ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Национальная система образования и
Восточный Педагогический институт 11
1.1. Традиции культурно-исторического взаимодействия народов Поволжья в становлении
национальной системы образования 14
1.2. Восточный Педагогический институт
как один из центров национальной системы образования 28
ГЛАВА 2. Национальные отделения языка и культуры
Восточного Педагогического института 35
2.1. Татарское Национальное отделение языка и культуры 35
2.2. Чувашское Национальное отделение языка и культуры 44
2.3. Марийское Национальное отделение языка и культуры 52
2.4. Вотское (Удмуртское)
Национальное отделение языка и культуры 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. В Татарстане всегда были образовательные особенности, образовательное пространство, связанное с изучением истории национального образования и развитием на этой основе теории национальной педагогики.
Национальное образование является частью общей республиканской системы образования, направленной на обеспечение реализации конституционного права граждан Татарстана на получение образования на основе их родного языка и этнокультурных традиций, что соответствует характеру нации, ее потребностям и Его основные устремления. Он несет ответственность за предотвращение снижения чувства толерантности как способа сосуществования с представителями других наций, появления разрушительных форм национального самосознания.
С начала 1990-х годов начался процесс возрождения национального образования. Ссылаясь на опыт и традиции, накопленные на протяжении веков, важно обратиться к изучению истории национальной системы образования.
В мае 1917 года на съезде народов Поволжья в Казани была предложена идея открытия института в Казани для подготовки специалистов для национальной школы.
Первым национальным университетом был Северо-Восточный археологический и этнографический институт, затем преобразованный в Восточную академию. Но параллельно с этим было введено преподавание национальных языков - татарского, чувашского, марийского, мордовского и нового языков Высшего института народного образования.
С 1922 года, согласно решению Президиума Правления Главного управления профессионального образования Народного комиссариата образования РСФСР, преподавание восточных дисциплин сосредоточено в Восточном педагогическом институте (ВПИ), создавались восточные
исследования.
В Постановлении Совета Народных Комиссаров РСФСР 1925 года было сказано «об открытии независимых национально-языковых факультетов Восточного педагогического института: татарского, чувашского, марийского и нового языков».
ВПИ ознаменовало начало педагогических вузов Поволжья, а Национальные отделения Восточного педагогического института сыграли важную роль в развитии национального педагогического образования.
Что касается татарского национального отделения языка и культуры, то он был отделен от расформированной ветви востоковедения в 1925-1926 учебном году. Отделение к его открытию уже имело обширный опыт работы и накопленных материалов, разработки и методов обучения. Был обширный библиотечный фонд (часть фонда была унаследована от Северо-Восточного археологического и этнографического института).
Актуальность этой темы заключается в том, что проблема изучения истории ВПИ в рамках советского педагогического образования требует исследований, с точки зрения современности тема приобретает теоретическое и практическое значение.
Процесс становления национальной системы образования в Татарстане явился для нас объектом исследования, история Института Восточного Педагогического Института - предметом исследования.
Цель работы - осмыслить историческую роль и значение ВосточноПедагогического Института и его Национальных отделений в подготовке национальных кадров.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать анализ традициям культурно-исторического взаимодействия народов Поволжья в становлении национальной системы образования.
2) Дать историческую справку создания Восточно-Педагогического Института и его Национальных отделений.
3) Дать характеристику особенностям Татарского Национального отделения языка и культуры ВПИ и рассмотреть структуру работы
Национальных отделений ВПИ - Чувашского, Марийского и Вотского (Удмуртского).
4) Дать оценку вкладу ведущих преподавателей в научно-исследовательскую деятельность Национальных отделений ВПИ.
Хронологические рамки исследования охватывают 20-30-е годы XX столетия с необходимыми историческими экскурсами.
В числе основных методов исследования использовались: логикотеоретический, проблемно-хронологический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-типологический, историко-генетический методы.
Обзор источников и литературы. Исторические источники классифицируются следующим образом.
1) Архивный материал. В работе используются документы, хранящиеся в Национальном Архиве Республики Татарстан (главным образом, Фонд № 1487). В Фонде № 1487 находятся материалы Казанского Государственного Педагогического Университета. Архивная опись № 1 - указатель за 19181937 гг. (689 ед. хр.). Опись составлена по хронологическому принципу, внутри каждого года дела расположены по значимости.
2) Опубликованные источники. Были использованы материалы Национальных департаментов Восточного Педагогического института по организации работы за 1922-1927 годы, опубликованные в журнале «Новый учитель» в 1927 году. Журнал был выпущен на пятую годовщину IPP и представляет отчет о деятельности за указанные годы. Эти материалы были самым ценным источником не только в истории национальных департаментов, но и в области информации в целом. В приложении приводится краткий список тем для работы как преподавательского состава,
так и помощников стажеров, а также ряд вопросов, по которым проводились исследования.
3)Источники мемуарного характера. Например, письма известного миссионера и переводчика, «апостола Казанских инородцев» Николая Ивановича Ильминского ; дневники Гурия Ивановича Комиссарова-Вантер - основоположника научной чувашской этнологии, истории и краеведения,
4
переводчика, языковеда, педагога, просветителя ; воспоминания «народного чувашского просветителя» Ивана Яковлевича Яковлева и Николая Ивановича Ашмарина - российского и советского языковеда, тюрколога ; а также воспоминания единственного удмурта-доцента по фольклористике и
п
этнографии Кузебая Герда (настоящее имя - Кузьма Павлович Чайников) .
Использованная нами литература может быть классифицирована следующим образом.
)Учебная и справочная литература. Например, Педагогическая библиография за 1917 по 1947 годы, где содержатся материалы по Казанскому восточному педагогическому институту , Татарская народная педагогика (Казань, 1998-1999), Татарский энциклопедический словарь (Казань, 1999), и др.
2) Труды общего характера. Например, Концептуальные основы национального просвещения Республики Татарстан; Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан, подготовленная Центром истории и теории национального образования Института истории АН РТ, и др.
3) Интернет-ресурсы. Например, сведения по Казанскому педагогическому университету (материалы Национальной библиотеки Республики Татарстан); Антология татарской педагогической мысли (материалы Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ); Проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме на примере Республики Татарстан (материалы того же Центра), и др. .
4) Специальные исследования. Изучение традиций культурно
исторического взаимодействия народов Поволжья в становлении
национальной системы образования сложились ещё в досоветское время
12
(Дж.Д. Валидов, П.В. Знаменский, Н.И Зеленин, и др.).
В 1920-е годы в отечественной историографии сформировалась некоторая традиция изучения истории национального образования (Дж.Д. Валидов, Г.И. Комиссаров, И.М. Покровский, и др.). Советские историки и педагоги 1930-1980 годов также сознательно акцентировали внимание на тех проектах, которые были связаны с изучением просветительского движения среди татар и других народов Поволжья (М.Ф. Гайнуллин, Р.С. Кириллов, О.А. Колейс, Ф.Ф. Королев, З.И. Равкин, С.К. Хайрутдинов , и др.).
За постсоветские десятилетия проблемы становления и развития национального образования получили широкое отражение в историко-педагогической литературе. Отметим, что нами использовались исследования, прежде всего, преподавателей Казанского университета, видных представителей науки Татарстана - Астафьева В.В., Валеева Р.К., Вишленковой Е.А., Малышевой С.Ю., Сальниковой А.А., Телишева В.Ф., профессора Тагирова Индуса Ризаковича. И, конечно, мы обращались к изучению научных трудов преподавателей педагогического сектора -
17
Синицына Олега Владимировича, Мустафиной Гульшат Мударисовны. Специально изучением истории ВПИ и его национальных отделений
занималась Крашенинникова Татьяна Петровна, исследования которой мы
18
активно задействовали.
Таким образом, в настоящее время происходит не только накопление, но и осмысление исторического материала по истории национальной педагогики и проблемам национального воспитания народов Поволжья в Татарстане. В последние десятилетия эти проблемы рассматриваются в контексте нынешнего этапа образования.
Практическое значение исследования. Материалы работы могут быть использованы при разработке школьных элективных курсов, чтении специальных курсов по истории взаимодействия народов Поволжья с формированием национальной системы образования.
Возвращаясь к цели и постановке задач, отметим некоторые результаты нашего исследования.
Казанская «инородческая » учительская семинария, казанские и вятские миссионерские общества и другие духовные учебные заведения, которые подготовили национальные педагогические кадры, внесли значительный вклад в национальное образование, в развитие образования нерусских народов Поволжья.
В 1920-х годах. Казань была центром высшего образования в Татарстане, а также для республик и регионов Средней Волги и Урала. Восточный педагогический институт (ВПИ) стал крупнейшим педагогическим университетом, который подготовил учителей для национальных республик в этом регионе.
Он продолжил традицию культурного и исторического взаимодействия народов Поволжья в формировании национальной системы образования. В 1920 году начался период, когда были заложены основы новой педагогической системы страны. Кузницей кадров для национальных республик Среднего Поволжья были Национальные отделения татарского, удмуртского (Нового), чувашского, марийского языков и культуры ВПИ, которые открылись в 1925-1927 годах.
На кафедрах работали эффективные ученые. Среди них: у татарского отделения - профессор В.А. Богородицкий, доцент В.В. Неболюбов, доцент Г.Ш. Шараф, Д.Д. Действительно, на Чувашском - Г.И. Комиссары-Вантер, Н.И. Ашмарин, в Марии - Н.В. Никольский, Н.С. Мухин А.Я. Гордягин, на Воцком - И.С. Михеев, К. Герд и многие, многие другие.
Руководителями этих учебных заведений и органов образования стали выпускники национальных отраслей языка и культуры, являющиеся основателями преподавателей татарского языка и литературы школ, гимназий и лицеев и университетов республики.
Выдающиеся преподаватели ВПИ стали будущими коллегами по педагогической работы. Большинство из них были достойными выпускниками Казанского университета, многие долгое время работали в качестве инспекторов государственных школ в многонациональном Поволжье.
1. Источники Ы.Архивный материал
Национальный архив Республики Татарстан, г. Казань (НА РТ)
1. НА РТ ф.1487, оп.1, д.34, л.2
2. НА РТ ф.1487, оп.1, д.79, л.26, 50
3. НА РТ ф.1487, оп.1, д.156, л.2, 5, 8, 13, 23, 26
4. НА РТ ф.1487, оп.1, д.171, л.32
5. НА РТ ф.1487, оп.1, д.205, л.11
6. НА РТ ф.1487, оп.1, д.239, л.4
1.2.Опубликованные источники
1. Национальные Отделения ВПИ: Документы и материалы / Сост. Н.В. Никольский // Новый педагог. - Казань, 1927. - С. 64-79.
2. Организация и работа Восточного педагогического института в Казани: Итоги пяти лет.1922-1927: [Документы и материалы] // Новый педагог. - Казань, 1927. - С. 100-117. Библиогр.: «Перечень трудов научных работников Восточного педагогического ин-та (1922-1927 гг.)».
1.3. Мемуары
1. Ашмарин Н.И. Мое жизнеописание / Н.И. Ашмарин; Подгот. к печати Ф. Федоров // Народная школа. - 1995. - № 5. - С. 60-66.
2. Ашмарин Н.И. Незаконченные рукописи / Н.И. Ашмарин // Самах = Слово. - Чебоксары, 1994. - С. 85-97.
3. Герд К. Как молния в ночи... Жизнь. Творчество. Эпоха: Воспоминания / К. Герд. - Ижевск, 1998. - 181 с.
4. Ильминский Н.И. Письма к К.П. Победоносцеву / Н.И. Ильминский. - Казань, 1899. - 198 с.
5. Комиссаров-Вантер Г.И. Чтобы наши останки были перевезены на родину мою... Из личного архива: фрагменты из дневника / Г.И. Комиссаров- Вантер // Республика. - 2002. - № 39-40 (372-373). - С. 11-29.
6. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания / И.Я. Яковлев. - М.: Республика, 1997. - 299 с.
2.Литература
1. Азаматов Д.М., Мазов Н.Ю. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы: Монография / Д.М. Азаматов, Н.Ю. Мазов. - Уфа: РИО Баш ГУ, 2004. - 115 с.
2. Айнутдинов Р.А., Заманова Г.Р. Из Татарской энциклопедии: Средства массовой информации / Р.А. Айнутдинов, Г.Р. Заманова / Ин-т проблем информатики АН РТ, Ин-т татарской энциклопедии АН РТ. - Казань, 2003. - 189 с.
3. Александров Г.А. Православный просветитель // Чувашские интеллигенты. Биографии и судьбы. - Чебоксары, 2006. - С. 101.
4. Александров Г.А. Учитель просветителя чувашей // Советская Чувашия. - 1992. - 3 янв.
5. Александров Г.А. Чувашские интеллигенты. Биографии и судьбы / Г.А. Александров. - Чебоксары, 2006. - 103 с.
6. Алексеев А. Кто автор первой чувашской грамматики? // Советская Чувашия. - 1991. - 19 апр.
7. Алексеев А. Кто он, Даниил Филимонов? // Хыпар. (Весть). - 1995. - 28 янв.
8. Алексеев А. Я природою из чуваш // Советская Чувашия. - 1991. - 14 нояб.
9. Алексеев А. Кто он, Даниил Филимонов? // Хыпар. (Весть). - 1995. - 28 янв.
10. Аминов Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII - начало XIX веков / Т.М. Аминов. - Уфа: Башгоспединститут, 1999. - 184 с.
11. Амирханов Р.У. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период / Р.У. Амирханов // Магариф. - 1992. - № 8. - С. 36; №
9. - С. 40; № 10. - С. 35.
12. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса (в контексте «Восток Запад») / Р.У. Амирханов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 240 с.
13. Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: Исторические зарисовки / Р.У. Амирханов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. - 152 с.
14. Анайкина Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922-1991 гг.) / Л.И. Анайкина. - М.: Секачев, 2001. - 303 с.
15. Андрамонова Н.А., Байрамова Л.К. Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) / Н.А. Андрамонова, Л.К. Байрамова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 287 с.
16. Астафьев В.В. Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и его уникальный опыт интерпретации исторических памятников// Вопросы музеологии. - 2011. - 1(3). - С. 34-39.
17. Астафьев В.В. и др. Очерки истории Казанского университета / В.В. Астафьев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 373 с.
18. Ахунов А. Каюм Насыри: долгий путь к людям / Азат Ахунов / Ин-т Татарской энциклопедии, АН Республики Татарстан // Татарский мир. -
2005. - № 1. - С. 14-29.
19. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка / Репринт. - Чебоксары, 1994. - 655 с.
20. Багавиева С.С. Политические репрессии в советском Татарстане (1918 - начало 1950-х годов). Анализ и характеристика источников / С.С. Багавиева. - Казань, 2003. - 188 с.
21. Баранов В.И. О жизни и работе А.Я. Гордягина // Ученые записки Казанского ун-та. - 1933. - Кн. 6. - С. 34-39.
22. Белканов Н.А. Советская школа и педагогика 1920-х годов в призме педагогической советологии / Н.А. Белканов / Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина, Волгогр. гос. пед. ун-т. - Елец; Волгоград, 2002. - 296 с.
23. Березин Ф.М. Казанская лингвистическая школа / Ф.М. Березин // Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Рос. Энциклопедия; Дрофа, 2003.- С.172-174.
24. Берестова Е.М. Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии (вторая половина XIX - начало ХХ вв.): Дисс. ... канд. ист. наук / Е.М. Берестова. - Ижевск, 2003. - 171 с.
25. Бехтерева Л.Н. Роль учебных заведений Казани в подготовке кадров национальной интеллигенции в 1920-е гг. // Материалы краеведческих чтений, посвященных 135-летию Общества естествоиспытателей при Казан. гос. ун-те, 110-летию со дня рождения М.Г. Худякова. - Казань, 2004. - С. 257.
26. Биктимирова Т.А. Женщины-татарки на пути просветительства / Сост. Т.А. Биктимирова. - Казань, 2001. - 177 с.
27. Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны / Т.А. Биктимирова. - Казань: Алма-Лит, 2003. - 184 с.
28. Валеев Р.К. Вредитель из КГПИ // Гасырлар авазы. - Эхо веков. - 2000. - № 3/4. - С. 38-49.
29. Валеев Р.К. Галимджан Шараф. Жизнь и деятельность // Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века. - Казань, 1997. - С. 91 -98.
30. Валеев Р.К. Старайся так, будто ты намерен жить 1000 лет. Время в судьбах и документах / Р.К. Валеев. - Казань, 2005. - 201 с.
31. Валеев Р.К. Фажига (Трагедия) / Р.К. Валеев. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1996. - 191 с.
32. Валеев Р.М. Профессор Н.Ф. Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков: Очерки истории российской тюркологии. - Казань-Абакан: Алма Лит, 2008-2009. - 354 с.
33. Валидов Дж. Д. Нация и национальность / Дж.Д. Валидов. - Оренбург, 1914. - С. 16.
34. Валидов Дж.Д. Очерки истории образованности и литературы поволжских татар до революции 1917 г. / Дж.Д. Валидов / Под ред. П. Радимова и Г. Шарафа. - Москва-Петербург, 1923. - 107 с.
35. Валиди Дж.Д. Очерк истории образованности и литературы среди татар / Дж.Д. Валидов // Татарстан хэбэрлэре (Новости Татарстана). - 1998. - № 3-4. - С. 98-118.
36. Валиев М.Х. Общее и особенное в образовательных доктринах России и Татарстана // Национальная школа и актуальная проблемы национального образования. - Казань, 2001. - С. 10-23.
37. Васильева О.И. Удмуртское национальное движение в годы гражданской войны (1917-1920 гг.) / О.И. Васильева / Центральный государственный архив Удмуртской Республики; Программы фундаментальных исследований РАН «Власть и общество в истории». - Ижевск, 2008. - 102 с.
38. Васильева О.И. Учебные заведения Казани: вклад в формирование удмуртской интеллигенции / О.И. Васильева / Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. - Ижевск, 2010. - 120 с.
39. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани / Е.А. Вишленкова, С.Ю. Малышева, А.А. Сальникова. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2005. - 500 с.
40. Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. Татарская периодическая печать начала ХХ века / Р.Р. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. - Казань, 2000. - 245 с.
41. Гайнуллин М.Ф. Просветительское движение среди татар / М.Ф. Гайнуллин // Советская литература. 1962. - № 8. - С. 104.
42. Гатауллина М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.) / М.Х. Гатауллина. - Казань: «Печатный двор», 2001. - 128 с.
43. Герд. К. Этнография у вотяков после революции // Этнография. - 1926. - № 1. - С. 236-239.
44. Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе // История и современность. - Казань: Алма-Лит, 2003. - С. 149-160.
45. Гибатдинов М. Система национального образования татар: история и современность / Сост. Марат Гибатдинов, Ляля Муртазина, Тамина Биктимирова // Казанский федералист. - 2006. - № 4 (20). - С. 34-41.
46. Горшков А. Научный подвиг Ашмарина // Советская Чувашия. - 1987. - 22 июня.
47. Гусев К.П. К вопросу об эволюции взглядов марийской интеллигенции под влиянием Октябрьской революции // Вопросы истории культуры народов Поволжья. - Чебоксары, 1993. - 188 с.
48. Даутова Р. Государственной премии имени Габдуллы Тукая - 45 лет // Татарский мир. - 2003. - № 5. - С. 29-38.
49. Егоров В.Г. Н.И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. К 75-летию со дня рождения / В.Г. Егоров. - Чебоксары, 1948. - 152 с.
50. Егоров В.Г. Биографические сведения о Н.И. Ашмарине / В.Г. Егоров // Н.И. Ашмарин - как исследователь чувашского языка. - Чебоксары, 1948. - С. 6-35.
51. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской
Православной Церкви / А.Б. Ефимов. - Ижевск, 1998. - 199 с.
52. Ефимов Л.А. Системы просвещения нерусских народов и
чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети 19-начала 20 веков / Л.А. Ефимов. - Чебоксары, 2000. - 258 с.
53. Ефимов Л.А. Системы просвещения нерусских народов и
чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети 19-начала 20 веков: Дисс. ... канд. ист. наук / Л.А. Ефимов. - Чебоксары, 2002. - 280 с.
54. Зеленин Н.И. Ильминский и просвещение инородцев (К 10-летию со дня смерти 27.XII.1901 г.) // Русская школа. - СПб., 1902. - № 2. - С. 12-22.
55. Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском: К двадцатилетию Братства святителя Гурия / Братчина П. Знаменского. - Казань: Братство святителя Гурия, 1892. - [4], III. - 402 с.
56. Изоркин А.В. Их имена останутся в истории. Выпуск 2 / Сост. А.В. Изоркин. - Чебоксары, 1994. - 202 с.
57. Иванская Т. Юные творят с оглядкой на Ашмарина / Т. Иванская // Совет. Чувашия. - 2000. - 25 нояб.
58. Исламов Ф.Ф. Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья // Аргамак. - 1998. - № 9. - С. 23-41.
59. Келлер В.А. Памяти Андрея Яковлевича Гордягина // Сов. Ботаника. - 1933. - № 2. - С. 21-28.
60. Кириллов Р.С. К оценке деятельности «Братства св. Гурия» // История христианизации народов Среднего Поволжья. Тезисы докладов к региональной научной конференции 13-14 апреля 1988 года. - Чебоксары: Типография Чувашского госуниверситета, 1988. - С.67-68.
61. Колейс О.А. Русско-марийские связи в области просвещения: Дис
канд. пед. наук / О.А. Колейс. - Казань, 1986. - 201 с.
62. Комиссаров Г.И. Как поставить краеведение в школах и учительских организациях Башкирии / Г.И. Комиссаров. - Уфа, 1925. - 122 с.
63. Кондратьев А.А. Гурий Комиссаров - краевед и просветитель / Сост. А.А. Кондратьев. - Уфа: Изд-во ТГТ., 1999. - 189 с.
64. Кондратьев А.А. Свет из Симбирска / Сост. А.А. Кондратьев. - Уфа, 1998. - 199 с.
65. Кондратьев А.А. Сердцу близкие имена / Сост. А.А. Кондратьев. - Уфа, 1996. - 222 с.
66. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917-1920 / Ф.Ф. Королев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -549 с.
67. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики, 1921-1931 / Ф.Ф. Королев, Т.Д. Корнейчик, З.И. Равкин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -506 с.
68. Котомкина Е.А. Из истории народного образования в России в 1917-1932 годах / Е.А. Котомкина / Твер. гос. техн. ун-т. - Тверь: Лилия Принт, 2002. - 243 с.
69. Краснов Н.Г. Выдающиеся чувашские педагоги-просветители / Н.Г. Краснов. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 416 с.
70. Краснов Н.Г. Симбирская чувашская школа // Краткая чувашская энциклопедия. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. - С. 372-373.
71. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки / Н.Г. Краснов. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 352 с.
72. Крашенинникова Т.П., Хайруллина А.И. Вотское (Удмуртское) отделение Восточно-педагогического института г. Казани (1926-1928 гг.) / Т.П. Крашенинникова, А.И. Хайруллина // Историк и его дело: судьбы ученых и научных школ: сб. статей междунар. научн. конф. - Ижевск, 2008. -
С. 500-506.
73. Крашенинникова Т.П., Хайруллина А.И. Деятельность казанского отделения «European Student Relief» (ЕСП) в 1922-1923 гг. / Т.П. Крашенинникова, А.И. Хайруллина // Платоновские чтения: материалы и доклады XIV всерос. конфер. молодых историков. - Самара, 2008. - С. 98-100.
74. Лебедева Е.В. Развитие науки в Поволжье в 1917 - первой половине
1920-х гг.: На материалах Казанского, Саратовского, Самарского
университетов: Дисс. ... канд. ист. наук / Е.В. Лебедева. - Самара, 2002. - 270с.
75. Липатова Н.В. Национальное движение в Симбирской губернии в 1917-24 годах / Н.В. Липатова // Межвузов. сб. науч. тр., посв. 355-летию Симбирска-Ульяновска и 60-летию образования Ульяновской области / Под ред. Д.С. Точеного. - Ульяновск, 2003. - С.89-97.
76. Липчанский А.М. Становление в России общего массового школьного образования в период социально-экономических преобразований: 1861-1941 гг. Опыт, уроки / А.М. Липчанский / Астрах. гос. пед. ун-т. - Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2001. - 279 с.
77. Любарский Е.Л. Андрей Яковлевич Гордягин, 1865-1932 / Е.Л. Любарский. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 116 с.
78. Малов С.Е. Памяти Н.И. Ашмарина // Записки чувашского Научно-исследовательского института языка, литературы и истории. - 1941. - Вып. 1. - С. 19-31.
79. Малышева С.Ю. Комучевская Казань / С.Ю. Малышева // Татарстан. - 2001. - № 9. - С. 54.
80. Матюшенко Л.И. Герцен А.И. // Русские писатели. Биобиблиографический словарь. - Том 1. / Под ред. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1990. - С. 87-99.
81. Мурзина Н. Яковлев И.Я.: Просветитель Чувашии / Н. Мурзина // Журнал православной жизни «Нескучный сад». - 2008. - № 1. - С. 10-21.
82. Муртазина Л.Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере Республики Татарстан) / Л.Р. Муртазина. - Казань: «Печатный Двор», 2002. - 136 с.
83. Мухин Н.С. Почеламут [Стихи] / Н.С. Мухин. - Йошкар-Ола, 1928.
84. Нигматуллин Р.Ш. Выпускники исторического факультета Казанского государственного педагогического института (1918-1945 гг.): биографический справочник. - Казань, 2007. - 244 с.
85. Никольский Н.В. История мари / Н.В. Никольский. - Казань, 1920. - 143 с.
86. Никольский Н. В. Конспект по истории народностей Поволжья: (с древнейших времен до 1917 г.) / Н.В. Никольский. - Казань: 3-я тип. Губ. совета Рабочих, Крестьян и Крас. депутатов, 1919. - 88 с.
87. Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения / Н.В. Никольский. - Казань, 1919. - 134 с.
88. Никольский Н.В. Что читать по истории, этнографии и археологии народностей Поволжья? // ИОАИЭ. - 1919. - Т. 30. - Вып. 2. - С. 244.
89. Петров К.К. Н.В. Никольский - основатель «Хыпара» // Средства массовой информации России: история и современность. - Чебоксары, 1999. - С. 77-83.
90. Петров К.К. Основатель газеты «Хыпар» // Ульяновец. - 1996, 1 января.
91. Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова / И.М. Покровский. - Казань, 1922. - С. 1-2. ИОАИЭ. - 1923. - T.XXXII. - Вып.2. - С. 245.
92. Равкин З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг. / З.И. Равкин. - М.: Учпедгиз, 1959. - 273 с.
93. Сергеев Т.С. И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев - соратники на ниве просвещения чувашского народа // И.Я. Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа: материалы научной конференции. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1997. - С. 23-26.
94. Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность: монография / Т.С. Сергеев. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова,
2009. - 388 с.
95. Сидорова И.Б. Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете: некоторые проблемы изучения / И.Б. Сидорова // История и историки в Казанском университете: к 125-летию Обществу археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - Казань, 2005. - С. 23-39.
96. Синицын О.В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце XIX-начале XX вв. / О.В. Синицын. - Казань, УНИПРЕСС, 1998. - 161 с.
97. Сорокин В. Перед Ашмариным в долгу / В. Сорокин // Совет. Чувашия. - 2000. - 22 нояб.
98. Суворова З.П. Педагогические идеи удмуртского просветителя И.С. Михеева / З.П. Суворова. - Ижевск, 1990. - С. 10-20.
99. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Сталин и «татарский след» / Б.Ф. Султанбеков. - Казань: Таткнигоиздат, 1995. - 252 с.
100. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Страницы секретных
архивов / Б.Ф. Султанбеков. - Казань: Таткнигоиздат, 1994. - 253 с.
101. Султанбеков Б.Ф. Не навреди: Размышления историка / Б.Ф. Султанбеков. - Казань: Таткнигоиздат, 1999. - 183 с.
102. Султанбеков Б.Ф. С грифом «совершенно секретно»: Драматические страницы истории Татарстана / Б.Ф. Султанбеков. - Казань: журн. «Казань», 1993. - 47 с.
103. Султанбеков Б.Ф. Трагические судьбы (Научно-популяр. очерки) / Б.Ф. Султанбеков, С.Ю. Малышева. - Казань: Таткнигоиздат, 1996. - 285 с.
104. Хайруллина А.И «European Student Relief» и казанское студенчество (1922-1923 гг.) / А.И. Хайруллина // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2009. - № 4-4(64). - С. 251-254.
105. Хайруллина А.И. «Исключить как чуждый элемент» / А.И. Хайруллина // Музейный вестник КГПУ. - Вып.З. - Казань, 2006. - С. 141-145.
106. Хайруллина А.И. От учителя истории к учителю обществоведу: трансформация ценностных установок в советском обществе (на примере общественно-экономического отделения ВПИ) / А.И. Хайруллина // Развитие творческого потенциала будущего специалиста: материалы per студ. науч. конф. - Набережные Челны, 2005. - С. 99-102.
107. Хайруллина А.И. Повседневная жизнь студенчества ВПИ в 1920-е гг. / А.И. Хайруллина // Историческое образование в вузах Казани: материалы межвуз. научн. конф. - Казань, 2006. - С. 203-209.
108. Хайруллина А.И. Социально-экономическая и общественнополитическая характеристика студенчества восточно-педагогического института г. Казани в 1920-е годы: Дисс. ...к. ист. н. / А.И. Хайруллина. - Казань, 2011. - 210 с.
109. Хайруллина А.И. Социальный портрет студенчества педагогических ВУЗов в 20-е гг. XX в. / А.И. Хайруллина // Исторический вестник. - Тольятти, 2005. - С. 54-57.
110. Хайруллина А.И. Студенческое общежитие 1920-х годов: опыт исторической реконструкции / А.И. Хайруллина // Исследования в области естественных и гуманитарных наук: сб. науч. статей. - Москва, 2006. - Вып.1.
- С. 70-73.
111. Хайрутдинов С.К. Печать Татарии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Дисс. .канд. ист. наук / С.К. Хайрутдинов. - Казань, 1989.
- 216 с.
112. Хузангай А. Столп и утверждение чувашской филологии / А. Хузангай // Совет. Чувашия. - 2000. - 14 апр.
113. Федоров Л.П. Удмуртское национальное движение: связь времен. К 85-летию I Всероссийского съезда удмуртов / Сост. Л.П. Федоров. - Ижевск,
2003. - 299 с.
114. Федотов М.Р. В юношеском труде сказался весь Ашмарин / М.Р. Федотов // Совет. Чувашия. - 1998. - 20 мая.
115. Федотов М.Р. Великий тюрколог / М.Р. Федотов // Совет. Чувашия.
- 1995. - 7 окт.
116. Федотов М.Р. Краткий очерк о жизни и деятельности Н. И. Ашмарина / М.Р. Федотов // Лик Чувашии. - 1995. - № 1. - С. 147-164.
117. Федотов М. Тернистый путь Ашмарина к многотомному словарю чувашского языка / М. Федотов // Совет. Чувашия. - 1995. - 24, 25, 26 мая.
118. Фролова Г.Д. Развитие национальной школы в Удмуртии до 1917 года / Г.Д. Фролова // Из истории народного образования в Удмуртии. - Ижевск, 1996. - С. 5-14.
119. Чеботарева В. Чувашия: обретение национальной
государственности (1918-1923 годы) // Информационно-аналитический журнал «ОБОЗРЕВАТЕЛЬ - OBSERVER» Всероссийское Общественнополитическое движение «Духовное наследие» / Под ред. Штоль В.В. - М.: ООО НИФ «РАУ - Университет», 1999. - № 1. - С. 15-29.
120. Шакирзянов М.А. Национальная художественная интеллигенция и власть в Татарстане: проблема взаимоотношений в 1920-1930-е годы: Дисс. канд. ист. наук. 07.00.02. / М.А. Шакирзянов; Казанск. гос. ун-т. Казань, 1999. - 157 с.
121. Шакиров Р.В. Казанская педагогическая школа во второй половине XX в. / Р.В. Шакиров. - Казань, 1999. - 401 с.
122. Шараф Г. Джадидское движение и его место в истории мусульманской культуры / Г. Шараф // Мирас (Наследие). - 1999. - № 9. - С. 43-45.
123. Шарина С.И. Понятие «диалог культур» и образовательный процесс // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 514.
124. Ялалов Ф.Г. Становление татарского национального профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. - 2000. - № 4. - С. 71-75.
125. Ярмакеев И.Э. «Что вы знаете о Казанском Педагогическом...?» / И.Э. Ярмакеев / - Казань, 2004. - 233 с.
З.Справочный и учебный материал
1. Антология педагогической мысли России XVIII века. - М.: Педагогика, 1985. - 499 с.
2. Антология педагогической мысли России I половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.
3. Биобиблиографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1905-1917). - Казань, 1986.
4. Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Материалы
международной научной конференции «Бодуэновские чтения» (Казань, 11-13 декабря 2001 г.) / Сост. Г.А. Николаев; Отв. ред. К.Р. Галиуллин и Г.А. Николаев // Учен. зап. Казан. гос. ун-та. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - Т.143.- 292 с.
5. Всемирная история педагогики: Учеб. пособ. / Под ред. Г.Б. Корнетова. -М.: Рос. открытый ун-т, 1994. - 138 с.
6. Гуманистические и православные педагогические традиции в свете создания новой системы отечественного образования / Под ред. O.E. Кошелевой // Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии современного отечественного образования. - М., 1993.
7. Закон Российской Федерации об образовании. - М.: «Новая школа», 1992. - 34 с.
8. Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века: Материалы республиканской научной конференции / Г лавное архивное управление при КМ РТ; Редколлегия: академик АН РТ И.Р. Тагиров и профессор КГУ Р.К. Валиев (ноябрь-декабрь 1996 года, г. Буинск). - Казань, 1997. - 333 с.
9. Историческое краеведение: учебно-методическое пособие для
студентов / Сост. к.и.н., доцент Телишев В.Ф.; Науч. ред. д.и.н., профессор, академик АН РТ Тагиров И.Р. - Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. - 45 с.
10. История зарубежной педагогики: Учебное пособие / Сост. А.Н. Джуринский.- М., 1998. - 333 с.
11. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Под ред. Г.М. Коджаспировой. - М., 2003. - 710 с.
12. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / Сост. В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. - М.: Новая школа, 1995. - 515 с.
13. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. А.И. Пискунова. - М.,2001.
14. История России и Татарстана: итоги и перспективы
энциклопедических исследований: Сборник статей итоговой научно
практической конференции (г. Казань 26-27 февраля 2009 г.) / Ин-т Татар. Энциклопедии АН РТ; Изд-во МоиН РТ; Отв. ред. А.И. Ногманов. - Казань,
2009. - 280 с.
15. История России и Татарстана: итоги и перспективы
энциклопедических исследований: Сборник статей итоговой научно
практической конференции (г. Казань 11-12 марта 2010 г.) / Ин-т Татар. Энциклопедии АН РТ; Изд-во МоиН РТ; Отв. ред. А.И. Ногманов. - Казань,
2010. - 308 с.
16. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев // Педагогика. - 1993. - № 1. - С. 73-98; № 2. - С. 79-88.
17. История педагогики: Учеб. пособ. для пед. университетов / Сост. А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский и др. - Ч. 1. - М.: Школа, 1995. - 231 с.
18. История татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках // Магариф. - 2001. - № 12 - С. 54-57; 2002. - № 1 - С. 63-65.
19. История Татарстана / Г.М. Мустафина, Н.П. Муньков, Л.М. Свердлова. - Казань: Магариф, 2003. - 255 с.
20. История Татарстана. XX век. IV часть. 1917-1995 гг.: Учеб. пособие для общеобразоват. заведений / Сост. Б.Ф. Султанбеков, А.Г. Галимова, Л.А. Харисова. - Казань: «Хэтер», 1998. - 447 с.
21. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1998.
22. Концептуальные основы национального просвещения Республики Татарстан (Проект) // Мэгърифэт. - 2000. 19 февраль.
23. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Мэгариф. - 2000. - № 3. - С. 5-21.
24. Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан // Татарские края («Татар иле») / Подг. к публ к. пед. н. Валиевым М.Х. / Центр истории и теории национального образования Института истории АН РТ. 2000. - №№ 23, 24, 25.
25. Национальная школа и актуальные проблемы обучения: Сб. науч. ст.
- Казань, 2001. - 404 с.
26. Основы методики преподавания татарского языка в начальных классах русской школы / Асадуллин А.Ш. в соавторстве; на тат. яз. - Казань, 1998. - 287 с.
27. Педагогическая библиография (1917-1924). - М.: ГИЗ, 1926. - С. 134155.
28. Педагогическая библиография (1924-1930). - М.: Просвещение, 1967.
- С. 278-290, 504-505.
29. Педагогическая библиография (1931-1935). - М.: Просвещение, 1970. - С. 244-262.
30. Педагогическая библиография (1936-1940). - М.: Просвещение, 1973. - С. 182-207.
31. Педагогическая библиография (1941-1949). - М.: Педагогика, 1987. -
40 с.
32. Программа по истории татарского народа и Татарстана / Сост. Ф.М. Султанов, М.М. Гибатдинов, А.Х. Тухватуллин. - Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2001. - 66 с.
33. Республика Татарстан: Природа, история, экономика, культура, наука / Ин-т Татар. энциклопедии АН РТ. Казань, 2010. - 194 с.
34. Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики: Сборник материалов Международного конгресса (Казань, 18-19 апреля 2007 г.). - Казань: Алма-Лит, 2007. - 480 с.
35. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 тт. - Т. 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608с.
36. Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882-1932. - СПб., 1994. - С. 259.
37. Татарская народная педагогика: В 2-х кн. / Сост. с.н.с., к.п.н. Залялиев Ш.Ш.; на тат. яз. - Казань, 1998-1999.
38. Татарский Государственный Гуманитарный Университет. - Казань: Изд-во «Идел - Пресс», 2006. - 222 с.
39. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт
Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - 703 с.
40. Татарский энциклопедический словарь (на татарском языке) / Гл. ред. М.Х. Хасанов; Отв. ред. Г.С. Сабирзянов. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002. - 830 с.
41. Татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность / Авт. - руководитель Центра, д. филос. н. Ф.М. Султанов. - Казань. 1999. - 444 с.
42. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Изд-во «Ось-89», 2000. - 64с.
4. Интернет-ресурсы
1. Берман А. Некоторые материалы по истории движения за национальную Церковь в Чувашии в XX в. Доклад обновленческого епископа Даниила (Филимонова). Библиотека Якова Кротова. URL http://krotov.info/acts/ (дата обращения 10.10.16).
2. История Казанской Духовной Семинарии. URL http://kds.eparhia.ru/history/ (дата обращения 10.10.16).
3. Казанский педагогический университет // Календарь знаменательных дат / Нац. б-ка Республики Татарстан. URL http://kitaphane.tatar.ru (дата обращения 10.10.16).
4. Личные архивные фонды в государственных хранилищах России. URL http://www.rusarchives.ru/ (дата обращения 10.10.16).
5. Муртазина Л.Р. Антология татарской педагогической мысли: к постановке проблемы / Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х. Фаезханова. URL http://www.tataroved.ru/institut/center/seminar/ (дата обращения 10.10.16).
6. Национальное образование в Республике Татарстан. URL http://culture.tatar.ru/ (дата обращения 10.10.16).
7. Ушакова Е.М. От Вотского (Удмуртского) бюро Истпарта до Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики / ЦДНИ УР. URL http://gasur.narod.ru/cdni/doc/history/ (дата обращения 10.10.16).
8. Шкляев А. Письма Ивана Михеева. URL http://shklyaev.ru/public/miheev-letters/ (дата обращения 10.10.16).
9. Султанов Ф.М. Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан) / Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х. Фаезханова. URL http://www.tataroved.ru/institut/center/seminar/ (дата обращения 10.10.16).
10. Цыганова О. Главное архивное управление при КМ РТ. URL
http: //www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/ (дата
обращения 10.10.16).