Введение
ГЛАВА 1. Теоретические проблемы развития познавательной 8 активности учащихся на уроках биологии
1.1 Познавательная активность учащихся, как педагогическая 8 категория
1.2 Уровни познавательной активности 21
1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся 22
1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию 38
познавательной активности учащихся на уроках биологии
2.1 Активизация познавательной деятельности учащихся через 38
организацию Научного общества
2.2 Исследование опыта развития познавательной активности 41
учащихся на уроках биологии
2.3 Технология развития познавательной активности учащихся на 46
уроках биологии
2.4. Динамика эффективности использования методов активизации 59
познавательной деятельности на уроках биологии в 8 классе ВЫВОДЫ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Вопросы познавательной деятельности относятся к числу актуальных проблем педагогической науки и практики. Еще К.Д. Ушинский в трудах подчеркивал, «не с курьезами и науки должно в занимать дитя, напротив - приучить находить занимательное в что его и повсюду окружает». Реализация активности в обучении большое значение, т.к. обучение и носят деятельностный и от качества как деятельности результат обучения, и воспитания учащихся [Кохановский, 2007.].
В обществе для образования все характерными становятся принципиально новые как динамизм и вариативность. Все значение в жизни коммуникативные умения, к моделированию ситуаций, опыта ведения дискуссий, приобщению к деятельности.
В то время наблюдается интереса к учебе, пассивность. Этим и все более внимание учителя к методов и приемов, активной мыслительной с помощью которых умения анализировать, обобщать, видеть формировать гипотезу, средства решения, полученные результаты обучение этим и есть приобщение к деятельности).
Принципиально позиция и роль который из (источника знаний) стимулятором мыслительной помогая овладеть познания.
Ключевой в решении задачи эффективности и качества процесса является познавательной деятельности учащихся. Знания, в готовом виде, правило, вызывают учащихся в их к объяснению наблюдаемых и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков учащихся остается который проявляется в заученных учащимися положений от применить их практике [Философский энциклопедический словарь 1988.].
Решение задачи повышения учебного процесса научного осмысления практикой условий и активизации учащихся.
В гуманизации образования теория и технология обучения должна направлена на сильной личности, жить и работать в меняющемся мире,
смело разрабатывать стратегию поведения, нравственный выбор и за него т.е. личности и самореализующейся.
Активные обучения позволяют все уровни знаний: от деятельности через к главной цели - деятельности. Творческо-поисковая оказывается более если ей воспроизводящая и преобразующая в ходе которой усваивают приемы учения.
С всего вышеизложенного и актуальность выбора исследования данной научной работы познавательной деятельности уроках биологии». Обращение к теме обусловлено подготовки выпускников к дальнейшей самостоятельной и успешной аттестации курс средней школы.
Объект исследования: образовательный потенциал школьного курса биологии.
Предмет исследования: развитие познавательной активности
подростков на уроках биологии.
Целью исследования - выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Основными задачами являлись:
1) изучить учебную деятельность школы среднего звена;
2) поиск развития познавательного интереса у учащихся;
3) проанализировать процесс развития познавательной активности подростков на уроках биологии;
4) выявить педагогические средства развития познавательной активности подростков на уроках биологии.
База исследования: исследование проводилось на базе Инженерного лицея КНИТУ-КАИ для одаренных детей города Казани с 9 января до 19 марта 2012 года. В исследовании принимали участие 15 учеников 8 класса.
Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии в современном обществе.
Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
После проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты. Мы отметили наиболее результативные методы - метод самостоятельной работы с учащимися, частично-поисковый лабораторный метод, исследовательский метод обучения, метод проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, частичнопоисковый лабораторный метод.
В результате проведенных нами анкет, среди учеников 8 класса, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день большинство из них заинтересованы в таком предмете, как биология и более того они хотели бы улучшить свои знания. Многие из учеников используют дополнительную литературу при подготовке к домашнему заданию, смотрят передачи и документальные фильмы, читают интересные факты в Интернете на тему биологии. Они считают необходимым ее изучение, а многие даже хотят связать с биологией свою будущую профессию.
В качестве того, каким образом можно развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, мы привели в пример 2 конспекта уроков, проведенных нами в 8 классе. На данных уроках использовались несколько методов обучения, а именно: рассказ; объяснение;
метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
метод познавательного проблемного изложения;
метод самостоятельной работы;
частично-поисковый метод;
лабораторный метод;
практический метод;
творческий метод;
наглядные методы.
Такое сочетание методов и структура уроков дали хорошие результаты: ученики заинтересовались в изучении нового материала, активно работали, и на последующих уроках оперировали полученными знаниями.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.
Таким образом, методы активизации деятельности вооружают умениями и навыками; воспитывают мировоззрение, эстетические качества, самостоятельность, интерес; выявляют потенциальные возможности и приобщают к поисковой деятельности.
1. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.
2. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк: Тровант, 2005. - 162 с.
3. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю.Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк, 2005. - 62 с.
4. Айзенк, Г. Природа интеллекта - битва за разум: Как формируются способности / Г. Айзенк, Л. Кэмин. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 352 с.
5. Аршанский, Е.А. Организация практических работ в гуманитарных классах / Е.А. Аршанский // Журн. биология в школе. - 2002. - №3. - С. 41-47.
6. Аспицкая, А.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении биологии / А.Ф. Аспицкая, Л.В. Кирсберг. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 356 с.
7. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
9. Бондаревская, Е.В. Экспериментальная педагогика / Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Власова. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2003. - 63 с.
10. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с.
11. Брунер, Дж. Психология познания. / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 239 с.
12. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин - М.: Наука, 2006 г. - 259 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
14. Горбунова, А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся / А.И. Горбунова // Современная педагогика, 2007. -№ 3. - С.27.
15. Дендебер, С.В. Современные технологии в процессе преподавания биологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - М.: 5 за знания, 2009. - 112 с.
16. Ефстафьева, Е.И. Развитие внутренней мотивации изучения биологии / Е.И. Ефстафьева, И.М. Титова // Биология в школе, 2008. - №7. -С.20.
17. Замов, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Замков. - М.: Просвещение, 1997. - 238 с.
18. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. - 2000. - №7. - С. 18 -
25.
19. Кошелева, Е.А. Советую применить / Е.А. Кошелева // Биология в школе, 2004. - №2. - С.15.
20. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов. - С.-Пб.: Знание, 2006. - 190 с.
21. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб.: Знание, 2006. - 190 с.
22. Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 1957. - 2 т. - 305 с.
23. Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. - М.: Феникс, 2007. - 608 с.
24. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
25. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - C. 5-17
26. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 275 с.
27. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.
28. Москаленко, К.А. Образец учебных действий как средство
активизации творческой деятельности учащихся / К.А. Москаленко // Педагогическое наследие. - Липецк: ЛГПУ, 1999. - С. 42 - 49
29. Москаленко, К.А. Образец учебных действий как средство
активизации творческой деятельности учащихся / К.А. Москаленко. - Липецк: ЛГПУ, 2010. - 42 с.
30. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. - М.: Просвещение, 1989. - 263 с.
31. Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицин. - М.: Наука, 1966. - 296 с.
32. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность / Теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
33. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
34. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 1986. - 218 с.
35. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 2006. - 218 с.
36. Осипова, Т.А. Любознательность - путь к познанию / Т.А. Осипова // Биология в школе, 2011. - №4 - С.31.
37. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972. - 184 с.
38. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - М.: Дрофа, 1984. - 254 с.
39. Смолкин, А.М. Активные методы обучения / А.М. Смолкин. - М.: Просвещение, 1991. - 150 с.
40. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2004. - 272 с.
41. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - М.: Дрофа, 1984. - 254 с.
42. Смолкин, А.М. Активные методы обучения / А.М. Смолкин. - М.: Просвещение, 1991. - 150 с.
43. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1981. - 296 с.
44. Селиванов, В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом / В.И. Селиванов. - М.: Высшая школа, 1980. - 197.
45. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк. - 2-е изд., дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 456 с.
46. Семечкин, Н.В. Социальная психология на рубеже веков / Н.В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. - 157 с.
47. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся. Теория и практика образования: история и современность / Липецк: ЛГПУ, 2001. - 185 с.
48. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юристь, 1997. - 512 с.
49. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
50. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 270 с.
51. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1955. - 31т. - 786 с.
52. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: 2002. - 547 с.
53. Словарь по педагогике / под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
54. Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 765 с.
55. Философский словарь. - M.: Проспект, 2008. - 496 с.
56. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.