Введение 3
1. Теоретические основы акцизного налогообложения 6
1.1. Экономическая сущность акцизов 6
1.2. История возникновения и развития акцизов в Российской Федерации 12
1.3. Механизм исчисления и уплаты акцизов в Российской Федерации 20
2. Анализ действующей практики акцизного налогообложения в Российской Федерации 32
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по акцизам в Российской Федерации 32
2.2. Анализ поступлений акцизов в бюджетную систему Российской Федерации 43
3. Совершенствование акцизного налогообложения в Российской Федерации 53
3.1. Мировой опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в условиях Российской Федерации 53
3.2. Совершенствование акцизной политики Российской Федерации 60
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложения 84
В современном обществе основным источником формирования доходов бюджетной системы являются налоги, а эффективно функционирующая налоговая система имеет определяющее значение для успешного функционирования рыночной экономики. Проведение рыночных реформ в переходный период в России показало, что несовершенство налоговой системы является одной из причин кризисного состояния экономики страны. Каждый налог в налоговой системе должен иметь свое функциональное значение и отличие от других налогов в зависимости от целевых установок, способов исчисления и взимания налоговых сумм, воздействия на экономику.
Принято разделять налоги в соответствии с одним из классификационных признаков — в зависимости от способа взимания — на прямые, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью, и косвенные, являющиеся надбавкой к цене и определяемые в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Одним из видов косвенных налогов являются акцизы. Основной причиной широкого распространения акцизов является ощутимая фискальная выгода его применения. Поступления от акцизов составляют значительную долю в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При правильной организации налогового администрирования акцизы являются источником высоких и стабильных поступлений в бюджетную систему страны.
Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, то есть имеет индивидуальный характер. В отличие от налога на добавленную стоимость взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения 3 становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от налога на добавленную стоимость, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.
Цель исследования состоит в анализе системы и механизма налогообложения акцизами в Российской Федерации. Для достижения указанной цели автором в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность акцизов, их содержание;
- проанализировать формирование налоговой базы и структуры начислений по акцизам в Российской Федерации;
- провести анализ поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации;
- рассмотреть мировой опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в условиях Российской Федерации ;
- выявить пути совершенствования акцизного налогообложения в Российской Федерации и разработать комплекс методических рекомендаций;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является акцизное налогообложение в Российской Федерации, а предметом - теоретические и методические вопросы в области акцизного налогообложения в Российской Федерации и направления его совершенствования.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании построения акцизного налогообложения в Российской Федерации, а также оценки его эффективности.
Степень разработанности темы. Исследование выбранной темы базируется на основных теоретических и методологических положениях современной экономической теории, содержащихся в работах ведущих зарубежных и отечественных ученых, специалистов - практиков, касающихся акцизного налогообложения в Российской Федерации.
Различным аспектам экономических вопросов, связанных с акцизным налогообложением в Российской Федерации, посвящены труды следующих 4
ученых - экономистов: Д.Г. Черник [41], Т.Ф. Юткина [45], Д. Брюммерхофф, А. Витте [15], Бабич [11], Дуканчи [24], Скворцов [34], Циммерман [39]. Изучение работ данных авторов позволило изучить экономическую сущность акцизного налогообложения.
Информационной базой исследования стали материалы государственной, ведомственной и международной статистики, аналитические, информационные, нормативные и прогнозные материалы Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы, а также результаты исследований, опубликованные в периодических изданиях и специализированных журналах «Инновационное развитие экономики», «Российский налоговый курьер», «Дайджест-финансы », «Финансы и кредит», «Налоговые споры» и др.
Теоретическим базисом проведенного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области акцизного налогообложения. Обработка и систематизация данных эмпирического уровня включает использование: анализа и синтеза, методов индукции и дедукции, систематизации и классификации.
Косвенные налоги удерживаются во время движения доходов и оборота товаров и работ. Данные налоги содержатся в виде надбавки к цене товара или тарифа за выполненные работы, услуги и уплачиваются потребителем. Производитель или собственник товаров и работ в процессе реализации извлекает у покупателя вместе с ценой и сумму налога, которую в итоге перечислит государству. Вследствие этого косвенные налоги в обществе часто именуют налогами на потребление. Из этого следует вывод, что косвенные налоги предназначены для перенесения тяжести реального налогового бремени на конечного потребителя. В процессе косвенного налогообложения субъектом налога выступает продавец товара (работы, услуги), который выступает в роли посредника между государством и лицом, которое фактически является плательщиком налога - потребителем данного товара (работы, услуги).
Итак, слово «акциз» (от лат. assidere) означает налагать, устанавливать. В 1921 г. первым акцизом, после 1917 г., был введен акциз на виноградные вина с крепостью до 14%, позднее крепость в целях налогообложения была увеличена до 20 %. Помимо акциза на вина в этом же году в России был введен акциз на табачные изделия, папиросную бумагу, зажигательные спички и гильзы. Значение акцизов для бюджета российского государства постоянно возрастало и в начале ХХ в., поступления от них составляли приблизительно 70 % в доле всех доходов бюджета. Такой рост фискального значения акцизов обеспечивался за счет широкого круга товаров, которые облагались налогом. Это были и товары и , такие как спички, сахар, соль, и товары многочисленного потребления, такие как табачная продукция, текстильные изделия, алкогольные напитки. Акцизы являются разновидностью косвенных налогов, имеют сложную структуру, которая включает в себя исторические свойственные им связи с пошлиной. Ими облагаются услуги и товары, обладающие способностью удовлетворять определенные потребности участников рынка. В силу данного обстоятельства перечень подакцизных товаров ограничен, а возникновение акцизов взаимосвязано с качеством и полезностью блага. Эволюция акцизов происходила под определяющим влиянием фискальной монополии государства как специальной формы ограничения властью потребления определенных благ.
Подакцизные товары включают три номенклатурные группы: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция; табак и табачная продукция; продукты нефтепереработки. Круг товаров, подлежащих обложению акцизами, достаточно ограничен. Наибольший интерес с точки зрения социальной составляющей акцизного налогообложения представляет табачная и алкогольная продукция, особенности которой состоят в том, что их потребление сопряжено с «эффектом привычки». Такие товары называют аддиктивными. Большинство аддиктивных товаров оказывают негативное влияние на здоровье человека, что требует разработки научно-обоснованной государственной политики, нацеленной на снижение потребления населением вредных аддиктивных товаров.
Государственное регулирование акцизного обложения алкогольной и табачной продукции должно быть направлено на оздоровление общей экономической ситуации, сокращение теневой экономики, развитие программно - целевых методов планирования, направленных на финансирование программ по формированию здорового образа жизни и культуры потребления. Отметим, что ставки акцизов на 2017 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Выделяют следующие виды ставок по акцизам: твердая ставка и комбинированная ставка.
С 2017 года в перечень подакцизной продукции добавлены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания. Отметим, что в 2016 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 1177,1 млрд.рублей, что на 12,8% больше по сравнению с 2015 годом.
Сложная экономическая ситуация, вызвавшая дефицит бюджета, предполагает необходимость поиска дополнительных источников его наполнения. Темпы роста налоговых доходов в 2016 г. резко сократились, а по ряду бюджетообразующих налогов поступления оказались ниже предыдущего года, в результате чего поступления в федеральный бюджет снизились на 8,8%, а в консолидированный бюджет - на 4,5%. На наш взгляд, единственный налог, посредством которого можно достаточно просто решить проблему увеличения налоговых поступлений за счет роста налоговой ставки, это - акциз. Являясь, как и другие косвенные налоги, фискальным инструментом, акциз выполняет ряд социальных функций, в том числе связанных с охраной здоровья населения.
Однако увеличение акцизной ставки чревато возможным получением обратного эффекта: при излишне высокой ставке и соответственно высоких ценах на подакцизную продукцию налоговая база может уменьшаться вследствие сокращения потребления. Результаты дальнейшего повышения ставок не очевидны - в 2015 г. произошло падение объемов производства алкогольной продукции, несмотря на снижение темпов роста акцизов до 2,2% в этом году, при том, что налоговые доходы в консолидированном бюджете РФ увеличились на 9,9%. В 2016 г. ситуация с поступлениями акцизов изменилась, но только за счет роста акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты. Таким образом, добиться повышения роста налоговых доходов за счет акцизов можно только путем расширения контингента подакцизной продукции.
На основе проведенного исследования акцизного налогообложения в Российской Федерации, рекомендуется:
1. Рассмотреть опыт Франции относительно зачисления платежей по акцизам в местные бюджеты, так как именно на местах и проявляются отрицательные стороны употребления таких подакцизных товаров как сигареты и алкоголь и местным органам власти требуются средства для устранения и предотвращения таких последствий. Исходя из этого и в России следует идти в направлении децентрализации акцизных доходов при приоритетной их концентрации в региональных и местных бюджетах с повышением их целевой направленности.
2. Усовершенствовать систему налогообложения товаров, приводящих к негативным социальным проявлениям. Так, целесообразно перенять опыт Франции, где производство спичек, табака, спирта, пива осуществляется с частичной государственной фискальной монополией.
3. Предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции ставки акцизов. Следует отметить, что, например, в Германии акцизы на алкоголь, кофе, сигареты гораздо больше, чем на прочие товары, а ставка налога на потребление табачных изделий в Китае колеблется в пределах 25 - 50%, алкоголь 5-25 %.
1. Конституция Российской Федерации. (с изм. от 21.07.2014 № 11- ФКЗ)// Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. — М.: Омега- Л, 2016. — 860 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации Официальный текст..- М.: Издательство «ПРОСПЕКТ», 2016. - 272 с.
4. Гражданский кодекс РФ. Официальный текст. Части I и II. // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
5. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. от 01.01.2004) // Справочно¬информационная система «КонсультантПлюс».
6. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. от
10.01.2014). // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
7. Письмо ФНС РФ от 01.03.2012 № ЕД-4-3/3324@ «Об акцизах». // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
8. Письмо ФНС РФ от 25.10.2011 № ЕД-4-3/17646@ «О порядке
исчисления и уплаты акциза производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции». // Справочно-информационная система
«КонсультантПлюс».
9. Письмо ФТС РФ от 13.02.2012 № 05-12/06638 «О взимании акциза в отношении дистиллята коньячного (спирта коньячного)» // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
10. Агапова Т.А. Макроэкономика. Учебное пособие. — М.: Синергия, 2013. - 560 с.
11. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка . Учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2012. - 336 с.
12. Бабленкова, И.И. Прогнозирование и планирование налогообложении / Учебное пособие. - М.: Экономика, 2009. - 352 с.
13. Бюджетная система Российской Федерации Учебник. /Под ред. Л. Д. Андросова, Г. Б. Поляка. - М. : Проспект, 2014. - 438 с.
14. Вещунова Н.Л. Налоги. Интенсивный курс. Учебное пособие. - М.:
Рид Групп, 2011. - 432 с.
15. Витте С.Ю. Лекции о народном и государственном хозяйстве. Учебное пособие. - М. :Юрайт, 2011. - 473 с.
16. Вотчаев А.А. Налогообложение и цены Учебное пособие. - Саратов: СГСЭУ, 2010. - 170 с.
17. Вылкова Е.С. Налоговое планирование. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2012. - 640 с.
18. Голик Е.Н. Налоги и косвенное налогообложение: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: ООО «Мини Тайп», 2011. - 376 с.
19. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 542 с.
20. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций. Учебник. /Под ред. Л.И. Гончаренко. - М.:Кнорус, 2014. - 512 с.
21. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2015. - 240 с.
22. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 175 с.
23. Даниленко Л.Н. Экономическая теория. Учебное пособие.- М.: Инфра- М, 2013. - 576 с.
24. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 2009. - 415 с.
25. Занадворнов В. С. Экономическая теория государственных финансов . Учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012. - 390 с.
26. Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2013. - 128 с.
Т1. Кобылатова М.Ф. Совершенствование косвенного налогообложения в контексте повышения уровня налоговой дисциплины. // Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 2-3. - С. 53-55.
28. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. /Под ред. Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. - М.: Юрайт, 2014. - 428 с.
29. Маршавина Л.Я. Налоги и налогообложение. Учебник. /Под ред. Л.Я. Маршавина. - М.: Юрайт, 2014. - 503 с.
30. Маршавина Л.Я. Налоги и налогообложение. Учебник. /Под ред. Л.Я. Маршавина. - М.: Юрайт, 2014. - 503 с.
31. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Учебник. /Под ред. Н. С. Чамкиной. - М.: Налог Инфо, 2008. - 496 с.
32. Налоги и налоговая система Российской Федерации Учебник. /Под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Юрайт, 2014. -542 с.
33. Сайфиева С. Н. Налоговая нагрузка на российскую экономику. Макроэкономический анализ. Учебное пособие. - М.: ЛКИ, 2012. - 240 с.
34. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - М.: Academia, 2013. - 208 с.
35. Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2012. -464 с.
36. Тюпакова Н.Н. Формирование налогового механизма распределения
добавленной стоимости: теория, методология, практика. Учебное пособие. -
Краснодар: КубГАУ, 2012. -151с.
31. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие.- М.:Дашков и Ко, 2012. - 176 с.
38. Финансы в системе государственного и муниципального управления. Учебное пособие. - М.: Изд. «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2015. - 256 с.
39. Циммерман Х. Муниципальные финансы: Учебник. /Под ред. Х. Циммерман - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2013. - 352 с.
40. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 367 с.
41. Шестакова Е.В. Налоговое планирование. Теория и практические
рекомендации с материалами судебной практики Учебное пособие. - М.:
Юстицинформ, 2010. - 160 с.
42. Шувалова Е. Б. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 134 с.
43. Игнатова Т.В. Экономическая теория. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. - 346 с.
44. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. /Под ред. Т.Ф. Юткина. - М.: Инфра-М, 2011. - 440 с.
45. Академик, 2017. - http: //alternative culture.academic.ru
46. Информационный медицинский портал, 2017. -
http: //www.medichelp.ru/posts/view/2731
47. Клерк.Ру, 2017 - http://www.klerk.ru/
48. Налоговый вестник, 2017. - http: //www.nalvest.ru/useful/detail .php
49. Образовательный портал: учебные материалы и онлайн-калькуляторы, 2017 - http://math.semestr.ru/corel/ corel.php
50. Федеральная налоговая служба, 2017 -
http://www.nalog.ru/rn23/related activities/ statistics and analytics/forms/
51. Федеральная служба государственной статистики, 2017. -
http://www.gks.ru
52. Письмо Федеральной налоговой службы России от 30.12.2014 № ГД- 4-3/27262@, 2017 - http://nalog. garant.ru/fns/
53. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2017. -
http://www.gks.ru