Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе дошкольного возраста (Алтайский педагогический государственный университет)

Работа №37259

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы38
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
436
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: ЗАТО СИБИРСКИЙ. МБДОУ ЦРР «Детский сад ЗАТО Сибирский».
Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет 2 месяцев до 7 лет 7 месяцев (группа предшкольной подготовки).
Есть приложение (Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»).
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолингвистические предпосылки формирования коммуникативных умений и навыков 7
1.3. Анализ ФГОС (образовательной области «Коммуникация») и программ воспитания ДОУ по разделу формирования коммуникативных умений и навыков 16
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений и навыков 22
2.1. Организация и логика экспериментального исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
Заключение 31
Список использованных источников 33


Актуальность исследования. Общение для человека является необходимым условием жизнедеятельности, средством удовлетворения социальных и духовных потребностей, специфическим способом взаимодействия с социальным окружением. Высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков – залог успешной адаптации и творческой самореализации человека в любой социальной среде, поэтому так важно начинать формировать коммуникативные умения с самого раннего детства (М.И. Лисина и др.).
По данным исследователей (О.Е. Смирновой и др.) начальным этапом развития общения, формирования коммуникативной культуры личности является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (Л.В. Чернецкая и др.). В условиях обновления целей и содержания дошкольного образования актуализировалась задача создания в дошкольной образовательной организации комплекса психолого-педагогических условий для овладения воспитанниками основами коммуникативной культуры, в том числе коммуникативными умениями как ее необходимой составляющей. Так во ФГОС ДО выделена образовательная область социально-коммуникативного развития, где отражены задачи, которой направлены на развитие общения дошкольника с взрослым и сверстником, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстником [25]. В связи с этим возрос интерес к вопросам программно-технологического оснащения процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к коммуникативной культуре, в частности формирования у них коммуникативных умений и навыков.
На современном этапе становления и развития системы дошкольного образования существует противоречие между возможностями целенаправленного формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях разнообразных педагогических ситуаций и содержательной, технологической неразработанностью данного педагогического средства в теории дошкольного образования, ограниченностью его использования в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков образовательный потенциал в решении задач формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии обозначенной проблемой была определена тема работы: «Формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить проблему формирования коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста
Предмет исследования – педагогические условия формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативные навыки» в литературе».
2. Определить возрастные особенности формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
В основу исследования положена гипотеза о том, что образовательная деятельность может выполнять функцию предметно-развивающей среды для формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- наполнение содержания деятельности условиями и требованиями, актуализирующими применение дошкольниками разнообразных коммуникативных навыков для решения задач основных видов совместной деятельности;
- включение интегрированной деятельности в образовательный процесс сообразно логике и этапам освоения детьми коммуникативных навыков;
- разработка содержания образовательной деятельности соотносится с целью формирования коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составляют: положения о деятельностном подходе в воспитании и обучении человека, о механизме развития психологических способностей человека в деятельности, о деятельности как средстве и условии развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений (М.И. Лисина, О.Е. Смирнова и др.); выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе общения детей дошкольного возраста, его особенностях и формах (И.В. Дубровина, И.В. Лесняк и др.) положения теории дошкольного воспитания о роли обучения и воспитания в развитии коммуникативной деятельности ребенка, формировании коммуникативных умений и навыков (Л.Н. Галигузова, Т.Е. Иовлева и др.)
В исследовании применялись методы теоретического анализа философской, педагогической, психологической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование; методика, изучающая сформированности коммуникативных навыков детей (М.А. Васильева); методика «Коммуникативные навыки» (Р.И. Лалаева); создание специальных педагогических ситуаций; анализ продуктов деятельности детей; математические методы обработки экспериментальных данных.
Исследование включало 3 этапа:
1. Теоретико-аналитический – проведен анализ литературных источников по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста; рассмотрена сущность коммуникативных навыков и особенностей их формирования; выявлена специфика формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста; изучено состояние проблемы в практике дошкольного образования; конкретизированы объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования;
2. Опытно-экспериментальный – определены формы, методы, приемы и средства формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3. Описательно-итоговый – выстроены педагогические рекомендации специалистам ДОУ по формированию коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста; сформулированы основные выводы; завершено литературное оформление курсовой работы.
Курсовая работа составляет 35 страниц, включает в себя 2 рисунка и схем. Список литературы содержит 33 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как сформированные коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста – это одно из основных условиях их будущей успешности в обучении.
В современных психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития общения на разных этапах жизни человека обнаружено и подтверждено, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации. Эффективность общение зависит от того, насколько человек владеет знаниями об общении и коммуникативными умениями, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию.
В результате анализа понятия «коммуникативные навыки» удалось установить, что коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора.
Коммуникативные навыки дошкольников представляют собой интегративные личностные новообразования, которые характеризуются проявлениями автоматизированных умений осуществлять взаимодействие с другими людьми (в системах: «ребенок – сверстник», «ребенок – другой ребенок, который старше или младше», «ребенок – группа сверстников», «ребенок – взрослый»), в зависимости от конкретной ситуации (например, ситуация приветствия, поздравления, извинения и др.).
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
В процессе исследования особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений и навыков согласно содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой:
- высокий уровень – 2 дошкольников (20%);
- средний уровень – 6 дошкольников (60%);
- низкий уровень – 2 дошкольников (20%).
В процессе исследования особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков по методике Р.И. Лалаевой «Коммуникативные навыки»
были получены следующие результаты:
- высокий уровень – 3 дошкольников (30%);
- средний уровень – 5 дошкольников (50%);
- низкий уровень – 2 дошкольников (20%).
Общий вывод заключается в том, что 7 (70%) старших дошкольников экспериментальной группы испытывают проблемы в ситуации общения. Возможно, это обусловлено тем, что ЗАТО СИБИРСКИЙ. МБДОУ ЦРР «Детский сад ЗАТО Сибирский» находится на «закрытой территории»., и, соответственно, у дошкольников, ограниченный круг общения. Следовательно, некоторые из старших дошкольников уже имеют группу комплексов в ситуации коммуникации, проблемы в сформированности коммуникативных навыков, которые необходимо корректировать, так как они влияют на формирование и развитие личностных качеств.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, Л.Д. Проблема коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста / Л.Д. Аксенова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 61-63.
2. Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 241 с.
3. Афонькина, Ю.А., Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. – М.: Дрофа, 2016. – 306 с.
4. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т.И. Бабаева // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 1. – С. 41-44.
5. Бабаева, Т.И. Михайлова, З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 326 с.
6. Бабчук, Е.Л. Коммуникативное развитие старших дошкольников / Е.Л. Бабчук // Педагогические исследования. – 2016. – №4. – С. 58-61.
7. Батуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у дошкольников / Г.М. Батуева – Калининград, 2017. – 191 с.
8. Бережнова, О.В., Тимофеева, Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: метод. Пособие / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева. – М.: Цветной мир, 2012. – 144 с.
9. Бим-Баб, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М.: Академия, 2005. – 952 с.
10. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
11. Выготский, Л.С. Речь и мышление / Л.С. Выготский. – СПб.: Речь, 2016. – 874 с.
12. Гаврилушкина, О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О.П. Гаврилушкина // детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 23-48.
13. Гавриш, С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников / С.В. Гавриш // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 51-52
14. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие / Л.Н. Галигузова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 44 с.
15. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
16. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина. – М.: Изд-во МСПИ, 2013. – 421 с.
17. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. – 2017. – №4. – С. 33-36.
18. Зубкова, А.П. Коммуникативные навыки дошкольников в свете ФГОС ДО / А.П. Зубкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №2. – С. 44-45.
19. Иовлева, Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте / Т.Е. Иовлева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 266 с.
20. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2009. – 224 с.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2011. – 456 с.
22. Лесняк, И.В. Педагогические аспекты формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе / И.В. Лесняк // Проблемы непрерывного профессионального образова- ния в XXI веке: мат-лы междунар. науч. симпозиума. – Шадринск: Изд-во ОГПУ «Шадринский Дом Печати», 2016. – С. 202-204.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 225 с.
24. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Дрофа, 2015. – 354 с.
25. Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации / М.А. Мкртчян. – Красноярск: РИО КГПУ, 2011. – 100 с.
26. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. – 158 с.
27. Турченко, В.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…Племя молодое, незнакомое…» / В.И. Турченко, Л.В. Градусова, Н.И. Левшина // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 72-77.
28. ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2015. – 36 с.
29. Шахова, Е.Г. Методические рекомендации по воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Е.Г. Шахова // Областная психолого–медико-педагогическая служба. – Тюмень, 2015. – 24 с.
30. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына. – М.: Эксмо, 2016. – 458 с.
31. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 321 с.
32. Черныш, Н.Г. Онтогенез общения / Н.Г. Черныш // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 112-116.
33. Яркова, М.С. Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте / М.С. Яркова // детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 55-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ