Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования качества и
конкурентоспособности производства
1.1 Сущность и содержание понятия качество 7
1.2 Зависимость конкурентоспособности продукции от уровня ее
качества 25
1.3 Японский опыт управления качеством на примере фирмы
«Toyota» 32
Глава 2 Анализ эффективности системы менеджмента качества в ОАО «Вакууммаш»
2.1 Общая характеристика ОАО «Вакууммаш». Анализ технико¬
экономических показателей 44
2.2 Анализ результативности СМК в ОАО
«Вакууммаш» 52
2.3 Проблемы и перспективы развития системы менеджмента качества
в ОАО «Вакууммаш» 58
Глава 3 Пути повышения СМК в ОАО «Вакуууммаш»
3.1 Бережливое производство на предприятии ОАО
«Вакууммаш» 63
3.2 Статистические методы контроля и управления
процессами 78
3.3 Внедрение автоматизированной системы управления 85
Заключение 89
Список использованной литературы
В процессе становления рыночных отношений в отечественной экономике накопилось много проблем, необходимость скорейшего разрешения которых вполне очевидна. Одна из них как обеспечение эффективного развития машиностроительных предприятий и повышение их конкурентоспособности приобретает особую значимость.
С усилением мирохозяйственных связей увеличился доступ на национальный рынок иностранных конкурентов, и появилась потенциальная возможность отечественных машиностроительных предприятий улучшить своё положение на мировом рынке. Однако с переходом на новые условия хозяйствования выяснилось, что продукция многих отечественных предприятий - производителей машиностроительной продукции во многих случаях оказалась недостаточно конкурентоспособной на мировом рынке. Сейчас ни одному товаропроизводителю невозможно продвинуть на рынок товар, который по своим техническим и качественным характеристикам находится на уровне 70-80 годов минувшего столетия. Для того, чтобы занять на рынке достойное место следует производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию.
Однако со временем для поддержания своего конкурентного статуса организациям уже было недостаточно доказательств того, что организованный ими процесс производства продукции способен обеспечить оговоренный уровень качества. Этому способствовало дальнейшее ужесточение конкуренции, направление развития которой во многом было предопределено новой методологией управления качеством продукции и услуг.
Современный этап развития методологии качества охватывает не только проблемы качества продукции и услуг, но и качество самого управления, которое непосредственно отвечает за процесс формирования соответствующего уровня качества продукции.
Следствием этого являются получившие широкое распространение системы менеджмента качества (СМК), которые, как правило, становятся управляющей подсистемой любого производства, охватывая все стадии деятельности предприятия. Сами международные стандарты МС ИСО серии 9000 имеют статус формализованной концентрации методологии Всеобщего управления качества (TQM). Развитие МС ИСО серии 9000 происходит довольно динамично. В серию ISO 9000 входят нескольких стандартов, основным из которых является ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008). Стандарт ИСО 9001:2008 полезен, в первую очередь своей универсальностью, которая и предопределила его популярность во всем мире. Стандарт не устанавливает жестких критериев качества продукции, а касается лишь управленческих процессов на предприятии. Внедрение СМК на предприятии позволяет сделать бизнес более прозрачным, понятным, отказаться от лишних процедур и тем самым существенно снизить производственные расходы.
В отличие от ряда европейских стран в России внедрение СМК и получение сертификата на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2008 является процедурой абсолютно добровольной. Однако, несмотря на добровольность получения сертификата ИСО 9001:2008 все большее число деловых людей начинает понимать важность данного документа. Без такого сертификата практически закрыт доступ к государственным аукционам и конкурсам, что может лишить если не всего, то существенной доли бизнеса. С учетом тех средств, которые органы власти выделяют по тем или иным лотам все расходы на сертификацию СМК могут окупиться уже после первого удачно выигранного конкурса. Именно по этой причине многие представители отечественного бизнеса все охотнее внедряют у себя СМК и стремятся получить сертификат ИСО 9000.
Кроме того, сертификат ИСО 9001:2008 просто необходим всем тем, кто пытается привлечь иностранные инвестиции или выйти со своими товарами и услугами на международный рынок. В Европе это уже давно своего рода элемент деловой культуры и отсутствие сертификата ИСО 9000 заметно снижает репутацию компании в глазах потенциальных клиентов или партнеров.
Таким образом, несмотря на практически полную добровольность сертификации ISO 9000, сегодня эту процедуру смело можно назвать необходимой. Просто реалии рыночных отношений и постоянно растущей конкуренции, делают сертификат ГОСТ Р 9001-2008 одним из важнейших документов для успешного ведения бизнеса в нашей стране.
Целью работы является разработка предложений для повышения эффективности и результативности СМК ОАО «Вакууммаш».
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы системы менеджмента качества;
- провести анализ и оценку эффективности и результативности СМК ОАО «Вакууммаш»;
- определить пути повышения СМК для ОАО «Вакууммаш».
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством провести анализ системы управления качеством на предприятии ОАО «Вакууммаш».
Объектом исследования работы является СМК ОАО «Вакууммаш»
Предметом исследования - анализ и оценка эффективности и результативности СМК на примере ОАО «Вакууммаш».
Практическая значимость работы заключается в том, что проводимый анализ деятельности предприятия в области качества, а так же предложенные мероприятия для повышения эффективности и результативности СМК могут быть рассмотрены в качестве дополнительного материала при принятии управленческих решений.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы. В первой главе изучена сущность и содержание понятия качества, зависимость конкурентоспособности продукции от уровня ее качества; приведен в качестве примера Японский опыт управления качеством фирмы «Toyota».
Во второй главе дается общая характеристика деятельности предприятия; анализируются технико-экономические показатели, проводится анализ результативности СМК; описывается проблемы и перспективы развития СМК в ОАО «Вакууммаш».
В третьей главе даны рекомендации по улучшению СМК в ОАО «Вакууммаш».
В заключении подведены итоги по проделанной работе.
В ходе написания дипломной работы поставленная цель была достигнута, задачи решены. Проведенный анализ эффективности системы менеджмента качества в ОАО «Вакууммаш» позволил выделить следующие итоги:
Для обеспечения соответствия уровня производимой техники требованиям рынка, для выживания в условиях глобальной конкуренции, на «Вакууммаше» успешно внедрена и действует система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандарта ISO 9001.
С целью оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества на ОАО «Вакууммаш» проводятся внутренние аудиты и мониторинг. Аудит обеспечивает соответствие системы качества установленным требованиям, оценивает сильные и слабые стороны системы и выявляет возможности улучшений.
Чтобы избавиться от потерь,- действий, которые не создают ценность, предприятие осуществляет внедрение элементов методики «Бережливое производство».
Основными проблемами организации является: изготовление
некачественной продукции, задержка поставок, нехватка
квалифицированных кадров, низкая мотивация персонала.
Для анализа проблемы изготовления некачественной продукции построена диаграмма причины-следствия Исикавы и сделаны выводы.
В ОАО «Вакууммаш» есть как проблемы, так и перспективы. О перспективах говорят такие факты как:
6. Осуществление внедрения элементов методики «Бережливое производство»
7. Модернизация производства
8. Подписание контрактов с иностранными партнерами
Чтобы появились новые возможности и перспективы организации,
нельзя забывать и о существующих задачах. Так как одним из главных
88
проблем является выпуск некачественной продукции, необходимо бороться непосредственно с ее причинами, что уменьшит возникновение бракованной продукции.
Несмотря на существующие недочеты, система менеджмента качества соответствует требованиям ИСО 9001 и заявленной Политике качества ОАО «Вакууммаш» и является результативной, так как продукция остается востребованной на рынке и идет постоянное развитие предприятия.
В качестве рекомендации были предложены следующие мероприятия:
1. Внедрение элементов бережливого производства;
2. Внедрение автоматизированной системы управления;
3. Применение статистических методов контроля и управления процессами;
4. Способы повышения мотивации и улучшения качества работы сотрудников.
1. Аристов О.В. Управление качеством/ О.В. Аристов.- М.: 2006.-240с.
2. Варакута С.А. Управление качеством продукции / С.А. Варакута. - М.:2008.- 7с.- (Показатели надежности продукции).
3. Всеобщее управление качеством Total Quality Management (TQM)/ Глудкин О.П.[и др.].- М.: 2001.
4. Деминг В.Е. Новая экономика. /В.Е. Деминг.- М.: Эксмо, 2006. (Пер. с англ.)
5. Елиферов В. Г.Управление качеством /В.Г. Елиферов.-М.:2006
6. Зекунов А.Г. Управление качеством /А.Г.Зекунов.-М.:2013.
7. Коноплев С.П./ Управление качеством / С.П. Коноплев. - М.:2012.
8. Кумэ Х.Статистические методы повышения качества./ Х.Кумэ. - М.:1990. (перевод с англ. Ю.П.Адлера, Л.А.Конаревой)
9. Луйстер Т., Теппинг Д. Бережливое производство. От слов к делу. Стандарты и качество, 2008. - 32 с.
10. Манзур И.И. Управление проектами/ И.И. Манзур, Шапиро В.Д.- 6 изд., стер.- М.:2010.-960 с.
11. Менеджмент качества. Диаграмма Паретто. - [ Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.kpms .ru/Implement/Qms_Pareto_Chart.htm, свободный.
12. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / Пер. с англ. / Под ред. Й. Кондо. — Н. Новгород: СМЦ "Приоритет", 2002. — 206с.
13. Никифоров А.Д. Управление качеством/А.Д. Никифоров.- М.:2006.-719с.
14. Отчет по результатам анализа состояния, функционирования и результативности СМК на ОАО «Вакууммаш» за 2011г.
15. Отчет по результатам анализа состояния, функционирования и результативности СМК на ОАО «Вакууммаш» за 2012г.
16. Отчет по результатам анализа состояния, функционирования и результативности СМК на ОАО «Вакууммаш» за 2013г.
17. Принципы "Шесть сигм". Сб. статей / Пер. с англ. — Н. Новгород, СМЦ "Приоритет", 2000.
18. Постулаты Деминга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/books-text-2651 .html, свободный.
19. Прохоров Ю.К. Управление качеством/Ю.К. Прохоров.- СПб.:2008.- 125с.
20. Руководство по качеству ОАО «Вакууммаш»
21. Корпоративная газета ОАО «Вакууммаш». - № 9. - Ноябрь 2013г.
- С. 3
22. ОАО Вакууммаш. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///D:/Downloads/Годовой+отчет+за+2012г. ОАО «ВАКУУММАШ», свободный.
23. ОАО Вакууммаш. Вакууммаш сегодня. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vacma.ru/about/company/, свободный.
24. ОАО «Вакууммаш». Сотрудничество с Oerlikon Leybold Vacuum.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://vacma.ru/about/company/leybold/, свободный.
25. Оперативное планирование СТО 01.017-2013
26. Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе. Гармоничная система качества - основа эффективного менеджмента. М.: РИА «Стандарты и качество», 2006.
27. Порядок планирования и проведения планово¬
предупредительного ремонта СТО 01.028-2013
28. Современное управление качеством. - [Электронный ресурс].-
Режим доступа: http://www.center-yf.ru/data/Menedzheru/Sovremennoe-
upravlenie-kachestvom.php, свободный.
29. Статистические методы контроля качества. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/statisticheskie- metody-kontrolya.html, свободный.
30. Система контроля исполнения поручений и документов. -
[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.escom-
bpm.com/services/38.html, свободный.
31. Электронная система обработки данных. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
slovari.yandex.ru/~книги/Лопатников/Электронная/система/обработки/данны, свободный.
32. www.stq.ru - комплексный и обзорный сайт журнала «Стандарты и качество» и его приложений.