ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ
ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Профессиональная компетентность специалистов учреждений
социальной сферы: понятие, сущность, классификация
Особенности деловой игры как средства формирования
профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Проблемы формирования профессиональной компетентности
специалистов учреждений социальной сферы (на примере ГУ - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Белгородской области)
Программа формирования профессиональной компетентности
специалистов учреждений социальной сферы посредством деловой игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Сегодня общество требует от специалистов учреждений социальной сферы высокой квалификации, подразумевающей наличие необходимых специальных, социально- гуманитарных знаний; способность творчески подходить к выполнению своих функций, принимать решения и нести за них ответственность; стремление к всестороннему личностному развитию и потребность в самореализации. Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяется развитием профессиональной компетентности специалиста учреждений социальной сферы.
Профессиональная компетентность формируется непосредственно в трудовой деятельности, проявляясь в органичном единстве с ценностями человека, поскольку только при условии ценностного отношения к деятельности и личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Таким образом, от специалиста социальной сферы, от его личностной и функциональной готовности к профессиональной деятельности зависит не только формальное качество выполняемой им работы, но и благополучие отдельных людей, социальных групп, общества в целом. В связи с этим особое внимание должно уделяться способам формирования профессиональной компетентности, одним из которых является деловая игра. Деловую игру можно рассматривать как моделирование реальной деятельности специалиста в тех или иных специально созданных производственных ситуациях. Отличие деловой игры от традиционных методов обучения, ее обучающие возможности заключаются в том, что в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников игры.
Деловая игра представляет собой имитацию трудовой деятельности, а также отдельных сторон жизни. Участников игры не связывает отсутствие реальных материальных орудий и средств имитируемой деятельности, их заменяет воображение. В результате у участников развивается воображение и творческие способности.
Использование деловых игр не только активизирует деятельность участников, но и обеспечивает эффективное субъект-субъектное взаимодействие, развивает опыт анализа и самоанализа профессиональной деятельности. Принимая и удерживая вверенную им роль, участники учатся оперативно принимать решения в условиях максимально приближенных к реальной трудовой деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить возрастание интереса отечественных и зарубежных ученых к проблеме становления профессиональной компетентности, в том числе и специалистов учреждений социальной сферы.
В создании общетеоретического фундамента изучения проблемы профессионализма современного специалиста большую роль сыграли труды М.В. Аверина, А.Г. Асмолова, И.В. Бестужева-Лады, Л.С. Выготского, Э.Ф. Зеера, И.А. Ильина, Л.Н. Когана, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой и др.
Духовно-нравственные основания профессиональной деятельности специалиста учреждений социальной сферы представлены в работах Е.И. Холостовой. В исследованиях Н.Б. Шмелевой рассматриваются теоретико-методологические и методические основы формирования и развития личности специалиста социальной сферы в ракурсе его обучения в многоуровневой системе образования. В.В. Науменко П.Д. Павленок, Е.Г. Студенова, Л.В. Топчий, Е.Л. Файчук, М.В. Фирсов изучают проблемы становления профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе. Особенности формирования культурологической, управленческой и коммуникативной компетентности рассматриваются в ряде работ зарубежных авторов (Ю. Гриз, М. Доэл, И.М. Ленер, И. Тёпфер).
Социально-педагогические аспекты деятельности специалистов по социальной работе раскрываются В.Г. Бочаровой, О.В. Симен-Северской и др. Исследованию социально-психологической компетентности социальных работников посвящены труды И.А. Зимней, А.К. Марковой, О.В. Минкиной и др.
Потребность общества в подготовке компетентных специалистов, способных эффективно работать с различными категориями клиентов актуализирует задачу теоретического осмысления и разработки содержания, форм, методов формирования профессиональной компетентности специалистов по социальной работе, в том числе и посредством деловой игры.
Теория и практика деловых игр как формы или метода обучения разрабатывалась Н.П. Аникеевой, Ю.С. Арутюновым, М.М. Бирштейном, А.А. Вербицким, Н.И. Дереклеевой, В.С. Дудченко, Ю.Н. Емельяновым, Д.Н. Кавтарадзе, А.П. Панфиловой, Г.П. Щедровицким и др.
Роль социально-психологической компетентности в профессиональной деятельности сотрудников учреждений социальной сферы рассматривали К.А. Володина, Ю.В. Малько, Г.А. Чурилова и др.
Однако, как показывает проведенный нами анализ теоретических источников целостного представления о системе формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы средствами деловой игры не разработано, в связи с чем возникает противоречие между значительным потенциалом игровых технологий и недостаточной разработанностью организационно-содержательных условий их применения в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста учреждений социальной сферы.
Объектом исследования является деловая игра как средство формирования профессиональной компетентности специалистов.
Предмет исследования – особенности формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы посредством деловой игры.
Цель исследования – выявить особенности формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы посредством деловой игры и разработать программу формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной посредством деловой игры.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы деловой игры как средства формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы.
2. Выявить проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы (на примере ГУ - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Белгородской области).
3. Разработать программу формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы посредством деловой игры.
Теоретико-методологическая база исследования: гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс, А.А. Вербицкий); личностно- деятельностный подход в образовании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин); системный подход в социальном образовании (О.В. Балагурова, С.И. Григорьев, Л.В. Топчий, и др.); контекстно- компетентностный подход (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Д. Равен, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, и др.); идея децентрации (Л.С. Выгодский, Ж. Пивче); школа К. Левина (идея о том, что групповая деятельность повышает мотивацию и вовлеченность); теория установки Д.Н. Узнадзе; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (о том, что навыки, полученные в игре, можно перенести в жизнь).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют: специальная литература; нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации, нормативно-правовые документы Белгородской области; профессиональные стандарты специалистов учреждений социальной сферы; профессионально-этические кодексы социальных работников; отчетная документация ГУ - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Белгородской области.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором социального исследования: «Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы», проведенного на базе ГУ - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Белгородской области в ходе преддипломной практики (апрель 2018 г.). Исследование проводилось посредством анкетирования клиентов (n=40), экспертного опроса специалистов (n=20).
Методы исследования.
- Теоретические методы: анализ научной литературы по исследуемой проблеме; анализ нормативных документов, которые позволили осуществить обоснование применения деловой игры в формировании профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы.
- Прикладные методы сбора первичной информации: анкетирование; экспертный опрос, которые позволили выявить проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы.
- Методы обработки и анализа первичных данных: методы математической статистики, послужившие для обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: раскрыты теоретические подходы к определению дефиниций «компетентность», «профессиональная компетентность»; уточнено понятие профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы; выделены сущностные признаки деловой игры, классификации деловой игры.
Выявлены проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы.
На основе результатов исследования разработана программа формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы посредством деловой игры. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Этические основы социальной работы», «Профессиональная культура социального работника» и других, а также при проведении курсов переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования, социальной работы.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу ГУ - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Белгородской области. Результаты исследования были обсуждены, одобрены и апробированы на базе этого учреждения
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Концепция непрерывного образования провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни во всяком возрасте. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
Существует множество теоретических подходов к определению дефиниций «компетентность», «профессиональна компетентность». Общим для всех определений является то, что термин «профессиональная компетентность» употребляется в качестве показателя уровня профессионализма специалиста.
Под профессиональной компетентностью специалистов учреждений социальной сферы мы понимаем совокупность знаний в области педагогики, психологии, социологии, юриспруденции, теории и технологии социальной работы, доброжелательного отношения к людям и их проблемам, организаторско-коммуникативных способностей, высокого нравственного уровня, нервно-психической выносливости, обладания социальной ответственности за результаты своего труда.
Основой профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы служат знания, умения и навыки, полученные в результате обучения и активной деятельности личности, направленные на формирование профессионализма специалиста, главными компонентами которого являются: когнитивный, мотивационно–ценностный, операционно- деятельностный и личностно-рефлексивный. Профессиональная компетентность во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.
Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы зависит от способов и условий развития профессиональной компетентности. К способам развития профессиональной компетентности относятся: внешнее и внутреннее (внутрифирменное) обучение; на рабочем месте и вне рабочего места; постоянное и периодическое. Условиями эффективного обучения специалистов социальной сферы, развивающих свою компетентность, выступают: мотивация; климат учреждений, способствующий обучению, подразумевающий активное участие специалистов, повышающих уровень профессиональных знаний в процессе обучения; последовательность этапов процесса обучения с закреплением практических навыков; необходимость положительной обратной связи.
Определение деловой игры является дискуссионным. В настоящее время деловую игру рассматривают как: 1) область деятельности; 2) часть научно-технического знания; 3) имитационный эксперимент; 4) метод обучения, исследования; 5) способ решения практических задач.
Специалистами в области деловых игр разработано множество оснований для классификации, позволяющих характеризовать любую деловую игру. Проблема классификации деловых игр актуальна и в настоящий момент.
Основными элементами деловой игры выступает система, состоящая из игроков, правил игры, моделирующих реальность, и организатора, создавшего правила и наблюдающего за их соблюдением. Нами выделены такие элементы деловой игры как: цель, подразделяемая для ведущего игру и для участников игры; игроки с активной и обычной подготовкой; действие, включая процесс формирования умений и навыков, основанных на рефлексии; характер развития игровой ситуации и правила игры по сценарию игры; оценка участников на основе выхода (итога) из игры.
Основным плюсом деловых игр является то, что они, моделируя реальность, позволяют радикально сократить время накопления опыта, позволяют повернуть ход возможных событий, попробовать разные стратегии. Деловые игры заставляют участников использовать свой прошлый опыт, предоставляют им автономное пространство для развития собственных представлений и действий. В игре условия составлены таким образом, что участник обязан выполнить каждый пункт, каждое действие в установленный срок, иначе рискует проиграть.
Чтобы выявить проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов учреждений социальной сферы, мы провели социальное исследование на базе ГУ - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Белгородской области. В ходе анализа его результатов мы пришли к следующим выводам: коллектив обладает достаточным уровнем знаний, умений, навыков; Основную часть составляют специалисты уже проработавшие со стажем от 20 и более лет. Можно сделать вывод, что высокий профессионализм данной категории работников социальной сферы связан как с наличием профессионально важных, так и личностных качеств.
Большинство опрошенных считают себя подготовленными к работе в учреждениях социальной сферы, то есть владеющими достаточным уровнем профессиональной компетенции. Основной причиной, по которой социальные работники работают в Пенсионном фонде, является их собственное желание, а не жизненная необходимость Можно сделать вывод, что в коллективе существует благоприятный психологический климат, удовлетворенность своей деятельностью. Специалисты считают своих коллег профессионалами в своем деле. Но самыми значимыми проблемами в профессиональной деятельности для специалистов оказались - проблемы построения отношений с клиентами, а также физическая и психологическая истощенность, подверженность стрессам, опасение не справиться с эмоциональными перегрузками.
В учреждении используют традиционные формы обучения формирования профессиональной компетентности (внутреннее обучение, лекции, совещания), однако отсутствую активные формы обучения. Поэтому приходим к выводу о необходимости проведения систематической работы по формированию профессиональной компетентности специалиста.
Приоритетность в этой работе должна быть отдана активным формам обучения.
С целью решения выявленных проблем мы разработали программу формирования профессиональной компетентности специалистов посредством деловой игры. Считаем, что опыт полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определяют успешность реализации разработанной нами программы. Социальным эффектом будет являться сохранение положительного имиджа ПФР, отсутствие обоснованных жалоб от клиентов, обеспечение качественного обслуживания клиентов; повышение профессионального мастерства специалистов.
По завершению реализации программы рекомендуем разработать программу социально-психологического тренинга, направленную на профилактику негативных профессиональных деформаций личности специалиста.