Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №52851

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
433
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы акцизного налогообложения 7
1.1. Экономическая сущность акцизов 7
1.2. История возникновения и развития акцизного налогообложения 15
1.3. Механизм исчисления и уплаты акцизов в России 25
2. Анализ действующей практики акцизного налогообложения в Российской
Федерации 36
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по акцизам 36
2.2. Анализ поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации 57
3. Совершенствование акцизного налогообложения в Российской Федерации 73
3.1. Зарубежный опыт акцизного налогообложения и возможности его
применения в Российской Федерации 73
3.2. Пути развития акцизного налогообложения в Российской Федерации 84
Заключение 95
Список использованных источников

История развития налогообложения уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения существования налогов обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.
С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж.
Для государственной власти всегда были важны скорость получения доходов и их объем. Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что косвенные налоги зарекомендовали себя как достаточно надежный источник доходов бюджета. Косвенные налоги отличаются сравнительной нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытия огромных государственных расходов. Налог этого вида устанавливается в виде надбавки к цене на продукцию или к тарифу на услуги и работы, в отличие от прямого налога, взимаемого непосредственно с дохода налогоплательщика.
Косвенные налоги важны не только как источник пополнения бюджета государства, но и как инструмент, который позволяет оказать стимулирующее воздействие на производственные процессы, на способность данного вида налогов изымать часть доходов, ушедших из-под прямого обложения.
Сбор налогов дает информацию о благосостоянии государства и его граждан в конкретный момент времени. Кроме того, широкое распространение косвенного налогообложения было обусловлено его фискальными выгодами. Налог уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку, даже не подозревает о том, что он становится плательщиком налога. Экономическая наука выделяет три вида косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость.
Данная работа посвящена одному из косвенных налогов - акцизу. Акцизом признается общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны. Он включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.
Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономических изменений, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества вытекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.
Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает ограниченный перечень товаров.
Актуальность данного исследования состоит в том, что акцизы в настоящее время являются одним из немногих рычагов воздействия на производство и потребление общественно опасных товаров, которые негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека. Акцизам уделяется в последнее время особое внимание. Для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных товаров. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги зачастую не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления. И социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой организацию этих налогов. Взыскание и оптимальные способы сбора акцизов требует исследования экономической сущности этих налоговых платежей. Это доказывает то, что в настоящее время проблема акцизного налогообложения в России является достаточно актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ акцизного налогообложения в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность акцизов;
- изучить историю возникновения и развития акцизного налогообложения;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты акцизов в России;
- провести анализ действующей практики акцизного налогообложения в России;
- изучить зарубежный опыт акцизного налогообложения и определить возможности его применения в России;
- определить пути развития акцизного налогообложения в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, работы ученых-экономистов, учебная и периодическая литература, материалы из официальных источников и глобальной сети Интернет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.
Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, применяемым в развитых зарубежных странах. Следует иметь в виду, к числу подакцизных товаров всегда относились и, вероятно, будут относиться и впредь алкогольная продукция и табачные изделия. Это объясняется характерными особенностями, присущими указанным товарным группам: с одной стороны, они не являются обязательными для всех потребителей, с другой — для этих товаров свойственны достаточно низкая себестоимость производства и высокая акцизная ставка.
Акцизное налогообложение играет важную роль в налоговой системе России. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает, лишь ограниченный круг товаров.
Акцизы разместились на 5 месте с долей в консолидированном бюджете равной 7-9%. Несмотря на то, что акцизы только пятые в списке, каждый год происходит прирост доходов от акцизов в консолидированном бюджете. Так, за последние 5 лет прирост доходов от акцизов увеличился на 65%.
В 2016 году акцизы на нефтепродукты занимали 38% доли бюджета, большую долю в бюджете РФ занимали акцизы на нефтепродукты, а именно почти 38%, при этом большую долю в нефтепродуктах занимает бензин. Также значительную долю в бюджете занимают акцизы на табачную продукцию: в 2016 году их доля в сумме поступлений акцизов занимала почти 35%. За последние 5 лет поступления по табачной продукции выросли в 2,5 раза. Значимыми являются поступления от алкогольной и спиртосодержащей продукции и занимают 26,72% суммы поступлений от акцизов.
За последние 5 лет суммы акцизов, поступающие в бюджет, значительно выросли. На это повлияла индексация ставок на подакцизную продукцию. Ставки за последние годы выросли в 2-3 раза.
Суммы от импорта подакцизной продукции непостоянны. Можно отметить стремительный рост до 2014 года и резкое падение в 2015-2016 годах. Значительную долю в импорте занимают нефтепродукты, в особенности автомобильный бензин, его доля в импорте нефтепродуктов около 90%. Доля табачной продукции в импорте сравнительно невелика. Большую долю в импорте алкогольной и спиртосодержащей продукции занимает пиво, доля которого в общем импорте алкогольной и спиртосодержащей продукции 94 - 97%.
Первое место по поступлениям акцизов занимает Северо-Западный округ. В 2016 году доля поступлений в округе занимала 27,5%. За ним следует Приволжский Федеральный округ с 24,6% в общем объеме поступлений. За последние 5 лет во всех Федеральных округах наблюдается рост акцизных поступлений.
Более подробно был рассмотрен Приволжский Федеральный округ. Лидирующие позиции по поступлениям акцизов в бюджет занимают Республики Башкортостан и Татарстан, Саратовская, Самарская и Нижегородская области. В поступлениях по Республике Башкортостан основными являются акцизы на бензин, В Саратовской области - акцизы на табак, в Самарской области - нефтепродукты и алкоголь.
В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Однако размер ставок во всех странах различный. В Российской Федерации ставки акцизов ниже, чем в странах Европы, но выше, чем в странах - членах Евразийского экономического союза. На сегодняшний день является невозможным приравнивание размеров ставок акцизов Российской Федерации к европейским размерам, так как увеличение ставок приведет к еще большей разницы со странами-членами Евразийского экономического союза. Что в свою очередь может привести к снижению конкурентоспособности отечественных производителей по сравнению с нелегальными и производителями стран-членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
- недополучение бюджетом сумм акциза из-за неучтенных оборотов некоторых видов нефтепродуктов;
- низкие ставки акцизов на табачную продукцию и рост нелегального производства и реализации табачной продукции;
- рост производства и реализации нелегальной продукции из-за повышения ставок акциза.
Таким образом, для решения рассматриваемых проблем необходимо провести следующие мероприятия.
1. В целях увеличения поступления акцизов по некоторым видам нефтепродуктов, а также решения проблемы неучтенных оборотов нефтепродуктов и повышения качества реализуемого топлива необходимо введение обязательной химической маркировки (окрашивания) нефтепродуктов в качестве метода контроля их производства и оборота.
2. Целесообразно дальнейшее увеличение ставок акцизов на табачные изделия с целью с целью сокращения потребления табачной продукции, приносящий вред здоровью населения России. А также ужесточение мер ответственности в отношении лиц, осуществляющих незаконную торговлю табачными изделиями.
3. Необходима гармонизация ставок акцизов на алкогольную продукцию в странах Евразийского экономического союза с целью создания единого рынка подакцизной продукции, для увеличения конкурентоспособности отечественных производителей. Также, с целью минимизации нелегального и фальсифицированного производства алкогольной продукции в России необходимо ввести государственную монополию на производство и реализацию алкогольной продукции, что может привести к увеличению поступлений акцизов на алкогольную продукцию в бюджетную систему Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Юрайт-Издат., 2017.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации офиц. текст. - М.: Экзамен, 2017.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации офиц. текст. - М.: Экзамен, 2017.
4. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Справочно¬правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.03.2017.
5. Об утверждении норм естественной убыли [Электронный ресурс]: Приказ Минпромторга России от 01.03.2013 N 252 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.07.2008 N 11952) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.03.2017.
6. О порядке выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 03.10.2006 № 122н _ //Информационно¬правовая база «Консультант Плюс». - Версия 21.05.2016
7. О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года (18.04.2014) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.03.2017.
8. Об утверждении государственной программы РФ “Развитие
здравоохранения” (18.04.2014) [Электронный ресурс]: Распоряжение
Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.03.2017.
9. Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 27 декабря 2013 г. N 335). // Справочно-правовая система Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.03.2017.
10. Балаева Д.А. Некоторые проблемы акцизного налогообложения / Д.А.Балаева // Налоги и налогообложение. - 2015. - №1.
11. Берзин В.А. Вопросы нормативно-правового регулирования винодельческого виноградничества./ В.А.Берзин // СПб.:Питер, 2010.
12. Блинов М.В. Нелегальная алкогольная продукция: необходим комплекс мер / М.В.Блинов // Налоговая политика и практика. -2008. -№2.
13. Блинов М.В. Международный опыт регулирования, контроля и налогообложения алкогольного рынка / М.В.Блинов // Налоги и налогообложение. -2008. -№9.
14. Брикнер А.Г. История Екатерины II/ А.Г. Брикнер — М.: Современник, 1991.
15. Бушмин Е.В. Очередные меры по регулированию алкогольного рынка, или о вине, пиве и акцизах / Е.В.Бушмин // Налоговая политика и практика. -2010. -№9.
16. Вигдорович Л.Я. Индексация акцизов на алкоголь и табак / Л.Я.Вигдорович // Контроль качества продукции. -2011. - №1.
17. Гузий С.В. Состояние рынка алкогольных напитков и пива в РФ / С.В.Гузий // Инновационное развитие сельского хозяйства. Сборник научных трудов. М.: ГНУ ВИАПИ имени А.А.Никонова, - 2012.
18. Гуляева С.А., Леонов Е.А. Регулирование табачного и алкогольного рынков в странах ЕАЭС:вызовы и решения / С.А.Гуляева, Е.А.Леонов // Налоги и финансы. - 2015. -№5.
19. И.А. Давыдова. Об администрировании акцизов на подакцизные товары. /И.А. Давыдова // Налоговый вестник. - 2007. - №3.
20. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение/ Н.Г. Викторова - М.: Проспект, 2014.
21. Жемухова И.М. Государственное регулирование рынка табачной продукции / И.М.Жемухова // Вестник Академии. -2014. -№4.
22. Копелева Д.Н. Российское государство в XIV-XVII веках/ Д.Н. Копелева-М.: Нестор-История, 2011.
23. Королева И.Б. О некоторых проблемах правового регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции / И.Б. Королева. - М., 2005.
24. Краев А.Н. Комментарий к Федеральному закону № 171-ФЗ «О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» / А.Н. Краев. -М., 2007.
25. Лялякина А., Субботина С. Акцизы на алкоголь к 2020 году вырастут в 2 раза, на сигареты — в 3. / А.Лялякина, С. Субботина / Известия. -2014.
26. Майбурова И.А. Энциклопедия теоретических основ налогообложения/ И.А. Майбурова -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
27. Пансков В.Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции / В.Г.Пансков // Финансы. - 2012. - № 2.
28. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учебник для вузов / В.Г.Пансков. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
29. Петти У.. Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti - слово мудрым. Разное о деньгах/Уильям Петти- М.: Издательство "Ось-89", 1997.
30. Пушкарева В.М. Налоговая система Союза ССР (1921-1930): Учебное пособие / В.М.Пушкарева - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.
31. Разгулин С.В. Некоторые вопросы регулирования оборота алкогольной продукции / С.В. Разгулин // Налоговая политика и практика. - 2006. -№ 4.
32. Рау К.Г. Основные начала финансовой науки/К.Г. Рау - М.: типография Майкова, 1866.
33. Силантьева Ю.В. Конкурентоспособность Российской Федерации и направления ее повышения / Ю.В.Силантьева // Современная конкуренция, -2013. -№5.
34. Сисмонди Ж.С.Новые начала политической экономии/ Ж.С. Сисмонди— М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
35. Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века/ М. Н. Соболев - М.: РОССПЭН, 2012.
36. Соловьев И.Н. Выявление налоговых правонарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции / И.Н.Соловьев // Налоговый вестник. - 2006. - № 4.
37. Тегетаева О.Р. Механизм, инструменты и особенности регулирования рынка алкогольной продукции в регионе /О.Р.Тегетаева // Аудит и финансовый анализ. -2012. -№5.
38. Тришонкина С.С. Реформация взимания акциза на табачную и алкогольную продукцию в рамках ЕАЭС /С.С. Тришонкина// ПС-39, Том 2- 29-30 декабря 2015.
39. Фурсова И.И. Бензин Евро-4 остался в прошлом/ И.И. Фурсова// Российская газета, - 2016. - Спецвыпуск №7063.
40. Хохлова Н.С., Реуцкий И.В. Оценка регулирующего воздействия на развитие отрасли (на примере рынка алкогольной продукции) /Н.С.Хохлова, И.В.Реуцкий // электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права. -2015. -№4.
41. Чамкина Н.С. Налог на добавленную стоимость. Акцизы/ Чамкина Н.С. - М.: Налог - «Инфо», 2012.
42. Щепенко Р.А. Акцизы/ Щепенко Р.А. - М.: «Дело», 2010.
43. Белоусов В. А. [Электронный ресурс]: Назван планируемый размер
акциза на электронные сигареты. Форум Lenta. ru, 2016. - Режим доступа:
https://lenta.ru/news/2016/10/28/smoke/
44. Бритиш Американ Тобакко Россия [Электронный ресурс]: Саратовская
табачная фабрика сменила гендиректора. - Официальный сайт British American Tobacco Russia, 2016. - Режим доступа:
http://www.batrussia.ru/group/sites/BAT 7YLHWS.nsf/vwPagesWebLive/DOAC7B6P?opendocument
45. Даничев А. Х. [Электронный ресурс]: JTI: треть нелегальных сигарет поставляется в Россию из Белоруссии. - Официальный сайт РИА Новости, 2016. - Режим доступа:https://ria.ru/economy/20161012/1479006296.html
46. Девятова П.А. [Электронный ресурс]: Золотое топливо. Как скажется на
экономике повышение акцизов на бензин. - Официальный сайт газеты Аргументы и Факты, 2016. - Режим доступа:
http://www.aif.ru/money/economy/zolotoe toplivo kak skazhetsya na ekonomike povyshenie akcizov na benzin
47. Дембинская Н.С. [Электронный ресурс]: Ставки сделаны: как подорожают алкоголь, сигареты и бензин. - Официальный сайт РИА Новости, 2017. - Режим доступа:https://ria.ru/economy/20170101/1484660957.html
48. Добрюха А.В. [Электронный ресурс]: Смертность от алкоголя в России
растет, но большинство людей гибнут не из-за суррогатов, а от качественной водки. - Официальный сайт газеты Комсомольская правда, 2016. - Режим
доступа:http: //www.kazan.kp .ru/daily/26623/3641506/
49. Кифоренко П.Б.[Электронный ресурс]: Бензин и дизель в России —
состояние и перспективы рынка в 2016 году. - Информационно-аналитический портал MPlast.by, 2016. - Режим доступа: http://mplast.by/novosti/2016-04-15-
benzin-i-dizel-v-rossii-sostoyanie-i-perspektivyi-ryinka-v-2016-godu/
50. Косвенное налогообложение в Японии [Электронный ресурс]: сайт statetaxes.ru, 2017. - Режим доступа:http: //www. statetaxes. ru/staxs-337-1. html
51. Обрезчиков А. Г., Новопашина Н. С. [Электронный ресурс]: Доля нелегальных сигарет в России достигла рекордного уровня. - Официальный сайт российской компании "РосБизнесКонсалтинг", 2016. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/11/10/2016/57fce3cf9a7947c50aacf648?from=main
52. Пузырев Д.В., Бочарова С.В. [Электронный ресурс]: Минфин запретит популярную схему неуплаты акцизов на алкоголь. - Официальный сайт российской компании "РосБизнесКонсалтинг", 2016. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/09/03/2016/56dfd8a09a79472b37cd08d2?from=main
53. Семенова А.В [Электронный ресурс]: Российские сигареты захватывают
мир. - Официальный сайт Газета.ш , 2015. - Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/social/2015/09/21/7769951 .shtml
54. Скобелев В.И. [Электронный ресурс]: Неладно что-то в королевстве
хмеля. - RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE, 2015. - Режим
доступа:http://www.foodmarket.spb.ru/search.php?article=2110
55. Шестакова Е. П. [Электронный ресурс]: Для освобождения от акциза нужна банковская гарантия. - Информационное агентство «Клерк.ру», 2013. - Режим доступа:http://www.klerk.ru/buh/articles/302780/
56. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России, 2017. - Режим доступа:http://www.nalog.ru
57. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
[Электронный ресурс]: Регулирование алкогольного рынка в России. - Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, 2017. - Режим доступа:http://fsrar.ru/
58. Налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. - Официальный сайт Налоговой службы РФ, 2017. - Режим доступа: http://www.nalog.ru
59. Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]: Статистика
ЕАЭС. - Официальный сайт ЕАЭС, 2017. - Режим доступа:
http: //www. eaeunion. org/
60. European Commission [Электронный ресурс]: Trade : Export Helpdesk. -
Официальный сайт Европейской Комиссии, 2017. - Режим доступа:
http: //exporthelp. europa. eu/thdapp/index. htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ