Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-7-х КЛАССАХ

Работа №57652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1. Понятие «метапредметность» в современном образовании 6
1.2 Модель формирования метапредметных результатов на уроках математики у обучающихся в 5-7-х классах 12
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-7-Х КЛАССАХ 23
2.1. Диагностика уровня сформированности метапредметных результатов при
обучении математике в 5-7-х классах на начальном этапе реализации модели формирования метапредметных умений 23
2.2. Приемы, способствующие реализации модели формирования
метапредметных результатов на уроках математики в 5-7-х классах 28
2.3. Результаты реализации модели формирования метапредметных
результатов в процессе обучения математике в 5-7-х классах 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
Приложение 1. Протокол педагогического наблюдения 50
Приложение 2. Задание «Кодированные упражнения» 51
Приложение 3. Задания с заведомо неправильным решением 52
Приложение 4. Конспект урока по математике в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» 53
Приложение 5. Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» ...63
Приложение 6. Схема «Фишбоун» («Рыбьи косточки», «Рыбий скелет») 68
Приложение 7. Сертификат участника районной методической конференции 69


ФГОС второго поколения содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы, в частности приводит описание портрета выпускника, определяемого потребностями семьи, общества и государства. Инновационный характер ФГОС определяется разделением требований к результатам обучения на метапредметные, предметные и личностные, тогда как ранее предъявлялись требования только к предметным результатам обучения.
Однако, четко выработанного единого подхода к проблеме формирования метапредметных результатов нет, а экспериментальные исследования и всероссийские проверочные работы показали низкий уровень метапредметных умений у обучающихся 5-7-х классов, что в свою очередь говорит о том, что необходима технологическая проработка процесса формирования метапредметных результатов у обучающихся.
Сказанное выше определило актуальность темы выпускной квалификационной работы работы.
Цель исследования: обосновать теоретически и доказать экспериментально эффективность модели формирования метапредметных результатов по математике у обучающихся 5-7-х классов, описать приемы и средства формирования метапредметных результатов в обучении математике.
Объект исследования - процесс обучения математике в 5-7-х классах.
Предмет исследования - разработка и апробация модели формирования метапредметных результатов у обучающихся математике в 5-7-х классах.
Гипотеза исследования основывается на следующем предположении: процесс формирования метапредметных результатов у обучающихся в 5-7-х классах на уроках математики будет эффективным, если занятия в школе проходят в соответствии с теоретически и экспериментально обоснованной моделью формирования метапредметных умений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую, учебную литературу в контексте темы исследования.
2. Выполнить систематизацию, обобщение информации по теме исследования, в том числе раскрыть значимость формирования метапредметных результатов.
3. Представить в виде таблицы метапредметные результаты, которые необходимо формировать у обучающихся в 5-7-х классах на уроках математики.
4. На основе анализа психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы представить модель формирования метапредметных результатов у обучающихся в 5-7-х классах.
5. Проверить экспериментальным путем эффективность данной модели в соответствии с которой проходят уроки математики в школе.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме
исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- эмпирические: педагогический эксперимент, педагогическое
наблюдение, тестирование, беседа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении сформулированы актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, приведена краткая структура работы и характеристика каждой из ее частей.
В первой главе представлен материал, посвященный описанию сущности понятия «метапредмет», дан логический, исторический его анализ. На основе психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы по теме Метапредметность, представлена в виде таблицы модель формирования метапредметных результатов, приведены доводы в пользу применения данной модели на уроках математики. Так же в виде таблицы представлены метапредметные результаты, которые можно сформировать у обучающихся в 5-7-х классах в процессе обучения математике.
Вторая глава посвящена изложению приемов формирования метапредметных результатов при обучении математике в 5-7-х классах с опорой на представленную нами модель в соответствии с которой проходят уроки математики в школе. Приведены результаты констатирующего и контрольного среза уровня сформированности метапредметных результатов.
В заключении приведены результаты и показана значимость применения данной нами модели в формировании метапредметных результатов при обучении математике.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили научные труды известных отечественных педагогов и психологов: А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Ю.В.Громыко, А.В Хуторского и др.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижне-Талицкая основная общеобразовательная школа».
Материал выпускной квалификационной работы был апробирован на выступлении с докладом: «Формирование метапредметных результатов при решении текстовых задач» (Районная методическая конференция «Инновации и традиции в современном образовании» г.Очер, 14.12.2017г.), на семинаре лаборатории ПГГПУ «Методическое сопровождение обучения математике в средней школе» - доклад «О формировании метапредметных результатов при обучении математике в 5-7-х классах» (декабрь 2017г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В выпускной квалификационной работе представлены выводы и результаты исследования, предпринятого с целью выявления возможностей применения разработанной модели формирования метапредметных результатов. Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижне- Талицкая основная общеобразовательная школа». В результате эксперимента можно сделать вывод, использование разработанной модели на уроках математики в 5-7-х классах с помощью различных приемов способствует повышению уровня формирования метапредметных умений.
1. В работе представлена модель формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике в 5-7-х классах, которая при помощи различных педагогических приемов дает положительную динамику уровня сформированности метапредметных умений.
2. Выделены и оформлены в виде таблицы метапредметные результаты, которые формируются у обучающиеся 5-7-х классов на уроках математики.
Материал выпускной квалификационной работы был апробирован в МБОУ «Нижне-Талицкая ООШ» на уроках математики в 5-7-х классах; на выступлении с докладом: «Формирование метапредметных результатов при решении текстовых задач» (Районная методическая конференция «Инновации и традиции в современном образовании» 14.12.2017г.); на семинаре лаборатории ПГГПУ «Методическое сопровождение обучения математике в средней школе» - доклад «О формировании метапредметных результатов при обучении математике в 5-7-х классах» (декабрь 2017г.).



1. Алеев Е.М. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога / Е.М. Алеев, В.П.Зубанов, B. Г.Свинаренко // Психология, социология и педагогика. -
М.:Международный научно-инновационный центр (ООО), 2016. - №3 (54). -
C. 13-20.
2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова - М.: Просвещение, 2010.
3. Арнольд И.В. Принципы отбора и составления арифметических задач/Вопросы методики математики. - М., - 1946. - С. 7-28.
4. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 классы: учебник для
общеобразовательных организаций /Л.С.Атаносян, В.Ф.Бутузов,
С.Б.Кадомцев и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 383 с.
6. Бекенштейн И. С. // Большая биографическая энциклопедия. URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_biography/9199/ (дата обращения: 02.10.2015).
7. Беллюстин В.К. Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики. - М.-П.: 1923.
8. Блох А.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. - мат. спец. /А.Я.Блох - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
9. Большая советская энциклопедия гл. ред. А.М.Прохоров, 3-е изд., Т. 1-30. М.; «Сов. Энциклопедия», 1969-78.
10. Васильева Г.Н. Проблема внедрения ФГОС в рамках работы семинара учителей математики Пермского края //Актуальные проблемы внедрения ФГОС при обучении математике в основной и начальной школе. - Пермь: ПГПУ, 2013
11. Васильева Г.Н. Методические аспекты деятельностного подхода при обучении математике в средней школе: практико-ориентированная / Г. Н. Васильева; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2009. - 136 с.
12. Власова И.Н. Проектирование современного урока математики на основе компетентностного подхода / авт.-сост. И. Н. Власова, И. В. Косолапова (отв. за вып.), И.В. Магданова, И.В. Мусихина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2012.
13. Власова И.Н. Формирование универсальных учебных действий средствами учебного предмета «Математика» в основной школе: учеб.- метод. пособие / И. Н. Власова, И. В. Косолапова, И. В. Магданова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2015.
14. Володарская И.А. Общий прием решения математических задач [Текст] / И. Володарская, Н. Салмина // Математика (приложение к газете "1 сентября"). - 2005. - № 23. - С.12-14.
15. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ /С. В. Галян. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
16. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. -URL: http://www.ug.ru/archive/36681(дата обращения 10.04.2018)
17. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» [Текст]: Учеб. пособие для учащихся старших классов/ Ю.В. Громыко. - М.: Пушкинский институт. М., 1998. - 382 с.
18. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. Учеб. пособие для учащихся старших классов [Текст] / Ю.В. Громыко. - М.: Пушкинский институт, 2001. - 288 с.
19. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» [Текст]: Учеб. пособие для учащихся старших классов / Ю.В. Громыко. - М.: Пушкинский институт, 2001. - 540 с.
20. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
21. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Спб.: Питер, 2006. - 251 с.
22. Дорофеев Г.В. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций /Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 2015. - 287 с.
23. Дорофеев Г.В. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций /Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 2015. - 282 с.
24. Дорофеев Г.В. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций /Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 2015. - 287 с.
25. Дылгырова Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики / Р.Д. Дылгырова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 5 - C. 58.
26. Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся
общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, - 14-е изд.,
испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 270с.
27. Зубарева И.И. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, - 14-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 264с.
28. Канин Е.С. Учебные математические задачи: Учебное пособие. / Е.С. Канин - Киров: Издательство ВятГГУ, 2003. - 191 с.
29. Кант И. Метафизика нравов. - Спб.: Питер, 2007. - 241 с.
30. Ковалева Г.С. Метапредметные результаты.
Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации/ Г.С.Ковалева. - М.: Просвещение, 2013.
31. Козлова В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
32. Кирьякова В.С. Формирование метапредметных умений младших школьников на уроках математики /В.С.Кирьякова//Тольятти. - 2016. - 93 с.
33. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / К.Ю. Колесина - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. - 35 с.
34. Корчажкина О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О.М. Корчажкина // Педагогика. - М., 2016. - № 2. - С.17-25.
35. Кондаков А.М. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
36. Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения : [интервью с разработчиком новых стандартов А.А. Кузнецовым / беседовала Н.И. Меркулова] // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 3. - С. 3-6; Нач. образование. - 2009. - № 3. - С. 4-7.
37. Ломакина Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Е.Н. Ломакина // Методист. - 2013. - № 5. - С. 59-63
38. Михеева Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий / Ю. А. Михеева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/method_article/260(дата обращения 10.10.2017)
39. Науменко Ю.В. Содержание организационно-методической работы по развитию универсальных учебных действий у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС / Ю.В. Науменко // Методист. - 2013. - № 1. - С. 2-7.
40. Науменко Ю.В. Универсальные учебные действия: алгоритм создания программы формирования для 5-9 классов / Ю.В. Науменко // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 198-205.
41. Нефедьева Н.А. Обучение в ситуациях как средство формирования универсальных учебных действий / Н.А. Нефедьева // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 3. - С. 89-93.
42. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 67 2000...» / Л. Г. Петерсон // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011.
43. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений /А.В.Погорелов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 224 с.
44. Ромашевская Н.И. Возможности педагогического моделирования в детерминации категории «воспитание» / Н.И. Ромашевская // Психология, социология и педагогика. - М.:Международный научно-инновационный центр (ООО), 2016. - №4 (55). - С.20-27.
45. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические
труды / А.В. Брушнинский. - М., 2006. - 463 с.
46. Старостина О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов / О.А. Старостина // Управление качеством образования. - 2013. - № 2. - С. 87-90.
47. Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС / Е.А. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 1. - С. 40-47.
48. Суворова Г. Профилактика трудностей в учении - формирование жизненно важных универсальных учебных действий / Г. Суворова // Сельская школа. - 2013. - № 2. - С. 75-90.
49. Титова Е.Н. Применение критериального оценивания на уроках
математики для формирования учебно-познавательной компетенции
учащихся. [электронный ресурс], - Режим доступа: https://infourok.ru/primenenie kriterialnogo ocenivaniya na urokah matematikidlya formirovaniya-476060.htm(дата обращения: 15 ноября 2017 г.).
50. Тужик С.В. От формирования общеучебных умений в подготовке учителя к развитию универсальных учебных действий обучающихся / С.В. Тужик // Методист. - 2013. - № 3. - С. 50-53.
51. Устиловская А.А. Метапредмет "Задача" [Текст] : учебное пособие для педагогов / А. А. Устиловская. - Москва : НИИ инновационных стратегий развития общего образования : Пушкинский ин-т, 2011.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение. - 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
53. Федулова Т.И. Развитие универсальных учебных действий через урок (из опыта работы) / Т.И. Федулова // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). - 2013. - С. 5-41.
54. Фридман Д.М. Как научиться решать задачи: Книга для учащихся. Издание второе, переработанное и дополненное /Д.М.Фридман - М.: Издательство «Просвещение», 1984.
55. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики //
Повышение эффективности обучения математике в школе: [Сб.]
/ Сост. Г.Д. Глейзер - М.: Просвещение, 1989.
56. Храмкова Е.Ю. Диагностика сформированности умений работать
с учебно-научным текстом у младших школьников / Е.Ю. Храмкова // Челябинск: Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - №7. -С. 245-254.
57. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
58. Хуторской А.В. Метапредметный компонент нового
образовательного стандарта : как с ним работать / А.В. Хуторской // Сельская школа. - 2013. - №4. - С.71-87.
59. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: Эйдос; Изд-во ин-та образования человека, 2012. (Серия «Новые стандарты»)
60. Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики [Текст] / А.В. Шевкин // Математика (приложение к газете "1 сентября"). - 2005. - № 17. - С.22-30.
61. Шкуро М.Э. Использование текстов художественных
произведений при формировании универсальных учебных действий / М.Э. Шкуро // Начальная школа. - 2013. - № 7. - С. 18-20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ