Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В 5-6-Х КЛАССАХ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №57762

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
В 5-6-Х КЛАССАХ 6
1.1. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ 6
1.2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-6-Х КЛАССАХ 27
2.1. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 27
2.2. ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ 33
2.3. ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время важная задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы «научить ученика самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую и исследовательскую деятельность» [40, с.5]. Следовательно, актуальным становится внедрение в процесс обучения современных образовательных технологий, которые формируют у учащихся умение учиться. Технология дифференцированного обучения является одной из них.
Дифференцированное обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей школьников, обеспечивает качественное усвоение учениками учебной программы, помогает решить проблему перегрузки учащихся. Отвечая принципам гуманизации, дифференциация обучения позволяет учащимся заниматься любимым делом, получать удовлетворение от посильной учебы и тем самым повышать эффективность и качество обучения. Кроме того, дифференцированное обучение способствует созданию комфортной психологической атмосферы в школе, уменьшив число конфликтных ситуаций; повысить социальную защищенность учащихся [15].
Таким образом, дифференцированное обучение создает наилучшие условия, в которых ученик получает возможность приобрести глубокие знания по изучаемым предметам, испытывает наибольший комфорт и радость при обучении, находит свою нишу и поле деятельности. Дифференцированное обучение ведет к повышению качества знаний и успеваемости учеников.
Анализ состояния дифференцированного обучения в практике образовательных учреждений России показывает, что в общеобразовательной школе преобладают единообразие и усредненный подход к школьникам в обучении. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках осуществляется лишь эпизодически и в значительной мере зависит от педагогического мастерства учителя.
В практике общеобразовательных учреждений сложились противоречия между:
- традиционным коллективистским подходом к образовательному процессу в школе и требованиями ФГОС;
- существующими подходами к дифференциации обучаемых по уровню успеваемости и необходимостью дифференциации на основе индивидуальных особенностей личности;
- необходимостью обеспечения дифференцированного обучения школьников и отсутствием педагогических условий для его реализации.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки технологии уровневой дифференциации на основе индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6-х классах.
Предмет исследования: методическая система обучения математике учащихся 5-6-х классов в условиях уровневой дифференциации.
Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий и разработке системы заданий для реализации уровневой дифференциации обучения математике в 5-6-х классах.
Гипотеза исследования: реализация технологии дифференцированного обучения математике в 5-6-х классах будет осуществляться эффективно, если:
— выявлены особенности организации дифференцированного обучения школьников;
— выявлены педагогические условия реализации дифференцированного обучения школьников.
— разработана система заданий для реализации уровневой дифференциации обучения математике в 5-6-х классах;
Из цели, гипотезы, объекта и предмета исследования вытекают основные задачи диссертационной работы:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы выявить особенности организации дифференцированного обучения школьников.
2. Выявить педагогические условия реализации дифференцированного обучения школьников в современных условиях.
3. Разработать систему заданий по конкретным темам курса математики 5-6-х классов для реализации уровневой дифференциации обучения математике в 5-6-х классах.
4. Провести апробацию разработанных материалов.
5. Представить результаты решения сформулированных задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной работе выполнен теоретический анализ сущности дифференцированного обучения и его реализация в современном образовании. В результате анализа в работе выделены виды дифференциации и связь дифференциации с индивидуализацией обучения, позволяющей создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Исследование роли дифференциации в современном образовании показало, что наиболее актуальной её формой является уровневая дифференциация. Анализ современной литературы позволил выявить условия эффективной дифференциации современного школьного образования и придерживаться этих условий в дальнейшей работе.
В исследовании ключевым этапом организации уровневой дифференциации является деление на типологические группы. Деление учащихся на такие группы позволяет организовать процесс обучения математике в 5-6-х классах на основе учета индивидуальных особенностей школьников, обеспечивает качественное усвоение школьной программы, помогает решить проблему перегрузки учащихся. В работе описана реализация технологии дифференцированного обучения математике на различных этапах урока и разработана система дифференцированных контрольных заданий по математике для 6-х классов. Результаты апробации позволили сделать вывод о том, что реализация технологии дифференцированного обучения позволяет: учитывать личные особенности ученика; повысить качество знаний и успеваемости учеников; снять психологический дискомфорт у ученика; способствует повышению интереса к изучению математики; способствует усилению познавательного мотива учения учащихся каждой группы.
Результаты исследования представлены в текстах следующих докладов и публикациях:
• Тема доклада: «Дифференцированное обучение математике в 5¬6-х классах как задача современного образования» (апрель 2017 г.)
• выступление на научно-методическом семинаре лаборатории при кафедре теории и методики обучения математике по теме: «Технологии дифференцированного обучения математике в средней школе» (октябрь 2017 г.);
• выступление на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы внедрения ФГОС при обучении математике в основной и средней школе» (ноябрь 2017 г.);
• выступление на заседании МО учителей математики МАОУ «СОШ №28» с темой «Дифференциация обучения как форма повышения умственного развития учащихся» (сентябрь 2017 г.);
• мастер-класс на педсовете «Педагогический экспресс» МАОУ «СОШ №28» на тему «Условия эффективной реализации технологии дифференцированного обучения в школе» (ноябрь 2017 г.);
• публикация в сборнике тезисов докладов межрегиональной научно-практической конференции студентов и магистрантов высших учебных заведений // «Актуальные вопросы математики, ее истории и методики преподавания» по вопросу дифференциации обучения в средней школе (апрель 2017 г.);
• сдана статья в сборник региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы внедрения ФГОС при обучении математике в основной и средней школе» (ноябрь 2017 г.).
Все вышеперечисленное дает основание считать, что поставленные в исследовании задачи были решены, и цель работы достигнута.



1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 150 с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
3. Байдак В. А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина : Монография / В. А. Байдак. - 2-е изд., стереотип. - М. : Флинта, 2011. - 264 с.
4. Белошистая А. В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка А. Белошистая // Вопросы психологии. - 2001. №5. С. 116 - 123.
5. БитяноваМ.Р. Групповая работа в школе / М.Р. Битянова // Школьный психолог.-2003.- №1. С. 31 - 39.
6. Бодолев А.А. Психология личности / А.А. Бодолев.-М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188 с.
7. Борисенков В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки// Педагогика. № 1. С. 3-10.
8. Бударный А.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения / А.А. Бударный // Советская педагогика.-1965.- №7.- С.36¬
47.
9. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: учебное пособие / И.Д. Бутузов.-Новгород, 1972.¬72 с.
10. Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях / Н.К. Гончаров // Проблемы социальной педагогики.-М.: Педагогика, 1973. - С.36-42.
11. Гроот Р. Дифференциация в образовании / Р. Гроот // Директор школы.- 1994.- №5.- С.12-18.
12. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы— М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 - 457с.
13. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пед. ин- тов / под ред. М.Н. Скаткина.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
14. Жаркова Е. Н. Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе/ Е. НЖаркова, М. В. Крутихина,
Н. Н. Кузьмина, П. М. Горев, А. В. Мухамедшина-Киров: ВятГГУ, 2011-118с.
15. КашкановаЛ. З. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса/ Л.З. Кашканова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 132-136.
16. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов.- Казань,1982. -224с.
17. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1 / Я.А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982.- 656с.
18. Конаржевский, Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса / Ю.А. Конаржевский.-М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-77с.
19. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий.
- М.: Просвещение, 1972. - 255с.
20. Кузьмина В.М. Дифференциация процесса обучения в условиях ФГОС II поколения: к постановке проблемы// Электронный научный журнал "Педагогика и психология". - 2012. - №4. - С. 10-17
21. Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс.-М.: Знание, 1975.- 64с.
22. Медведева О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013. - 204с.
23. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.Л.Мирский. Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 272с.
25.Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учебное пособие. - М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», -2004. - с.116-124.
26Осмоловская, И.М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации / И.М. Осмоловская // Школа.-1996.- № 6.- С.45-50.
27. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 608с.
28. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей.-2-е изд. / под ред. академика Российской академии образования, докт. пед. наук, проф.М.М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 144с.
29. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности) / Е.С. Рабунский.-М.: Педагогика, 1975.- 182с.
30. Резер, Т. Профильное обучение и здоровье школьников // Народное образование. - 2006. -№8. - С. 148-152
31. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. - М.: Просвещение, 2002. - 223с.
32. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко.-М.: Народное образование, 1998.- 256с.
33. Сиротюк А. Л.Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие - Сфера , 2007.-224с.
34. Славина, Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л.С. Славина, М.К. Кабардов. - Москва // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия / рук. проекта Н.Л. Карпова ; ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - С. 172-177.
35. Теплов, Б. М. Способности и одаренность// Избр. труды : в 2 т. М.: Педагогика. Т. 1. 1985. - С. 15-41.
36. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт.- М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
37. Утеева Р.А. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся.// Математика в школе,№5- С.32-33.
38. Утеева Р.А. Формы учебной деятельности учащихся на уроке.// Математика в школе.-1995, №2. - С.33-34.
39. Фастова Е.И., О.Л.Иванова Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога : Учитель, 2015 - 79 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
41. Фирстов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994.
42. Якиманская, И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы / И.С. Якиманская // Директор школы.-1995.- №3.- С.39-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ