Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №87338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2013
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1. Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» личности.
Содержание и структура ценностных ориентаций 6
1.2. Ценностные ориентации и их развитие в старшем школьном
возрасте 11
1.3. Особенности формирования ценностных ориентаций
старшеклассника 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация данных констатирующего эксперимента 28
2.3. Программа формирования ценностных ориентаций «Все в твоих
руках» 41
2.4. Анализ и интерпретация данных формирующего эксперимента 43
ВЫВОДЫ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. Отличные черты нашего времени - быстрые изменения социальных, экономических и технологических процессов в обществе и постоянно растущая конкуренция во всех сферах жизни. С одной стороны, современный мир открывает широкие возможности выбора, с другой - предъявляет очень жесткие требования к личным, социальным и профессиональным качествам человека, возлагает полную ответственность за свою судьбу на него самого.
Немаловажное значение имеет и социальный опыт личности: умение понимать других людей и строить с ними отношения, сознавать «правила игры» и свою роль в конкретной организации или группе, грамотно вести себя в конфликтных ситуациях, управлять своими чувствами, уметь представить свои сильные стороны, обосновывать свои требования и т.д.
Если рассматривать влияние и роль семьи в формировании ценностных ориентаций старшего школьника, то следует отметить, что родители либо уклоняют от участие в жизни ребенка, либо жестко диктуют свои правила и нормы, которые ребенок должен беспрекословно выполнять.
Школа формирует ценностные ориентации старшеклассников, используя преимущественно информационно-просветительские методы. В связи с этим возрастает «цена ошибки» при легкомысленных, непродуманных решениях, связанных с структурой ценностей [14].
Ценностные ориентации старшеклассников рассматриваются в работах Афанасьева М.Н., Бодалева А.А., Гарина И.И., Моргунова Е.Б., Зинченко В.П., Здравомыслова А.Г., Кокурина И.Г. Пэнсон М., Фромма Э., Врум В., Маслоу А., Херуберг Ф., Зеер Э.Ф. и др. Предлагаемые в них типологические модели и подходы к диагностике ценностных ориентаций, послужили одной из отправных точек для построения нашей работы по формированию ценностных ориентаций старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать содержание, формы и методы формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
2. Разработать программу формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу формирования ценностных ориентаций и проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников будет результативным при реализации программы.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков, Т.А. Огнева), методика «Диагностика ценностных ориентаций школьников», методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) и методы математического анализа данных.
Методология исследования базируется на научных, психологических концепциях личности, ценностных ориентациях, их месте в структуре и развитии, роли различных факторов в становлении ценностных ориентаций.
Теоретическая значимость: проведен теоретический анализ литературы, который обогащает теоретические знания в области проблем работы педагога-психолога по формированию ценностных ориентаций старшеклассников.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны психологам школ в целях проведения мероприятий по формированию ценностных ориентаций среди учащихся; руководителям учебно-образовательных учреждений различных ступеней при организации мероприятий по формированию ценностных ориентаций; в центрах социальной работы, а также центрах занятости населения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Организация и проведение психолого-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций старшеклассников привело к следующим результатам:
На констатирующем этапе формирующего эксперимента были выявлены незначимые различия ценностных ориентаций старшеклассников контрольной и экспериментальной групп. Старшеклассники понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности. Старшеклассникам менее свойственно понимание значения образования. Для них познание не является важной ценностью в жизни. Для них менее свойственно признание индивидуальности другого человека как ценности, т.е. не стараются уважать других людей. Для старшеклассников наиболее значимы хорошее материальное благополучие, известность, популярность, физическая привлекательность, высокое социальное положение и роскошная жизнь. Они всячески стараются реализовать эти внешние ценности. Слабое удовлетворение базовых психологических потребностей ведет к развитию беспокойства, проблем с психологическим здоровьем личности, к развитию большей ориентации на внешние ценности видимого благополучия и к частичному обесцениванию внутренних ценностей.
На контрольном этапе формирующего эксперимента были выявлены значимые различия ценностных ориентаций старшеклассников контрольной и экспериментальной групп. Старшеклассники стали понимать значение образования. Они воспринимают познание как важную ценность в жизни. Им более свойственно признавать индивидуальность другого человека как ценности, уважать других людей. Для старшеклассников стали наиболее значимы саморазвитие личности, уважение и помощь людям, отзывчивость, теплые и заботливее отношения с людьми, любовь и природа, бережное отношение к ней. Они стали стараться реализовывать эти внутренние ценности.
Программа формирования ценностных ориентаций старшеклассников эффективна. Программа способствует формированию внутренних ценностей, ценностей ответственности и познания.
Мы планируем в дальнейшем обогатить программу дополнительными темами, которые будут связаны с разработкой и реализацией индивидуальных социальных проектов жизненного самоопределения старшеклассников. Далее планируется реализация программы и рассмотрения других средств формирования ценностных ориентаций старшеклассников: тренинги, дебаты, самопрезентации.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - : М.: Академический проект, 2001. - 704 с.
2. Акопов Г.В. Смысложизненные ориентации как социально- специфическая характеристика группового сознания // Смысл жизни. Педагогика. Психология /Самарский филиал МГПУ. Самара - 2005. - №4. - С. 10 - 12.
3. Артюхова И. Ценности - цели подрастающего поколения: На первом месте - здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. -
2001. - №10. - С.84-87.
4. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. -2003. -№ 1.-С.28-38.
5. Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы // Психологический журнал. - 2001. - Т22. - №6. - С. 5-13.
6. Белинская Е.П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301с.
7. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. — 1999. — № 5. — С. 38-44.
8. Будинайте Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. — 2003. — Т.24. — № 5. — С. 99-105.
9. Винарская Е.Н. Ценностный аспект проблемы эмоциональной напряженности (психолингвистическое исследование) // Психологический журнал. — 2006. — №5. — С.217-130.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006. - 256 с.
11. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологическое исследование. - 2002. - №1. - С.96-105.
12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С.256-269.
13. Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: «Питер», 2001. - 656с.
14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 624 с.
15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов:
Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 2004. - 336 с.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2¬е изд.— М.: Логос, 2003. - С. 384
17. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения.- М.: Речь, 2000. - 344с.
18. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. - М., 2001. - Вып. 4, ч.1. - С. 147-165.
19. Кон И.С. Социология личности. - М.: ИНФАН, 2000- 332с.
20. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000 - №4. - С. 29-37.
21. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. - СПб.: Питер, 1998.- 342
22. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме. - М.: ИФАН, 2001 - 174 с.
23. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. - Т. 22. - №3, 2001.- С.26-36.
24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
25. Леонтьев Д.П. Ценность как междисциплинарное понятие. - М.: Речь, 2005 - 148 с.
26. Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях: Социологическая публицистика // Социологическое исследование. - 2002. - №7. - С. 111 - 116
27. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. - СПб.бСПб.: ГУП, 2004 - 220 с.
28. Логвиненко, А.Д. Измерения в психологии: математические основы. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 208 с.
29. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. - 2001. - №16. - С. 4
30. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. Саратов, 2004. - С. 96-100.
31. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. - М.: Речь, 2006. - 220 с.
32. Мамедова Ж.С. Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 2006. - С. 379 - 382.
33. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности // Психологический журнал - 2004. - Т.24. - № 4. - С.94-102.
34. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: «Просвещение», 1995. - С. 319
35. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 392 с.
36. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. исслед // Народное образование. — 2000. — №3. — С. 117— 120.
37. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников //Социологические исследования — 2002. — №5. — С. 111— 114.
38. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 87 — 91.
39. Психология: учебник/ ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 2005. — 752 с.
40. Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография.— Волгоград, 2001. — 289 с.
41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - С. 624
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком,
1999. - 640с.
43. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социологическое исследование, 2001. - № 2. - С. 87 - 92
44. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.
45. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования - М. - 2000. - С. 248
46. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентации учащихся
средних и старших классов // Воспитание школьников. 2001. - № 8. - С.
10—13.
47. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений // Социологические исследования. - 2001. - №12. - С. 108-115.
48. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. - 2002. - №2. - С. 5-13.
49. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. - № 5. - С. 17 — 27.
50. Шендрик А.И. Духовные ценности советской молодежи. - М.: Речь, 1998.- 228 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ