Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностные ориентации современных российских подростков

Работа №57908

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
510
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Теоретическое исследование подросткового возраста и его
специфики 7
1.2. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные
ориентации» личности 11
1.3. Формирование ценностных ориентаций у подростков 14
1.4. Ценностные ориентации подростков 80-90-х годов XX века
18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Организация исследования, описание методик 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 54
ПРИЛОЖЕНИЯ


Исследование ценностей особенно актуально сегодня, в нашу кризисную эпоху. В условиях переходного периода существенно меняется социальная ситуация развития как старших, так и младших подростков.
В младшем подростковом возрасте меняется социальная значимость подростка, характерным для этого возраста является имитация чьего-либо поведения. Елавная черта, которая появляется в психологии младшего подростка, по сравнению со школьником младшего возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. В старшем подростковом возрасте наблюдается некоторое расхождение в смыслах и ценностях.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения, меняется личность школьника, что приводит к трансформации системы ценностей молодого поколения.
Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Огромное влияние на подростков, также, оказывает политическая ситуация: рост интереса различных движений, несущих как
положительный, например, молодежное движение «В спорте», цель которого, формирование моды на здоровый образ жизни, так и отрицательный смысл, антисоциальные «Еруппы смерти», которые губят подростка, к примеру, «Синий кит» - игра, появившаяся в сети в конце 2016 - начале 2017 года, финальной целью которой, является совершение самоубийства. Несмотря на это, все-таки идет постепенное и нелегкое осознание приоритета общечеловеческих ценностей подростками, которое осложняется экономическими неурядицами и социальной напряженностью.
Ценностные ориентации есть результат отражения общественных отношений и системообразующий фактор личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Сама же система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.
Актуальность темы определяет цель, задачи, предмет и объект исследования.
Проблеме формирования ценностных ориентаций посвящены работы классиков зарубежной и отечественной науки, которые в своих теориях опираются на понятие личности, поскольку ценностные ориентации тесно связаны с ним, а также с изучением человеческого поведения и побуждений. В трудах Л.И.Божович, Б.С.Братусь, С.Л. Рубинштейна. Вышеуказанными теоретиками обосновывается тезис о том, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом.
Цель исследования: выявление главных ценностей современных российских подростков.
Задачи:
1. Теоретически исследовать подростковый возраст и его специфику;
2. Теоретически проанализировать понятия ценности и ценностные ориентации личности;
3. Теоретически изучить процесс формирования ценностных ориентаций у подростков;
4. Теоретически сравнить ценностные ориентации школьников в 90-е годы XX века и в настоящее время;
5. Сформировать выборку и подобрать методики;
6. Изучить ценностные ориентации подростков эмпирическим путем;
7. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Объект исследования: старшие подростки в возрасте 16-17 лет,
младшие подростки в возрасте 12-13 лет.
Предмет исследования: ценностные ориентации подростков.
Методы:
1. Анализ психолого - педагогической литературы;
2. Психодиагностический метод с использованием «Методики измерения ценностных ориентаций М.Рокича» и «СЖО» Леонтьева;
3. Метод математической статистики (t - Стьюдейта, Пирсона).
Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть две гипотезы:
1. Существуют различия в ценностных ориентациях младших и старших подростков;
2. Существует взаимосвязь между ценностными (терминальными и инструментальными) и смысло - жизненными ориентациями.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения ценностных и смысло - жизненных ориентаций подростков.
Практическая значимость: Данные результаты исследования можно использовать как фактический материал для психологов, педагогов, родителей и т.д. А также заключается в возможности расширить взгляд на проблему ценностных ориентаций и социальной адаптации подрастающего поколения, и в частности, на разработку эффективных программ по развитию у подростков общественно значимых ценностей и помощи в социальной адаптации подрастающего поколения к новым условиям жизни.
Описание выборки: выборка состоит из 40 участников - старших подростков 16-17 лет и 40 участников - младших подростков 12-13 лет. Общая выборка составила 80 человек. Участники эксперимента - учащиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» ЕМР РТ.
Структура: работа состоит из введения, 2-х глав, вводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Апробация: результаты исследования были апробированы и
размещены в международный научно-практический журнал «Теория и практика современный науки» [10].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование ценностей особенно актуально сегодня, в нашу кризисную эпоху. В условиях переходного периода существенно меняется социальная ситуация развития как старших, так и младших подростков.
В младшем подростковом возрасте меняется социальная значимость подростка, характерным для этого возраста является имитация чьего-либо поведения. Елавная черта, которая появляется в психологии младшего подростка, по сравнению со школьником младшего возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. В старшем подростковом возрасте наблюдается некоторое расхождение в смыслах и ценностях.
Огромное влияние на подростков, также, оказывает политическая ситуация: рост интереса различных движений, несущих как
положительный, например молодежное движение «В спорте», цель которого, формирование моды на здоровый образ жизни, так и отрицательный смысл, антисоциальные «Группы смерти», которые губят подростка, к примеру, «Синий кит» - игра, появившаяся в сети в конце 2016 - начале 2017 года, финальной целью которой, является совершение самоубийства. Несмотря на это, все-таки идет постепенное и нелегкое осознание приоритета общечеловеческих ценностей подростками, которое осложняется экономическими неурядицами и социальной напряженностью.
Ценностные ориентации есть результат отражения общественных отношений и системообразующий фактор личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Сама же система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных
отношений.
Объектом исследования являются старшие подростки в возрасте 1617 лет, младшие подростки в возрасте 12-13 лет.
Для изучения ценностных (терминальных и инструментальных) и смысло - жизненных ориентаций у подростков были использованы методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и Д.А. Леонтьева «СЖО».
При изучении иерархии терминальных ценностей у подростков было выявлено, что здоровье и у младших и у старших подростков стоит на первом месте, на втором месте у старших подростков - счастливая семейная жизнь, а у младших подростков - любовь. Любовь у старших юношей и девушек занимает только пятое место. На третьем месте у старших подростков находится материально обеспеченная жизнь, когда у младших подростков эта же ценность имеет пятый ранг. Четвертый ранг у старших подростков занимает такая ценность как верные друзья, у младших - активная деятельная жизнь.
Самыми наименее значимыми, в системе терминальных ценностей, для младшего подросткового возраста являются: признание обществом, творчество, красота природы и искусства, развлечения и счастье других. Для старшего подросткового возраста наименее значимыми оказались: развлечения, признание обществом, творчество, счастье других и красота природы и искусства.
При изучении иерархии инструментальных ценностей у младших и старших подростков было выявлено, что жизнерадостность является одной из самых значимых ценностей и у младших и у старших подростков, у старших подростков она занимает первое место, у младших - второе. Такая ценность как воспитанность, наоборот, у младших подростков занимает первое место, у старших второе. Образованность, и у старших и у младших подростков стоит на третьем месте. На четвертом месте у старших подростков «Независимость». Этот же ранг у младших подростков занимает такая ценность, как «Аккуратность». На пятом месте у старших подростков находится «широта взглядов».
Самыми наименее значимыми, в системе инструментальных ценностей, для младшего подросткового возраста являются: чуткость, высокие запросы, эффективность в делах, непримиримость к недостаткам, широта взглядов. Для старших подростков наименее значимыми оказались: самоконтроль, эффективность в делах, высокие запросы, непримиримость к недостаткам и смелость в отстаивании мнения
Для выявления различий ценностей между младшими подростками (5 - 6 класс) и старшими подростками (10 - 11 класс) был использован t - критерий Стьюдента. Расчет производился автоматически в программе Exel.
Получились следующие результаты, в системе терминальных ценностей существуют различия между старшими и младшими подростками в шкале «творчество», при значении р=0,002 (зона значимости), так же имеются различия в шкале «счастливая семейная жизнь», но на уровне тенденции, значение р=0,05. В системе инструментальных ценностей у старших и младших подростков так же имеются различия на уровне тенденции, значении р=0,05, в шкале «аккуратность», в шкале «Широта взглядов» имеются различия, значение р=0,04.
Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что у современных подростков еще не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от возраста.
Структура ценностей современной российской молодежи (старшие и младшие подростки) и доминирующие ценности являются весьма схожими и выражают противоречивые тенденции в ее мотивации и установках поведения, обусловленные стремлениями к самостоятельности,
материальному успеху и достижениям.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что существуют различия в ценностных ориентациях младших и старших подростков подтвердилась частично.
Взаимосвязь СЖО и ценностных ориентаций старших подростков мы проверили при помощи статистического метода коэффициента корреляции г - Пирсона, который показал, что между смысло - жизненными и ценностными (инструментальные ценности) ориентациями взаимосвязь существует, но на уровне тенденции между шкалами «Процесс жизни» и «Твердая воля», значение г попадает в зону неопределенности, между шкалами «Локус контроля - жизнь» и «Твердая воля» также существует взаимосвязь, значение г попадает в зону значимости.
Также между смысло - жизненными и ценностными (терминальные ценности) ориентациями существует взаимосвязь между шкалами «Процесс жизни» и «Активная жизнь», значение г попадает в зону значимости, между шкалами «Результат жизни» и «Активная деятельная жизнь», значение г попадает в зону неопределенности, также взаимосвязь существует между шкалами «Локус контроля - Жизнь» и «Активная жизнь», », значение г попадает в зону неопределенности.
Между шкалами «Результат жизни» и «Жизненная мудрость» существует слабая отрицательная взаимосвязь, значение гэм = -0,35, между шкалами «Результат жизни» и «Признание обществом» имеется сильная отрицательная взаимосвязь, гэм = -0,39, существует взаимосвязь на уровне тенденции между шкалами «Процесс жизни» и «Познание», значение г попадает в зону неопределенности.
Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что старшие подростки уже начинают ориентироваться в жизни и наступает возраст, когда подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Старшеклассники уже могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели и сознательно регулировать своё поведение и деятельность.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между ценностными (терминальными и инструментальными) и смысло - жизненными ориентациями подтвердилась.



1. Абушенко В.Л. Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.глоссарий,щ (дата обращения 18.04.2017).
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн, 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.
3. Андросенко М.Э. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Прикл. психология и психоанализ. - 2005. - № 3. - С. 3-17.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл. 2007,- 528 с.
5. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии / Монография. М.: Прометей. МПГ'У, 2003. - 240 с.
6. Битянова М.Р. Ценностный аспект современного образования (психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков) // Основы религиозной культур и светской этики. - 2011,-№2.-С. 34-40.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 352 с.
8. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вести. Моек, ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46 - 56.
9. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества. 2012. № 25. С. 167-173.
10. Булатникова Я.И. «Ценностные ориентации современных российских подростков». Выпуск №5(23) (МАИ, 2017). [Электронный ресурс]. URL: http://www.modern-j.ru (дата обращения: 30.05.2017)
11. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности
ценностей современных подростков. Дисс. канд. психол. наук; Москва, 2013. - 188 с.
12. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической
диагностике. Отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев: Наук, думка, 2006. - 365 с.
13. Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей. Автореф. канд. психол. наук / Самара, 2005. - 205 с.
14. Волочков А.А. Ценностная направленность как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. - 2004. № 2. Т.
25. С. 1-33.
15. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период
социальной трансформации (поколенный подход). Социологические
исследования, 2000. № 12. С.96 — 114.
16. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодёжи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. № 1. Январь 2010. С. 132-141.
17. Герцен С.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в
изменяющейся России (межпоколенный подход). Автореф. дис.
кандидата социологических наук / С.М. Герцен; Тюмень, 2012,- 30 с.
18. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2009. - № 4. - С. 53-57.
19. Гущина Т.Н. Ценностные ориентации старшеклассника: опыт
исследования в дополнительном образовании // Ценности и смыслы.
2012. № 1. С. 127-136.
20. Дивисенко К. С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 118-122.
21. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период. М.: Педагогика, 1997. - 181 с.
22. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Школьное воспитание. - 2007. - №
9. - С. 23-27.
23. Жиров Ю.С. Семья в системе ценностей учащейся молодежи // Социально-педагогическая работа. - 2004. - № 6. - С. 3-12.
24. Жучкова С. М. Смысложизненные ориентации как
субъективные составляющие феномена смысла жизни. - [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/13182 (дата обращения: 27.01.2017).
25. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности,- Самара: Изд. Дом «Бахрах» , 2006,- 656 с.
26. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. - [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha- tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokichaissledovanie-tsennostnykh- orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения: 29.10.2016)
27. Карелина А.А Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. -П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАД ОС, 2002. - Т Л. - 312 с.: ил. С. 25 -29.
28. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников.//Вопросы психологии. 2000. -№4. -С. 29-38.
29. Кле М. Психология подростка. - М., 2006,- 176 с.
30. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека //К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С. 3-12.
31. Кон И. С. Психология юношеского возраста. - М.,
Просвещение, 2007. - 175 с.
32. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России.// Социологические исследования. № 5. - 1994. - С. 3-8.
33. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд.-М.: Смысл, 2006. - 18 с.
34. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие, - СПб.; СПбГУП, 2000. - 519 с.
35. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь.-СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2008.-672 с.
36. Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностномотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 25-37.
37. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство,2007. - 374 с.
38. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян (по данным социологических опросов) // Воспитание школьников. - 2008. - №
10. -С. 9-14.
39. Первин Л. Психология личности: Теория и исследования Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна/ Первин, Л., Джон, О. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 259.
40. Райгородский Д. Психология самосознания. Самара.:Бахрам- М. 2007. - С. 672.
41. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия "Психологическая энциклопедия". Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 656 с.
42. Реан А.В. Психология педагогической деятельности / А. В Реан. — Ижевск: Колос, 2004. - С. 114.
43. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., 2007,- 320 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -Питер Пресс, СП.-б., 2008. - 720 с.
45. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 37-43.
46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии - СПб: Речь, 2002. - 350 с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Приктикум / Ред.-сост. Ростов -н/Д: Феникс. 2005. - С. 567.
48. Федорышкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека. - 2006. - № 6. - С. 9.
49. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2002. - С. 114.
50. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 2006,- 368 с.
51. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. 2-ое, испр. и доп. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.
52. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. - 2001. - №8. - 29 с.
53. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,
1977.. 144 с.
54. Шендрик А.И. Духовные ценности советской молодежи. М.,1988,- 130 с.
55. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин под ред. Ю.П. Фролова // Психология подростка. - Хрестоматия. - Российское педагогическое агентство. - М.: 2009. - С. 286-312.
56. Яншин П.В. Клиническая психодиагностика личности. / Спб: Речь, 2007. - С. 76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ