ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Мышление и его виды 6
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
2.1 Методики развития образного мышления у учащихся в системе
дополнительного образования 15
2.2 Разработка рабочей программы по развитию образного мышления учащихся в
системе дополнительного образования 21
Выводы по второй главе 29
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И ВЫПОЛНЕНИЕ В НАТУРЕ
ПЛАТКА В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНЫЙ БАТИК 30
3.1 Национальные и исторические стили в искусстве 30
3.2 Разработка проекта платка в технике «холодный батик»
в национальном стиле 39
3.3 Выполнение проекта в натуре 43
Выводы по третьей главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Огромное значение в становлении личности человека занимает художественное творчество, являющееся неотъемлемой частью искусства. Будучи одним из
способов активизации воображения, художественное творчество развивает способность видеть и постигать прекрасное, развивает продуктивность мышления,
его гибкость, дает возможность увидеть природные задатки к какому-либо виду
деятельности, а также формирует условия для их реализации.
Тема выпускной работы звучит следующим образом – развитие образного
мышления учащихся при проектировании платков в технике холодный батик в
национальном стиле. И поскольку формирование и дальнейшее развитие воображения и образного мышления в полном объеме достигается посредством изобразительного искусства, а батик является одним из его видов, то я постараюсь изложить в данной дипломной работе всю глубину, необходимость и полезность данного вида в формировании и развитии образного мышления на примере проектирования серии платков в национальном стиле в технике холодный батик.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время, в век
высоких технологических прогрессов обществу и государству нужна всесторонне
развитая, нравственная личность, занимающая активную гражданскую и жизненную позицию.
Пожалуй, ни одному явлению в возрастной психологии не уделялось столь
много внимания, как мышлению и речи. Это можно объяснить тем, что речь и
мышление составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует
ученых в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой этой проблемы занимались такие видные психологи и педагоги, как Эльконин Д.Б., Ж. Пиаже, Зак А.З., и многие другие [2].
В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования различных
видов мышления, а в частности наглядно-образного, у детей старшего дошкольного возраста отражены в работах Выготского Л.С., Немова Р.С., Сохина Ф.А.,
Урунтаевой Г.А., Ядэшко В.И., Люблинской А.А., Брушлинского А.В., Блонского
П.П., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и др.5
Объектом исследования является образное мышление, а предметом исследования являются его составляющие, а также способы и методики его формирования и применения для учащихся дополнительного образования.
Цель работы – выявить эффективные методы развития образного мышления
учащихся в дополнительном образовании.
Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую и педагогическую литературу по теме.
2. Изучить более эффективные методики, занятия и программы по развитию
образного мышления у учащихся дополнительного образования.
3. Разработать образовательную программу «Батик» для учащихся дополнительного образования.
4. Разработать дизайн-проект платков в технике холодный батик.
Методы:
1. Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики. Изучение и обобщение сведений по теме.
2. Моделирование.
3. Сравнение.
Базой дипломного исследования послужил центр детского творчества МБУ
ДО, в котором осуществлялась опытно–экспериментальная работа и была пройдена педагогическая практика.
Теоретико–методологической базой исследования послужили теоретические
труды, научные подходы, концепции, методы системного и сравнительного анализа, методики обучения, выявления и развития мышления таких научных деятелей, как Джон Равен, Роджер Пенроуз, Сэмюэль Коос.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том,
что результаты исследования могут быть использованы педагогами в своей педагогической деятельности, а также студентами-практикантами.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников, приложений
В ходе исследования особенностей образного мышления, были изучены методики, программы, конспекты занятий, помогающие развить образное мышление, позволяющие диагностировать его уровень.
Целью исследования выпускной квалификационной работы было выявить
эффективные методы развития образного мышления у учащихся в дополнительном образовании. В ходе исследования была изучена учебно-методическая и педагогическая литература, проанализированы особенности развития и диагностики
образного мышления, выявлены наиболее удачные приемы и методики развития
образного мышления.
Также была разработана рабочая программа на тему «Батик» для учащихся в
дополнительном образовании. В программе заложены основы техники батик, а
также задействован ряд методик, направленных на развитие образного мышления.
В игровой форме учащиеся складывают из фрагментов целостные образы, на основе словесных инструкций выполняют творческие задания, создают композиции,
начиная с простых и продвигаясь к более сложным, оценивают свои работы и стараются увидеть различия с работами одногрупников.
В практической части исследования был разработан проект платка в национальном стиле.
Поставленные в ходе исследования задачи были решены, цели достигнуты.
Разработанная образовательная программа «Батик» может быть использована педагогами в процессе обучения детей в системе дополнительного образования.
1. Абрамова, О. А. Искусство батика для детей 5-7 лет. Планирование, кон¬спекты занятий, игры и методические рекомендации. Методическое пособие / О.А. Абрамовой. - СПб.: Детство - пресс, 2010. - 88 с.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышления дошкольников. UVD45 рефераты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uvd45.ru/1-kurs/1-analiz- psikhologopedagogicheskoi-literatury-po-probleme-razvit/
3. Википедия. Конструктивизм (искусство) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конструктивизм(искусство)
4. Википедия. Ар-деко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Ар-деко
5. Википедия. Модерн. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модерн
6. Википедия. Романтизм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Романтизм
7. Виды батика и секреты нанесения рисунка на ткань для начинающих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zhenskie-uvlecheniya.ru/texnika-i- vidy-batika-dlya-nachinayushhix-mini-enciklopediya-dlya-ishhushhix-novoe- xobbi.html
8. Вокабула. Энциклопедии, словари, справочники - онлайн. Краткий сло-варь психологических терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/краткий-словарь-психологических- терминов/мышление
9. Все об уходе за детьми. Методика кубиков Кооса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //tutmama.ru/rannee-razvitie/kubiki-koosa.html
10. Все рефераты. Методика кубики Кооса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //allrefs .net/c14/3 rf02/p 103/
11. Горев, П. М. Тренинг креативного мышления: учебно-методическое по¬собие / П.М. Горев, В.В. Утёмов. - Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. - 88 с.
12. Горев, П.М. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П.М. Горев, В.В. Утёмов. - Saarbrucken: Либроком, 2014. - 112 с.
13. Инфоурок. Методики исследования наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodiki-issledovaniya-naglyadnoobraznogo-mishleniya-detey-s- intellektualnoy-nedostatochnostyu-935292.html
14. Инфоурок. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/masterklass-hudozhestvennaya-obrabotka-tkaney-v-tehnike-batik- tehnolo giya-uzelkovo go-batika-1030480. html
15. Искусство батика. История и современность [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/5138897/post341138124
16. Кастль-Брайтнер, К. Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани / К. Кастль-Брайтнер. - М.: АРТ-Родник, 2008. - 48 с.
17. Каталог картинок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //sumkalife.ru/shablony-trafarety-kartin-dlya-batika
18. Колокольная галерея. Барановские ситцы - наш российский триумф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.showbell.ru/blo g/archives/9301
19. Лекции онлайн. Обучающий эксперимент на материале методики Кооса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lektsii.org/12-81114.html
20. Мастер-класс «Холодный батик» youtube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. youtube.com/watch?v=biVX7nBKq Cc
21. Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс]: / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. М. М. Зиновкина // Концепт. - Приложение № 28. - Киров: МЦИТО, 2014. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/static/files/28.pdf
22. Мир знаний. Исследование образного мышления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirznanii.com/a/197557/issledovanie-obraznogo-myshleniya
23. Народная культура. Платки Барановской мануфактуры [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа:
http://www.hnh.ru/handycraft/Shawls Baranovskaya Manufactory
24. Павлово-Посадская платочная мануфактура [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: http://platki.ru
25. Платок. Изделия по русским ремеслам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.russianarts.online/26810-platok/
26. Реферат рефератов. Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электрон¬ный ресурс]. - Режим доступа: http: //maj alis-vrn.ru/psixologiya/xarakteristika- naglyadno-obraznogo-myshleniya.html
27. Русские узоры, орнаменты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://solium.ru/forum/showthread.php?t=5951
28. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: http: //www.ozhe gov.org/words/16630.shtml
29. Союз образовательных сайтов Allbest. Особенности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00400689 0.html
30. Страна мастеров. Новые мастер-классы в технике батик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chelyabinsk.респонса.рф/page/foto-kartini- batik/images/
31. Студепедия. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //studepedia. org/index.php?vol=1 &post=47050
32. Студефайлес. Прогрессивные матрицы Равена. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.studfiles.ru/preview/5640589/
33. Теория дизайна интерьера. Исторические стили в дизайне. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.miralexir.ru/cat7 sub29prod7 3 3
34. Тесты-онлайн. Тест Равена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.tests-exam.ru/test-ravena.html
35. Ульяна Сергеенко. Русский женский платок - истории, традиции, совре¬менность [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //ulianasergeeva.livej ournal .com/3 868.html
36. Howtoall. Помощь по русскому языку. Словарь Ушакова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://how-to-all.com/значение:мышление
37. Lifeinternet. Романский стиль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post159932293
38. Myarticles. Стиль ренессанс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.my-article.net/get/дом-и-квартира/дизайн-интерьера/стиль-ренессанс