Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА КНИГИ А. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»

Работа №81255

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История развития жанров роман воспитание и школьный роман 12
Глава 2. Новый школьный роман А.Иванова «Географ глобус пропил» в
контексте произведений о современной школе 23
2.1. Роман А.Иванова «Географ глобус пропил» в контексте
произведений о современной школе 23
2.2 Экранизация романа А. Иванова «Географ глобус пропил».. ..41
Заключение 45
Библиографический список 49
Методические рекомендации

Одной из главнейших задач в работе современного учителя- словесника является помощь подрастающему поколению в освоении отечественной культуры. Такой прекрасный материал дают книги о школе. Эти произведения важны и в педагогическом, и в методическом, и в художественном смысле.
По этой причине мы видим актуальность нашего исследования в том, что литература на школьную тематику является не только эффективным средством воспитания, но представляет самостоятельную художественную ценность в современном литературном процессе.
Роман А. Иванова «Географ глобус пропил» - книга, достойная занять место в школьной программе выпускного класса, потому что, во- первых - это актуальное для сегодняшней школы сочинение, а во-вторых - это качественная, талантливая современная проза.
Автор романа на рубеже 1980-х - 90-х был начинающим советским писателем-фантастом, в 90-е перешел к реалистической прозе, во второй половине нулевых - к социальной сатире. Среди самых известных романов Иванова - «Сердце Пармы» и «Золото бунта, или Вниз по реке теснин».
Писательская и журналистская деятельность Алексея Иванова пользуется сегодня невероятной популярностью. По мотивам его произведений снимаются фильмы, организуются масштабные проекты - такие, как фестиваль «Сердце Пармы» и телепроект «Урал - хребет России».
Родился А. Иванов 23 ноября 1969 года в Горьком (Нижний Новгород).
Сразу после школы он поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета (Свердловск), но учился там недолго, так как понял, что журналистика не его призвание.
Иванов бросил журналистику и поступил на факультет истории искусств того же Уральского университета. Получил диплом искусствоведа, но работать по специальности не пришлось (девяностые годы - тяжелое время для страны). Иванов работал учителем, сторожем и гидом-проводником в турфирме.
А. Иванов в конце восьмидесятых писал фантастические повести, и в 1990 году опубликовал первую повесть «Охота на “Большую Медведицу» в журнале «Уральский следопыт». Дебют оказался успешным. Правда, от первой публикации в журнале до первой книги пришлось ждать тринадцать лет.
В 90-е годы Иванова печатать перестали. Он в это время написал романы «Общага-на-Крови» (1993), «Географ глобус пропил» (1995) и «Сердце Пармы» (2000).
Но на него обратил внимание Л. Юзефович ( писатель, сценарист, историк. Автор детективных и исторических романов). Он помог опубликовать «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил» в издательствах «Пальмир» и «ВАГРИУС». К Иванову пришел долгожданный успех. С 2003-го он стал одним из самых модных русских писателей.
Иванову раскрыли объятия именитые издатели: с 2005 года все произведения Иванова, как новые, так и старые, выходили только в издательстве «Азбука-Классика». Посыпались премии: имени Д. Мамина-Сибиряка (2003), имени П. Бажова (2004), «Книга года» (2004), «Ясная поляна» (2006), «Странник» (2006), «Большая книга» (2006). С 2007 года Иванова начали переводить на иностранные языки: «Сердце Пармы» вышло в Сербии, «Географ глобус пропил» - во Франции и Голландии.
Читатель ждал обещанного романа о гражданской войне на Урале, однако неожиданный неуспех повести «Блуда и МУДО» заставил писателя остановиться. Он «замолчал».
Произведениями Иванова и сотрудничеством начали интересоваться в кино и на телевидении. В 2007 году Иванов организовал Продюсерский центр «ИЮЛЬ», который и сейчас реализует все проекты Иванова в книгоиздании, на телевидении и в общественной жизни, представляет интересы автора в театре и кино.
Иванов не только пишет в разных жанрах («Общага-на-Крови», «Блуда и МУДО» и «Ненастье» - современная городская проза. «Золото бунта» и «Сердце пармы» - модернистские исторические романы. «Псоглавцы» и «Комьюнити» - интеллектуальные триллеры. «Горнозаводская цивилизация», «Хребет России» и «Увидеть русский бунт» - масштабные фотокниги о национальной и нестоличной истории), но каждый раз создает новый язык. Директор Института лингвистики РГГУ М. Кронгауз говорил про язык в произведениях «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы»: «Ни одна лингвистическая экспертиза не показала бы, что это произведения одного автора <...> нет ничего общего на уровне лексики. Приходится говорить не о языке автора, а о языке отдельного романа» [15].
Роман А. Иванова «Географ глобус пропил» вписывается в большую историю изучения литературы о школе.
Первый, кто обратился к изучению детской и юношеской литературой был В.Г. Белинский, который четко определил важнейшие требования к детской книге, сформулировал основные принципы детской литературы. Он опирался в своих требованиях к детской книге на опыт предшественников, например, на работы Н.И. Новикова, современников, статьи «Литературной газеты» 1830 - 1831, основанной А.С. Пушкиным.
Белинский считал необходимым через книги знакомить детей с действительностью, расширяя круг детского чтения произведениями лучших русских и зарубежных писателей. Он рекомендовал произведения Д. Свифта, М. Сервантеса, В. Гюго, В. Скотта, Ф. Купера, Ж. Санд, Д. Дефо, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, А.В. Кольцова, М.Ю. Лермонтова. Белинским была одобрительно встречена также повесть А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Много сделано Н.Г. Чернышевским для развития теории детской литературы. Он отмечал, что детскому писателю необходимо понимать особенности детей разного возраста, их потребности, психологию. Вместе с Чернышевским выступил за прогрессивную детскую литературу в середине XIX в. Николай Александрович Добролюбов.
Более 50 статей и рецензий о детской литературе написано им с 1857 по 1860 г. В них отразились важнейшие его взгляды на реализм, идейность и народность литературы. Статьи Добролюбова касаются вопросов детской литературы в тесной связи с проблемой воспитания гражданина, просвещенного человека и борца за освобождение народа [27].
Внимательно следил за развитием детской литературы и высказывал свое отношение к ней А.С. Пушкин. Его возмущение вызывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной ему жизни, написанные высокопарным слогом.
Александр Сергеевич высоко оценил книгу А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей». Последнее письмо было адресовано именно этой русской писательнице: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу Историю в рассказах, и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!»
Во второй половине XIX века писатели обращаются непосредственно к исследованию особенностей детского сознания и создают произведения не только для детей, но и о детях. (Л. Н. Толстой "Детство", С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»)
В 1860 - 1890-х годах распространением народной и детской книги занялись Петербургский и Московский комитеты грамотности. Проводились литературные конкурсы, создавались рекомендательная библиография и обзоры народно-учебной и детской литературы, массовыми тиражами выпускались книги и бесплатно рассылались по школам. Московский комитет особенно тесно сотрудничал с издателем И.Д. Сытиным.
Примечателен взгляд на детскую литературу, сформулированный видным преподавателем, критиком и библиографом Ф. Г. Толлем. В 1862 г. вышел его труд «Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении». Автор - твёрдый приверженец жизненного правдоподобия, «реальных знаний» и научного подхода в детской литературе. На страницах «Опыта библиографии» основательно разбираются 242 книги и 6 журналов. В введении Ф.Г. Толль поясняет, какие проблемы, согласно его взгляду, обязаны решаться детской литературой и приводит выработанные им критерии оценки детских книжек. Стиль должен быть «безупречен по правильности, плавности, ясности и изяществу» и отвечать возрасту читателя. Не менее жесткие условия предъявляются и к содержанию, что должно быть «безусловно нравственным» и включать как можно более нужной информации.
Благодаря Толлю наука и критика стали значительно влиять на литературный процесс. К исследованию и пропаганде литературы для детей подключились писатели: прозаик В.М. Гаршин и преподаватель А.Я. Герд создали три «Обзора детской литературы», вышедших в 1880-х годах. Отличием данных изданий было переориентирование детского чтения в идеи дарвинизма. Особенное значимость обладали три выпуска указателя книжек и статей «Что читать народу» (1884, 1889, 1906). Их создали учительницы женской воскресной школы в Харькове по инициативе и при активном участии Христины Даниловны Алчевской (1841 - 1920), активистки женского образования. Тут в первый раз были размещены отклики учащихся различных годов о прочтенном. Многочисленных писателей крайне привлекли материалы указателя: впервые суждение безграмотных читателей, в том числе детей и подростков, влияло на их позицию. Согласно указателю Алчевской создавались библиотеки многих средних учебных заведений, и на сегодняшний день согласно нему можно представить область чтения учащихся, встретивших XX столетие [39].
К концу столетия российская детская литература абсолютно сложилась. Тогда же впервые появилась необходимость в систематизации огромного наработанного материала, систематизации самой детской литературы и правильного направления детского чтения.
К 1904 г. перечень указателей книг для детского чтения и руководств по составлению школьных библиотек превысил три десятка. Применяя данные сведения, методист - филолог Николай Владимирович Чехов (1871 - 1947) решительно отделял детскую литературу не только от общей, но и от народной литературы, избрав аспектом степень «научной подготовки» читателя.
В серии указателей 1910-х годов «Что читать» библиограф И. В. Владиславлев в первый раз обратился к детям: он давал советы, как вести записи о книжках. Ребята включались в процедура профессионального формирования круга детского чтения и критического осмысления литературы.
М. Горький и Н. К. Крупская сыграли огромную роль в собирании сил детской литературой, в разработке тематических планов, в борьбе за повышение её идейно-художественного уровня. При их неустанном внимании детская литература всё активнее решала задачу освещения подлинно народной жизни, проблем современности, классовой борьбы.
В условиях жесткого идеологической цензуры многие «взрослые» писатели ушли в детскую литературу (В.П. Катаев, Д.И. Хармс и т.д.) С наступлением Великой Отечественной войны 1941 - 1945 с особой остротой встала перед детской литературой задача усиления её патриотической составляющей. В центре внимания детских писателей были две основные темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в том числе и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых «Молодая гвардия» (1945, 2-я редакция 1951) А. Фадеева и «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков.
Значительную роль в собирании кадров советских детских писателей сыграли журналы для детей: «Ёж» (1928 - 1935), «Чиж» (1930 - 1941), «Мурзилка» (с 1924), «Пионер» (с 1924), «Дружные ребята» (1927¬1953), «Костёр» (1936-47, возобновлён в 1956) [38].
Т.Д. Полозова в 1952 издает работу "Книга - учитель и друг: О воспитательном значении детской и юношеской литературы". Цель данной работы - на основе конкретного анализа отдельных произведений художественной литературы последних лет акцентировать внимание на проблеме единства эстетических и педагогических требований к детской и юношеской литературе, подчеркнуть зависимость воспитательного значения произведений от их идейно-художественного уровня, проанализировать некоторые особенности развития детской и юношеской художественной литературы последних лет и помочь читателям сборника в отборе книг для чтения учащихся, в понимания сущности эстетического воздействия литературы.
Сергей Баруздин в книге "Заметки о детской литературе" (1975) размышляет о детской литературе, делает заметки о детских писателях разных поколениях, о многом значительном, что создано в литературе для детей.
В настоящее время наблюдается возрождение детской литературы после периода рыночных реформ. Среди самых значительных детских писателей : Наринэ Абгарян, Аргунов Анатолий, Дмитрий Емец, Мариам Петросян.
Объект данного исследования: роман А. Иванова «Географ глобус пропил».
Предмет данного исследования: жанровое своеобразие и художественная специфика романа А. Иванова «Географ глобус пропил».
Цель данного исследования:
Уяснить жанровое своеобразие произведения А. Иванова «Географ глобус пропил» в контексте произведений о школе.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать художественный и критический материал.
2. Уяснить специфику школьного романа как особого жанра литературы.
3. Проанализировать текст романа с точки зрения жанрового своеобразия.
4. Дать рекомендации по использованию материала дипломной работы в школе.
Гипотеза исследования: полагаем, что в современной литературе тема школы занимает не столь важное место, однако имеются книги о школе, которые являются весьма ценными в художественном плане, а потому юные читатели должны с ними познакомиться.
Теоретической и практической базой квалификационной работы послужили следующие книги и статьи : В.П. Александров «Твоя союзница, учитель. Беседы о современной советской литературе» (1986), М.И. Мещерякова «О школе - с тревогой и любовью» (1993), Т.И. Михалева «Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х - 2000-х годов» (2007), Я.О Глембоцкая "Плохой хороший человек: о Викторе Зилове и Викторе Служкине", С. Беляков "Географ и его боги", Г.М. Ребель "Уроки географа", «Явление географа: роман Алексея Иванова "Географ глобус пропил".
Структура : введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиографический список, методические рекомендации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В центре внимания произведений о школе находится традиционная проблематика, отражающая интерес писателей к проблеме развития личности растущего человека, поиска им собственного места в жизни.
Вхождение в подростковый возраст - это время исканий, стремление отыскать ответы на все интересующие вопросы. Именно поэтому основной проблемой большинства произведений о школе является проблема становления и развития подростка.
Еще одна проблема, волнующая писателей - проблема нравственного выбора. Подросток не всегда осознает меру ответственности за выбор, который нередко приводит к сложным ситуациям.
Важной особенностью жизни современной школы является социальное расслоение класса.
Эти проблемы не новы, но в современном мире они приобрели новые смысловые оттенки.
Современные писатели, развивая лучшие традиции литературы о школе, актуализируют эти проблемы в своих произведениях.
В ходе нашего исследования был изучен и систематизирован научный и критический материал. Привлеклись к анализу более десятка современной литературы о школе.
Устойчивого жанрового определения «школьный роман» в науке не существует, однако явление такое есть. Это произведения, повествующие о школе, по содержанию близкие к «роману воспитания».
В отличие от романа воспитания в современном школьном романе акцент переносится на взаимодействия личности со школьным коллективом, отношения между учителем и учеником , динамику развития героя.
Каждая эпоха предъявляет к детской и юношеской литературе свои требования, которые диктуют выбор темы, направленность, композиционные, стилевые особенности, героев эпохи с их языком, образом мышления и нормами поведения. Поэтому мы рассмотрели историю развития книг о школе, начиная с эпохи Просвещения до наших дней.
В центре исследования роман А. Иванова «Географ глобус пропил».
Нами проанализирован текст романа с точки зрения жанрового своеобразия в сопоставлении с другими произведениями о школе.
Роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил» был написан в 1991-1994 годах . Как признался в одном из интервью автор, он написал этот роман, когда увидел, что нет произведений о современной школе.
В центре произведения - судьба молодого Виктора Служкина, пришедшего в школу работать учителем географии. У Виктора появляется возможность стать старшим товарищем, ему достаются девятые классы. Служкин на уроках орёт, дерётся, режется с учениками в карты, оценки выставляет, исходя из сторонних личных соображений, в ученических тетрадках по ходу проверки делает недопустимо вольные записи, - в общем, если говорить словами учеников - учитель он уж «какой-то особенный», «клёвый».
На фоне непролазной рутины, которую олицетворяет собой Роза Борисовна, Кира Валерьевна, Служкин предстает ярким пятном. Встреча с ним становится для его учеников событием взросления. Он вовлекает детей не в обыденную процедуру отбывания учебной повинности, а в живой поиск живых истин.
При сравнении повести Ю. Полякова «Работа над ошибками» и романа А. Иванова «Г еограф глобус пропил» , становится понятно, что эти герои-педагоги в обоих произведениях, безусловно, оставили в душах своих учащихся яркий след. Все эти подростки в будущем выйдут в жизнь, где им будет нужно не столько понимание географии или литературы, сколько способность быть человеком. И хочется верить, что те, кого выпустят Служкин и Петрушов, станут настоящими людьми.
Но социальные условия сильнее, и тот и другой оставляют школу, не продержавшись в ней более года. На учителя оказывают давление сверху и вынуждают трудиться так, будто за минувшие десятилетия в общественном сознании практически никаких перемен не случилось. Петрушов удаляется вследствие того, то что ему подвернулась оптимальная работа в журнале. Служкин не выдерживает напряженного противостояния с завучем.
Тема взаимоотношений между учениками и учителем, адаптации педагога в школьной среде нашла отражение в зарубежной литературе.
Бел Кауфман - американская писательница, чье имя хорошо известно читателям во всем мире. Известность Бел Кауфман принесла книга «Вверх по лестнице, ведущей вниз», книга о подростках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто выступает против школьной системы.
В настоящее время, в XXI веке, в большей степени заостряются проблемы трудных подростков. В романе М.Петросян «Дом, в котором..» речь идет о необычной школе (школа-интернат для детей-инвалидов) , и написан роман в жанре фэнтези.
Повесть «Трудный возраст» Егора Молданова посвящена теме подростковой дружбы в непростых условиях детского дома.
На основание вышесказанного можно сделать вывод, что современные авторы пишут на школьную тему, но таких произведений недостаточно. Они несомненно находят отклик в душах читателей и зрителей, писатели затрагивают животрепещущие темы современной школы.
Книги о школе представляют ценность как в социально - нравственном, так и в художественном плане, а потому читатели- подростки должны с ними знакомиться. Среди таких текстов можно выделить роман А. Иванова «Географ глобус пропил», а в методических рекомендациях мы предлагаем это произведение как урок внеклассного чтения в 9 классе.



1. Александров В. П. Сквозь призму детства: О советской многонациональной литературе 70-80-х годов для школьников и младших школьников. - М.: Детская литература, 1988. - 54 с.
2. Александров В.П. Твоя союзница, учитель. Беседы о современной советской литературе. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М.: Академия, 2005. - 376 с.
4. Баруздин С.А. Заметки о детской литературе. - М.: Детская литература, 1975. - 217 с.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М.:
Художественная литература, 1975.
6. Беляков С. Географ и его боги. // Вопросы литературы. - 2010. - №2
7. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академ А, 1999. - 24 с.
8. Гафарова Я. «Трудный возраст» Егора Молданова. // Моя Мадонна. - 2009. - 14 янв. - 5 с.
9. Глембоцкая Я.О. Плохой хороший человек: о Викторе Зилове и Викторе Служкине. // Вестник Новосибирского государственного театрального института: Статьи. Материалы. - Новосибирск, 2012.
- № 4.
10. Гопман В.Л. Золотая пыль: Фантастическое в английском романе.
- М.: РГГУ, 2012. - с.
11. Долгих Т. Основные мотивы романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Филолог . - 2004. - №4.
12. Иванов А.В. Географ глобус пропил. - М.: Вагриус, 2003.
13. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. / Пер. с англ. Е. Иванова, С.Шанкевич. - СПб.: Азбука, 2007 -
14. Краснощекова Е.А. Роман воспитания Bildungsroman на русской почве. - СПб.: Издательство Пушкинского Фонда, 2008. - с.
15. Кронгауз М. Эффект Хонтуя. // Новый мир. - 2004. - №5.
16. Ланин Б.А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы современного образования . - 2010. - №5. - 55-60 с.
17. Лебедушкина О. Петросян, которую «не ждали». «Дом, в котором.» как «итоговый текст» десятилетия / О. Лебедушкина // Дружба народов. - 2010. - № 8. -179-186 с.
18. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт начун.информации по общественным наукам РАН. - М.:НПК Интелвак, 2001. - 1200 стб.
19. Лупанова И.П. Советская детская литература. 1917-1967. - М.: Детская литература, 1969. -
20. Мещерякова М. И. О школе - с тревогой и любовью. (Поиски и обретения современной «школьной» прозы для детей и юношества). - М.: Лит. учеба 1993. - с.
21. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ века: Проблемы поэтики: Монография.
- М.: НПЦ Мегатрон ,1997. - с.
22. Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х
- 2000-х годов - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 215 с.
23. Молданов Егор. Трудный возраст. - СПб.: Комильфо, 2009.
24. Московкина Е. Мотивы русской классической литературы в романе А.Иванова «Географ глобус пропил. // Культура и текст. - 2014. - №3(18).
25. Петросян М. Дом, в котором. - М.: Livebook, 2014.
26. Поляков Ю. Работа над ошибками. - М.: АСТ, 2009.
27. Путилова Е.О. История критики советской детской литературы. 1917-1941. - М.: Детская литература, 1982.
28. Распутин В. Уроки французского. - М.: Махаон, 2004.
29. Ребель Г.М. Явление географа: роман Алексея Иванова "Географ глобус пропил.» // Журнальный зал. - 2006. - № 4.
30. Ребель Г.М. Уроки географа// Первое сентября. - 2006. - № 12.
31. Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике. - М.: Книга, 1975. - 224 с.
32. Руссо Ж. Эмиль или о воспитании / Ж. Руссо [Электронный
ресурс].-Режим доступа: http://www.marsexx.ru/tolstoy/russo-
emill.html
33. Сиривли Наталья. Географ глобус пропил. // Новый Мир. - 2014. - №1.
34. Соболь Владимир. Пока он придет. // Звезда. - 2006. - № 2.
35. Советская детская литература / сост. В.И. Бочкарева, С.Т. Любимова, И.М. Михайлова. - М. : Учпедгиз, 1975 - 384с.
36. Советская детская литература. Учеб.пособие для библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов / Под ред. В.Д. Разовой - М.: Просвещение, 1978. - 357 с.
37. Уроки внеклассного чтения. Сост. Неструх Я.Г. -М.:
Просвещение. 1980. - 95 с.
38. Учебник по детской литературе. Под ред. Е.Е. Зубаревой. - - М.: Высшая школа, 2004. - 551 с.
39.Чернявская Я.А., Регушевская Г.В. Детская литература:
Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Русский язык и литература». - М.: «Просвещение», 1980. - 385 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ