Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПИСАТЕЛЬ-АВТОДИДАКТ КАК СТРУКТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛА XX ВЕКА: ЖИЗНЕТВОРЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ПОЭТИКИ

Работа №18277

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПИСАТЕЛЬ-АВТОДИДАКТ: СТРАТЕГИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА 8
1.1. Хронологический и стадиальный аспекты явления 8
1.2. Теория поля и жизнетворчество: формирование позиции
автодидакта в структуре литературного процесса 11
1.3. Подходы к изучению творчества писателей-самоучек 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО И ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО РАННЕГО
Л.Н. ТОЛСТОГО: У ИСТОКОВ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ФИГУРЫ АВТОДИДАКТА 23
2.1. Ссора Толстого с Тургеневым: конструирование новой позиции в
литературном поле 23
2.2. Повесть «Альберт»: рефлексия видоизменений литературного
поля 30
2.3. Изобретение структурной позиции писателя-автодидакта как
субъекта: эстетическая программа раннего Толстого 43
2.4. «Приходы» в Ясную Поляну: писатель-самоучка в эстетических
координатах толстовского морализма 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА 3. ОПЫТ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ПИСАТЕЛЕЙ-
САМОУЧЕК В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX В 60
3.1. Роль литературных объединений в институализации писателей- самоучек 60
3.1.1. Суриковский литературно-музыкальный кружок 60
3.1.2. Кружок «Среда» Н.Д. Телешова и издательское
товарищество «Знание» М. Г орького 64
3.2. Литературная карьера писателя-автодидакта 69
3.2.1. Региональный аспект: Г.Д. Гребенщиков 70
3.2.2. Политическое слагаемое писательской репутации
автодидакта: И.Е.Вольнов 82
3.2.3. С.П.Подъячев в контексте крестьянского писательства 86
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98

Актуальность выбранной для диссертационного исследования темы обусловлена повышенным интересом современных исследователей к трансформациям классического канона русской литературы, изменениям в структуре литературного процесса, принципам локализации культурной деятельности в координатах имперского пространства, а также к творчеству писателей, находившихся в конце XIX - начале XX вв. «на периферии» культуры и начинавших борьбу за общественное признание.
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые целостно и системно рассматривается деятельность русских писателей-автодидактов рубежа XIX - начала XX вв., их положение в структуре литературного процесса, выраженное в: а) осмысленном выстраивании карьеры и профессиональной репутации; б) морфологизации своего пути в культуре;
в) рефлексивной метаописательной поэтике текстов, призванной создать художественную легитимацию этому новому социокультурному типу литературного творчества. К писателям-автодидактам (самоучкам) мы относим авторов, не относящихся по рождению к тому элитарному сословию, которое со времен петровских реформ было основным культуропорождающим слоем в русском обществе и, в частности, ввиду этого не получивших систематического образования, кроме того, рождённых, как правило, на культурной и географической периферии страны. Как массовое явление такие писатели появились в России в конце XIX - начале XX вв. в результате крестьянской реформы 1861 г. и последовавших за ней общественных преобразований. Доступность образования для всех слоёв населения, профессионализация литературного творчества и появление большого числа периодических изданий создали условия для того, чтобы вчерашний крестьянин и - в более широком смысле - простолюдин обрёл собственную литературную субъектность.
Цель работы - исследовать творчество писателей-автодидактов в перспективе их самопрезентации и взаимодействия с различными писательскими группами в структуре литературного процесса начала XX в. в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть и периодизировать ход формирования новой генерации писателей «из народа», изучить посвященную этому феномену научную историю вопроса;
2) исследовать роль Л.Н. Толстого в процессе конструирования позиции писателя-автодидакта в структуре литературного процесса;
3) выявить репрезентативные кружки и писательские объединения, определить их роль в становлении новой писательской генерации;
4) проанализировать в избранном аспекте написанные в началеХХ в. ключевые художественные произведения автодидактов, а также их автобиографические материалы и зафиксированные в разнообразных письменных источниках жизнестроительные практики.
Объект исследования - структура литературного процесса и культурного пространства в России начала XX в.
Предмет исследования - творчество писателей-автодидактов,
специфика их положения в структуре литературного процесса.
Материалом послужили литературные тексты (рассказы, повести, романы) писателей-самоучек, принадлежащий их перу значительный массив как опубликованных, так и неопубликованных эго-документов (дневники, переписка, мемуары, критические заметки). В числе архивных материалов привлечены рукописи, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства (г. Москва).
Выбор методов исследования обусловлен целью и спецификой материала. Прежде всего, мы опираемся на исследования в области социологии литературы и, в частности, теорию «поля», разработанную П. Бурдьё [Бурдьё.ЦРВ: http://bourdieu.name/content/pole-literaturvl и его
последователями. Изводом этого подхода являются отечественные работы в области социологии чтения, рецептивной эстетики и поэтики,
принадлежащие перу представителей российской школы социологии литературы: Б. Дубина [Дубин, 2004;2011], Л. Гудкова [Гудков, 1994], А. Рейтблата [Рейтблат, 2009; 2014] и др. Кроме того, в рамках решения стоящих перед нами социокультурных задач нами привлечены работы историографов, посвященные вопросам нациестроительства и, в частности, такой его задачи как конструирование классического канона (исследования американского слависта Дж. Брукса [Brooks, 2003] и др.). Семиотическая методология задействована нами при исследовании стратегий жизнетворчества и самопрезентации писателя-провинциала. Работы
литературоведов в области метапоэтики послужили для нас опорой при анализе конкретных репрезентативных произведений избранных авторов.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
В первой главе рассматриваются хронологический и фазовый аспекты выдвижения самоучек в литературную среду, обосновывается выбор социологической концепции П. Бурдьё и его последователей для анализа историко-литературной ситуации в России начала XX в., приводится история изучения феномена в различных аспектах.
Вторая глава посвящена творческим и жизнетворческим интенциям Л.Н. Толстого, связанным с концептуализацией фигуры автодидакта: подробно рассматривается история вхождения самого писателя в столичный культурный круг, анализируются его поведение с точки зрения установленных в поле литературы правил; на материале повести «Альберт» исследуется рефлексия взаимоотношений с И.С. Тургеневым,
претендовавшим на роль наставника молодого писателя; освещается проведённый Толстым педагогический эксперимент, позволявший
конструировать пишущего субъекта; на примере «походов» начинающих писателей в Ясную Поляну в конце XIX- начале XX вв. разъясняется структурообразующая роль Толстого в литературном процессе обозначенного периода.
В третьей главе рассматриваются основные литературные объединения, сыгравшие основополагающую роль в институализации и легитимации позиции писателя-автодидакта, а также исследуются литературные манифестации (главным образом автобиографические) самоучек, проливающие свет на их жизнетворческие интенции и самопозиционирование в пишущем сообществе.
В результате проведённого диссертационного исследования было выявлено, что для писателя-автодидакта попадание в тот или иной литературный кружок (или обретение покровителя, входящего в писательскую группу) становилось важным моментом творческой биографии, поскольку влияло на его идеологическую установку, жанровые предпочтения, определяло круг журналов и издательств, в которых он мог публиковаться, и формировало его репутацию и отношение к нему других литературных деятелей - как критиков, так и писателей. В раннем творчестве самоучек внимание фокусируется на аспектах происхождения, образования и вхождения в столичную культурную среду. Творческая рефлексия влечёт за собой появление новых метаповествовательных стратегий, расширяющих границы канона. Ориентация на классиков, стремление проникнуть в высшие слои литературы, собственный травматичный опыт заставляли автодидактов особым образом выстраивать как текст, так и собственную жизнь, что нашло отражение в произведениях, носящих черты автобиографизма и обнажающих жизнетворческие интенции авторов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Писатели-самоучки конца XIX - начала XX века получили возможность войти в большую столичную литературу, претендуя на дальнейшее продвижение «в классики». Осмысление собственного места в современной им культуре привело к появлению новых металитературных стратегий, определивших поэтику сюжетовпрозы автодидактов. Ключевыми слагаемыми в этом процессе становятся, с одной стороны, автобиография писателя, с другой - его самопрезентация в жизнетворческой перспективе.Появление генерации писателей «из народа» носило системный характер, что важно в аспекте понимания всей структуры литературного процесса.
Основополагающая роль в процессе легитимации фигуры автодидакта принадлежит Л.Н. Толстому. Во-первых, его знаковое и отчасти скандальное поведение в 1850 - 1860-е гг. повлекло за собой трансформацию поля литературы, что позволило позднее, одновременно с реформами, проводимыми «сверху», создать нишу для писателей-самоучек. Во-вторых, его педагогический эксперимент, связанный с написанием рассказов вместе с крестьянскими детьми, был важным шагом на пути к формированию субъектности автора-самоучки, который до этого момента не имел собственного «голоса» в культурной и социальной жизни. Наконец, в- третьих, на рубеже XIX - XX вв. Толстой обрёл особый статус «живого классика», что стимулировало «походы» начинающих писателей в Ясную Поляну за «благословением» на творчество.
Структурообразующую роль в литературном процессе указанного периода играли писательские объединения. Для писателя-автодидакта попадание в тот или иной литературный кружок (или обретение покровителя, входящего в писательскую группу) становилось важным моментом творческой биографии, поскольку влияло на его идеологическую установку,
жанровые предпочтения, определяло круг журналов и издательств, в которых
он мог публиковаться, ив конечном счёте формировало его репутацию и отношение к нему других литературных деятелей - как критиков, так и писателей.
В результате проведённого исследования было выявлено, что в раннем творчестве писателей-автодидактов особенно акцентированы аспекты происхождения, образования и вхождения в столичную культурную среду. Творческая рефлексия влечёт за собой появление новых метаповествовательных стратегий, расширяющих границы канона. Ориентация на классиков, стремление проникнуть в высшие слои литературы, собственный травматический опыт заставляли самоучек особым образом выстраивать как текст, так и собственную жизнь, что нашло отражение в произведениях, носящих черты автобиографизма и обнажающих жизнетворческие интенции авторов.
Результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы в качестве материала на занятиях, посвящённых истории русской литературы рубежа XIX - XX вв. и локальным литературным сообществам как культурному феномену указанного периода.
В перспективе возможно продолжение данного исследования в нескольких направлениях. Во-первых, могут быть рассмотрены дальнейшие тактики и стратегии авторов в жизнетворческом и мифотворческом аспектах их писательской деятельности. Во-вторых, может быть расширена источниковая база за счёт привлечения большего количества текстов провинциальных писателей-автодидактов изучаемого периода. В-третьих, возможно более детальное и глубокое изучение связи творческой самопрезентации самоучек с эстетическими, политическими и идеологическими течениями рубежа XIX - XX веков.



Вольнов И.Е. Повесть о днях моей жизни: крестьянская хроника. М.: Сов. Россия, 1976. 396 с.
2. Вольнов И.Е. Молодые годы Бориса // Вольнов И.Е. Круги жизни. М.: Сов. Россия, 1991. С. 378 - 398.
3. Еорький М. Иван Вольнов // Максим Еорький: [сайт]. URL: http: //gorkiy.lit-info. ru/gorkiy/vo spominaniya/ivan-volnov.htm (дата обращения: 01.05.2015).
4. E орький M. Семён Подъячев // Подъячев С.П. Собрание сочинений. [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0530.shtml (дата обращения: 22.01. 2017).
5. Е ребенщиков Е.Д. В бору // Еребенщиков Е.Д. В просторах Сибири. В 2 т. СПб., 1915. Т. 2. С. 141 - 155.
6. Еребенщиков Е.Д. В посёлке // Еребенщиков Е.Д. В просторах Сибири. В 2 т. СПб., 1913.Т. 1 С. 130 - 136.
7. Еребенщиков Е.Д. В теснине // Еребенщиков Е.Д. В просторах Сибири. В 2 т. СПб., 1913.Т. 1. С. 201 - 216.
8. Еребенщиков Е.Д. Вася и Васька // Еребенщиков Е.Д. В просторах Сибири. В 2 т. СПб., 1913.Т. 1. С. 184 - 193.
9. Е ребенщиков Е.Д. Отец Порфирий // Е ребенщиков Е.Д. В
10. Еребенщиков Е.Д. Петербургские впечатления // Барнаул, 1995, № 4. С. 167 - 170.
11. Еребенщиков Е.Д. У Льва Толстого URL: http://grebensch.narod.ru/u_tolstogo.htm (дата обращения: 23.10.2015)
12. Еребенщиков Е.Д. Чураевы: Роман, повести, рассказы. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991. 412 с.
13. Пант-ов М. О книгах. Сборник товарищества «Знание» за 1903 год // Весы. 1904. № 5. С. 52 - 53.
14. Подъячев С.П. Автобиография // Подъячев С.П. Собрание
сочинений. [Электронный ресурс]. 2016. URL:
http://az.lib.rU/p/podxjachew_s_p/text_1929_autobio.shtml (дата обращения:
22.1. 2017).
15. Подъячев С.П. Мои записки // Красная новь. 1929а. № 1. С. 116 - 143.
16. Подъячев С.П. Моя жизнь // Красная новь. 19296. № 3. С. 92 - 102.
17. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1929в. № 4. С. 100 - 114.
18. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1929г. № 5. С. 149 - 157.
19. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1929д. № 6. С. 103 - 112.
20. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1929е. № 7. С. 132 - 140.
21. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1929ж. № 9. С. 125 - 138.
22. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1929з. № 10. С. 121 - 128.
23. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1929и. № 11. С. 113 - 134.
24. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1929к. № 12. С. 105 - 118.
25. Подъячев С.П. Моя жизнь // Красная новь. 1930а. № 2. С. 153 - 164.
26. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 19306. № 4. С. 114 - 125.
27. Подъячев С.П. Моя жизнь (Продолжение) // Красная новь. 1930в. № 5. С. 104 - 117.
28. Подъячев С.П. Моя жизнь. Воспоминания (Продолжение) // Красная новь. 1930г. № 8. С. 83 - 93.
29. Подъячев С.П. Моя жизнь (Окончание) // Красная новь. 1930д. №
12. С. 69 - 79.
30. Подъячев С.П. Моя жизнь. Книга вторая. М., Л.: Гос. изд-во худ.лит-ры, 1931. 120 с.
31. Телешов Н.Д. Всё проходит (Из литературных воспоминаний). Кружок «Среда» // Красная новь. 1926. № 11. С. 218 - 234.
32. РГАЛИ. Ф. 1883. Оп. 1. Ед. хр. 351.
33. РГАЛИ. Ф. 2262. Оп. 1. Ед. хр. 40.
34. РГАЛИ. Ф. 374. Оп. 1. Ед. хр. 165.
35. РГАЛИ. Ф. 374. Оп. 1. Ед. хр. 79.
36. РГАЛИ. Ф. 374. Оп. 1. Ед. хр. 83.
37. РГАЛИ. Ф. 499. Оп. 1. Ед. хр. 61.
38. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М.: Худ. лит., 1928 - 1958.
39. Тургенев И.С. Поли. собр. соч.: в 30 т. Письма: в 18 т. Т. 3: 1855 - 1858. М.: Наука, 1987. 702 с.
40. Фет А.А. Из «Моих воспоминаний» // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. М.: Правда, 1988. С. 67 - 124.
41. Фидлер Ф.Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 864 с.
Научно-теоретическая литература:
42. Анненков П.В. Романы и рассказы из простонародного быта в 1853 году // Литература и жизнь [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/vnd7uq (дата обращения: 10.04.2017).
43. Басинский П.В. Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды. М.: ACT, 2013. 572 с.
44. Белоусов И.А. И.З. Суриков и его стихи. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1915. 52 с.
45. Белоусов И.А. Литературная Москва (Воспоминания 1880 - 1928): Писатели из народа. Писатели-народники. М.: Москвоскоет-во писателей, 1929. 150 с.
46. Богомолов Н.А. Другой Толстой. Писатель глазами русских символистов // TorontoSlavicQuarterly. 2012. Т. 40. С. 7 - 22.
47. Борисова В. Н.Д. Телешов // Телешов Н.Д. Избранные сочинения: в 3 тт. Т. 1. М.: ГИХЛ, 1956. С. 5 — 21.
48. Боровиков С. Об этой книге и её авторе // Телешов Н.Д. Записки писателя: воспоминания и рассказы о прошлом. Саратов: Приволж. книж. изд-во, 1987. С. 353 — 359.
49. Букс Н. Скандал как механизм культуры // Семиотика скандала: сб. статей. М.: «Европа», 2008. С. 7 - 12.
50. Бурдьё П. Поле литературы // Социологическое пространство Пьера Бурдьё: [сайт]. URL: http://bourdieu.name/content/pole-literatury (дата обращения: 01.05.2015).
51. Бурнашева Н.И. «Читаю биографию Пушкина с наслаждением»: «Пушкинский» рассказ Льва Толстого // Книгочей. М., 2001. Вып. 6. С. 89 - 98.
52. Бурнашева Н.И. Раннее творчество Л.Н. Толстого: текст и время. М.: Издательство «МИК», 1999. 336 с.
53. Вдовин А. «Неведомый мир»: русская и европейская эстетика и
проблема репрезентации крестьян в литературе середины XIX века // Журнальный зал [Электронный ресурс]. 2016. URL:
http://magazines.russ.ru/nlo/2016/5/nevedomvj-mir-russkava-i-evropejskava- estetika-i-problema-repre.html (дата обращения: 10.04.2017).
54. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: INTRADA, 1999. 413 с.
55. Горбенко А.Ю. Чураевка и ясная Поляна: Рецепция толстовской модели в жизнестроительстве Г.Д. Гребенщикова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 150 - 155.
56. Горбенко Ю.А. Чураевка как текст: Строительство и
жизнестроительство Георгия Гребенщикова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 217 - 219.
57. Громова-Опульская Л. Тургенев и Лев Толстой: (История дружбы и полемики) // Русская словесность. 1994. № 4. С. 3 - 8.
58. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1994. 353 с.
59. Давыдов Д. Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика: автореф. дисс. ... канд. филол. наук (10.01.01, 10.01.08). Самара, 2004, 26 с.
60. Дубин Б.В. Классик - звезда - модное имя - культовая фигура: О стратегиях легитимации культурного авторитета // Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 324 - 330.
61. Дубин Б.В. Семантика, риторика и социальные функции прошлого. К социологии советского и постсоветского исторического романа // Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. С. 74 -
100.
62. Жолковский А. К технологии власти в творчестве и жизнетворчестве Ахматовой // Lebenskunst - Kunstleben. Жизнетворчество в русской культуре XVIII - XX вв. / Hrgs. SchammaSchahadat. Munchen: VerlagOttoSagner, 1998. S. 193 - 210.
63. Жолковский A.K., Щеглов Ю.К. Exungueleonem. Детские рассказы Л. Толстого и поэтика выразительности. М.: Новое литературное обозрение,
2016. 288 с.
64. Земледельцева Т.О. Тайны личной переписки И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого с А.А. Фетом // XXI Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. Курск. 2007. С. 128 - 138.
65. Казаркин А.П. Георгий Гребенщиков и областничество // Вестник ТГУ. 2004. № 282. С. 290 - 294.
66. Калинин И. Угнетённые должны говорить: массовый призыв в литературу и формирование советского субъекта, 1920-е - начало 1930-х годов // Там, внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории России: сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 587 - 663.
67. Камова И.М. Семантика имени в художественном тексте // Известия Алтайского государственного университета. 2005. № 4. С. 73 - 77.
68. Клейнборт Л.М. Очерки народной литературы (1880 - 1923 гг.). Беллетристы. Факты, наблюдения, характеристики. Ленинград, 1924. 312 с.
69. Клейтон Н.О творческих истоках повести Л.Н. Толстого «Альберт» // Проблемы филологии: язык и литература. 2010. № 1. С. 51 - 64.
70. Кошелев В. «Лирическое хозяйство» Афанасия Фета и
обстоятельства ссоры Тургенева и Толстого // Русская литература. 2001. № 1. С. 206 - 222.
71. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
72. Курляндская Г.Б. Тургенев и Толстой (К проблеме: классика и современность) // Тургениана. 1991. Орёл. С. 5 - 13.
73. ЛевиттЧ.М. Литература и политика. Пушкинский праздник 1880 года. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1994. 262 с.
74. Логинова Л.К читателю // Телешовские «Среды»: Москва - Малаховка. / авт.-сост. Л. Логинова. М.: Русский импульс, 2009. С. 5 - 8.
75. Логинова Л. Писатель и его «Среды» // Телешовские «Среды»: Москва - Малаховка. / авт.-сост. Л. Логинова. М.: Русский импульс, 2009. С. 9 - 16.
76. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/uoB5WR^ara обращения: 10.12.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ