Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ СКУЛЬПТУРОЙ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Работа №94887

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДХШ 11
1.1. Понятие и содержание образного мышления в философии,
психологии и педагогике 11
1.2. Возрастные особенности развития образного мышления у
учащихся на занятиях скульптурой 16
ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ О11ЫТ11О- ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ 23
2.1. Организация и содержание опытно-поисковой работы с учащимися
в процессе занятий скульптурой 23
2.2. Результаты опытно-поисковой работы по развитию образного
мышления учащихся на занятиях скульптурой в ДХШ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Государственная политика в сфере образования уделяет особое внимание дополнительному образованию детей, направленному на развитие «творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании...» (Закон «Об образовании в Российской Федерации»)
Концепция развития дополнительного образования детей (2014) сформулирована цель развития дополнительного образования как «ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, искусству и спорту».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (17.12.2010 г.) сказано, что освоение предметов образовательной области «Искусство» направлено на осознание «значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности». В современной педагогической практике приоритет отдается развитию индивидуальности, а это предполагает вовлечение учащихся в различные виды художественной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей, как в учебной, так и во внеурочной работе.
Наиболее активно ребёнок проявляет индивидуальность в подростковом возрасте, когда происходит дальнейшее развитие самосознания, особой чертой которого являются размышления индивида о самом себе, о своих качествах и свойствах. У подростка, в отличие от младшего школьника, проявляется интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, обнаруживается стремление к утверждению собственного «я», к самовыражению (Э. А. Голубева, Е. П. Ильин, B. C. Мерлин, И. И. Резвицкий, В. М. Русалов).
В подростковом возрасте появляется стремление к творческому самовыражению в художественной деятельности. По наблюдениям педагогов-практиков, учащиеся стремятся не только овладеть разными техниками выполнения творческого продукта, но и художественными стилями, собственной манерой отображения мира посредством искусства. Здесь у подростков проявляется феномен авторства, что позволяет говорить о развитии творческой индивидуальности подростков, под которой понимается интегративное качество личности (З. Н. Новлянская, A. A. Мелик-Пашаев, В. И. Слободчиков и др.).
Образное мышление выполняет специфические функции в разнообразных сферах человеческой деятельности: трудовой, художественной, конструкторской, научной и т.д. Способность мыслить в образах, оперировать образами, так, или иначе необходима каждому человеку для полноценного осуществления его жизнедеятельности, составляет условие успешного развития личности. Высшие формы образного мышления наиболее эффективно развиваются в процессе занятий искусством (Э.В. Ильенков).
Исследованиями психологов установлено, что мозг человека легче воспринимает двухмерные объекты, чем объёмные. Например, человеку несложно оценить отрезок на плоскости, сложнее оценить площадь и объём скульптурной композиции. По этой причине, занятия скульптурой оказывают мощное влияние на развитие художественных способностей учащихся в целом, и на развитие образного мышления в частности.
В специальной литературе содержатся указания на важную роль образного мышления в психическом развитии детей (Р. Арнхейм, Б.И. Беспалов, Л.А. Венгер, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская).
В настоящее время проведены многочисленные исследования, связанные с развитием образного мышления в детском возрасте (Р. Арнхейм.Д. Брунер, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Н.Н.
Поддьяков, И.С. Якиманская и др.). В них отмечается, что при решении практических задач образное мышление проявляется как умение совершать пространственные преобразования и устанавливать пространственные отношения. Эти умения начинают развиваться еще в дошкольном возрасте у детей в предметно-манипулятивной и игровой деятельности, а также в процессе рисования или конструирования (А.Д. Исмаилов, Ю.В. Малеев).
Психологические особенности развития образного мышления в среднем школьном возрасте получили достаточное освещение в литературе, однако существующая практика обучения не в полной мере обеспечивает развитие образного мышления детей. Кроме этого, значительное преобладание вербальных методов обучения оставляет ещё меньше возможностей для развития образного мышления учащихся. Резервы развития образного мышления у обучающихся, скрытые в занятиях разными видами изобразительного искусства, в частности скульптурой, используются недостаточно.
Актуальность данной темы состоит в том, что в период системного кризиса в России в начале 90-х годов прошлого столетия, «Скульптура», как учебная дисциплина в системе ДХШ утратила свои позиции в сравнении с другими дисциплинами, т.к. перешла в область факультативных занятий, или предметов по выбору. Это было обусловлено экономическими затратами занятий скульптурой, отсутствием необходимой материально-технической базы, специально оборудованных помещений и т.д.
Опыт работы в системе дополнительного художественного образования детей показывает, что интерес учащихся к занятиям скульптурой достаточно живой, зачастую превышает реальные возможности образовательного учреждения в вопросе создания крепкой материально­технической базы для занятий скульптурой. Основной проблемой являются нехватка помещений, необходимого оборудования, отсутствие преподавателя-скульптора. По этой причине уроки скульптуры сводятся к занятиям лепкой с преподавателем внутри отдельно взятого класса. На сегодняшний день, наблюдается положительная тенденция развития данной дисциплины; скульптуре как программному предмету уделяется гораздо больше внимания, чем два-три года назад. Это связано, с одной стороны, с появлением ФГТ по предмету «Скульптура», и, с другой стороны, появлением авторских программ преподавателей ДХШ и ДШИ.
В ходе исследования выявлены следующие противоречия:
• между содержанием нормативных документов, социальными потребностями в необходимости наращивания творческого потенциала личности учащихся и недостаточным вниманием к проблеме развития образного мышления в практике работы детских художественных школ;
• между разработанностью проблемы развития образного мышления в психологии и педагогике, и недостатком научных исследований применительно к занятиям скульптурой в детских художественных школах;
• между наличием методического обеспечения развития образного мышления применительно к музыкальному образованию и их отсутствием в процессе занятий скульптурой в условиях ДХШ.
Проблема исследования состоит в поиске путей развития образного мышления у подростков в процессе освоения дисциплины «Скульптура» в детской художественной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс методов развития образного мышления учащихся на занятиях скульптурой в детской художественной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях скульптурой в детской художественной школе.
Предмет исследования: комплекс общепедагогических и специфических методов обучения, направленных на формирование образного мышления у подростков в детской художественной школе.
Гипотеза исследования: развитие образного мышления будет более эффективным, если:
• учитывать возрастные и психологические особенности учащихся подросткового возраста;
• использовать комплекс общепедагогических; объяснительно- иллюстративного, проблемного, упражнения и специфических методов обучения; трансформации, ассоциации и импровизации, направленных на развитие образного мышления у подростков в процессе занятий скульптурой;
• разработать практические задания для учащихся в процессе занятий скульптурой.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по исследуемой проблеме; охарактеризовать понятие «Образное мышление» применительно к занятиям скульптурой с учащимися среднего возраста;
2) охарактеризовать возрастные и психологические особенности учащихся среднего возраста;
3) охарактеризовать комплекс общепедагогических методов;
объяснительно-иллюстративного, проблемного, упражнения и
специфических методов обучения; трансформации, ассоциации и импровизации, обеспечивающих развитие образного мышления у подростков;
4) провести опытно-поисковую работу по развитию образного мышления у подростков на занятиях скульптурой в детской художественной школе, обобщить результаты, сделать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ философской, психолого­педагогической, искусствоведческой и методической литературы; анализ учебных программ для учащихся ДХШ; обобщение;
• эмпирические - наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа, обобщение передового педагогического опыта, анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
Методологическая основа исследования:
• основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.);
• основные положения теории и методики обучения изобразительному искусству и скульптуре (Б. М. Неменский, Н. А. Сокольникова, В.А. Ватагин, Н.С. Одноралов, Д.И. Киплик);
• основные положения психолого-педагогической диагностики в изобразительной деятельности и скульптуре (А. Л. Венгер, В. И. Киреенко, Н. П. Сакулина и др.);
• основные положения методологии о проведении научно­педагогического исследования (В. И. Загвязинский, А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.).
Опытной базой исследования явилась Детская Художественная Школа г. Ревды Свердловской области в 2018-2019 учебном году. В опытной работе приняли участие 20 учащихся...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснован и опытным путём проверен комплекс методов и приемов обучения, обеспечивающих развитие образного мышления учащихся на занятиях скульптурой в детской художественной школе.
Изучена и проанализирована литература по исследуемой проблеме; охарактеризовано понятие «Образное мышление». Под образным мышлением понимается процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды.
Охарактеризованы общие и специальные представления об образном мышлении. Под общим образным мышлением подразумевается мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. К художественному образному мышлению можно отнести образное мышление, которое реализуется на основе представлений, воспоминаний того, что человек видел раньше, где образы извлекаются из памяти, или создаются заново для создания художественного замысла, и последующей его реализации в материале.
Дано определение понятию «Образное мышление» применительно к занятиям учащихся скульптурой в детской художественной школе. Под образным мышлением понимается проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством скульптурного произведения. Отличительные особенности образного мышления в обучении скульптуре включают яркость художественного восприятия и воплощения образов в скульптуре, оригинальность исполнительского мастерства учащихся, индивидуальное своеобразие замыслов и поиск новых средств их художественного воплощения.
Охарактеризованы возрастные и психологические особенности учащихся среднего возраста: мышление, воображение, восприятие, память и др. Отличительные особенности познавательных процессов учащихся среднего возраста состоят в том, что мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет), главным образом, оперирует знаниями, усвоенными словесно. В подростковом возрасте происходят ощутимые сдвиги в развитии мыслительной деятельности обучающихся, происходит развитие образного мышления, абстрактно-логического, мыслительных операций анализа, синтеза и обобщений. Большие возможности для развития образного мышления подростка представляют занятия скульптурой.
Охарактеризован комплекс общепедагогических и специфических методов обучения, обеспечивающих развитие образного мышления у подростков. Общепедагогические методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный метод, метод упражнения; специфических методов обучения: трансформации, ассоциации и импровизации.
Применение общепедагогических методов обеспечивает усвоение знаний, технических умений, навыков и совершенствование их выполнения, формирует приемы образного мышления, умение переносить знания и умения в новую ситуацию, преобразовывать известные способы деятельности и создавать новые.
Применение специфических методов обучения скульптуре направлено на развитие образного мышления, креативности, фантазии учащихся посредством скульптурных навыков и умений в художественной деятельности.
В диссертации описана организация и проведение опытно-поисковой работы, проведенной на базе Детской Художественной Школы г. Ревды в 2018-2019учебном году.
Цель опытной работы: проверить практически комплекс общепедагогических и специфических методов обучения скульптуре в процессе выполнения вариативных заданий, обеспечивающих развитие образного мышления учащихся на занятиях скульптурой.
Задачи опытно-поисковой работы:
1) разработать вариативные задания для учащихся детской художественной школы и описать методы обучения в процессе их выполнения;
2) сформировать критерии и условные уровни оценивания выполнения вариативных заданий;
3) описать полученные результаты, подвести итоги опытной работы.
Описаны вариативные задания, направленные на развитие образного мышления учащихся на занятиях скульптурой в детской художественной школе:
• лепка листа клёна на плинте по воспоминанию;
• лепка ветки клёна на плинте по представлению;
• лепка простого растительного орнамента на плинте;
• лепка простых геометрических тел на плинте;
• лепка простого натюрморта на плинте;
• лепка драпировки с передачей эмоционального состояния «покой», «праздник», «восторг» и т.д.;
• лепка одной фигуры на плинте с передачей общих пропорций и настроения;
• лепка композиции из двух фигур на плинте, с общей центральной осью, с передачей их взаимодействия;
- лепка портретной фигуры известного персонажа, на основе прочитанной биографии;
• разработка эскизов композиции на бытовую тему с двумя фигурами и уместным декором в трёх проекциях;
• лепка скульптурной композиции на бытовую тему из двух фигур на основании разработанных эскизов, с решением пластических задач, с выражением эмоционального состояния персонажей;
• выполнение скульптурной композиции в абстрактных формах на основе прослушанного музыкального произведения.
Указан комплекс методов обучения при выполнении вариативных заданий на занятиях скульптурой с подростками в детской художественной школе, направленных на развитие воображения, фантазии и креативности. Общепедагогические методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения, упражнение; специфические методы: метод импровизации, методы трансформации, метод ассоциации.
Сформированы критерии и условные уровни оценивания выполнения вариативных заданий по скульптуре для учащихся детской художественной школы:
3) умение передать пропорции в скульптурной композиции;
2) умение передать выразительность, пластику и эмоциональность в скульптурной композиции.
Определены три уровня оценивания выполнении вариативных заданий: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень выполнения вариативных заданий характеризуется умением передать основные пропорции, выразительную пластику изображаемого, способностью передавать эмоциональность в композиции самостоятельно.
Средний уровень выполнения вариативных заданий характеризуется умением передать основные пропорции, выразительную пластику изображаемого, передать эмоциональность в композиции при помощи преподавателя.
Низкий уровень выполнения вариативных заданий характеризуется неумением передать основные пропорции, выразительную пластику изображаемого, неумением передать эмоциональность в композиции.
Охарактеризованы результаты констатирующего, формирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы.
На констатирующем этапе выявлен уровень развития образного мышления учащихся на занятиях скульптурой в детской художественной школе:
• высокий уровень отмечен у 15 % учащихся; этот уровень
характеризуется умением передавать пропорции, пластичность и эмоциональность в скульптурной композиции самостоятельно;
• средний уровень у 50 % учащихся; уровень характеризуется умением передавать пропорции, пластичность и эмоциональность в скульптурной композиции при помощи преподавателя;
• низкий уровень у 35 % учащихся; уровень характеризуется неумением передавать пропорции, пластичность и эмоциональность в скульптурной композиции.
На формирующем этапе опытной работы мы проверяли на практике комплекс общепедагогических и специфических методов обучения, обеспечивающих развитие образного мышления учащихся на занятиях скульптурой в детской художественной школе в процессе выполнения вариативных заданий: общепедагогические методы обучения
(объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения, упражнение) и специфические методы (метод импровизации, методы трансформации и ассоциации).
Результаты итогового этапа опытно-поисковой работы показали эффективность проделанной работы:
• у 25% учащихся отмечен высокий уровень выполнения заданий, характеризующийся умением передавать пропорции, пластичность и эмоциональность в скульптурной композиции самостоятельно;
• у 55% учащихся отмечен средний уровень, характеризующийся умением передавать пропорции, пластичность и эмоциональность в скульптурной композиции при помощи преподавателя;
• у 20% учащихся отмечен низкий уровень, характеризующийся неумением передавать пропорции, пластичность и эмоциональность в скульптурной композиции.
Итак, проведение опытно-поисковой работы показало, что применение разработанного комплекса методов в процессе выполнения вариативных заданий обеспечивает развитие образного мышления учащихся на занятиях скульптурой в детской художественной школе. Среди общепедагогических методов: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения, упражнение; среди специфических методов: метод импровизации, методы трансформации, метод ассоциации.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: развитие образного мышления на занятиях скульптурой будет более эффективным, если:
• учитывать возрастные и психологические особенности учащихся подросткового возраста;
• использовать комплекс общепедагогических; объяснительно­иллюстративного, проблемного, упражнения и специфических методов обучения; трансформации, ассоциации и импровизации на занятиях скульптурой;
• разработать практические задания для учащихся в процессе занятий скульптурой.
Теоретическая значимость исследования состоит:
• в уточнении понятия «Образное мышление» применительно к занятиям скульптурой с учащимися среднего возраста в условиях ДХШ, под которым понимается проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством скульптурного произведения;
• в обосновании комплекса общепедагогических методов:
объяснительно-иллюстративного, проблемного, упражнения, и
специфических методов обучения: метода трансформации, ассоциации, импровизации, обеспечивающих развитие образного мышления у учащихся среднего возраста на занятиях скульптурой в ДХШ.
Практическая значимость исследования заключается:
• в формировании критериев и условных уровней развития образного мышления у учащихся среднего возраста на занятиях скульптурой в ДХШ:
1) умение передать пропорции в скульптурной композиции;
2) умение передать выразительность, пластику и эмоциональность в скульптурной композиции.
• в разработке вариативных практических заданий для учащихся в процессе занятий скульптурой.


1. Алексеева Л. В. Скульптура. Москва: Просвещение, 1964. 52 с.
2. Аристотель. Поэтика / Пер. М. М. Позднева. СПб.: Амфора, 2008. 320 с.
3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. / ред. В. Ф. Асмус. Москва: Мысль, 1976. 550 с.
4. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Трилогия. Москва: 2002. 672 с.
5. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики. Казань, 1961. 326 с.
6. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. Москва: Искусство, 1990. 399 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. В. Н. Самохина / Общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. Москва: Прогресс, 1974. 180 с.
8. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 3-9.
9. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. Москва: Просвещение, 1977. 192 с.
10. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Москва: 1911. 254 с.
11. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. Mосква: 1939. 207 с.
12. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Т. 1. / Сост. и авт. вступ. ст. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская, под ред. А. В. Петровского. Москва: Педагогика, 1979. 304 с.
13. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. Москва: Просвещение, 1986. 126 с.
14. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. Краснодар, 1992. 27 с.
15. Бурдель Э. А. Искусство скульптуры / Пер. с фр., вступ. ст., сост. и коммент. В. Н. Прокофьева. Москва: Искусство, 1968. 311 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ