла на почве решительного неприятия евроамериканских глобализационных проектов и широкими массами, и очень значительной частью образованного общества России.»
Период правления Владимира Путина обострил идейный конфликт «имперцев» и «либералов», поскольку первые увидели в новом президенте востребованные ими качества национального лидера, а последние, наоборот, начали терять позиции на политическом поле по сравнению с девяностыми годами. Как замечают либеральные исследователи, «важнейшей политической тенденцией <...> стало доминирование <...> во всем медийном пространстве неоимперской, шовинистической риторики: именно она стала площадкой единения националистов, левых государственников и лояльных режиму конформистов. Иными словами, новый идеологический союз, созданный вокруг неоимперской идеи, сплотил все антилиберальные силы».
Революционные события на Украине в 2014 году и возвращение Крыма в состав России стали еще одной вехой, усилившей разделение идеологических оппонентов, что также обуславливает актуальность нашего исследования.
«Спрос населения на реабилитацию имперского проекта, вызванный усталостью от адаптации к новым моделям поведения и общественного уклада, а также устойчивостью авторитарных стереотипов массового сознания, подогревается растущим предложением со стороны политиков.»
Политический запрос идет не только от общества к политическим деятелям, но и от политических деятелей и идеологов к другим субъектам политического поля. В случае с выбранными нами для исследования авторами, мы можем обозначить их политический запрос как «имперский проект».
«Элитарные разновидности «имперского сознания» прежде всего связаны с геополитическим эссенциализмом, выражающимся в двух взаимосвязанных представлениях: во-первых, о российской «уникальной цивилизации», навечно сохранившейся в «русской душе»; во-вторых, о постоянной угрозе этой «цивилизации» со стороны «цивилизации Запада». Эта старинная идея, известная с началаXIX века, вновь стала набирать популярность с середины 1990-х в интеллектуальных и околовластных элитарных кругах, приводя их к тем же выводам, что и графа Уварова за полтора столетия до них, а именно: для защиты от внешнего врага нужны сильный правитель - император - и собственная система ценностей, основанная на патернализме и антизападничестве. Сегодня концепцию принципиальных различий в интересах и ценностях России и Запада, а также идею необходимости реанимации имперского порядка для отражения «западной угрозы» развивают профессиональные пропагандисты и идеологи, такие как члены «Изборского клуба» (В. Аверьянов, А. Дугин, М. Леонтьев, Н. Нарочницкая, Н. Стариков, А. Фурсов, М. Шевченко и др.), созданного в 2012 г. под председательством сталиниста А.Проханова.»
Один из идеологов имперского проекта Александр Дугин в своей статье «Проект «Империя» дает следующее определение термину «империя»:
«Империя представляет собой такое политико-территориальное устройство, которое сочетает жесткий стратегический централизм (единая вертикаль власти, централизованная модель управления вооруженными силами, наличие общего для всех гражданского правового кодекса, единая система сбора налогов, единая система коммуникаций и т.д.) с широкой автономией региональных социально-политических образований, входящих в ее состав (наличие эл ементов этноконфессионального права на локальном уровне, многонациональный состав, широко развитая система местного самоуправления, возможность сосуществования различных локальных моделей власти - от племенной демократии до централизованных княжеств или даже королевств).
Империя всегда претендует на вселенский масштаб, осознавая свое политическое устройство как ядро или синоним мировой империи. «Все дороги ведут в Рим». Все империи мыслят себя как мировые империи.
Империя наделена миссией. Она воспринимается как политическое воплощение исторической судьбы человечества. Миссия может осознаваться в различных формах: религиозных (Византия, Австро-Венгрия, исламский халифат, Московское царство), гражданских (Древний Рим, империя Чингисхана), цивилизационных (Китайская империя, Иранская империя) или идеологических (коммунистическая империя СССР, либеральная империя США).»
Данное определение является достаточно обобщенным и масштабным, и охватывает широкий спектр различных государственных образований, что позволяет использовать его как основу нашего исследования. Важным является также то, что в рамках данной концепции не является ключевым наличие императора и традиционалистской направленности государственной идеологии.
Необходимо также уточнить специфику имперского мировоззрения именно в применении к российской действительности. По сравнению с Британской империей, США и другими зарубежными политическими проектами, империя в России имеет ряд особенностей, связанных как с географией, так и с развитием политической системы:
«В отечественной истории и традиции империя и державность оказались неразделимыми. Ведь и в Российской империи, и в советской державе на первом месте был имперский уровень идентичности. Именно этим объясняется апелляция к былому имперскому величию в державнопочвеннических проектах 2000-х гг., особенно в неоевразийстве и конструкте «СССР-2». В рамках этих проектов Россия позиционируется как сильная военная держава, обладающая эффективной и конкурентоспособной экономикой, культурным и духовным превосходством, и обеспечивающая высокий статус гражданина державы. Но в целом, к сожалению, идеология державности примитивизирована до концепта сильного государства, сводимого к бюрократической мобилизации. Отсюда логично вытекает вполне имперская «особая миссия» мировой сверхдержавы. Заметим, что концепция «суверенной демократии», в середине 2000-х гг. взятая на вооружение «Единой Россией», также представляет собой смешение либерально-демократических, глобалистских и державных ценностей.
Для российской (как, впрочем, и советской) империи характерен общий набор системных признаков империи, включая: сакральный характер власти, осуществляемой обычно без посреднических органов и учреждений; экспансия; наличие центра и периферии; политэтничность при наличии доминирующего этноса; общая идеология; претензии на мировое значение и даже господство. При этом континентальный тип имперского пространства способствовал превращению присоединяемых земель в провинции, на территории которых обеспечивалось действие имперских законов и обращение имперской валюты. Еще одной важной чертой российского имперостроительства стало относительно безболезненное включение в этот процесс народов и отсуствие политики геноцида в отношении местного населения. Говоря о Российской империи, следует заметить, что мы имеем дело с феноменом «внутренней колонизации».»
В нашей работе мы рассматриваем художественные и публицистические работы современных российских писателей-«имперцев» (Владимира Мединского, Александра Проханова, Захара Прилепина, Павла Крусанова), специфику их политических взглядов и воплощение этих взглядов в их творчестве.
Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей имперских проектов на материале творчества современных российских писателей. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в работе:
1. проанализировать особенности правительственного имперского проекта на примере исследований и романов Владимира Мединского;
2. проанализировать особенности национал-большевистского имперского проекта на примере романов и статей Захара Прилепина;
3. проанализировать особенности евразийского имперского проекта на примере романов и статей Александра Проханова;
4. проанализировать особенности игрового имперского проекта на примере романов и статей Павла Крусанова.
Объектом исследования в настоящей работе являются публицистические и художественные тексты Владимира Мединского, Захара Прилепина, Александра Проханова, Павла Крусанова.
Предметом исследования в работе являются политические взгляды авторов и их реализация в текстах.
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обосновывается выбор темы, мотивируется ее актуальность, определяются цель, задачи и методы исследования.
В первой главе работы рассмотрены художественные и научно-исследовательские произведения Владимира Мединского (роман «Стена», «Мифы о России» и др.). Во второй главе работы рассмотрены в первую очередь публицистические произведения Захара Прилепина («Письмо товарищу Сталину», «Господин Президент, не выбрасывайте блокнот!» и др.), а также роман «Санькя» и псевдомемуары «Кремлевские стенания. Я-то знаю, кем был я, пока вы были никем». В третьей главе работы рассмотрены художественные и публицистические произведения Александра Проханова (роман «Губернатор», сборник статей «Поступь русской победы» и др.). В четвертой главе рассмотрены художественные и публицистические произведения Павла Крусанова (трилогия «Триада», в которую входят романы «Укус ангела», «Бом-бом», «Американская дырка», статья «Легионеры незримой империи» и др.) В заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования: даются в кратком изложении основные положения и представляются выводы, полученные в ходе настоящего исследования.
К работе прилагается список использованной литературы. Общий объем работы составляет 61 страницу.
«Империя в конце 1990-х приняла роль суперавторитета, обещающего спасение.
На интеллектуальном уровне имперская идея выросла на почве решительного неприятия евроамериканских глобализационных проектов и широкими массами, и очень значительной частью образованного общества России.»
Период правления Владимира Путина обострил идейный конфликт «имперцев» и «либералов», поскольку первые увидели в новом президенте востребованные ими качества национального лидера, а последние, наоборот, начали терять позиции на политическом поле по сравнению с девяностыми годами. Как замечают либеральные исследователи, «важнейшей политической тенденцией <...> стало доминирование <...> во всем медийном пространстве неоимперской, шовинистической риторики: именно она стала площадкой единения националистов, левых государственников и лояльных режиму конформистов. Иными словами, новый идеологический союз, созданный вокруг неоимперской идеи, сплотил все антилиберальные силы».
Революционные события на Украине в 2014 году и возвращение Крыма в состав России стали еще одной вехой, усилившей разделение идеологических оппонентов, что также обуславливает актуальность нашего исследования.
«Спрос населения на реабилитацию имперского проекта, вызванный усталостью от адаптации к новым моделям поведения и общественного уклада, а также устойчивостью авторитарных стереотипов массового сознания, подогревается растущим предложением со стороны политиков.»
Политический запрос идет не только от общества к политическим деятелям, но и от политических деятелей и идеологов к другим субъектам политического поля. В случае с выбранными нами для исследования авторами, мы можем обозначить их политический запрос как «имперский проект».
«Элитарные разновидности «имперского сознания» прежде всего связаны с геополитическим эссенциализмом, выражающимся в двух взаимосвязанных представлениях: во-первых, о российской «уникальной цивилизации», навечно сохранившейся в «русской душе»; во-вторых, о постоянной угрозе этой «цивилизации» со стороны «цивилизации Запада». Эта старинная идея, известная с началаXIX века, вновь стала набирать популярность с середины 1990-х в интеллектуальных и околовластных элитарных кругах, приводя их к тем же выводам, что и графа Уварова за полтора столетия до них, а именно: для защиты от внешнего врага нужны сильный правитель - император - и собственная система ценностей, основанная на патернализме и антизападничестве. Сегодня концепцию принципиальных различий в интересах и ценностях России и Запада, а также идею необходимости реанимации имперского порядка для отражения «западной угрозы» развивают профессиональные пропагандисты и идеологи, такие как члены «Изборского клуба» (В. Аверьянов, А. Дугин, М. Леонтьев, Н. Нарочницкая, Н. Стариков, А. Фурсов, М. Шевченко и др.), созданного в 2012 г. под председательством сталиниста А.Проханова.»
Один из идеологов имперского проекта Александр Дугин в своей статье «Проект «Империя» дает следующее определение термину «империя»:
«Империя представляет собой такое политико-территориальное устройство, которое сочетает жесткий стратегический централизм (единая вертикаль власти, централизованная модель управления вооруженными силами, наличие общего для всех гражданского правового кодекса, единая система сбора налогов, единая система коммуникаций и т.д.) с широкой автономией региональных социально-политических образований, входящих в ее состав (наличие эл ементов этноконфессионального права на локальном уровне, многонациональный состав, широко развитая система местного самоуправления, возможность сосуществования различных локальных моделей власти - от племенной демократии до централизованных княжеств или даже королевств).
Империя всегда претендует на вселенский масштаб, осознавая свое политическое устройство как ядро или синоним мировой империи. «Все дороги ведут в Рим». Все империи мыслят себя как мировые империи.
Империя наделена миссией. Она воспринимается как политическое воплощение исторической судьбы человечества. Миссия может осознаваться в различных формах: религиозных (Византия, Австро-Венгрия, исламский халифат, Московское царство), гражданских (Древний Рим, империя Чингисхана), цивилизационных (Китайская империя, Иранская империя) или идеологических (коммунистическая империя СССР, либеральная империя США).»
Данное определение является достаточно обобщенным и масштабным, и охватывает широкий спектр различных государственных образований, что позволяет использовать его как основу нашего исследования. Важным является также то, что в рамках данной концепции не является ключевым наличие императора и традиционалистской направленности государственной идеологии.
Необходимо также уточнить специфику имперского мировоззрения именно в применении к российской действительности. По сравнению с Британской империей, США и другими зарубежными политическими проектами, империя в России имеет ряд особенностей, связанных как с географией, так и с развитием политической системы:
«В отечественной истории и традиции империя и державность оказались неразделимыми. Ведь и в Российской империи, и в советской державе на первом месте был имперский уровень идентичности. Именно этим объясняется апелляция к былому имперскому величию в державнопочвеннических проектах 2000-х гг., особенно в неоевразийстве и конструкте «СССР-2». В рамках этих проектов Россия позиционируется как сильная военная держава, обладающая эффективной и конкурентоспособной экономикой, культурным и духовным превосходством, и обеспечивающая высокий статус гражданина державы. Но в целом, к сожалению, идеология державности примитивизирована до концепта сильного государства, сводимого к бюрократической мобилизации. Отсюда логично вытекает вполне имперская «особая миссия» мировой сверхдержавы. Заметим, что концепция «суверенной демократии», в середине 2000-х гг. взятая на вооружение «Единой Россией», также представляет собой смешение либерально-демократических, глобалистских и державных ценностей.
Для российской (как, впрочем, и советской) империи характерен общий набор системных признаков империи, включая: сакральный характер власти, осуществляемой обычно без посреднических органов и учреждений; экспансия; наличие центра и периферии; политэтничность при наличии доминирующего этноса; общая идеология; претензии на мировое значение и даже господство. При этом континентальный тип имперского пространства способствовал превращению присоединяемых земель в провинции, на территории которых обеспечивалось действие имперских законов и обращение имперской валюты. Еще одной важной чертой российского имперостроительства стало относительно безболезненное включение в этот процесс народов и отсуствие политики геноцида в отношении местного населения. Говоря о Российской империи, следует заметить, что мы имеем дело с феноменом «внутренней колонизации».»
В нашей работе мы рассматриваем художественные и публицистические работы современных российских писателей-«имперцев» (Владимира Мединского, Александра Проханова, Захара Прилепина, Павла Крусанова), специфику их политических взглядов и воплощение этих взглядов в их творчестве.
Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей имперских проектов на материале творчества современных российских писателей. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в работе:
1. проанализировать особенности правительственного имперского проекта на примере исследований и романов Владимира Мединского;
2. проанализировать особенности национал-большевистского имперского проекта на примере романов и статей Захара Прилепина;
3. проанализировать особенности евразийского имперского проекта на примере романов и статей Александра Проханова;
4. проанализировать особенности игрового имперского проекта на примере романов и статей Павла Крусанова.
Объектом исследования в настоящей работе являются публицистические и художественные тексты Владимира Мединского, Захара Прилепина, Александра Проханова, Павла Крусанова.
Предметом исследования в работе являются политические взгляды авторов и их реализация в текстах.
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обосновывается выбор темы, мотивируется ее актуальность, определяются цель, задачи и методы исследования.
В первой главе работы рассмотрены художественные и научно-исследовательские произведения Владимира Мединского (роман «Стена», «Мифы о России» и др.). Во второй главе работы рассмотрены в первую очередь публицистические произведения Захара Прилепина («Письмо товарищу Сталину», «Господин Президент, не выбрасывайте блокнот!» и др.), а также роман «Санькя» и псевдомемуары «Кремлевские стенания. Я-то знаю, кем был я, пока вы были никем». В третьей главе работы рассмотрены художественные и публицистические произведения Александра Проханова (роман «Губернатор», сборник статей «Поступь русской победы» и др.). В четвертой главе рассмотрены художественные и публицистические произведения Павла Крусанова (трилогия «Триада», в которую входят романы «Укус ангела», «Бом-бом», «Американская дырка», статья «Легионеры незримой империи» и др.) В заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования: даются в кратком изложении основные положения и представляются выводы, полученные в ходе настоящего исследования.
К работе прилагается список использованной литературы. Общий объем работы составляет 61 страницу.
В данной работе мы поставили цель рассмотреть особенности различных имперских проектов на материале творчества ряда современных российских писателей.
Для достижения поставленной цели были проанализированы политические проекты, отраженные в работах Владимира Мединского, Захара Прилепина, Александра Проханова и Павла Крусанова.
В ходе исследования были выявлены основные характеристики имперских проектов. Их объединяет политический запрос на сильное государство, проникающее во все сферы общества и обеспечивающее благополучие своих граждан, экстенсивное развитие государства, патриотизм, а также наличие сверхзадачи, к решению которой государство стремится.
Особенность сверхзадачи и способов достижения социальной гармонии зависит от того, какой идеологии придерживается автор каждого из имперских проектов. В «правительственном» проекте Владимира Мединского цель - сохранение традиционного уклада и исторической преемственности. В национал-большевистском проекте Захара Прилепина основная задача - достижение социальной гармонии по социалистическому принципу, идейное наполнение при этом не принципиально. В евразийском проекте Александра Проханова цель - сохранение духовных традиций одновременно с ускоренным развитием технологий по западному образцу. В «игровом» проекте Павла Крусанова главное - воссоздать эстетику империи и иметь сверхзадачу.
Для достижения поставленной цели были проанализированы политические проекты, отраженные в работах Владимира Мединского, Захара Прилепина, Александра Проханова и Павла Крусанова.
В ходе исследования были выявлены основные характеристики имперских проектов. Их объединяет политический запрос на сильное государство, проникающее во все сферы общества и обеспечивающее благополучие своих граждан, экстенсивное развитие государства, патриотизм, а также наличие сверхзадачи, к решению которой государство стремится.
Особенность сверхзадачи и способов достижения социальной гармонии зависит от того, какой идеологии придерживается автор каждого из имперских проектов. В «правительственном» проекте Владимира Мединского цель - сохранение традиционного уклада и исторической преемственности. В национал-большевистском проекте Захара Прилепина основная задача - достижение социальной гармонии по социалистическому принципу, идейное наполнение при этом не принципиально. В евразийском проекте Александра Проханова цель - сохранение духовных традиций одновременно с ускоренным развитием технологий по западному образцу. В «игровом» проекте Павла Крусанова главное - воссоздать эстетику империи и иметь сверхзадачу.
Подобные работы
- АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ В ЗЕРКАЛЕ СТОЛИЧНОЙ И ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ КРИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Русский путешественник в путевой прозе В. А. Жуковского
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: 2014-2019 гг
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ПИСАТЕЛЬ-АВТОДИДАКТ КАК СТРУКТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛА XX ВЕКА:
ЖИЗНЕТВОРЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ПОЭТИКИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ДИСКУРС СВОБОДЫ В РУССКОЙ ТРАГЕДИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII – НАЧАЛА XIX В
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2004 - НАТУРФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Н. ЗАБОЛОЦКОГО: СИМБИОЗ ИСТОЧНИКОВ НА ПУТИ К НОВОЙ ПОЭТИКЕ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - ЭПИТЕТ В ТЕКСТАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТ «ЗАВТРА» И «НОВАЯ ГАЗЕТА», РОМАНОВ А. ПРОХАНОВА «УБИТЬ КОЛИБРИ», В. СОРОКИНА «ДЕНЬ ОПРИЧНИКА», В. БЕНИГСЕНА «ГЕНАЦИД»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ М.ОНДААТЖЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РУССКОЕ ВОЙСКО В ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



