База исследования: 30 студентов 4-го курса факультета «Социальная педагогика» АлтГПУ (г. Барнаул).
В приложениях результаты исследования.
Если в данной работе поменять базу исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЕДАГОГОВ 6
1.1. Сущность понятия «коммуникативные способности» 6
1.2. Особенности коммуникативных способностей у будущих педагогов 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ 17
2.1. Организация экспериментального исследования 17
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 19
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Цель исследования – изучить особенности развития коммуникативных способностей у будущих социальных педагогов.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативные способности».
2. Определить особенности развития коммуникативных способностей у педагогов.
3. Выявить в экспериментальном исследовании уровень сформированности коммуникативных способностей у будущих социальных педагогов.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что у будущих социальных педагогов коммуникативные способности сформированы недостаточно.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта зарубежных и отечественных учёных по проблеме исследования; эмпирические методы: психодиагностическое тестирование; опрос (анкетирование).
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют идеи отечественных и зарубежных ученых:
- положения о коммуникативных способностях, рассматриваемой в качестве характеристики взаимодействия людей, системы коммуникативных знаний и умений, личностного качества и модели поведения, способности к общению – Ю. Н. Емельянов, В. А. Кан-Калик и др.;
- положение о связи общения с деятельностью – Л. С. Выготский, И. С. Данилова и др.;
- подходы к значимости коммуникативных способностей в педагогической деятельности – О. А. Жиляева, Т. В. Иванчикова и др.).
Теоретическая значимость исследования значимость исследования заключается в выявлении специфики формирования коммуникативных способностей у будущих социальных педагогов на основе анализа научных источников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов проведенного экспериментального исследования при планировании работы психолога по формированию коммуникативных способностей у будящих социальных педагогов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, формулируются цель, задачи исследования, определяются объект, предмет исследования, выдвигается гипотеза, указывается теоретико-методологическая основа, перечисляются методы исследования, этапы, представлена теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрыта сущность понятия «коммуникативные способности», определены особенности формирования коммуникативных способностей у педагогов.
Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования по определению особенностей сформированности коммуникативных способностей у будущих социальных педагогов.
В заключении сформулированы общие выводы по теоретической и экспериментальной частях исследования.
Список литературы представлен 34 источниками.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что профессиональная культура – это, своего рода, специфическая среда функционирования конкретного профессионального сообщества, основу которой составляют профессиональные компетентности, образцы продуктивной профессиональной деятельности, профессиональное мастерство.
Коммуникативные способности будущего социального педагога определяются уровнем его общей культуры. Коммуникативные способности – это не только умение правильно, в соответствии с литературными нормами, говорить и писать, но и умение употреблять языковые средства согласно целям и условиям ситуации общения. Речь, содержащая выражения, которые противоречат общепринятым нормам, нельзя назвать культурной.
Педагог должен постоянно работать над собой, над формированием у себя коммуникативных способностей, повышать уровень общей культуры для роста своего педагогического мастерства.
С целью выявления особенностей сформированности коммуникативных способностей у будущих социальных педагогов было организовано и проведено экспериментальное исследование с 30-ю студентами 4-го курса факультета «Социальная педагогика» АлтГПУ (г. Барнаул).
В ходе экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что у будущих социальных педагогов коммуникативные способности имеют свою специфику: коммуникативные навыки будущих социальных педагогов характеризуются несформированностью поведенческой стороны коммуникации, отсутствием навыков, необходимых для устного общения в диалоговой форме. У будущих социальных педагогов, как правило, возникают проблемы с использованием невербальных средств коммуникации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абдуллина, О. Л. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического коллектива [Текст] / О. Л. Абдуллина. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 412 с.
2. Алмазова, А. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие [Текст] / А. А. Алмазова. – Москва : Юрайт, 2012. – 456 с.
3. Барахович, И. И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа : дис. на соискание учёной степени канд.пед.наук [Текст] / И. И. Барахович. – Красноярск, 2000. – 214 с.
4. Берков, В. Ф. Культура диалога : учеб. пособие [Текст] / В. Ф. Берков. – Минск Новое знание, 2012. – 152 с.
5. Булыгина Л. Н. Проблемы формирования коммуникативной культуры личности [Текст] / Л. Н. Булыгина // Проблемы человека в контексте современной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2010. – С 172-177.
6. Булынский, Н. Н. Проблема развития оценочной компетентности преподавателя [Текст] / Н. Н. Булынский // Психология обучения. – 2016. – № 4. – С. 72–83.
7. Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства (теоретические аспекты : учеб. пособие [Текст] / Е. Г. Вотинова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 91 с
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2009. – 547 с.
9. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие [Текст] / И. Б. Голуб. – Москва : Логос, 2012. – 432 с.
10. Данилова, И. С. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально–педагогической подготовки будущего учителя : монография [Текст] / И. С. Данилова. – Тула : Тул. Полиграфист, 2014. – 171 с.
11. Жиляева, О. А. Содержание профессиональной культуры личности [Текст] / О. А. Жиляева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – № 63. – С. 105-109.
12. Егидес, А. Психотехника общения [Текст] / А. Егидес // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 111-116.
13. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] / Ю. Н. Емельянов. – Москва : Просвещение, 1995. – 169 с.
14. Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность или речевая культура? [Текст] / Т. В. Иванчикова // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 83-89.
15. Измайлова, М. А. Деловое общение : практическое пособие для всех специальностей [Текст] / М. А. Измайлова. – Москва : [б. и.], 2011. – 82 с.
16. Исаева, Т. Е. Компетентностный подход к понятию «педагогическая культура преподавателя» [Текст] / Т. Е. Исаева // Изв. вузов. Сев.–Кавказ. регион. Сер.: Общественные науки. – 2013. – № 4. – С. 100–105.
17. Каменская, Е. Н. Теоретические основы психологической компетентности педагога [Текст] / Е. Н. Каменская // Гуманит. и соц.– экон. науки. – 2015. – № 4. – С. 86–89.
18. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения [Текст] / В. А. Кан-Калик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 247 с.
19. Козырева, О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога [Текст] / О. А. Козырева // Дополнит. проф. образование. – 2014. – № 4. – С. 24–25.
20. Колесникова, Л. Н. Культура речевой деятельности учителя [Текст] / Л. Н. Колесникова // Мир русского слова. – 2014. – № 3. – С. 79–83.
21. Колмогорова, Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности. Учебное пособие [Текст] / Л. А. Колмогорова. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 205 с.
22. Мудрик, А. В. Учитель : мастерство и вдохновение [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2014. – 369 с.
23. Орлова, Е. В. Русский язык и культура речи : уч. пос. [Текст] / Е. В. Орлова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 462 с.
24. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность : Практикум : Учеб.-метод. пособие [Текст] / А. А. Орлов. – Москва : Академия, 2014. – 521 с.
25. Педагогическая культура. Коллективная монография [Текст] / Отв. ред. В. Л. Бенин, В. В. Власенко. – Санкт-Петербург : Эйдос, 2012. – 730 с.
26. Рылова, Е. Ю. К выявлению сущности понятия «педагогическая компетентность» [Текст] / Е. Ю. Рылова // Вестн. Поморского ун–та. Сер. : Физиолог. и психолого–пед. науки. – 2013. – № 3. – С. 54–57.
27. Руденко, Т. О. Межкультурная компетентность учителя начальных классов : функциональный аспект [Текст] / Т. О. Руденко // Педагогика. – 2016. – № 7. – С. 71–73
28. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 480 с.
29. Ухова, Л. В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект [Текст] / Л. В. Ухова. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 387 с.
30. Шарипов, Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя [Текст] / Ф. В. Шарипов. – Москва : АСТ, 2013. – 241 с.
31. Федорова, С. Н. Профессиональная культура педагога [Текст] / С. Н. Федорова // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 65–70.
32. Федоров, В. Качество педагогической деятельности : проблемы измерения [Текст] / В. Федоров // Высш. образование в России. – 2013. – № 4. – С. 134–136.
33. Якушева, С. Д. Артистизм – компонент творческой индивидуальности педагога [Текст] / С. Д. Якушева // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 20, Пед. образование. – 2015. – № 4. – С. 67–78.
34. Яковлева, Н. Г. Введение в профессию [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Томск : ТГУ, 2015. – 142 с.