Введение
1. Теоретические основы сценарного анализа
1.1. Понятие, сущность сценарного планирования 6
1.2. Сценарный анализ как основа стратегического планирования 10
1.3. Методологические аспекты разработки сценариев 18
2. Анализ действующей системы стратегического планирования ПАО «Татнефть»
2.1. Краткая характеристика ПАО «Татнефть» 30
2.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ПАО
«Татнефть» 39
2.3. Особенности функционирования действующей системы стратегического планирования ПАО «Татнефть» 53
3. Оценка эффективности направлений стратегического развития ПАО «Татнефть» с использованием сценарного подхода
3.1. Анализ актуальной бизнес - среды и стратегического развития ПАО
«Татнефть» 57
3.2. Разработка сценариев реализации направлений стратегического развития ПАО «Татнефть» 67
3.3. Сценарный анализ направлений стратегического развития
ПАО «Татнефть» 70
3.4. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования ПАО «Татнефть» 85
Заключение 90
Список использованных источников
Приложения 97
Основным способом долгосрочного планирования, который активно
используется последние три десятилетия большинством компаний, является
сценарное планирование. Создание сценариев является альтернативой линейному планированию, которое часто показывает неэффективность и неточность в построении стратегических планов и прогнозов, особенно во времена экономической нестабильности.
Главный инструмент сценарного планирования – сценарный анализ,
применяемый для стратегического управления процессами с высоким уровнем неопределенности, которые протекают в турбулентной среде.
Сценарии помогают провести анализ и спланировать различные нестандартные ситуации, понять при каких обстоятельствах может возникнуть
благоприятная или, напротив, неблагоприятная ситуация, оценить как можно
и как нужно воздействовать на процессы, которые приводят к приемлемым
или неприемлемым исходам для организации.
Соответственно, сценарный анализ – это систематический способ мониторинга макроэкономической, политической, социальной и технологической среды.
Сформировав возможные сценарии будущего, руководители компании
должны «протестировать» свои стратегии и выбрать ту из них, которая
наиболее эффективна во всех сценариях.
Также сценарии могут использоваться для лучшего понимания тенденций во внешней среде и пересмотре бизнес идеи компании, а не просто тестировании существующих стратегий.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сценарный подход является важным и перспективным методом повышения эффективности
управления и успешности современных коммерческих и государственных компаний. Освоение организациями технологий сценарного планирования позволяет существенно сократить время реагирования на использование новых возможностей, на минимизацию угроз, а также позволяет действовать гораздо быстрее и решительнее конкурентов.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка методов оценки сценарных планов компании «Татнефть» в условиях низких ценна нефть.
В соответствии с этой целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и сущность сценарного планирования.
2) Изучить алгоритм разработки сценарного планирования.
3) Сопоставить методы традиционного и сценарного планирования.
4) Изучить ключевые модели ведение процесса сценарного планирования.
5) Рассмотреть методологические аспекты разработки сценариев.
6) Выделить ключевые этапы проведения процедуры сценарного планирования в организации.
7) Провести анализ результатов функционирования ПАО «Татнефть».
8) Провести сценарную оценку направлений стратегического развития
группы компаний ПАО «Татнефть».
Объектом исследования выступает система стратегического планирования ПАО «Татнефть». Предметом исследования является сценарный анализ направлений стратегического развития ПАО «Татнефть».
Теоретической и методологической базой исследования явились принципиальные положения экономической теории, общего и специального менеджмента, теории организаций и теории управления в социально-экономических системах.
Были использованы материалы и публикации в периодических и специальных отраслевых изданиях, информационные ресурсы сети Интернет,
публичная информация и отчетность ПАО «Татнефть».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех частей.
Первая глава содержит три основных теоретических аспекта: понятие и
сущность сценарного планирования, сценарный анализ как основа стратегического планирования, а также освещает методологические аспекты разработки сценариев. В первой главе предлагается теоретически оценить роль
сценарного подхода при проведении стратегического анализа компании.6
Во второй главе проводится описательная характеристика ПАО «Татнефть», анализ финансово - экономического состояния, сегментов рынка, на
которых функционирует компания, а также приводятся базовые условия пятилетнего планирования компании и алгоритм (сценарий) оптимизации деятельности ПАО «Татнефть» в условиях финансового кризиса и снижения цен
на нефть.
Подводя итог, стоит отметить, что ПАО «Татнефть»- быстро развивающаяся нефтяная компания, постоянно внедряющая передовые технологии
и выступающая инициатором новых начинаний и дел.
Компания ставит перед собой стратегические цели и успешно достигает их. ПАО «Татнефть» осуществляет разработку стратегий, однако не проводит сценарную оценка вероятности их реализации. С целью повышения
качества стратегического планирования компании, мы предлагаем использовать элементы сценарного анализа при разработке стратегий компании.
В третьей главе проводится анализ актуальной бизнес – среды и стратегического планирования компании, приведены сценарии реализации направлений стратегического развития ПАО «Татнефть», а также сценарный анализ
этих направлений. В данной главе предложена усовершенствованная методика проведения сценарного анализа направлений стратегического развития
ПАО «Татнефть» с использованием показателя EVA.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что в данной работе затронут такой
важный и необходимый для каждого предприятия момент, как сценарное
планирование. Именно благодаря осуществлению данного планирования
многие предприятия решают появляющиеся у них проблемы различного характера.
При изучении сценарного планирования на предприятии в ходе работы
были затронуты и рассмотрены различные понятия. Так было дано определение сценарного планирования, которое характеризует его как элемент стратегического планирования, позволяющий осуществлять прогнозирование
возможных альтернативных состояний экономической системы (предприятия, отрасли, региональной, национальной или мировой экономических систем) в течение заданного промежутка времени, с учетом вероятности реализации различных событий экономической бизнес – среды.
Помимо этого большое внимание уделялось сценарному анализу
направлений стратегического развития компании, так как сценарный анализ
представляет собой интеграцию возможного развития будущего и выбранный тип реакции предприятия на такое развитие событий. Соответственно
для более точной разработки того или иного сценария, необходимо учесть
все факторы, влияющие на компанию, провести анализ сегментов рынка, на
которых она функционирует, проанализировать актуальную бизнес - среду и
стратегический потенциал компании.
В качестве примера был взят проект по разработке сценарных планов
действий по группе компаний «Татнефть» в условиях низких цен. Но прежде
чем перейти к оценке эффективности направлений стратегического развития
с использованием сценарного подхода, необходимо было провести анализ
деятельности и анализ финансово-хозяйственной деятельности на ПАО
«Татнефть», чтобы иметь представление о предприятии.92
Из анализа финансово- хозяйственной деятельности ПАО «Татнефть»
можно сделать вывод, что компания развивается, о чем свидетельствует положительная динамика роста объема нефти, а также рост прибыли. Доходы
компании возросли в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 18% (на 70,6
млрд. руб.), основную долю в которых составляет выручка от реализации добытой нефти, а именно 51,8%.Чистая прибыль компании за 2011-2015 гг.
увеличилась с 54 880 875 тыс. руб. до 85 008 738 тыс. руб., что говорит об
эффективности деятельности компании.
Затем был проведен анализ актуальной бизнес - среды и стратегического потенциала компании «Татнефть», в ходе которого были рассмотрены
бизнес – сегменты, в которых функционирует компания, составлены PEST- и
SWOT- анализы, приведены основные группы факторов, способных оказать
влияние на функционирование ПАО «Татнефть» и выделены основные тенденции развития рынка нефти. Данный анализ позволил выявить реальное
положение организации на рынке, которая характеризуется как успешная
компания, имеющая хорошую репутацию.
Исходя из приведенного анализа перспектив развития нефтехимической отрасли компания «Татнефть» в 2016 году начала проект по разработке
сценарных планов действий в условиях низких цен на нефть. В рамках данного проекта ПАО «Татнефть» выделяет 2 сценария развития.
Сценарий №1«Наиболее вероятный сценарий», который подразумевает
снижение цены на нефть, поддерживаемое «плавающим» курсом доллара и
характеризуется возможным ухудшением показателей финансовохозяйственной деятельности компании, а также сокращением источников для
финансирования инвестиционных проектов и социальных программ на 5-10
%. Данный сценарий включает мероприятия по оптимизации расходов компании с минимальным риском для производства.
Сценарий №2 «Стресс - сценарий», а именно снижение цены на нефть
при фиксированном курсе доллара. С целью недопущения дальнейшей девальвации рубля курс доллара может быть зафиксирован государством на93
предельно допустимом уровне. В таком случае при снижении цены ниже
30$/барр. отрицательные последствия для экономики компании будут ощутимыми, дефицит финансовых средств значительно увеличится.
Затем были выделены основные стратегии развития ПАО «Татнефть»
на 5 лет (2016-2020 гг.). В результате было получено 5 стратегий, а именно:
- стратегия №1 «Сворачивание производственных инвестиционных
программ развития и внешних соц. проектов»;
- стратегия №2 «Поддержание производства на минимальном уровне»;
- стратегия №3 «Сокращение низкоэффективного производства и приостановки начатых стратегических проектов»;
- стратегия №4«Ограничение внутренних социальных программ»;
- стратегия №5«Консервация неосновных производственных процессов
и имущества».
После выделения основных стратегий развития, компанией был определен требуемый размер инвестиций на 5 лет , который одинаков для всех
стратегий и равен 507 850 000 тыс.руб.
Далее были спрогнозированы показатели результатов деятельности
ПАО «Татнефть» на 2016–2020 гг. в зависимости от сценария, а именно рассчитан показатель NOPAT- чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов.
Затем в качестве основного индикатора, позволяющего оценивать перспективность реализации той или иной стратегии в условиях различных сценариев, был предложен показатель EVA, а также методика расчета данного
показателя по каждому варианту «стратегия - сценарий» на 5 лет.
После подсчета взвешенной EVA стратегии получили наибольший результат данного показателя по стратегии №4 «Ограничение внутренних социальных программ», который составляет 352 007 182,92 тыс.руб.
В завершении были сопоставлены результаты выбора стратегии компанией и нами. «Татнефть» в завершении проекта по разработке сценарных
планов действий по группе компаний в условиях низких цен на нефть выбрала стратегию №3 «Сокращение низкоэффективного производства и приостановки начатых стратегических проектов». Различия в выбранной стратегии
заключается в том, что нами был осуществлен более глубокий анализ стратегических направлений компании, а также рассчитаны показатели по оценке
выбранной стратегии в условиях различных сценариев, что ПАО «Татнефть»
не проводит.
Соответственно для того, чтобы сделать правильный выбор дальнейшего плана действий, компания должна проводить оценку стратегических планов с позиций вероятности их реализации. Для этого рекомендуется усовершенствованная методика проведения сценарного анализа направлений стратегического развития ПАО «Татнефть» с использованием показателя мониторинга
1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. — СПб: Питер, 2012 - 189c.
2. Бандхольд Х., Линдгрен М. Сценарное планирование: связь между бу-дущим и стратегией. / Бандхольд Х., Линдгрен М. — М.: Олимп биз¬нес. 2011. - 233 с.
3. Волков О.К. Экономика предприятия / О.К. Волков, В.К. Скляренко. - М.: «Дашков и К», 2016.-256с.
4. Дятловская И. С. Когнитивные модели создания стратегии при исполь-зовании сценарного подхода. / Дятловская И. С. // Журнал «Страте¬гии», №6,2012. - 196c.
5. Дятловская И. С. Мосты в будущее. / Дятловская И. // Журнал «Страте-гии», №5, 2013. - 217c.
6. Колбасов В. И. Сценарное планирование как эффективный метод раз-работки стратегии / Колбасов В. И. // «Креативная экономика», №8, 2012. - 124c.
7. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В., Бахтуров А.С., Мишенин М.В., Соколова И.А. Стратегические приоритеты и количественные ориентиры разви¬тия нефтегазового комплекса России на фоне современных экономиче¬ских тенденций. Минеральные ресурсы России. Экономика и управле¬ние. 2014. № 5. 187c.
8. Лаева Т. В. Сценарный анализ как основа стратегического планирова¬ния в организации / Лаева Т. В. // «Менеджмент в России и за рубе¬жом», №2, 2013. -168 c.
9. Матс Линдгрен, Ханс Бандхольд. Сценарное планирование: связь меж¬ду будущим и стратегией/[Пер. с англ. И. Ильиной].-М.:ЗАО «Олимп- Бизнес», 2012.-256 с: ил.
10. Мухина И.А. Экономика организации (предприятия) / И.А. Мухина, А.К. Багаутшинова.- М.: Книга, 2014.-320с.
11. Никьянова Л.И. Оценка инвестиционных проектов / Л.И. Никьянова, А.А. Жданов.- М.: Рецензия, 2016.-230С.
12. Сафронов Н.А. Экономика организации / Н.А. Сафронов.- М.: Зикани- ус, 2016.-246с.
13. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник. Практикум.5-е изд., перераб. и доп .-М.:Курс:Инфа-М, 2015.-389с
14. Степочкина А.А. Планирование и организация производства / А.А. Степочкина.- М.: Питер, 2014.-346с.
15. Томпсон Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. / Томпсон Артур А., Стрикленд А. Дж. - М.: Изд-во «Вильямс», 2012.
16. Bourgeois L. J. Strategic management from concept to implemention, Uni-versity of Virginia, Darden Graduate School of business, 1998.
17. Bradley Hoyt. Beyond scenarios: strategy alternatives using strategy options. Global Business Network . June/July, 2001
18. Godet Michel, Creating Futures: Scenario Planning as a Strategic Manage-ment Tool, Economica, 2012.
19. James A. Ogilvy, Creating Better Futures: Scenario Planning as a Tool for a Better Tomorrow, Oxford University Press, 2013.
20. Jay Ogilvy, Peter Schwartz, Plotting Your Scenarios. Global Business Net-work. December, 2011 - 275p.
21. Kees van der Heijen, Scenarios, Strategies and the Strategy Process. Nijen- rode University Press, 2012.
22. Kees van der Heijen. Scenarios - The Art of Strategic Conversation, John Wiley&Sons Limited, 2013 - 187p.
23. Liam Fahey, Robert Randall - Learning from the Future, John Wiley&Sons Limited, 2012 - 114p.
24. Mercer D. Scenarios made easy, Long Range Planning. — Vol. 28. — № 4. 2014. - 283p.
25.Schoemaker Paul J.H. Multiple Scenario Development: its conceptual and behavioral foundation // Strategic Management Journal. — Vol. 14. — № 3. 2012. — p. 193—213.
26. Актуальная страновая риск-премия исходя из статистических данных
А. Дамодарана URL: http: //pages.stern.nyu.edu/~adamodar/
27. Официальный сайт ПАО «Татнефть» http: //www. tatneft. ru/
28. Годовые отчеты компании «Татнефть» http: //www.tatneft.ru/aktsioneram- i-investoram/raskritie-informatsii/ezhegodniy-otchet/?lang=ru
29. Показатели безрисковых ставок
URL: http://www.cbr.ru/hd base/Default.aspx?Prtid=gkoofzmr
30. Статистические данные А. Дамодарана показателя бэтта по развиваю-щимся странам URL: http: //pages.stern.nyu.edu/~adamodar