Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
|
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические проблемы развития познавательной 8 активности учащихся на уроках биологии
1.1 Познавательная активность учащихся, как педагогическая 8 категория
1.2 Уровни познавательной активности 21
1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся 22
1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию 38
познавательной активности учащихся на уроках биологии
2.1 Активизация познавательной деятельности учащихся через 38
организацию Научного общества
2.2 Исследование опыта развития познавательной активности 41
учащихся на уроках биологии
2.3 Технология развития познавательной активности учащихся на 46
уроках биологии
2.4. Динамика эффективности использования методов активизации 59
познавательной деятельности на уроках биологии в 8 классе ВЫВОДЫ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА 1. Теоретические проблемы развития познавательной 8 активности учащихся на уроках биологии
1.1 Познавательная активность учащихся, как педагогическая 8 категория
1.2 Уровни познавательной активности 21
1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся 22
1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию 38
познавательной активности учащихся на уроках биологии
2.1 Активизация познавательной деятельности учащихся через 38
организацию Научного общества
2.2 Исследование опыта развития познавательной активности 41
учащихся на уроках биологии
2.3 Технология развития познавательной активности учащихся на 46
уроках биологии
2.4. Динамика эффективности использования методов активизации 59
познавательной деятельности на уроках биологии в 8 классе ВЫВОДЫ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Вопросы познавательной деятельности относятся к числу актуальных проблем педагогической науки и практики. Еще К.Д. Ушинский в трудах подчеркивал, «не с курьезами и науки должно в занимать дитя, напротив - приучить находить занимательное в что его и повсюду окружает». Реализация активности в обучении большое значение, т.к. обучение и носят деятельностный и от качества как деятельности результат обучения, и воспитания учащихся [Кохановский, 2007.].
В обществе для образования все характерными становятся принципиально новые как динамизм и вариативность. Все значение в жизни коммуникативные умения, к моделированию ситуаций, опыта ведения дискуссий, приобщению к деятельности.
В то время наблюдается интереса к учебе, пассивность. Этим и все более внимание учителя к методов и приемов, активной мыслительной с помощью которых умения анализировать, обобщать, видеть формировать гипотезу, средства решения, полученные результаты обучение этим и есть приобщение к деятельности).
Принципиально позиция и роль который из (источника знаний) стимулятором мыслительной помогая овладеть познания.
Ключевой в решении задачи эффективности и качества процесса является познавательной деятельности учащихся. Знания, в готовом виде, правило, вызывают учащихся в их к объяснению наблюдаемых и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков учащихся остается который проявляется в заученных учащимися положений от применить их практике [Философский энциклопедический словарь 1988.].
Решение задачи повышения учебного процесса научного осмысления практикой условий и активизации учащихся.
В гуманизации образования теория и технология обучения должна направлена на сильной личности, жить и работать в меняющемся мире,
смело разрабатывать стратегию поведения, нравственный выбор и за него т.е. личности и самореализующейся.
Активные обучения позволяют все уровни знаний: от деятельности через к главной цели - деятельности. Творческо-поисковая оказывается более если ей воспроизводящая и преобразующая в ходе которой усваивают приемы учения.
С всего вышеизложенного и актуальность выбора исследования данной научной работы познавательной деятельности уроках биологии». Обращение к теме обусловлено подготовки выпускников к дальнейшей самостоятельной и успешной аттестации курс средней школы.
Объект исследования: образовательный потенциал школьного курса биологии.
Предмет исследования: развитие познавательной активности
подростков на уроках биологии.
Целью исследования - выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Основными задачами являлись:
1) изучить учебную деятельность школы среднего звена;
2) поиск развития познавательного интереса у учащихся;
3) проанализировать процесс развития познавательной активности подростков на уроках биологии;
4) выявить педагогические средства развития познавательной активности подростков на уроках биологии.
База исследования: исследование проводилось на базе Инженерного лицея КНИТУ-КАИ для одаренных детей города Казани с 9 января до 19 марта 2012 года. В исследовании принимали участие 15 учеников 8 класса.
В обществе для образования все характерными становятся принципиально новые как динамизм и вариативность. Все значение в жизни коммуникативные умения, к моделированию ситуаций, опыта ведения дискуссий, приобщению к деятельности.
В то время наблюдается интереса к учебе, пассивность. Этим и все более внимание учителя к методов и приемов, активной мыслительной с помощью которых умения анализировать, обобщать, видеть формировать гипотезу, средства решения, полученные результаты обучение этим и есть приобщение к деятельности).
Принципиально позиция и роль который из (источника знаний) стимулятором мыслительной помогая овладеть познания.
Ключевой в решении задачи эффективности и качества процесса является познавательной деятельности учащихся. Знания, в готовом виде, правило, вызывают учащихся в их к объяснению наблюдаемых и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков учащихся остается который проявляется в заученных учащимися положений от применить их практике [Философский энциклопедический словарь 1988.].
Решение задачи повышения учебного процесса научного осмысления практикой условий и активизации учащихся.
В гуманизации образования теория и технология обучения должна направлена на сильной личности, жить и работать в меняющемся мире,
смело разрабатывать стратегию поведения, нравственный выбор и за него т.е. личности и самореализующейся.
Активные обучения позволяют все уровни знаний: от деятельности через к главной цели - деятельности. Творческо-поисковая оказывается более если ей воспроизводящая и преобразующая в ходе которой усваивают приемы учения.
С всего вышеизложенного и актуальность выбора исследования данной научной работы познавательной деятельности уроках биологии». Обращение к теме обусловлено подготовки выпускников к дальнейшей самостоятельной и успешной аттестации курс средней школы.
Объект исследования: образовательный потенциал школьного курса биологии.
Предмет исследования: развитие познавательной активности
подростков на уроках биологии.
Целью исследования - выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Основными задачами являлись:
1) изучить учебную деятельность школы среднего звена;
2) поиск развития познавательного интереса у учащихся;
3) проанализировать процесс развития познавательной активности подростков на уроках биологии;
4) выявить педагогические средства развития познавательной активности подростков на уроках биологии.
База исследования: исследование проводилось на базе Инженерного лицея КНИТУ-КАИ для одаренных детей города Казани с 9 января до 19 марта 2012 года. В исследовании принимали участие 15 учеников 8 класса.
Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии в современном обществе.
Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
После проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты. Мы отметили наиболее результативные методы - метод самостоятельной работы с учащимися, частично-поисковый лабораторный метод, исследовательский метод обучения, метод проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, частичнопоисковый лабораторный метод.
В результате проведенных нами анкет, среди учеников 8 класса, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день большинство из них заинтересованы в таком предмете, как биология и более того они хотели бы улучшить свои знания. Многие из учеников используют дополнительную литературу при подготовке к домашнему заданию, смотрят передачи и документальные фильмы, читают интересные факты в Интернете на тему биологии. Они считают необходимым ее изучение, а многие даже хотят связать с биологией свою будущую профессию.
В качестве того, каким образом можно развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, мы привели в пример 2 конспекта уроков, проведенных нами в 8 классе. На данных уроках использовались несколько методов обучения, а именно: рассказ; объяснение;
метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
метод познавательного проблемного изложения;
метод самостоятельной работы;
частично-поисковый метод;
лабораторный метод;
практический метод;
творческий метод;
наглядные методы.
Такое сочетание методов и структура уроков дали хорошие результаты: ученики заинтересовались в изучении нового материала, активно работали, и на последующих уроках оперировали полученными знаниями.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.
Таким образом, методы активизации деятельности вооружают умениями и навыками; воспитывают мировоззрение, эстетические качества, самостоятельность, интерес; выявляют потенциальные возможности и приобщают к поисковой деятельности.
Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
После проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты. Мы отметили наиболее результативные методы - метод самостоятельной работы с учащимися, частично-поисковый лабораторный метод, исследовательский метод обучения, метод проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, частичнопоисковый лабораторный метод.
В результате проведенных нами анкет, среди учеников 8 класса, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день большинство из них заинтересованы в таком предмете, как биология и более того они хотели бы улучшить свои знания. Многие из учеников используют дополнительную литературу при подготовке к домашнему заданию, смотрят передачи и документальные фильмы, читают интересные факты в Интернете на тему биологии. Они считают необходимым ее изучение, а многие даже хотят связать с биологией свою будущую профессию.
В качестве того, каким образом можно развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, мы привели в пример 2 конспекта уроков, проведенных нами в 8 классе. На данных уроках использовались несколько методов обучения, а именно: рассказ; объяснение;
метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
метод познавательного проблемного изложения;
метод самостоятельной работы;
частично-поисковый метод;
лабораторный метод;
практический метод;
творческий метод;
наглядные методы.
Такое сочетание методов и структура уроков дали хорошие результаты: ученики заинтересовались в изучении нового материала, активно работали, и на последующих уроках оперировали полученными знаниями.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.
Таким образом, методы активизации деятельности вооружают умениями и навыками; воспитывают мировоззрение, эстетические качества, самостоятельность, интерес; выявляют потенциальные возможности и приобщают к поисковой деятельности.
Подобные работы
- ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния
Зонального района Алтайского края
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии мультимедийными
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СЕДЬМЫХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Методика использования коллективного способа обучения на уроках биологии (7 класс)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - «СХЕМА КАК ФОРМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ»
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



