ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE 8
1.1 Общие сведения о LMS MOODLE 8
1.2 Возможности LMS MOODLE 11
1.3 Достоинства электронного обучения в LMS MOODLE 15
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «ПРИКЛАДНОЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» 17
2.1 Общая структура ЭОР «Прикладной статистический анализ» 17
2.2 Содержание вводной части 19
2.3 Структура темы (модуля) 22
2.4 Содержание тем (модулей) 29
2.4 Содержание итогового контрольного блока 34
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
РЕСУРСА «ПРИКЛАДНОЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» 36
3.1 Описание вводной части 36
3.2 Описание тем (модулей) дисциплины 40
3.3 Описание итогового контроля 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Одной из основных тенденций развития современного образования является ориентация на активное внедрение электронного обучения.
Электронное обучение - организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу указанной информации по линиям связи, взаимодействие участников образовательного процесса. [13]
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии внедряются в Казанском (Приволжском) федеральном университете с целью повышения эффективности учебного процесса и продуктивности научно¬исследовательской работы за счет использования активных методов обучения и индивидуализации образовательных траекторий. [20]
В процессе постепенного внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в учебный процесс возникает необходимость в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Для решения этой задачи в системе электронного обучения КФУ функционирует площадка для создания и тестирования дистанционных курсов - сайт для разработчиков курсов http://do.kpfu.ru.
Основой системы электронного обучения в КФУ является LMS MOODLE - система управления обучением с открытым исходным кодом. Это наиболее популярная во всем мире электронная платформа в сфере образования. На базе LMS MOODLE можно проектировать и создавать электронные образовательные ресурсы, реализующие модульное структурирование содержания, вариативность представления информации, интерактивность учебного процесса, гибкость и индивидуализацию обучения.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования к условиям реализации программы по направлению 09.03.03. «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата), «электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». [15]
Одним из этапов выполнения этих требований является создание электронных образовательных ресурсов по дисциплинам учебного плана и использование их в качестве электронного сопровождения реализации дисциплин, предполагающих аудиторную работу обучающихся.
В Елабужском институте КФУ в рамках подготовки бакалавров по направлению 09.03.03. «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в экономике») изучается учебная дисциплина «Прикладной статистический анализ». Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла, осваивается на четвертом 4 курсе (8 семестр).
Освоение дисциплины «Прикладной статистический анализ» направлено на изучение основных категорий теории статистики, ознакомление с методами и моделями статистических исследований, приобретение практических навыков использования теоретических знаний при решении статистических задач различного типа, в том числе с применением современных компьютерных программ.
Цель исследования: разработка в системе электронного обучения КФУ электронного образовательного ресурса «Прикладной статистический анализ».
Задачи:
• изучение и анализ информации по теме исследования;
• освоение технологии работы в среде LMS MOODLE;
• проектирование структуры электронного образовательного
ресурса «Прикладной статистический анализ»;
• разработка учебно-методических материалов (лекции,
лабораторные работы, практические задания для
самостоятельной работы, методические рекомендации, глоссарий);
• разработка контролирующих материалов (вопросы для
самоконтроля, тестовые задания, вопросы к экзамену);
• размещение ЭОР «Прикладной статистический анализ» на сайте http://do.kpfu.ru.
Объект исследования: создание электронных образовательных ресурсов.
Предмет исследования: разработка электронного образовательного ресурса «Прикладной статистический анализ» и размещение его на сайте http://do.kpfu.ru.
Методы исследования. Используется метод проектирования и создания электронных образовательных ресурсов в среде LMS MOODLE.
Значимость работы:
• изложены основы технологии создания электронных образовательных ресурсов в среде LMS MOODLE;
• спроектирована структура электронного образовательного ресурса «Прикладной статистический анализ»;
• разработан контент электронного образовательного ресурса «Прикладной статистический анализ»;
• рассмотрены возможности использования электронного образовательного ресурса «Прикладной статистический анализ» в учебном процессе.
Современные технологии электронного обучения предоставляют множество способов передачи знаний, форм и методов преподавания. Оптимальное сочетание традиционных и электронных форм обучения позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Электронный образовательный ресурс «Прикладной статистический анализ» предназначен для электронного сопровождения очного курса дисциплины с применением элементов дистанционных образовательных технологий.
ЭОР полностью охватывает предусмотренные учебным планом компоненты изучаемой дисциплины: лекции, лабораторные работы, систему контроля знаний, самостоятельную работу.
Для содержания электронного образовательного ресурса по дисциплине «Прикладной статистический анализ» разработаны учебно-методические, дополнительные и контролирующие материалы в электронном виде. Всего подготовлено 8 конспектов лекций; разработано 7 лабораторных работ и методические рекомендации к ним; создан глоссарий, включающий более 120 терминов; подготовлено 14 заданий для самостоятельной работы; создан банк тестовых заданий, содержащий 30 вопросов; разработано 8 вопросов для текущего контроля знаний и 35 вопросов для экзамена.
Материалы для проведения лабораторных работ были апробированы на занятиях в процессе изучения дисциплины «Прикладной статистический анализ» со студентами 4 курса направления подготовки «Прикладная информатика».
Электронный образовательный ресурс «Прикладной статистический анализ» размещен в электронной системе КФУ по адресу:
http://do.kpfu.ru/course/view.php?id=2465
В настоящее время электронный образовательный ресурс проходит процедуру экспертизы.
По результатам исследования, проведенного при выполнении выпускной квалификационной работы, был сделан доклад «Разработка электронного образовательного ресурса по дисциплине «Прикладной статистический анализ» на Итоговой студенческой научно-практической конференции КФУ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ЭОР при изучении дисциплины «Прикладной статистический анализ». Использование электронного образовательного ресурса при изучении дисциплины «Прикладной статистический анализ» дополняет традиционный учебный процесс преимуществами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
• предоставляет быстрый доступ ко всем учебно-методическим и дополнительным материалам в электронном виде,
• способствует эффективной организации самостоятельной работы обучающихся,
• позволяет проводить оперативный дистанционный контроль результатов обучения,
• создает возможность удаленного интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
1. Анисимова Т.И. Организация самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционного обучения // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 747-750.
2. Бадриева Л.Д., Григорьева Е.А., Половкина Э.А., Фесина Е.Л. Статистика (раздел 1 «Общая теория статистики»). Конспект лекций / Л.Д. Бадриева, Е.А. Григорьева, Э.А. Половкина, Е.Л. Фесина; Каз. Федер.ун-т. - Казань, 2013. - 238 с.
3. Буре В.М. Методы прикладной статистики в R и Excel. [Электронный
ресурс]: Учебные пособия / В.М. Буре, Е.М. Парилина, А.А. Седаков. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2016. — 152 с. — Режим доступа:
http:ZZe.lanbook.com/book/81558 — Загл. с экрана.
4. Буркова С.П., Винокурова Г.Ф., Долотова Р.Г. Анализ использования
электронного курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24536.
5. Вуколов Э.А. Основы статистического анализа. Практ. по стат. мет. и исслед. операций с исп. пакетов STATISTICA и EXCEL: Уч.пос. / Э.А.Вуколов - 2 изд., испр. и доп. - М.: Форум:НИЦ Инфра-М, 2013. - 464 с. http://znanium.com/bookread.php?book=369689
6. Гаджигасанова Н.С. Методы прикладной статистики для социологов: метод. указания / Н. С. Гаджигасанова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 72 с.
7. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.И. Кобзарь. — Электрон. дан. — М.: Физматлит, 2012. — 816 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/59747 — Загл. с экрана.
8. Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. Статистический анализ данных в MS Excel: Учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф.
9. Любимова Е.М., Галимуллина Э.З. Обучение преподавателей вузов
разработке и внедрению электронного обучения на платформе MOODLE. Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 2. Том 12. - Одесса:
КУПРИЕНКО, 2013 - 100 С.
10. Миронов А.Н., Торопова А.А. Электронный образовательный ресурс «Дифференциальные уравнения» для бакалавров направления "Математика и компьютерные науки" / А.Н. Миронов, А.А. Торопова // Современная наука. - 2015. - № 11-12. - С. 107-109.
11. Озерова Г.П., Лободин П.Н. Использование модели смешанного обучения для организации учебного процесса в вузе // Открытое и дистанционное образование. - 2016. - № 3(63). - С. 11-19.
12. Пахунова Р.Н. Общая и прикладная статистика: Учеб. для студ. высш. проф. обр. /Р.Н. Пахунова, П.Ф.Аскеров и др.; Под общ. ред. Р.Н.Пахуновой - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 272 с. - (ВО: Бакалавр).
13. Регламент № 0.1.1.67-06/66/16 от 30 марта 2016 г. «Разработки,
регистрации, подготовки к использованию в учебном процессе и удаления электронных образовательных ресурсов в системе электронного обучения федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет» // [Электронный ресурс]. - URL: http://kpfu.ru/do/normativnoe-
obespechenie/polozheniya-i-reglamenty-kfu.
14. Соловьева О.Н., Дереповская Н.С. Структура электронного курса технической дисциплины: проблемы и формат решения // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 3(59). - С. 16-20.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03. «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата): Приказ Министерства науки и образования РФ от 12 марта 2015 г. № 207 // [Электронный ресурс]. - URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F2098652106/09.03.03.Prikladnaya.informatika.pdf.
Интернет-ресурсы:
16. http://www.gks.ru (официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики).
17. http://www.glossary.ru (Служба тематических толковых словарей)
18. http://orlovs.pp.ru/ (Орлов А.И. «Прикладная статистика»)
19. http: //www. statistica.ru/theory/ (Интеллектуальный Портал Знаний
statistica.ru)
20. http://kpfu.ru/open/sistema-elektronnogo-obucheniya (система
электронного обучения КФУ)
21. http://journals.tsu.ru/ou (журнал «Открытое и дистанционное
образование»)