Современные тенденции и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России (на примере Республики Татарстан)
|
Введение 3
1. Теоретические основы развития малого и среднего бизнеса 6
1.1. Сущность и классификации малого и среднего бизнеса 6
1.2. Методы и инструменты развития малого бизнеса в России и за
рубежом 15
1.3. Нормативно-правовая база регулирования малого и среднего бизнеса
в России и Республике Татарстан 27
2. Анализ современных тенденций и проблем развития малого и среднего
бизнеса в Республике Татарстан 39
2.1. Роль малого и среднего бизнеса в региональной экономике 39
2.2. Анализ системы государственной поддержки малого и среднего
бизнеса в регионе 44
2.3. Проблемы государственного регулирования малого и среднего
бизнеса в РТ 63
3. Основные направления совершенствования развития малого и среднего
бизнеса в Республике Татарстан 70
3.1. Повышение эффективности государственной поддержки малого и
среднего бизнеса в РТ 70
3.2. Возможности использования зарубежного опыта развития малого и
среднего бизнеса в РТ 75
Заключение 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Приложения
1. Теоретические основы развития малого и среднего бизнеса 6
1.1. Сущность и классификации малого и среднего бизнеса 6
1.2. Методы и инструменты развития малого бизнеса в России и за
рубежом 15
1.3. Нормативно-правовая база регулирования малого и среднего бизнеса
в России и Республике Татарстан 27
2. Анализ современных тенденций и проблем развития малого и среднего
бизнеса в Республике Татарстан 39
2.1. Роль малого и среднего бизнеса в региональной экономике 39
2.2. Анализ системы государственной поддержки малого и среднего
бизнеса в регионе 44
2.3. Проблемы государственного регулирования малого и среднего
бизнеса в РТ 63
3. Основные направления совершенствования развития малого и среднего
бизнеса в Республике Татарстан 70
3.1. Повышение эффективности государственной поддержки малого и
среднего бизнеса в РТ 70
3.2. Возможности использования зарубежного опыта развития малого и
среднего бизнеса в РТ 75
Заключение 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Приложения
Устойчивое развитие экономики страны неосуществимо без эффективного малого и среднего предпринимательства (МСП), которое не только создает определенную часть продукции, но и содействует созданию новых рабочих мест и повышает уровень самозанятости и самообеспечения народонаселения. Также МСП быстрее реагирует и приспосабливается к изменениям и требованиям в экономике.
Актуальностью исследования является то, что малое предпринимательство сейчас является неотъемлемым элементом нынешней рыночной системы, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство - это ведущий сектор экономики, который определяет структуру валового национального продукта, а так же темпы экономического роста. Большое число предпринимательских организаций, действующих в экономической среде - необходимый фактор результативной работы рынка. Создание подходящих условий для создания малого и среднего бизнеса и его развития, дает населению возможность получения дохода, а государству - налогов.
В экономическом хозяйстве каждой страны предпринимательству уделяется особое значение. Этот вид деятельности влияет как на экономический рост, так и в некоторой степени помогает государству решать некоторые социальные проблемы.
МСП имеет высокую зависимость от внешней среды и имеет ряд факторов, общеэкономического и организационного характера которые сдерживают его развитие.
Мощнейшим стимулом для малого бизнеса является привлечение его на аутсорсинг средними и крупными компаниями - заказчиками технологической продукции. В этом случае малый бизнес будет развиваться, а вместе с ним будет крепнуть средний бизнес, занятый в переработке.
Объектом исследования является сектор малого и среднего предпринимательства, малые предприятия в РФ и РТ и их развитие.
Предметом исследования являются методы развития форм государственной поддержки МСП, а так же проблемы малого и среднего бизнеса в РФ.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по развитию малого и среднего бизнеса в РФ и РТ.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы развития малого и среднего бизнеса, в том числе сущность и классификации МСП, методы развития и нормативную базу;
• провести анализ современных тенденций и проблем развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан;
• выявить основные направления совершенствования развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Теоретической базой исследования являются законодательные и нормативные акты, а также работы отечественных авторов по вопросам развития предпринимательской деятельности субъектов МСП, в числе которых можно отметить Саркисову Р.А., Нурмухаметова А.В., Гусеву Т.А., Гришину К.В., Леташову И.С., Панько Е.Ю.
Кроме того использовались материалы федеральной и региональной службы государственной статистики по развитию малого предпринимательства. В работе были использованы основные параметры программ развития предпринимательства, разработанные министерством экономического развития РФ и министерством экономики РТ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении были определены цели и задачи, указана теоретическая и эмпирическая база, показана актуальность и практическая значимость работы.
В первой главе были описаны теоретические основы развития малого и среднего бизнеса, в том числе его сущность и классификации, методы и инструменты развития МСП в России и за рубежом, нормативно-правовая база регулирования МСП в РФ и РТ.
Во второй главе был проведен анализ современных тенденций и проблем развития МСП в РТ, а именно роли малого и среднего бизнеса в региональной экономике, анализ системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, проблемы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РТ.
В третьей главе были описаны основные направления совершенствования развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, а именно повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РТ и возможности использования зарубежного опыта развития малого и среднего бизнеса в РТ, были определены наиболее действенные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, принятым в мировой практике и имеющим возможность быть адаптированными в России.
В заключении были подведены итоги исследования и выведен общий результат, а также определена значимость исследования для возможного дальнейшего применения.
Актуальностью исследования является то, что малое предпринимательство сейчас является неотъемлемым элементом нынешней рыночной системы, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство - это ведущий сектор экономики, который определяет структуру валового национального продукта, а так же темпы экономического роста. Большое число предпринимательских организаций, действующих в экономической среде - необходимый фактор результативной работы рынка. Создание подходящих условий для создания малого и среднего бизнеса и его развития, дает населению возможность получения дохода, а государству - налогов.
В экономическом хозяйстве каждой страны предпринимательству уделяется особое значение. Этот вид деятельности влияет как на экономический рост, так и в некоторой степени помогает государству решать некоторые социальные проблемы.
МСП имеет высокую зависимость от внешней среды и имеет ряд факторов, общеэкономического и организационного характера которые сдерживают его развитие.
Мощнейшим стимулом для малого бизнеса является привлечение его на аутсорсинг средними и крупными компаниями - заказчиками технологической продукции. В этом случае малый бизнес будет развиваться, а вместе с ним будет крепнуть средний бизнес, занятый в переработке.
Объектом исследования является сектор малого и среднего предпринимательства, малые предприятия в РФ и РТ и их развитие.
Предметом исследования являются методы развития форм государственной поддержки МСП, а так же проблемы малого и среднего бизнеса в РФ.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по развитию малого и среднего бизнеса в РФ и РТ.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы развития малого и среднего бизнеса, в том числе сущность и классификации МСП, методы развития и нормативную базу;
• провести анализ современных тенденций и проблем развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан;
• выявить основные направления совершенствования развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Теоретической базой исследования являются законодательные и нормативные акты, а также работы отечественных авторов по вопросам развития предпринимательской деятельности субъектов МСП, в числе которых можно отметить Саркисову Р.А., Нурмухаметова А.В., Гусеву Т.А., Гришину К.В., Леташову И.С., Панько Е.Ю.
Кроме того использовались материалы федеральной и региональной службы государственной статистики по развитию малого предпринимательства. В работе были использованы основные параметры программ развития предпринимательства, разработанные министерством экономического развития РФ и министерством экономики РТ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении были определены цели и задачи, указана теоретическая и эмпирическая база, показана актуальность и практическая значимость работы.
В первой главе были описаны теоретические основы развития малого и среднего бизнеса, в том числе его сущность и классификации, методы и инструменты развития МСП в России и за рубежом, нормативно-правовая база регулирования МСП в РФ и РТ.
Во второй главе был проведен анализ современных тенденций и проблем развития МСП в РТ, а именно роли малого и среднего бизнеса в региональной экономике, анализ системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, проблемы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РТ.
В третьей главе были описаны основные направления совершенствования развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, а именно повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РТ и возможности использования зарубежного опыта развития малого и среднего бизнеса в РТ, были определены наиболее действенные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, принятым в мировой практике и имеющим возможность быть адаптированными в России.
В заключении были подведены итоги исследования и выведен общий результат, а также определена значимость исследования для возможного дальнейшего применения.
Показатель становления малого и среднего предпринимательства и инициативности, энергичности предпринимателей во многом устанавливает планку демократизации страны и публичности ее экономики. Благодаря содействию сектора малого предпринимательства государство принимает решения о поднятии уровня жизни населения. А еще предприниматели обязаны платить налоги государству, что в значимой мере пополняет бюджет страны. Кроме этого, малый бизнес имеет возможность содействовать подъему среднего уровня общественной ответственности, экономической деятельности и компетентности людей отдельно взятого государства.
В свою очередь соперничество несет огромную важность для существования малых предприятий в рыночной экономике. Его значимость заключается в том, что оно дает возможность сдерживать подъем цен на продукты и сервисы, тем самым предприниматели должны постоянно следить за качеством продукции, увеличивать его и вводить новейшие технологии (инновации) в свое производство, чтобы суметь удержаться и иметь высокую позицию на рынке. Малый бизнес в некоторой своей части разрешает в стране большую часть трудностей с безработицей, в государствах с развитой рыночной экономикой половина и более граждан заняты конкретно в данной сфере.
Невозможно оставить без внимания то, что роль малого предприятия в рыночной финансовой системе тяжело переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является полезной единицей и залогом существования развитой рыночной экономики.
Масштабы становления малого предпринимательства в РФ и его лепта в развитии экономики на нынешний день, на наш взгляд, малы. Предпосылкой такой позиции является то, что государственная поддержка предприятий малого бизнеса никак не получила нужного развития. Но эти предприятия, как наименее стабильная предпринимательская структура, более всего зависимой от изменения рынка, нуждаются в многоплановой государственной помощи.
Серьезной проблемой является то, что эффекта от затрачиваемых средств, выделяемых государством малым и средним предприятиям, не достаточно, поэтому необходимо ставить задачи для увеличения роли государственной помощи и формирование ее целесообразной структуры во всех сферах поддержки.
Оценка поддержки малого и среднего предпринимательства обязана носить комплексный характер и включать в себя:
• проявление направления в динамике показателей, описывающих развитие малых компаний и отдача их деловитости;
• оценку взноса (доли) господдержки в приобретении социально - экономического результата на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);
• определение экономии на транзакционных издержках;
• оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса.
В теоретической части данной работы нами были рассмотрены основы развития малого и среднего бизнеса, были определены сущность и классификации малого и среднего бизнеса, были отмечены текущие методы и инструменты развития малого бизнеса в РФ и за рубежом, а также была проанализирована нормативно-правовая база регулирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и в Республике Татарстан.
В аналитическом разделе нами был проведен анализ современных тенденций развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, в том числе роли МСП в региональной экономике, была рассмотрена система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе и были выявлены проблемы малого и среднего бизнеса и в том числе его государственного регулирования, основные из которых заключаются в:
• недостатке финансовых ресурсов (и отсутствие ликвидных активов), в том числе потому что не используются кредитные и заемные средства (из-за высоких кредитных рисков и ограниченных возможностей по обеспечению указанных кредитов);
• административных барьерах, а так же значительном числе проверок организаций со стороны органов контроля, продолжительных процедурах получения необходимых лицензий, разрешений и согласований в различных инстанциях, что часто отталкивает возможных бизнесменов от открытия или дальнейшего развития своего бизнеса;
• низкой квалификации работников, так как от уровня
профессиональной квалификации, способности принимать
эффективные оперативные решения, в большой части зависит успешность малых и средних предприятий;
• высоких налогах и взносах и отсутствии стабильности в налоговом законодательстве;
• коррупции.
В рекомендательной части работы представлены наши рекомендации по совершенствованию развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, как:
• в части повышения эффективности государственной поддержки
различными методами, в том числе устранением административных барьеров, повышением доступности
финансовых ресурсов, развитием кадрового потенциала, в том числе с помощью вовлечения в бизнес различных слоев населения, развитием внешнеэкономических связей и созданием условий для продвижения продукции на региональные и зарубежные рынки, повышением качества оказания государственных услуг субъектам МСП, дополнительным научно-методическим, нормативно-правовым и
консультационным обеспечением субъектов МСП. Так же необходимо продолжать развитие программ поддержки МСП, как государственных, так и не государственных;
• в части возможностей использования зарубежного опыта развития малого и среднего бизнеса в РТ, которые заключаются в необходимости проведения государственных программ поддержки МСП, создании благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов, а также облегчение их простого доступа к заемным ресурсам, содействии государства в инновационном развитии и применении инноваций в сфере МСП, упрощение государственной системы регулирования МСП, а так же внедрения передовых зарубежных методик развития и поддержки, в том числе в части кредитования малого и среднего предпринимательства и лоббирования интересов малых предприятий в законодательных и исполнительных органах власти.
В свою очередь соперничество несет огромную важность для существования малых предприятий в рыночной экономике. Его значимость заключается в том, что оно дает возможность сдерживать подъем цен на продукты и сервисы, тем самым предприниматели должны постоянно следить за качеством продукции, увеличивать его и вводить новейшие технологии (инновации) в свое производство, чтобы суметь удержаться и иметь высокую позицию на рынке. Малый бизнес в некоторой своей части разрешает в стране большую часть трудностей с безработицей, в государствах с развитой рыночной экономикой половина и более граждан заняты конкретно в данной сфере.
Невозможно оставить без внимания то, что роль малого предприятия в рыночной финансовой системе тяжело переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является полезной единицей и залогом существования развитой рыночной экономики.
Масштабы становления малого предпринимательства в РФ и его лепта в развитии экономики на нынешний день, на наш взгляд, малы. Предпосылкой такой позиции является то, что государственная поддержка предприятий малого бизнеса никак не получила нужного развития. Но эти предприятия, как наименее стабильная предпринимательская структура, более всего зависимой от изменения рынка, нуждаются в многоплановой государственной помощи.
Серьезной проблемой является то, что эффекта от затрачиваемых средств, выделяемых государством малым и средним предприятиям, не достаточно, поэтому необходимо ставить задачи для увеличения роли государственной помощи и формирование ее целесообразной структуры во всех сферах поддержки.
Оценка поддержки малого и среднего предпринимательства обязана носить комплексный характер и включать в себя:
• проявление направления в динамике показателей, описывающих развитие малых компаний и отдача их деловитости;
• оценку взноса (доли) господдержки в приобретении социально - экономического результата на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);
• определение экономии на транзакционных издержках;
• оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса.
В теоретической части данной работы нами были рассмотрены основы развития малого и среднего бизнеса, были определены сущность и классификации малого и среднего бизнеса, были отмечены текущие методы и инструменты развития малого бизнеса в РФ и за рубежом, а также была проанализирована нормативно-правовая база регулирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и в Республике Татарстан.
В аналитическом разделе нами был проведен анализ современных тенденций развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, в том числе роли МСП в региональной экономике, была рассмотрена система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе и были выявлены проблемы малого и среднего бизнеса и в том числе его государственного регулирования, основные из которых заключаются в:
• недостатке финансовых ресурсов (и отсутствие ликвидных активов), в том числе потому что не используются кредитные и заемные средства (из-за высоких кредитных рисков и ограниченных возможностей по обеспечению указанных кредитов);
• административных барьерах, а так же значительном числе проверок организаций со стороны органов контроля, продолжительных процедурах получения необходимых лицензий, разрешений и согласований в различных инстанциях, что часто отталкивает возможных бизнесменов от открытия или дальнейшего развития своего бизнеса;
• низкой квалификации работников, так как от уровня
профессиональной квалификации, способности принимать
эффективные оперативные решения, в большой части зависит успешность малых и средних предприятий;
• высоких налогах и взносах и отсутствии стабильности в налоговом законодательстве;
• коррупции.
В рекомендательной части работы представлены наши рекомендации по совершенствованию развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, как:
• в части повышения эффективности государственной поддержки
различными методами, в том числе устранением административных барьеров, повышением доступности
финансовых ресурсов, развитием кадрового потенциала, в том числе с помощью вовлечения в бизнес различных слоев населения, развитием внешнеэкономических связей и созданием условий для продвижения продукции на региональные и зарубежные рынки, повышением качества оказания государственных услуг субъектам МСП, дополнительным научно-методическим, нормативно-правовым и
консультационным обеспечением субъектов МСП. Так же необходимо продолжать развитие программ поддержки МСП, как государственных, так и не государственных;
• в части возможностей использования зарубежного опыта развития малого и среднего бизнеса в РТ, которые заключаются в необходимости проведения государственных программ поддержки МСП, создании благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов, а также облегчение их простого доступа к заемным ресурсам, содействии государства в инновационном развитии и применении инноваций в сфере МСП, упрощение государственной системы регулирования МСП, а так же внедрения передовых зарубежных методик развития и поддержки, в том числе в части кредитования малого и среднего предпринимательства и лоббирования интересов малых предприятий в законодательных и исполнительных органах власти.
Подобные работы
- Современные тенденции и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



