Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные тенденции и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России (на примере Республики Татарстан)

Работа №43875
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметэкономика
Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
1. Теоретические основы развития малого и среднего бизнеса 6
1.1. Понятие и характеристика малого и среднего бизнеса 6
1.2. Роль малого и среднего бизнеса в экономике региона 13
1.3. Методы и инструменты государственной поддержки малого и
среднего бизнеса 23
2. Анализ современных тенденций и проблем развития малого и
среднего бизнеса в России (на примере Республики Татарстан) 32
2.1. Состояние развития малого и среднего бизнеса в Республике
Татарстан 32
2.2. Оценка мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в
регионе 40
2.3. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике
Татарстан 49
3. Основные направления развития малого и среднего бизнеса в
Республике Татарстан 59
3.1. Совершенствование функционирования инфраструктуры поддержки
предпринимательства в Республике Татарстан 59
3.2. Рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса в Республике
Татарстан 67
Заключение 76
Список использованных источников 81

Вопросы, связанные с развитием малого бизнеса в регионах России, в настоящее время являются наиболее актуальными. Это связано, прежде всего, с общими тенденциями социально-экономического развития нашей страны в XXI веке. Появление предпринимательства является результатом либерализации российской экономики и гаранта углубления реформ и развития рыночных отношений.
Развитие малого бизнеса способствует скорейшему преодолению структурных диспропорций в экономике, ликвидации монополии и диктатуры производителей, избавлению от структурных искажений, характерных для крупных предприятий с их инерционной спецификой развития. Малые предприятия с большей вероятностью переориентируют производство на новые потребности без значительных капитальных затрат. Малые предприятия создают новые рабочие места, предоставляют значительные объемы рабочих мест, которые освобождаются в результате структурной и конверсионной корректировки, уменьшают тяжесть безработицы и снижают социальную напряженность в обществе.
Именно этот тип предпринимательства позволяет добиться положительных результатов в социально-экономическом развитии как отдельных регионов, так и страны в целом за короткое время, поскольку малый бизнес характеризуется инновациями, повышенной реакцией на изменения рынка, гибкостью, мобильностью, динамизмом развития.
Социально-экономические функции малого бизнеса имеют заметное значение по ряду важных государственных задач. Как показывает опыт зарубежных стран, малый бизнес в целом играет значительную роль в обществе. В России сектор малого бизнеса еще не занял значительного места в структуре общественных отношений. Малый бизнес развивается неравномерно, характеризуется низкой производственной и инновационной активностью. Можно утверждать, что в России, в условиях общего экономического роста, положение малого бизнеса является сложным и нестабильным, в основном из- за сложных отношений между малым бизнесом и государством.
Процесс государственного управления развитием малого бизнеса не является динамичным и недостаточно эффективным. Это связано с рядом причин. Одна из причин связана с однобоким переносом государственными структурами международного опыта поддержки малого бизнеса в российскую реальность, в то время как практика подтверждает необходимость адаптации механизмов управления малым бизнесом к конкретным условиям региона.
Еще одна причина - неадекватность системы управления и содействие развитию малого бизнеса требованиям, предъявляемым к современной социальной и экономической ситуации в стране.
Из-за этих и ряда других обстоятельств существующая система поддержки малого бизнеса не стимулирует ее развитие. Но, как показывает мировая и национальная практика, малый бизнес нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государственных органов. На региональном уровне эта поддержка имеет две основные функции - обеспечение и управление. Вспомогательная функция заключается в обслуживании малого бизнеса, предоставлении им услуг, а также в информационной и финансовой поддержке. В условиях России это наиболее частая деятельность региональных властей. Между тем, развитие малого бизнеса на современном этапе требует активизации функции управления, поскольку она обеспечивает стабильное развитие малого бизнеса, имеющее эффективный и управляемый характер. Формирование правовой, финансовой, организационной, административной и коммуникационной среды, непосредственное влияние на малый бизнес и последующий контроль за полученными результатами имеют особое значение в условиях регионов.
Таким образом, актуальность темы выпускного квалификационного исследования определяется следующими основными факторами:
- во-первых, особой ролью малого бизнеса в современном обществе;
- во-вторых, дефицит эффективных механизмов влияния на развитие малого бизнеса;
- в-третьих, необходимость создания эффективной системы управления развитием малого бизнеса на региональном уровне.
Целью дипломного исследования является выявление современных тенденций и проблем развития малого и среднего бизнеса в России (на примере Республики Татарстан).
Чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо было решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы развития малого и среднего бизнеса;
- Провести анализ современных тенденций и проблем развития малого и среднего бизнеса в России (на примере Республики Татарстан);
- Выявить и сформировать основные направления развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Объектом исследования является малый бизнес на региональном уровне (на примере Республики Татарстан).
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются современные тенденции и проблемы развития малого и среднего бизнеса в регионах России.
Научно-методическую основу дипломной работы составили труды таких известных специалистов, ученых и исследователей в области проблем развития малого бизнеса как Брялина Г.И., Виленский А.В., Газалиев М.М., Гасанов М., Горфинкель В.Я., Грузман В., Еваленко М., Золотов А., Мухина И.В., Пятаченко А.М., Рубе В.А., Саломатина М.Н., Синяева И.М., Чуворкина Т.Н., Шавалеева Л.С. и др.
В качестве информационно-статистической базой исследования послужили отчетные данные органов государственной статистики, а также отчетные данные Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Под «малым бизнесом» понимается предпринимательская деятельность, которую ведет физическое или юридическое лицо, которая в свою очередь связанна с определенным риском, основная цель которой заключается в получении прибыли за счет производства и продажи товаров и услуг, а также которая соответствует критериям для малого бизнеса.
Существует множество различных критериев и подходов к систематизации «предпринимательства» и аспектам его отнесения к малому бизнесу. Наиболее распространенными из них являются: количество сотрудников предприятия; размер уставного капитала; денежные характеристики предприятия; вид деятельности предприятия.
Малый и средний бизнес играет большую роль в современной рыночной экономике. Это связано с тем, что помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает производственный сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует развитию конкурентных процессов. Кроме этого малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя в высокотехнологичные высококвалифицированные области производства.
Государство участвует в развитии малого бизнеса, регулируя его различными методами, основными из которых является система административно-экономических методов.
Административные методы включают: финансовую поддержку государства для отдельных предприятий, отраслей экономики, макроструктурные сдвиги для предотвращения структурных кризисов путем разработки научных, антикризисных, экологических и других государственных программ, финансирования социальной сферы и т.д. Антимонопольные меры также относятся к административным методам государственного регулирования.
Экономические методы включают фискальное, налоговое, кредитное и денежное регулирование.
Прямая поддержка малого бизнеса включает бюджетные субсидии для малых предприятий в приоритетных областях и организациях, обслуживающих его.
Косвенная поддержка малого бизнеса стала основой для создания благоприятной внешней среды для ее развития. Такая поддержка включает обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса.
Объектом данного исследования явился малый бизнес Республики Татарстан.
Проведенный анализ состояния развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан показал, что в регионе к настоящему времени вклад малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт составляет около 25%, что несколько ниже аналогичного показателя г. Казани - 38%. Между тем, большинство развитых стран имеют долю малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в размере не меньше половины, а то и значительно выше (до 70%). Исследование показывает, что Татарстану ещё очень далеко до таких показателей развития малого и среднего бизнеса.
В этой связи, очевидно, что дальнейшее развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе будет во многом зависеть от эффективности мер государственной поддержки данного сектора экономики со стороны региональных органов государственного управления. Именно об этом пойдет речь в следующем параграфе.
Проведенная оценка мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе позволяет сделать вывод, что в Республике Татарстан сформирована развитая система поддержки предпринимательского сектора. Основными участниками данной системы являются Министерство экономики Республики Татарстан, Фонд поддержки предпринимательства, Агентство инвестиционного развития, Инвестиционно-венчурный фонд, а также разнообразные технопарковые структуры и бизнес-инкубаторы.
Анализ бюджетного финансирования региональных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса позволил установить, что объем выделяемых на эти цели государственных средств в 2015 г. составил 1926,2 млн. рублей, в 2016 г. - 1102,4 млн. рублей, в 2017 г. - 1255,5 млн. рублей. При этом, четко прослеживается ситуация снижения доли федерального бюджета и повышение доли регионального бюджета в финансировании программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Так, в 2015 г. доля республиканского бюджета составляла 26,6%, в 2016 году она повысилась до 45,9%, в 2017 году достигла 80,2%. Доля федерального бюджета в 2015 году составляла 73,4%, в 2016 году - 54,1%, в 2017 году - 19,8. Это говорит о том, что в условиях снижения доходной базы бюджетной системы России (вследствие санкций, мирового кризиса и падения цен на нефть) в Республике Татарстан заметно существенное нарастание удельного веса региональных средств в финансировании программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Исследование проблем развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан позволило установить, что в регионе имеются следующие «узкие места» препятствующие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства: дефицит «дешевых» и «длинных» кредитов, усугубленный повышением Центробанком кредитной ставки, которая в 2015 году доходила до 17% (по состоянию на апрель 2017 г. - 7,25%); растущее налоговое давление на МСБ; неразвитая инфраструктура для МСБ за пределами отдельных инфраструктурных «оазисов» (аренда, энерго-тарифы, водоотведение, логистика и связь); административное давление контролирующих институтов и связанная с ним коррупция; изменчивость законодательной базы и слабая судебная система; нарастающая политическая и социально-экономическая неопределенность в РТ и в РФ, в целом короткий горизонт планирования; кадровый дефицит и «утечка умов»; отсутствие системного и практически ориентированного бизнес-образования в РТ.
Решению этих и других проблем, сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, была посвящена третья глава выпускной квалификационной работы.
центральным звеном развития инфрастуктуры поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан должно стать дальнейшее совершенствование деятельности Фонда поддержки предпринимательства в регионе. В этой связи, в работе предложен ряд рекомендаций по совершенствованию деятельности данной некоммерческой организации.
На основе исследования ситуации были определены четыре приоритетные области для развития фонда:
1) Повысить уровень клиентской организации. Улучшение репутации фонда и рост признания. Фонду необходимо сформировать лояльность клиентов к построению отношений с фондом в качестве ключевого элемента интегрированной инфраструктуры для поддержки МСП в Республике Татарстан.
2) Комплексный подход. Развитие взаимодействия с другой существующей инфраструктурой поддержки МСП.
3) Формирование новой среды. Это означает новую среду для предоставления услуг на более высоком уровне качества. Создание «Фронтофиса» на базе Центра поддержки предпринимательства. Новое пространство, приспособленное для всех категорий населения. Возможность получения комплексной индивидуальной услуги.
4) Создание и продвижение новых областей поддержки. Услуги бизнес- инкубации. Юридическая поддержка и консультации. Горячая линия. Услуга «Благоприятный кредит». Субподряд. Сертификация и стандартизация. Поддержка инновационных направлений. Передача технологии.
В связи с проблемами, выявленными в ходе наших исследований, которые препятствуют дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса, следующие рекомендации могут быть предложены органам государственного управления в регионе для улучшения развития малых и средних предприятий бизнеса в регионе.
Правительству Республики Татарстан, на наш взгляд, необходимо реализовать ряд следующих мер.
1. Направить следующие предложения Правительству РФ:
- введение моратория на изменения в налоговой системе на следующие три года для МСП в реальном секторе экономики и установления периода задержки не менее одного года для принятия решений, которые ухудшают условия МСП;
- сокращение форм и видов отчетности для МСП путем координации межведомственного сотрудничества на основе информационных баз ФНС;
- создание механизма государственной защиты денежных средств МСП при банкротстве банков по аналогии со страхованием вкладов физических лиц.
2. Разработать систему мониторинга эффективности использования государственной поддержки предпринимательства в Республике Татарстан.
3. Поддерживать и повышать уровень государственной поддержки в форме субсидирования процентных ставок по коммерческим кредитам малых и средних предприятий в реальном секторе экономики.
4. Продолжить работу по разработке мер по выводу МСП и самозанятых граждан с теневого рынка путем повышения привлекательности патентной системы налогообложения и расширения деятельности предпринимателей, включенных в нее, и других организационных мер.
5. Рассмотреть упрощение процедуры получения льготного кредита для крестьянских (фермерских) хозяйств для сезонной работы.
6. Рассмотреть вопрос о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам без участия в тендере после трехлетнего срока аренды при использовании этих участков по назначению.



I. Административные барьеры на пути развития малого бизнеса / Отв.ред. Волочкова Н.А.: Пособие / Бессонова Е.В., Волчкова Н.А., Горюнов Е.Л. - М.:Дело АНХ, 2010. - 80 с.
2 Бизнес в России: инновации и модернизационный проект:
Монография/Полетаев В. Э. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.
3. Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л.Н.Усенко, Ю.Г.Чернышева, Л.В.Гончарова; Под ред. Л.Н.Усенко - М:Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М,2013-560с.
4. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство: Монография / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 215 с.
5. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
6. Брялина Г.И. Инновационные возможности российского малого бизнеса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2014. - N 1. - C.85-96.
7. Бюджетирование в системе управленческого учета малого бизнеса: методика и организация постановки: Монография/Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 140 с.
8. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. - 2011. - N 6. - С.149-155.
9. Виленский А.В. Коррупция как тормоз развития российского малого бизнеса // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 15. - С.2-7.
10. Газалиев, М.М. Особенности налогообложения малого бизнеса [Электронный ресурс] : Учебное пособие / М. М. Газалиев, В. А. Осипов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 116 с.
II. Гасанов М. Поддержка малого предпринимательства в регионе // Экономист. - 2010. - N 6. - С.74-78.
12 Глобальные, региональные и национальные тенденции развития
экономики России в XXI веке: Избранные труды: Научное / Бляхман Л.С. - СПб:СПбГУ, 2016. - 672 с.
13. Горфинкель, В. Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление» / В. Я. Горфинкель; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.
14. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие / Д.С.Петросян - М.:НИЦ Инфра-М, 2016 -300 с.
15. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Платоновой и др. - М.: Альфа-М, 2018. - 653 с.
16. Грузман В. Программный комплекс готовых решений для малого предпринимательства / В.Грузман, Е.Русяева // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 11. - С.63-68.
17. Девяткова О.И. Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления / О.И.Девяткова, А.Е.Коровина // ЭКО. - 2016. - N 8. - С.127- 131.
18. Демкович В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. - 2015. - N 11. - С.26-31.
19. Деревенский А.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Актуал. пробл. совр. науки. - 2016. - N 6. - С.20-23.
20. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Рос. экон. журн. - 2016. - N 2. - С.60- 73.
21. Ершова М.Я. Институционально-налоговая среда малого бизнеса в России: история и перспективы // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2018. - Т.8, N 4. - С.101-119.
22 Золотов А. Позитивная реинтеграция как способ развития малого и среднего предпринимательства / А.Золотов, М.Муханов // Вопросы экономики. - 2017. - N 6. - С.83-88.
23. Кожинова, Т. В. Управление развитием предприятий малого бизнеса в обрабатывающей промышленности (на примере Красноярского края) [Электронный ресурс] : монография / Т. В. Кожинова, И. С. Ферова, В. И. Абуховский. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. - 140 с.
24. Кольчугина А.В. Деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале XXI века // Вопросы статистики. - 2004. - N 12. - С.45-48.
25. Кредитование малого бизнеса : практ. пособие / А.Н. Мордвинкин. — 2-е изд. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 318 с.
26. Кредитование малого бизнеса: Практическое
пособие/А.Н.Мордвинкин - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 316 с.
27. Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения // Пробл. прогнозирования. - 2016. - N 1. - С.125-131.
28. Крюков С.П. Финансирование малого бизнеса в посткризисный период // Деньги и кредит. - 2014. - N 5. - С.24-26.
29. Малое и среднее предпринимательство в России // Социология.
Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры, 2016, вып. 4 - 2016. - 48 с.
30. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с.
31. Малое предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА- М, 2008. - 685 с.
32. Малый бизнес в рыночной среде / Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.
33. Малый бизнес: учет и налогообложение: Учебное пособие / М.М. Левкевич. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
34. Малый инновационный бизнес: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеяь, Т.Г. Попадюк. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 264 с.
35. Международные факторы производства в национальных экономиках: Монография / Б.Б. Логинов, А.О. Руднева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 312 с.
36. Менеджмент в малом бизнесе / Сорокина Л.А. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,
2015. - 142 с.
37. Механизм формирования финансового потенциала малого бизнеса / Морозко Н.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 314 с.
38. МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса : учебник / под ред. В.Г. Гетьмана. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 451 с.
39. Мухина И.В. Проблемы финансирования и развития малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 3. - с. 485496.
40. Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход: Монография / Под ред. Кочетков А.П. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 231 с.
41. Национальная безопасность. Россия в мире: Учебник для студентов вузов / Савицкий А.Г. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
42. Национальная экономика. Система потенциалов / Тяглов С.Г. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 359 с.
43. Осариков А. Малый бизнес и проблемы устойчивости вертикальных структур / А.Косариков, О.Соколова // Экон. стратегии. - 2017. - N 4. - С.74-77.
44. Пятаченко А.М. Необходимость совершенствования системы поддержки малого бизнеса // Продовольственная политика и безопасность. -
2016. - Том 3. - № 2. - с. 105-114.
45. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография / О.В. Рыкалина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 228 с.
46. Региональная экономика / Морозова Т.Г., - 4-е изд. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 527 с.
47. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
48. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Поляк Г.Б., - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
49. Региональная экономика: Учебник/Селищева Т.А. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 469 с.
50. Региональная экономика: Учебное пособие / А.Л. Полтарыхин, И.Н. Сычева. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.
51. Региональная экономика: Учебное пособие / Г.П. Ермошина, В.Я. Поздняков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с.
52. Региональная экономика: Учебное пособие / Никифорова В.Д., Путихин Ю.Е., Никифоров А.А. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
53. Ровных Е.А. Роль информационного пространства в стимулировании инновационной деятельности РФ в условиях экономических санкций // Креативная экономика. - 2015. - Том 9. - № 5. - с. 565-576.
54. Рубе, В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России [Электронный ресурс] : Учеб. пособие. - M.: ИНФРА-М, 2004. - 78 с.
55. Рубцова О.Л. Проблемы государственной поддержки российского малого бизнеса // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 17. - с. 2697-2706.
56. Саломатина М.Н. Современное состояние сектора малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 8. - с. 1177-1192.
57. Синяева, И. М. Маркетинг в малом бизнесе [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 287 с.
58. Управление малым бизнесом: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Д. Свирчевского. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 256 с.
59. Учет и контроль в субъектах малого бизнеса: риск-ориентированный подход: монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 118 с.
60. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: учебник / Н.И. Морозко, В.Ю. Диденко. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 347 с.
61. Формирование национальных моделей социальной ответственности бизнеса в мировой экономике: Монография / Беляева Ж.С., Чертищева А.Д., - 2е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 172 с.
62. Чуворкина Т.Н. Малый бизнес как стратегический ресурс обеспечения экономической безопасности региона // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Том 1. - № 1. - с. 41-52.
63. Шавалеева Л.С. Малый бизнес в современной России: проблема источников финансирования // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 4. - с. 551-560.
64. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учебное пособие / Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, Е.С. Никишина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 222 с.
65. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики
66. www.tatarstan.gks.ru - Татарстанстат
67. www.imrt.tatarstan.ru - Министерство экономики Республики Татарстан


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.
.