ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 5
1.1. Понятие жанра 5
1.2. Типология жанров в журналистике 14
ГЛАВА II. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛОВ Н.И.
НОВИКОВА 29
2.1. Анализ журналистской деятельности Н.И. Новикова 29
2.2 Характеристика жанровой структуры журналов
Н.И. Новикова 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Николай Иванович Новиков является выдающимся русским писателем, журналистом, публицистом и просветителем XVIII столетия. XVIII век - это время культурно-исторического осмысления проблемы воспитания в России и период постановки проблемы свободной личности, крепостного права, гражданского долга. И издательская деятельность, которой Н.И. Новиков занимался и которой отдал много сил и терпения, играла огромную роль в развитии русской культуры и в распространении просветительских знаний среди народа. Не зря В.Г. Белинский писал о нем так: «Благородная натура этого человека постоянно одушевлялась высокой гражданской страстью - разливать свет образования в своем Отечестве. И он увидел могущественное средство для достижения этой цели в распространении в обществе страсти к чтению... Когда явился Пушкин, всякое ходячее по рукам стихотворение, действительно хорошее или только кажущееся хорошим, приписывалось Пушкину, хотя бы и вовсе не принадлежащее ему. Так и Новикову приписывалось издание всякой книги и одобрение всякого таланта: это выразительно указывает на его роль на сцене русской литературы» [5].
Его многообразная деятельность позволила воспитать и взрастить многих русских писателей, редакторов, публицистов, как Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева и др.
Трудов, посвященных истории литературы и журналистики, отдельным аспектам создания журналов, их содержательного аспекта, а также личности Николая Ивановича Новикова, много. Тем не менее, считаем необходимым перечислить наиболее значимые работы. Считаем, что ценным трудом по изучению русской журналистики XVIII века выглядит работа П.Н. Беркова «История русской журналистики XVIII века» [8] . Его работа посвящена истории журналистики XVIII века в России в целом, ее развитию и становлению. П.Н. Берков характеризует процессы, которые происходили с журналами в этот период, а также дает развернутую характеристику журналов и газет. В этой же работе особое внимание уделяется журналам Новикова. Исследователь рассматривает методы и художественные приемы, используемые в этих периодических изданиях, сравнивает их с другими журналами.
Следует также отметить работы Г.П. Макогоненко «Николай Новиков и русское просвещение XVIII в.» [27] и И.Ф. Мартынова «Книгоиздатель Николай Новиков» [28], посвященные Николаю Ивановичу Новикову. «Книгоиздатель Николай Новиков» освещает его жизнь и деятельность. Исследование Г.П. Макогоненко «Николай Новиков и русское просвещение XVIII в.» посвящено Н.И. Новикову как личности, издателю и опирается на журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», редактором которых являлся Новиков, и на материалы, связанные с подпиской на «Московские ведомости». Автор также рассматривает Новикова как личность, как издателя. В обоих трудах он рассматривается как выдающийся человек своего времени.
Н.И. Новиков как публицист стал одним из тех немногих, кто пытался противостоять императорским манерам, высмеивал их пороки и пороки того устоя, который был ими основан. Ему пришлось искать новые формы выражения своей мысли, поэтому он начал экспериментировать с жанрами. И отчасти поэтому в современных исследованиях больше внимания начали уделять жанрово-стилевому своеобразию публицистики Н.И. Новикова. Так, вопрос о взаимодействии естественной речевой среды и древних форм риторического высказывания в ранних журналах Н.И. Новикова поднимается в статье Э.И. Коптевой «О жанровом взаимодействии и литературном эксперименте в журналах Н.И. Новикова» [21]. А многие из результатов этих экспериментов и в настоящее время активно функционируют в современных российских периодических изданиях. Именно это и обуславливает актуальность темы нашего исследования.
Объектом исследования являются журналы Н.И. Новикова.
Предметом исследования выступают содержание журналов Н.И. Новикова и их жанровые характеристики.
Цель выпускной квалификационной работы - определить жанровые особенности журналов Николая Ивановича Новикова.
В связи с этим нами сформулированы следующие задачи:
- изучить типологию жанров в журналистике;
- проанализировать журналистскую деятельность Н.И. Новикова;
- изучить жанровые особенности журналов Н.И. Новикова.
В ходе исследования для достижения обозначенных целей и задач нами применялись следующие методы:
1. Описательный, его приемы анализ и синтез;
2. Сопоставительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала при чтении спецкурса, предназначенного для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Николай Иванович Новиков (1744-1818) представляет в истории русской литературы и просвещения такую крупную величину, которую не могут обойти молчанием историки нашей культуры. Он является не только выдающимся русским писателем и просветителем XVIII века, но и журналистом, публицистом, который занимался выпуском различных журналов, в большинстве своем сатирических.
В результате исследования жанрового своеобразия журналов Н.И. Новикова мы пришли к следующим выводам.
Изучение жанрового состава журналов Новикова дало нам возможность сделать вывод о его разнообразии.
На страницах новиковских сатирических журналов затрагиваются такие темы, как произвол и самодурство помещиков, борьба против сословного неравенства, вельможное чванство, разоблачение взяточничества, казнокрадство чиновников, несправедливость судей, волокита и злоупотребления продажной царской администрации, паразитизм правящих сословий. Наряду с этими темами издатель ставит вопросы о положении крестьян, обличает наиболее уродливые проявления крепостного права, осуждает слепое подражание иностранной моде, галломанию дворянства, грубость, безнравственность, невежество, ханжество, суеверие и предрассудки, дурное воспитание, ложную набожность, пошлость, коверканье и засорение русского языка в угоду моде, вертопрахов, щеголей, кокеток и их любовные ухищрения - это наиболее актуальные и злободневные темы для Новикова.
В решении этих вопросов публицист использует различные жанры. Жанры, в пользу которых делает свой выбор Новиков, говорят о полемичном характере его сатиры. Эта полемичность обнаруживается при сравнении жанров «Трутня» и «Всякой всячины». Следует заметить, что Екатерина II опиралась на английский сатирико-нравоучительный журнал Аддисона
«Зритель» и заимствовала из него большое количество материалов, в том числе и жанровые формы. Она предпочитала бытовые очерки, нравоописательные эссе, переписки с действительными и мнимыми корреспондентами. Заявленный Екатериной демократизм журнала не соответствовал действительности, так как «Всякая всячина» оставалась органом узкого круга приближенных к императрице лиц.
Позиция новиковского журнала была прямо противоположной. Издатель открыто приобщает читателя к обсуждению самых главных вопросов. Новиков пародирует газетные объявления, разные газетные рубрики, например: «ведомости», «подряды», пародируются газетные сообщения - все это является пародией на форму официального документа. Издатель не случайно обращается к газетной периодике. Он стремится показать Екатерине, какой должна быть истинная журналистика: не камерной, пустословной и субъективной, а злободневной, открытой, доступной всем слоям общества и демократичной.
Еще одним объектом пародирования в журналах Новикова являлась форма рецептов лечебника. Известно, что сама Екатерина давала рецепты своим читателям от разных болезней. Используя эту форму, Новиков и здесь подражает императрице, стараясь больнее ее уколоть своим подражательством. На страницах «Трутня», «Живописца» и других изданий он называет целый список недугов, которыми страдает общество, и затрагивает важнейшие вопросы социальной жизни России. Новиков берет на себя функции врачевателя, цель которого - вылечить больное общество. Сатирик дает своим пациентам рецепты для выздоровления.
Важную часть «Трутня» составляют письма к издателю. Все они придуманы самим сатириком и подчинены сатирическим целям. Благодаря этим письмам читатель знакомится с галереей сатирических портретов, которые сами себя характеризуют. При помощи приема саморазоблачения выясняется психология кокеток, щеголей и других читателей журнала.
Использование жанра пародийного словаря в «Трутне» и «Живописце» также помогает Новикову наиболее ярко охарактеризовать образы кокеток и щеголих через их жаргон. С этой целью сатирик публикует «Опыт модного словаря щегольского наречия».
В журналах печатаются «портреты», присланные госпожой в журнал. Ее образ однолинеен, лишен индивидуальных черт. В поведении госпожи превалирует одна черта - кокетство, которое исчерпывает всю характеристику дамы.
Новиков смеется над человеческими пороками, но за его смехом скрывается глубокая озабоченность судьбами граждан и страны в целом. Смех сатирика имеет разные оттенки: от иронии до сарказма, от шутки до насмешки. Чтобы более ярко подчеркнуть оттенок смеха, он использует разные приемы и средства: пародию, говорящие имена и фамилии, иносказание (проявляется в намеках и эзоповом языке), притворные панегирики Екатерине, саморазоблачение, сравнение с животными, языковые средства (слова разных языков и стилей в жаргоне кокеток).
В целом, Новиков-сатирик делал все, чтобы приблизить журналистику к простому читателю и сделать ее более демократичной. До Новикова жанры сатирической литературы были представлены только стихотворными формами: сатирой, унаследованной от Горация, Ювенала и Буало, басней, эпиграммой. Сатирик ввел множество образцов прозаической сатиры, пародийно обыгрывающей формы и жанры серьезной литературы, обозначенные выше. После него все эти жанры прочно вошли в обиход журнальной сатиры XVIII в. Еще одной заслугой Новикова являлось то, что он в полемике со «Всякой всячиной» разработал ту систему намеков и те приемы многозначительного недоговаривания, которые позже получат название эзопова языка и без которых трудно себе представить всю последующую литературу.
1. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно¬
методическое пособие для студентов-журналистов. Ростов-на-дону,
1999. - 91 с.
2. Анищенко O.A. Сатирические журналы Н.И. Новикова о воспитании и образовании // Советская педагогика. - 1991. - №10. - С.117-122.
3. Баранская Н.В. Еще об авторе «Отрывка путешествия В*** И*** Т***» // XVIII век: сборник статей и материалов / отв. ред. П.Н. Берков. — М., Л. : изд-во АН СССР, 1958. - Вып. 3. - С. 226-241.
4. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.,
2000. - С. 249-298.
5. Белинский В.Г. Николай Алексеевич Полевой // [http://az.lib.rU/b/belinskij_w_g/text_0110.shtml].
6. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - 81 с.
7. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М., 1975 - 88 с.
8. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. - 572 с.
9. Берков П.Н. Насущные вопросы изучения общественной позиции Н. И. Новикова // // XVIII век: сборник статей и материалов. Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени / отв. ред. Г.П. Макогоненко - Л.: Наука, 1976. - Вып. 11. - С. 5-15.
10. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002.
- 511 с.
11. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997. - 62 с.
12. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1993. - 195 с.
13. Есин Б.И. История русской журналистики 1703-1917. М.: Флинта: Наука, 2000. - 464 с.
14. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969. - 399 с.
15. Западов А.В. История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под редакцией проф. А.В. Западова / 3-е, исправленное изд. - М.: Высшая школа, 1973. - 515 с.
16. Иванова Г.А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: Монография. - М.: МГУКИ, 2002. - с.26-27.
17. История педагогики / Под ред. Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1953. - с.125-126.
18. Карамзин Н.М. Избр. соч. в 2 т. : Т.2. Записка о Н. Новикове. - М.; Л : [б. и.], 1964. - С. 231-232
19. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - СПб.: Изд- во Михайлова В. А., 2004 (ОАО Техническая книга). - 335 с.
20. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. - Ульяновск: [б. и.], 2000. - 104 с.
21. Коптева Э.И. О жанровом взаимодействии и литературном эксперименте в журналах Н. И. Новикова / / Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2010. - № 3 (79). - С. 127-132.
22. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов-на-дону, 1999. - 189 с.
23. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров/ Основы творческой деятельности журналиста под ред. Корконосенко С.Г. - С¬Пб, 2000. - С. 125-168.
24. Кулакова И. У истоков высшей школы. Московский университет в XVIII веке. // Отечественные записки. - 2002. - № 2. - с.17.
25. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 240 с.
26. Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // О русской литературе: ст. и исслед. (1958—1993). История русской литературы. Теория прозы. - СПб., 1997. - С. 774-788.
27. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII в. - М.-Л.: [б. и.], 1951. - 708 с.
28. Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. - М.: Книга, 1981. -180 с.
29. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т.З. - М.: [ б. и. ], 1995. - С.282, 337.
30. Никанорова Е.К. Жанры апофегмы и анекдота в массовой литературе XVIII в. // Пробл. изучения рус. лит. XVIII в. Метод и жанр: межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1985. - С. 20-28.
31. Николаева Т.А. Философские взгляды Н.И. Новикова / Т.А. Николаева // Вестник Мурманского государственного технического университета. - №3. - 2007. - С. 430-435.
32. Н. И. Новиков и его современники: избр. соч. / под ред. И. В. Малышева; подбор текстов и примеч. Л. Б. Светлова. - М., 1961. - 535 с.
33. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М., 2003. -
222 с.
34. Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические повествования. - Челябинск: Урал, 1997. - с.130¬169.
35. Пронин Е.И. Открытая журналистика // Информационное общество. -1997. - № 4-6. - С. 25-32.
36. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2011. - 351 с.
37. Садохин А. П. Мировая художественная культура. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 432 с.
38. Социальная практика и журналистский текст // Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Прониной. - М., 1990. - С. 160.
39. Социология журналистики / Под. ред. С.Г. Корконосенко. - М., 2004. // http: //textfighter. org/text9/49. php
40. Стенник, Ю.В. Эстетическая мысль России XVIII века // XVIII век: сборник статей и материалов. Русская литература в ее связях и искусством и наукой / отв. ред. А. М. Панченко. - Л.: Наука, 1986. - Вып. 15. - С. 37-51
41. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М., 1982. - 176 с.
42. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998. - 230 с.
43. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000.
- 307 с.
44. Тертычный А. А. Аналитический инструментарий журналиста // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - М., 1999.
- 234 с.
45. Типология периодической печати: Учебное пособие / Под ред. М.В.Шкондина. - М., 2007. - 236 с.
46. Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. - М., 1982. - С. 134-138.
47. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. - 400 с.
// http://modernlib.ru/books/halizev v/teoriya literaturi/read
48. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики // http: //www. relga. rsu.ru/n47/j ur47. htm
49. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М., 1998. - 96 с.
50. Эльзон М. Д. Неизвестные воспоминания о Н.И. Новикове // XVIII век: сборник статей и материалов / отв. ред. Н.Д. Кочеткова. - СПб.: Наука, 1996. - Вып. 20. - С. 220-222.