Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №57600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
503
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Практико-ориентированные задачи в курсе математики 7
1.1 Понятие практико-ориентированной задачи 7
1.2 Требования к задачам, обеспечивающим практико-ориентированное
обучение математике в школе 12
1.3 Уровни сложности практико-ориентированных задач 21
Глава 2. Применение практико-ориентированных задач в процессе
изучения математики в 5-7 классах 26
2.1 Методика использования практико-ориентированных задач на уроках
математики в 5-7 классах 26
2.2 Разработка практико-ориентированных задач 39
2.3 Апробация дидактических материалов среди учащихся 5-7 классов 45
Заключение 49
Список литературы 51

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


Актуальность исследования. Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни. Идея формирования у школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.
В концепции развития математического образования в РФ, принятой в 2013 году, одной из главных нерешённых проблем школьного образования является недостаточная мотивации обучающихся к изучению математики. При отсутствии мотивации процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную и малопривлекательную деятельность. По мнению многих педагогов детей можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины, но без интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не имеет успех. Все эти условия обусловили актуальность исследования и явились причиной выбора темы, так как одним из средств повышения мотивации на уроках математики, на наш взгляд, является включение в систему обучения школьника практико-ориентированных задач.
Под практико-ориентированными задачами будем понимать задачи, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков учащихся.
Достижение требований федерального стандарта предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приобретаемых знаний в практических целях принадлежит изучению школьного курса математики, поскольку универсальность математических методов позволяет 3
отразить связь теоретического материала с практикой на уровне общенаучной методологии.
Изучением о взаимосвязях развития методологии математики и математического образования занимались: А.Д. Александров, Д.В. Аносов, Н.Я. Виленкин, Д. Гильберт, Б.В. Гнеденко, М. Клайн, А.Н. Колмогоров Ю.М. Колягин, Н.Х.Розов, Т.С.Полякова, К.А. Рыбников, В.М. Тихомиров, Г. Фройденталь, Р.С. Черкасов, А.П. Юшкевич, И.М. Яглом и др.
Включение практико-ориентированных задач в отдельные разделы школьного курса математики - это одно из важных направлений в развитии школьного математического образования. Значительный вклад в расширение данной темы внесли: В.С. Абатурова, Е.М. Ложкина, С.Ю. Полякова Л.Э. Хаймина и др.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного, но тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучающегося, способного самостоятельно учиться и готового к реальным действиям и принятию решений. Это определяет значимость математики в формировании у учащихся умений решать задачи, возникающие в процессе практической деятельности человека. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
Проблема диссертационного исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения математики в основной школе и отсутствие системы практико-ориентированных заданий интересных и увлекательных для учащихся, которые бы способствовали повышению мотивации.
Цель исследования: разработать задания с практико-ориентированным содержанием для повышения мотивации школьников на уроках математики в 5-7 классах.
Объект исследования - процесс обучения математике в 5-7 классах.
Предмет исследования - структура, содержание практико-ориентированных заданий и методы их использования с целью повышения мотивации обучения математике.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования выдвинута следующая гипотеза: если при обучении учащихся математике целенаправленно и систематически применять практико-ориентированные задания, то повысится мотивация изучения математики.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие частные задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научно-методической литературе, практике работы учителей математики образовательных учреждений.
2. Разработать требования к построению практико-ориентированных задач для основной школы.
3. Провести подбор и разработку практико-ориентированных задач для каждой темы изучающейся в 5 классе.
4. Апробировать разработанные практико-ориентированные задачи.
5. Выявить влияние практико-ориентированных задач на мотивацию школьников.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
> анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по теме исследования;
> изучение и обобщение передового опыта обучения математики;
> проведение педагогического эксперимента;
> статическая обработка результатов эксперимента.
Теоретическая значимость:
> выявлена возможность использования практико-ориентированных задач, как средство повышение эффективности при обучении математики в основной школе;
>разработаны критерии построения практико-ориентированной задачи;
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нём разработаны: система практико-ориентированных задач, обеспечивающая развитие практической деятельности учащихся, и методика обучения решению таких задач. Эти материалы могут быть использованы в практической деятельности учителей при работе с учащимися основной школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе представлены результаты выпускного исследования и опыта работы в общеобразовательной школе по выявлению методики разработки и применения практико-ориентированных задач для усиления мотивации обучения и успешного изучения математики в основной школе.
Анализ педагогической и методической литературы позволил сформулировать описательное определение понятия «практико-ориентированная задача». Были выделены и описаны в работе требования к практико-ориентированным задачам, а также критерии, по которым можно устанавливать является ли задача практико-ориентированной.
В процессе исследования рассмотрели практико-ориентированные задачи по степени возрастания сложности, которые имеют четыре уровня:
I. В тексте задачи имеется прямое указание на математическую модель.
II. Прямого указания на модель нет, но объекты и отношения задачи однозначно сопоставимы с соответствующими математическими объектами и отношениями.
III. Объекты и отношения задачи соотносимы с математическими объектами и отношениями, но неоднозначно, требуется учет реально сложившихся условий.
IV. Объекты и отношения задачи явно не выделены или их математические эквиваленты неизвестна школьникам
В ходе исследования составили и апробировали практико-ориентированные задачи по каждой теме 5-го класса.
В процессе апробации разработанных задач на практике убедились в том, что разработанные практико-ориентированные задачи вызывают интерес к изучению теоретического материала, и позволяют учащимся лучше овладеть предметными умениями. Именно такие задачи косвенно формируют и метапредметные умения (планирование, выбор эффективных способов решения и т.п.), потому что обучающийся осознает практическую значимость математических знаний.
Использование практико-ориентированных задач в учебном процессе обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах.
Наблюдения за деятельностью учащихся свидетельствуют о том, что частое применение практико-ориентированных задач обеспечивает повышение интереса учащихся к учебной деятельности, формирование положительной мотивации на уроках.
В дальнейшем ставлю перед собой цель продолжать работу по составлению и использованию практико-ориентированных задач на уроке математики в основной школе для обеспечения стабильных результатов изучения математики.



1. Ахлимерзаев, А. Прикладная направленность изучения начал математического анализа в старших классах средней школы как средство усиления принципов политехнизма в обучении: дисс. канд. пед. наук : 13.00.02 / Ахлимерзаев Ахмаджон. - Фергана, 1986. - 161 с.
2. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. - 1970. № 6. С 10-15
3. Библиографическое описание: Волкова В. Ф. Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики // Молодой ученый. - 2014. - №11.1. - С. 32-33.
4. Болтянский, В.Г. Математическая культура и эстетика. / В.Г. Болтянский // Математика в школе. - 1982. - № 2. - С. 40-43.
5. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
6. Брадис, В.М. Методика преподавания математики в средней школе. - М., Гос. учебнопедагог. изд. мин. прос. РСФСР, 1954. - 504 с.
7. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием: кн. для учащихся 6-8 кл. ср. шк. / под ред. В.А. Гусева. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
8. Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике. - М., 2014.
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
10. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений 10-е издание. - М.: Мнемозина, 2010. - 270 с.
11. Использование практико-ориентированных заданий при обучении математике с целью развития математической грамотности 
http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692(дата обращения: 25.07.16).
12. Использование практико-ориентированных задач при обучении
математики. - URL: http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2014
/02/23/ispolzovanie- praktiko- orientirovannykh-zadach-pri-obuchenii.
13. Использование практико-ориентированных задач при обучении Математике. - URL:http://festival.1september.ru/articles/642510/.
14. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М.: Просвещение, 1977. -112 с.
15. Скворцова Л.И. Мир и образование. - М: Оникс, 2007. - 120 с.
16. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. Пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980.
17. Мирзоахмедов, М. Методика обучения решению прикладных задач при углубленном изучении математики: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Мирзоахмедов Мираб. - Душанбе, 1989. - 125 с.
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 53000 слов / под общ. ред. проф.
19. Пойа Д. Математическое открытие / Д. Пойа. -М.: Наука, 1970.
20. Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм их составления [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/642510/(дата обращения: 25.07.16).
21. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.:
Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
22. Программа: Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2009 г.
23. Смирнова И.М. Педагогика геометрии. - М.: Прометей, 2004. - 336 с.
24. Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1990. - 96 с.
25. Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения // Молодой ученый. - 2014. - №6. - с. 760-762.
26. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. - М.: Просвещение, 1984.
27. Хаймина, Л.Э. Задачи прикладной направленности в обучении математике: учебно-методическая разработка для учителей школ и студентов математического факультета. - Архангельск: Помор. гос. ун¬т им. М.В. Ломоносова, 2000. - 47 с.
28. Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. - М. : Просвещение, 1990. - 96 с.
29. Шевкин А.В. Как не надо обновлять тематику школьных задач // Математика в школе. -1995. - № 2. - С.51-53.
30. Якутова, М.И. Пути реализации прикладной направленности курса алгебры восьмилетней школы: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Якутова Мария Ивановна. - М., 1988. - 219 с.
31. Ященко И.В. Типовые экзаменационные варианты по математике 2017: -М., 2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ