Введение 3
1. Теоретические основы акцизного налогообложения 6
1.1. Экономическая сущность акцизов 6
1.2. История возникновения и развития акцизов в России 15
1.3. Механизм исчисления и уплаты акцизов в России 23
2. Анализ действующей практики акцизного налогообложения в Российской
Федерации 34
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по акцизам в
Российской Федерации 34
2.2. Акцизы в системе доходы бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации 48
3. Совершенствование акцизного налогообложения в Российской Федерации 60
3.1. Мировой опыт акцизного налогообложения и возможности его использования
в условиях Российской Федерации 60
3.2. Совершенствование акцизной политики в Российской Федерации 66
Заключение 80
Список использованных источников
Приложения 84
В качественно новых экономических условиях, обусловленных геополитической напряженностью в мире, решение проблемы сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает реализацию комплексного подхода к обеспечению их устойчивости, повышению гибкости бюджетных расходов, недопущению увеличения налоговой нагрузки на экономику. Значительным потенциалом в решении данных задач обладает налоговая система. Косвенные налоги, имеющие высокую аккумулирующую способность, занимают особое место в налоговой системе, оказывая регулирующее воздействие на социально-экономическое развитие экономики.
Одной из самых важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы косвенных налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Акцизы, как и раньше, по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот вопрос обходится стороной. На данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения и контроля в этой области. Следовательно, такое положение дел приводит к хаотическим и противоречивым комментариям к акцизному законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике.
В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области 3
востребованы обществом в высокой степени. Акциз является федеральным косвенным налогом на товары преимущественно массового потребления. Включается в цену товара и оплачивается потребителем. Применяется на основании главы 22 «Акцизы» Налогового Кодекса Российской Федерации.
Важная роль акцизов как элементов налоговой системы и как источников доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов. Ведь преимущественно именно в рамках налогового контроля ежедневно происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Это, естественно, вызывает повышенное внимание к изучению возможностей совершенствования налогового контроля, в том числе и за уплатой акцизов.
Экономическая природа акцизных налогов исследовалась в трудах А. Аткинсона, Э. Вознесенского, С. Витте, А. Дадашева, А. Лаффера, В. Лебедева, Ф. Нитти, И. Озерова, В. Петти, А.Пигу, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, А. Смита, Дж. Стигинца, М. Фридмана, Л. Эрхарда, И. Янжула.
Базовые концепции и основные направления реформирования современной российской системы акцизного налогообложения раскрыты в работах И. М. Александрова, И. А. Давыдовой, И. А. Майбурова, Н. В. Милякова, Н. А. Нечипорчук, В. Г. Панскова, М. В. Романовского, Н. В. Садова, Д. Г. Черника и других ученых.
Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию проблем акцизных налогов, степень изученности их трансформации, механизма построения и функционирования является недостаточной. Существенно отстает от потребностей практики разработка налогового порядка исчисления и сбора акцизов, их бюджетного распределения и контроля.
Цель работы состоит в исследовании теоретических и практических основ акцизного налогообложения, выявления проблем и поиска путей его оптимизации и регулирования.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность акцизов;
- изучить историю возникновения и развития акцизов в Российской Федерации;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты акцизов в Российской Федерации;
- проанализировать формирование налоговой базы и структуры начислений по акцизам в Российской Федерации;
- провести анализ поступления акцизов в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- изучить мировой опыт акцизного налогообложения и определить возможности его использования в условиях Российской Федерации;
- рассмотреть пути развития акцизов в Российской Федерации.
Информационная база исследования сформирована на основе законодательных актов Российской Федерации, программных документов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, официальных данных и аналитических материалов Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы (ФНС) России, Федеральной службы государственной статистики, монографических и периодических изданий в области налогообложения и налогового контроля, материалов научных конференций.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Акцизы могут обеспечить как доходы, помогающие справляться с трудностями кризисного периода, пока экономика выходит на уровень восстановления, так и помочь налоговому ведомству перейти на новые, более сложные методы налогообложения.
В дополнение, существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями. Налогообложение может отчасти воспрепятствовать потреблению потенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.
Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены.
Ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).
Два других фактора являются отличительной чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой на инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом может быть взимание налога с единицы продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные цены изменяются незначительно, а инфляция высока.
Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.
В целях совершенствования акцизной политики в целях эффективного налогообложения данным видом налога, в работе разработан ряд рекомендаций.
В части акцизного обложения нефтепродуктов на перспективу в Российской Федерации, когда доходы бюджета зависят от развития нефтедобывающей отрасли, необходимо соблюдать баланс налогообложения акцизами подакцизных товаров из списка нефтепродуктов, с целью сохранения стимулов к модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
С 1 января 2015 года доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты в полном объеме зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, а выпадающие доходы региональных дорожных фондов компенсируются за счет трансферта из федерального бюджета. Созданные с 1 января 2014 года муниципальные дорожные фонды позволят улучшить состояние дорожной сети местного значения за счёт направления дополнительных средств, полученных в виде отчислений от 81 акцизов на нефтепродукты.
В ходе реализации «налогового маневра» в перечень подакцизных товаров включены бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин при одновременном введении в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола, ортоксилола, а также лиц, осуществляющих заправку воздушных судов авиационным керосином, системы свидетельств, позволяющих применять вычеты начисленных сумм акциза.
Кроме того, в целях компенсации удорожания сырья в связи с повышением ставки НДПИ на сырую нефть снижены ставки акцизов на нефтепродукты.
Наряду с этим установлен порядок налогообложения акцизами природного газа, реализуемого в соответствии с международными соглашениями, если такое налогообложение предусмотрено международными соглашениями. Это решение позволяет выполнить положения международного соглашения Российской Федерации в отношении налогообложения акцизами природного газа, поставляемого по газопроводу «Голубой поток».
Для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия:
1. В целях усиления контроля за уплатой акцизов предлагается исключить предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации норму о применении налогового вычета по акцизам в случае возврата налогоплательщику- производителю подакцизных товаров покупателем.
2. Предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие:
- установление акциза на средние дистилляты (светлые нефтепродукты, полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев и прочего углеводородного сырья, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола) при одновременном введении порядка, при котором средние дистилляты, используемые в качестве судового топлива, будут списываться 82
судовладельцами на затраты без акциза;
- уточнение действующего порядка освобождения от уплаты авансового
платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции в части мер налогового контроля, применяемых в случае неисполнения
налогоплательщиками, представившими в налоговые органы банковские гарантии, обязательств по уплате акциза;
- порядок исчисления и уплаты акциза на биоэтанол, используемый для производства моторного биотоплива, согласно которому реализация биоэтанола в данном случае должна осуществляться без акциза.
3. Предполагается также рассмотреть вопрос о целесообразности введения авансового платежа акциза на алкогольную продукцию (или освобождения от уплаты указанного платежа в случае представления налогоплательщиком в 39 налоговый орган банковской гарантии об уплате акциза) при выдаче специальных марок производителям алкогольной продукции.
Суммируя вышесказанное, следует отметить, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в государственный бюджет страны.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текс. - М.: Экзамен, 2016.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Издательство «ПРОСПЕКТ», 2014.
3. Налоговый кодекс (I часть) РФ: офиц. текс. - М.: Омега-Л, 2016.
4. Налоговый кодекс (часть II) РФ: офиц. текст. - М.: Омега-Л, 2016.
5. Об основах налоговой системы в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон Российской Федеральный от 27.12.1991 №2118-1 // Российская газета. 10.03.1992. №56
6. Об акцизных марках [Электронный ресурс]: Собрание
законодательства от 04.09.1999, №1008, Правительства Российской Федерации (ред. от 21.12.2005, с изм. от 31.12.2005) // СЗ РФ. 21.12.2005. №1008.
7. О введении в действие части второй и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 №118-ФЗ
8. Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и порядков их заполнения [Электронный ресурс]: Приказ Минфина Российской Федерации от 14.11.2006 №146 // Минюст РФ. 25.12.2006. №8671.
9. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс]: Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (ред. от 10.05.2012).
10. Об акцизах [Электронный ресурс]: Письмо ФНС РФ от 01.03.2012 № ЕД-4-3/3324 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
11. О порядке исчисления и уплаты акциза производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции [Электронный ресурс]: Письмо ФНС РФ от 25.10.2011 № ЕД-4-3/17646 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.
12. О взимании акциза в отношении дистиллята коньячного (спирта коньячного) [Электронный ресурс]: Письмо ФТС РФ от 13.02.2012 № 05-12/06638 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
13. Алеников А.С. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории / И.В. Шевченко, А.С. Алеников // Финансы и кредит. 2012. № 30.
14. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для бакалавров / Л. Д. Андросова [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляка. - М. : Проспект, 2014.
15. Голик Е.Н. Косвенные налоги в условиях институционалых преобразований налоговой системы Российской Федерации: Монография / Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». 2007.
16. Голик Е.Н. Налоги и косвенное налогообложение: учебное пособие. / Е.Н. Голик. - Ростов-н/Д.: ООО «Мини Тайп», 2011.
17. Голик Е.Н. Экономическая природа акцизного налога и возможности
ее реализации // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление. 2014. №3
18. Гордеева О.В. Принципы эффективного налогового регулирования. // Финансы.2013 .№9.
19. Горина Г.А. Косвенные налоги и цены: Учеб. пособие / Горина Г.А.; Моск.ун-т коммерции / Г.А.Горина. - М.: Финстатинформ , 2012.
20. Давыдова О.В. «Алкогольные» акцизы: читаем письма / О.В. Давыдова // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. № 5
21. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2013.
22. Камалян А.К. Система косвенного налогообложения как механизм государственного регулирования АПК: Монография / А.К. Камалян. - Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2009.
23. Кобылатова М.Ф. Совершенствование косвенного налогообложения в контексте повышения уровня налоговой дисциплины / М.Ф. Кобылатова, Н.С.
Бескоровайная, Д.О. Янаков // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 2-3.
24. Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации / Т.М. Ковалева. - М.: КноРус, 2013.
25. Козырин А.Н., Акцизы в системе таможенных платежей // Финансы. 2012. №1.
26. Кокин А.С. Применение корреляционно-регрессионного анализа в прогнозировании налоговых поступлений в бюджет субъекта федерации / А.С. Кокин, А.В. Едронов // Экономические науки / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2 (1).
27. Корень А.В., Татуйко А.В. Региональная налоговая политика как инструмент формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке // Глобальный научный потенциал. 2014. № 11 (44).
28. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-2.
29. Малис Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса. // Финансы.-2009.№8.
30. Молодых В.А. Перспективы согласования экономических интересов субъектов налоговой системы государства / В.А. Молодых // Сегодня и завтра Российской экономики. 2014. № 64.
31. Морозова Г. В. Будем повышать налоговую культуру. Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями / Г. В. Морозова // Российское предпринимательство. 2009. № 3-2.
32. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012.
33. Налоговая политика: теория и практика: Учебное пособие/под ред. И.А. Майбурова-М.:ЮНИТИ, 2010..
34. Нестеренко А. С. Организационно-методическое обеспечение эффективного налогового контроля в России : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. С. Нестеренко. 2011.
35. Павленко Ю.Н. Гармонизация целей государственной налоговой политики и социальной политики (на примере косвенного налогообложения) / Ю.Н. Павленко, М.М. Левкевич // Сибирская финансовая школа. 2015. №3.
36. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика / В. Г. Пансков. М.: Издательство Юрайд, 2012.
37. Пансков В. Г. Об эффективности системы взимания акцизов на табачные изделия / В. Г. Пансков // Финансы. 2011. №10.
38. Пансков В.Г. Принцип справедливости в налогообложении: вопросы теории и практики / Финансы. №2. 2015.
39. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. Пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. 2 изд., перераб. И доп. М.: Дело и Сервис, 2011.
40. Поролло Е.В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля // Пространство экономики. 2013. №3.
41. Рукина С.Н. Управление доходами региональных бюджетов / С.Н. Рукина // Финансы и кредит. 2014. № 7 .
42. Сайфиева С. Н. Налоговая нагрузка на российскую экономику. Макроэкономический анализ / С. Н. Сайфиева. - М.: ЛКИ, 2010.
43. Селиванов А. С. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юр. наук / А. С. Селиванов. - Москва, 2012.
44. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В Сапрыкина, Л.Н. Семыкина. - М.: КноРус, 2012.
45. И. А. Майбуров, Н. В. Ушак, М. Е. Косов. Теория и история налогообложения: учебное пособие / - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2014.
46. Тюпакова Н.Н., Тюпакова Н.Н. Формирование налогового механизма
распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика:
монография : КубГАУ, 2012.
47. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012.
48. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Д.Г. Черник и др.; под ред. Д. Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .
49. Шестакова Ю.Н. Акцизное налогообложение алкогольной продукции / Ю.Н. Шестакова // Сибирская финансовая школа. 2013. №6.
50. Экономическая теория: учебное пособие / Под ред. Т.В. Игнатовой. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010.
51. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Камеральные налоговые проверки сайт. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России, 2016. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn25
52. Гост [Электронный ресурс]: Вербицкая Наталья Минфин повышает
акцизы на табак и алкоголь на 20%. - Режим доступа:
http: //www.go srf.ru/news/5 617
53. Повышение акцизов на табачную продукцию. [Электронный ресурс] Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП)//Российский профессиональный портал о Лоббизме и GR.. - Режим доступа: http: //lobbying.ru/content/persons/id4406.html
54. Федеральные налоги и сборы [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России, 2016.- Режим доступа: http: //www2 .kodeks .net:9010/manage/page/.