Введение 3
Глава 1. Теоретические основы контроля умений, проверяемых в разделе «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку
1.1 Контроль: понятие, функции, виды 7
1.2 Структура и содержание раздела «Письмо» в ЕГЭ по английскому языку 12
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Дидактические основы контроля умений, проверяемых в разделе
«Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку
2.1 Анализ современных УМК с целью определения эффективности
используемых материалов для подготовки к выполнению раздела «Письмо» в ЕГЭ по английскому языку 23
2.2 Особенности технологии подготовки учащихся к выполнению заданий в
разделе «Письмо» ЕГЭ по английскому языку 27
2.3 Анализ и результаты апробации технологии подготовки учащихся к
выполнению заданий в разделе «Письмо» ЕГЭ по английскому языку 47
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение
Одной из форм итоговой аттестации в средних учебных заведениях - школах, гимназиях, лицеях- является единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам, 2 из которых обязательны - по русскому языку и математике, а также обучающиеся дополнительно выбирают для сдачи любые из предложенного списка предметы ЕГЭ на выбор. Среди таких предметов - английский язык, на ЕГЭ по которому выявляется уровень сформированности лексических и грамматических навыков наряду с умениями обучающегося говорить, читать, писать и воспринимать английскую речь на слух.
Основная задача единого государственного экзамена - повышение доступности высшего образования и качества среднего школьного образования, реализация которых достигается одновременно за счет совмещения в одной процедуре школьного выпускного экзамена и вступительного экзамена в высшие учебные заведения. Основная задача единого государственного экзамена по английскому языку - проверка уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Предлагаемые в экзамене задания носят коммуникативный характер и соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
ЕГЭ по английскому языку состоит из двух частей. Письменная часть включает в себя четыре раздела, в то время как устная часть - 4 задания базового и высокого уровней. Одним из разделов письменной части является «Письмо».
Согласно анализу типичных ошибок участников ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году Федерального института педагогических измерений, сформированность рецептивных навыков превосходит сформированность продуктивных. Наибольшую трудность вызывает выполнение заданий раздела «Письмо», что подтверждается низкими результатами по сравнению с результатами других разделов экзаменационной работы. За последние годы ошибки, допускаемые экзаменуемыми, носят неизменный характер. В поисках решения проблемы в рамках данного исследования были проанализированы современные УМК (результаты анализа подробно представлены в пункте 2.1.) и опрошены учащиеся старших классов (результаты представлены в пункте 2.3), что подтвердило проблемный характер как аудиторной, так и самостоятельной подготовки обучающихся, а это, в свою очередь, определяет актуальность данной исследовательской работы.
Объектом настоящего исследования является процесс осуществления контроля умений, проверяемых в разделе «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку.
Предметом -технология подготовки учащихся к выполнению заданий в разделе «Письмо» ЕГЭ по английскому языку.
Цель выпускной квалификационной работы: обобщить теоретические положения, связанные с контролем продуктивных умений письма, и описать технологию подготовки учащихся к выполнению заданий в разделе «Письмо» ЕГЭ по английскому языку.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, функции и виды контроля;
- рассмотреть структуру, критерии оценивания, проверяемые умения раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку;
- проанализировать современные УМК и проверить ориентированность предложенных в них упражнениях на подготовку к выполнению раздела «Письмо» экзамена по английскому языку;
- разработать методические рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо»;
- разработать электронный комплекс упражнений по темам «Gadgets» и «DesignerBaby», направленный на подготовку учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо»;
- проанализировать результаты апробации электронного комплекса упражнений и сделать вывод о его эффективности.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, сравнение современных УМК, используемых в образовательном процессе, обзор методической, педагогической, периодической литературы, анкетирование учащихся с целью определения уже имеющихся знаний по сдаче раздела «Письмо» государственного экзамена по английскому языку, апробация созданного комплекса упражнений и анализ ее результатов.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по теме и освещении проблемы.
Практическая ценность исследования заключается в:
- написании методических рекомендаций по подготовке учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку;
- создании электронного комплекса упражнений, включающего в себя систему упражнений, помогающих экзаменуемым подготовиться к сдаче раздела.
Все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении описывается актуальность исследуемой темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, теоретическая значимость и практическая ценность исследования. В первой главе рассматриваются особенности единого государственного экзамена по английскому языку как формы итогового контроля. Вторая глава посвящена дидактическим основам контроля умений, проверяемых в разделе «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку: проводится анализ
современных УМК, описывается опыт апробации созданного комплекса упражнений и предлагаются методические рекомендации для учителей, осуществляемых подготовку экзаменуемых. В заключении подводятся итоги данного исследования. Список использованной литературы
насчитывает51 источник отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых документов и интернет-ресурсов. Приложение содержит форму первичного анкетирования, первичные и итоговые работы старшеклассников, чек-листы к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ, фотографии созданных веб- сайтов.
В данной работе было раскрыто понятие «контроль», его функции, виды и место в системе обучения. Контроль предоставляет учителю возможность проанализировать результаты работы обучающихся, так как собранные данные позволяют проверить действенность методики или внести в нее изменения. Для учащихся место контроля в равной степени важно, так как часто контроль повышает мотивацию в обучении, и указывает на то, над чем нужно поработать в улучшении результата.
Уже более десяти лет формой итогового контроля в России является единый государственный экзамен, которой проводится по 14 образовательным предметам, в том числе по английскому языку. На основе анализа типичных ошибок, совершаемых участниками ЕГЭ, учеными Федерального института педагогических измерений был сделан вывод, что рецептивные навыки развиты у учащихся в разы хуже, чем продуктивные. В рамках настоящего исследования мы выяснили причину данной проблемы: в современных УМК отсутствует определенная система в подготовке учащихся к выполнению раздела «Письмо».
Согласно поставленной цели исследования обобщены теоретические основы контроля умений продуктивных умений письма и предпринята попытка разработать технологию подготовки старшеклассников к выполнению раздела. Разработанная технология описывает планируемый результат, этапы работы, средства обучения, которые в данном случае включают комплекс упражнений, электронное ученое пособие, интернет- сервисы, а также диагностический инструментарий, представленный в виде критериальных карт оценивания и чек-листов.
В ходе работы было проведено входное анкетирование, собраны первичные письменные работы, результаты которых были проанализированы и обобщены в виде диаграмм.
В течение шести недель было проведено опытное обучение с внедрением комплекса упражнений, который по итогам улучшил результаты старшеклассников при выполнении заданий 39 и 40 (результаты представлены в таблицах 3, 4, второй главы). После завершения опытного обучения и анализа итоговых письменных работ можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи опытного обучения были решены успешно, разработанная технология подготовки учащихся результативна и может быть введена в процесс обучения.
В перспективе планируется дальнейшая работа с разработанной технологией: комплекс упражнений планируется адаптировать под другие темы, предложенные в УМК с целью системной подготовки учащихся к выполнению раздела «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку.
1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2006. - 152 с.
2. Агеева Г.Х. Формирование навыков создания вторичных текстов на материале аутентичной информации Интернета // АЯШ. - 2017. - №2. - с. 24¬29
3. Афанасьева О.В. Английский в фокусе. - М.: Просвещение, 2009. - 244 с.
4. Баранова К.М. Звездный английский: учеб. для общеобраз. учрежд. и шк. с углубл. изучением англ.яз. - М.: Просвещение, 2011. - 200 с.
5. Биболетова М.З. Английский язык: английский с удовольствием. Учебник для 11 кл. общеобраз. Учрежд.-Обнинск: Титул, 2011. - 200 с.
6. БольшаковаА.В. и др. Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. Часть 1. — Под общ. ред. Н.В. Языковой. — М.: 2007. — 353 с.
7. Вербицкая М.В. Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Английский язык. - М.: Просвещение, 2017. - 289 с.
8. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа:метод, пособие. - М.: Айрис- пресс, 2004. - 240 с.
9. Глухов Б.А. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. - М.: Рус.яз., 1993. - 371 с.
10. Градусова Т. К., Жукова Т. А. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов: учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. - 100 с.
11. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: (компетентностный подход): учебное пособие. - М.: Логос, 2012. - 279 с.
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2011 г. - 248 с
13. Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие. - М.: Логос, 2007. - 368с.
14. Казиев В.М. Введение в практическое тестирование. - М.: ИНТУИТ. 2¬е издание, исправленное, 2016. - 98с.
15. КасаткинаН.Э., ЖуковаТ.А.. Современные средства оценивания результатов обучения. - Кемерово: учебное пособие. ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2010 - 204 с.
16. Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование. - М.: Высшая школа, 1989. - 123 с.
17. Крокер Л., Алгина Д. Введение в классическую и современную теорию тестов. - М.: Логос, 2010. - 668 с.
18. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Народное образование, 2000.- 352 с
19. Марусева И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов. - М.: Берлин: Директ-медиа, 2015. - 624 с.
20. Мишаткина Е. Н., Шевченко О. В. Подготовка аргументов к написанию эссе в формате ЕГЭ // Английский язык. Все для учителя! -2017. - №6. - с. 10-14
21. Мишукова Е.В. Единый государственный экзамен. Идея, сущность, принципы. [электронный ресурс] URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t19_141.htm
(дата обращения 28 декабря 2017 года)
22. Мосенцев А. Ю. Разработка комплекса программ контроля знаний по конкретной теме. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 139 с.
23. Павловская И.Ю., Башмакова Н.И. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология. Издание 2-ое, исправленное и дополненное. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 194 с.
24. Полтавец О.В., Смирнова И.В. Использование ИКТ при формировании умений написания личного письма в рамках подготовки к ЕГЭ // АЯШ. -
2016. - №3. - с. 14 - 26
25. Полухина Н.С. Преимущества и способы использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе самостоятельного изучения английского языка. // Сообщество учителей английского языка.- 2015. - №5. - [электронный ресурс]иРЕ:Ьцр://1еа4ег.ги/Ьоте/уо1ите7/3721-2015-04-06-15- 27-00 (дата обращения:сентябрь, 2017)
26. Попов А. М.Образование и наука: прошлое, настоящее и будущее (каким оно видится). - Омск: Омский Государственный университет, 2008. - 608с.
27. Прохорова С.Б. Методика обучения написанию рассказа (повествования) в 10-11 классах общеобразовательной школы (на примере английского языка) // ИЯШ. - 2017. - №2. - с. 18-24
28. Рабинович П. Д., Квашнин А. Ю. Практикум по системам оперативного контроля знаний: учебно-методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 123 с.
29. Самылкина Н. Н.Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 175с.
30. Соловова Е.Н. Развитие системы итогового контроля по иностранным языкам: ЕГЭ или традиционный экзамен //Новые образовательные программы МГУ и школьное образование, 2011. - с. 133 - 135.
31. Ткачук Г.Д. Использование чтения в качестве средства подготовки учащихся к созданию развернутого письменного высказывания с
элементами рассуждения //ИЯШ. - 2016. - №7. - с. 40-44.
32. Федоров А. В. Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты,тесты, контрольные задания: сборник. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 134 с.
33. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
34. ХотунцеваЕ.А. RussianStateExam. - 1-еизд. - М.:ЗАО «РЕЛОД», 2015. - 150с.
35. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2004. — 541 с
36. Чернявская А.П.Гречин Б.С.Современные средства оценивания результатов обучения. - Ярославль: издательство ЯГПУ, 2008 - 98с.
37. Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - учеб.пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 192с.
38. Bob Hastings, Marta Uminska, DominikaChandker. Longman Exam Accelerator. -Pearson, 2012. - 175p.
39. Heaton J.B. Writing English Language tests. New Edition. Series: "Longman Handbooks for Language Teachers. - London & New York: Longman Pub Group,
1990. - 192 p.
40. Oxford Writing Tutor: Oxford University Press, 2015. - 36p.
41. Rimmer W., Vinogradova.S. Exam Success: Cambridge University Press, 2013. - 289 p.
Интернет-источники
42. http://www.fipi.ru/(дата обращения 20 декабря 2017 г.)
43. http://ege.edu.ru/ru/(дата обращения 18 декабря 2017 г.)
44. https://en-ege.sdamgia.ru/(дата обращения 13 ноября 2017 г.)
45. https://5-ege.ru/(дата обращения 10 ноября 2017 г.)
46. http://www.teenink.com/hot_topics/what_matters/article/681613/Should-
Parents-Create-Designer (дата обращения 14 ноября 2017 г.)
Нормативно-правовые документы
47. Федеральный закон № 17-ФЗ от 09.02.2007 о введении ЕГЭ
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (по состоянию на 3 октября 2016 года)
49. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по английскому языку
50. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутом ответом. ФИПИ.
51. Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов предметных комиссий ЕГЭ: Английский язык. ФИПИ.