База исследования - уставные и нормативные документы, данные бухгалтерской и управленческой отчётности малого предприятия за 2014–2016 годы ООО «Магистраль» (Алтайский край, Кулундинский район, село Кулунда).
Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия 7
1.1 Понятие стратегии развития малого предприятия 7
1.2 Разработка стратегии развития малого предприятия 14
1.3 Особенности стратегии развития малого предприятия 20
2 Анализ развития ООО «Магистраль» 26
2.1 Общая характеристика ООО «Магистраль» 26
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «Магистраль» 33
2.3 Анализ стратегии развития ООО «Магистраль» 44
3 Формирование стратегии развития ООО «Магистраль» 50
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложение 1 72
Приложение 2 74
Практика становления российского малого предпринимательства подтверждает его высокую значимость в развитии рыночно-ориентированной экономики. Деятельность малых и средних предприятий воздействует на экономический рост страны, форсирование научно-технического развития, насыщение рынка продукцией высокого качества, образование новых рабочих мест, решая тем самым множество социально-экономических и иных проблем.
Малый бизнес выступает значимым элементом российской экономики. Это обусловлено, прежде всего, таким его преимуществом, как большая мобильность производства, высокая чувствительность к нуждам рынка и наличие возможности предельно ориентироваться на потребителя.
Вместе с тем, малые предприятия испытывают значительные трудности, приводящие со временем к проблемам в их функционировании. Главная причина этого заключается в недостаточной разработанности их стратегий развития. С одной стороны, не уделяется достаточного внимания теоретическим проблемам малого бизнеса, с другой – в малом бизнесе нельзя применить модели, которые используются для разработки стратегии развития крупных предприятий. В крупных компаниях над стратегическим планированием работают целые отделы. А малые компании не могут себе позволить такие подразделения, поскольку это влечёт за собой существенные материальные затраты, рост административных площадей и количества персонала, что для малого бизнеса нецелесообразно.
Актуальность формирования стратегии развития предприятий, в том числе и малого бизнеса, обусловлена тем, что знание основных аспектов стратегического управления позволяет более эффективно и рационально управлять предприятием и его деятельностью, что тем более важно в условиях деятельности малых предприятий.
Разработка теоретических положений стратегического менеджмента тесно связана с работами П. Дракера, Р. Дэвиса, В. Зигерта, Р. Лайкерта, Д. Макгрегора, У. Ньюмена, Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Фоллета, Г. Форда, Р. Шелтона, Г. Эмерсона и другие.
Среди российских учёных, посвятивших свои труды вопросам стратегического менеджмента, можно отметить В. А. Абчук, А. Б. Борисова, Т. А. Владимирову, В. М. Глушкова, Г. Я. Гольдштейна, Л. В. Лукичеву, А. В. Маловецкого, А. И. Орлова и другие.
Значение малого бизнеса для российской экономики и проблемы, связанные с их функционированием, в том числе вопросы стратегического управления малыми предприятиями, освещались в трудах Л. Б. Бабаевой, Л. А. Брагина, Н. М. Голаенко, В. А. Зевелева, Б. Н. Ичитовкина, П. А. Мягкова, А. В. Орлова, Л. Н. Прилуцкого, А. Б. Титова, А. А. Шулуса и других исследователей.
Анализ вышеуказанных источников свидетельствует о том, что проблемы стратегического управления в экономической теории разработаны достаточно подробно. Однако, недостаточно системных работ по стратегическому менеджменту на предприятиях малого бизнеса. Исследования же, посвященные формированию стратегий развития малых предприятий, практически отсутствуют.
Актуальность, большая социальная важность и недостаточная проработанность теоретических основ и прикладных вопросов стратегий развития малых предприятий в России обусловили выбор цели и постановку задач выпускного квалификационного исследования.
Целью работы стал анализ существующей стратегии предприятия и разработка рекомендаций по формированию стратегии развития на примере малого предприятия.
Задачи исследования отвечают поэтапному достижению поставленной цели:
изучить понятие стратегии развития малого предприятия;
охарактеризовать разработку стратегии развития малого предприятия;
описать особенности стратегии развития малого предприятия;
представить общую характеристику ООО «Магистраль»;
провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Магистраль»;
проанализировать существующую стратегию развития ООО «Магистраль»;
сформулировать рекомендации по формированию стратегии развития ООО «Магистраль».
Объектом исследования выступает стратегия как неотъемлемый элемент стратегического управления малым предприятием.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формировании стратегии развития малого предприятия.
Методологической основой исследования выступает научный диалектический метод познания. Работа основана на использовании таких общеметодологических принципов, как объективность, системность, детерминизм, конкретность и всесторонность, единство теории и практики.
Для решения конкретных задач использовались следующие методы: общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдения, индукции и дедукции, формализации, логики и абстрагирования; частнонаучные методы экономико-статистического анализа, графических интерпретаций, экономико-математические расчёты, бизнес-диагностика. Исследование основано на системных принципах анализа процессов формирования стратегии развития предприятия.
Теоретическую основу исследования составили теория организации, теория стратегического управления, концепции бизнес-стратегии и стратегического менеджмента.
Эмпирическая база исследования представлена уставными и нормативными документами ООО «Магистраль», данными бухгалтерской и управленческой отчётности малого предприятия за 2014–2016 годы.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Подводя итог, в данной работе был проведен анализ стратегии ООО «Магистраль», которое расположено в с.Кулунда и занимается в основном продажей ГСМ. Как было отмечено, в структуре предприятия имеется 3 собственных АЗС.
Следует сказать о том, что анализ внутренней и внешней среды помог выявить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на данной предприятие. Так, экономические факторы имеют самое сильное негативное влияние, так как повышение инфляции и рост цен на нефть могут приводить к росту закупочной цены на ГСМ и негативно отображаться на всей деятельности предприятия.
При этом не стоит забывать и о влиянии факторов внешней микросреды, а именно: поставщиков, конкурентов, потребителей, трудовых ресурсов.
Исследование внутренней среды помогло выявить, что на предприятие влияют непосредственно факторы внутриорганизационные, среди которых цели и задачи, структура, люди, технология. Был проведен SNW-анализ, в ходе которого устанавливались сильные и слабые стороны.
Анализ существующего стратегического развития помог установить тот факт, что на данный момент у ООО «Магистраль» четкой стратегии нет. При этом предприятие имеет миссию, цели, задачи, однако не имеет четкого плана по их достижению. В частности, это относится к конкурентной стратегии. Так, было установлено, что ООО «Магистраль» имеет самые низкие показатели и его конкуренты лучше.
Исходя из этого, был составлен SWOT-анализ, в ходе которого самыми сильными сторонами были выявлены качество продукции и персонала. Среди слабых сторон – это конечно же финансы, так как финансовые результаты предприятия показывают снижение каждый год. Также слабой стороной, влияющей на то, что многие потребители обращаются к конкурентам являются перебои с продажей отдельных видов топлива.
Основным выводом стало то, что для ООО «Магистраль» необходимо сформировать четкую стратегию развития.
Отметим, что в первую очередь, было рекомендовано четко сформулировать миссию предприятия, так как установленная до этого миссия не была достаточно четкой.
В рамках стратегического планирования были определены, как среднесрочные, так и долгосрочные цели для ООО «Магистраль». Стоит отметить тот факт, что долгосрочные цели не будут достигнуты без среднесрочных.
Далее было предложено выбрать базисную эталонную стратегию, которая будет направлять в дальнейшем предприятия в рамках стратегического развития. Следовательно, для ООО «Магистраль» было выявлено, что такой стратегий должна стать стратегия концентрированного роста, в частности развитие рынка и продукта.
При этом общая стратегия развития, как было сказано, должна быть направлена на развитие финансовой, товарной, сбытовой, коммуникационной и ценовой политики.
Кроме всего вышесказанного, был сделан акцент на том, что в рамках конкурентной борьбы, ООО «Магистраль» необходимо поднимать качество своего сервиса, обслуживания, что можно сделать с помощью обучения персонала, после общения с которым, клиент останется довольным.
В рамках данной главы, были представлены основные затраты на указанные мероприятия, которые составили 903 тыс. руб. и рассчитан экономический эффект. Следовательно, в прогнозном периоде выручка возрастет на 2859,6 тыс. руб., а чистая прибыль на 897,9%. При этом можно наблюдать также рост рентабельности, как общей на 4%, так и рентабельности продаж на 3 %. Общий экономический эффект составил 94,9тыс. руб.
Однако, следует отметить, что эффективность стратегий выражается не только экономическими показателями, но и также повышением лояльности клиентов, что и произойдет в данном случае.
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 c.
2. Анисина, С.С. Влияние факторов внешней среды на формирования стиля управления руководителя // Научно–методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 1336–1340.
3. Афанасьев, А.А. Информационно-функциональная поддержка принятия управленческих решений: инстументарно-технологический аспект / А.А. Афанасьев //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. -№10. – С.21-27.
4. Басова, А.А. Классификация стратегий развития промышленных предприятий / А.А. Басова// В книге: Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы труды научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 267-272.
5. Брусникин, К.Н. Подходы к определению понятия «стратегия предприятия» / К.Н. Брусникин // Школа университетской науки: парадигма развития, 2012. - № 3 (7). – С. 10-12.
6. Воронов, Н.А. Анализ факторов внутренней среды в деятельности предприятия/ Н.А. Воронов, Н.А. Ягунова, И.Ю. Канаева// Сборник статей VI Международной научно–практической конференции. Под общей редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. – 2014. – С. 39–44.
7. Германчук, А.Н. Миссия предприятия как основа планирования/ А.Н. Германчук, Ю.А. Кулькова// Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. – 2017. – Т. 3. – № 1 (2). – С. 241–243.
8. Голлай, И.Н. Эволюция подходов к раскрытию сущности и содержания понятия «стратегия развития предприятия»/И.Н. Голай // В сборнике: Наука ЮУрГУ 67–я научная конференция. – 2015. – С. 590–598.
9. Гришков, А.В. Разработка стратегий развития бизнеса/ А.В. Гришков//Молодой ученый. – 2017. - № 38 (172). – С. 53-55.
10. Гуджоян, О.Л. и др. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / О.Л. Гуджоян. – М.: Инфра-М, 2012. – 220с.
11. Давенков, А.С. Управленческие решения / А.С. Давенков. – М.: Дело, 2012. – 262 с.
12. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c. Зуб, А.Т.
13. Кабанова, Е.Е. Стратегическое планирование в управлении современным муниципальным образованием / Е.Е. Кабанова // Новая наука: Стратегии и векторы развития, 2016. - № 1-3 (58). – С. 87-91.
14. Катаева, М.В. Анализ внутренней среды организации для повышения эффективности деятельности организации/ М.В. Катаева// Академический вестник. – 2013. – № 3 (25). – С. 175–181.
15. Клушина, Н.П. Технологии оценки внешней и внутренней среды организации // Символ науки. – 2015. - № 11-2. – С. 240-245.
16. Ковалева, Т.В. Изучение факторов внешней и внутренней среды /Т.В. Ковалева// Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 1293–1296
17. Коваль , О. С. Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах / О.С. Коваль //Теория и практика общественного развития, 2012. - №9. – С.13-17.
18. Колесников, А. М. Особенности системы стратегических управленческих решений на малом предприятии / А.М. Колесников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2013. -№1. – С.69-76.
19. Кононов, Д.А. Основные взгляды на разработку стратегии компании в современном менеджменте / Д.А. Кононов // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС, 2016. - № 3 (7). – С. 54-58.
20. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. – Москва [и др.]: Вильямс, 2012. – 800 с.
21. Кравченко, Е.Ю. Современные подходы к стратегическому анализу в менеджменте / Е.Ю. Кравченко// Белгородский экономический вестник. – 2016. – № 4 (84). – С. 97–102.
22. Лебецкая, Е.С. Выбор стратегии развития организации/ Е.С. Лебецкая, Л.Н. Ридель// В сборнике: Молодёжь Сибири - науке России Международная научно-практическая конференция. Составитель: Т.А. Кравченко. – 2013. – С. 285-288.
23. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 507 c.
24. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент. Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело АНХ, 2013. - 488 c. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. – 507 c.
25. Магданов, П. В. Система стратегического планирования в корпорации / П.В. Магданов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика, 2014. -№1. – С.77-89.
26. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 320 c.
27. Масленникова, И.А. Сущность и значение стратегического управления / И.А. Масленникова // Актуальные вопросы экономических наук, 2011. -№18. – С.462-466.
28. Мекшун, Е. А. Формирование комплекса маркетинга для товаров промышленного назначения / Е.А. Мекшун, Е.А. Боргардт// Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2013. –№7. – С. 164–174.
29. Мельников, В.В. Проблема классификации подходов к определению понятия «стратегия»/ В.В. Мельников// Проблемы развития современной экономики. – 2014. - № 5. – С. 87-91.
30. Никитина, Е.А. О Коммуникативные стратегия промышленного предприятия / Е.А. Никитина, И.А. Сушнекова// Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 149–158.
31. ООО Магистраль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusprofile.ru/id/1640906#requisites свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.01.2018).
32. Орешникова, Н.В. Концептуальный подход к ценовой политике промышленного предприятия/ Н.В. Орешникова// Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2012. – № 10 (72). – С. 239–246.
33. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент.: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КноРус, 2012. – 496 c.
34. Пирс, II Д. Стратегический менеджмент / Д. Пирс II, Р. Робинсон; Пер. с англ. Е. Милютин. - СПб.: Питер, 2013. – 560 c.
35. Порошина, Д.Г. Анализ внутренней и внешней среды управления // В сборнике: инновационные технологии в управлении Сборник научных статей. Москва. – 2015. – С. 88-93.
36. Прядко, С.Н. SWOT и PEST-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений / С.Н. Прядко, М.С. Курилова//
Экономика и социум. – 2017. - № 1-2 (32). – С. 408-411.
37. Романова, Е.А. Использование современных коммуникативных средств на предприятиях/ Е.А. Романова// Вестник Саратовского государственного социально–экономического университета. – 2013. – № 3. – С. 88–91.
38. Сердюкова, Е.Ю. Актуальные проблемы выбора стратегии организации в условиях нестабильной экономической обстановки/ Е.Ю. Сердюкова, Н.Е. Тарасова// Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 175-179.
39. Сидорин, А.В. Методический подход к анализу внешней и внутренней среды организации с целью разработки ее адаптивной стратегии/ А.В. Сидорин, В.В. Сидорин// Теория. Практика. Инновации. – 2016. – № 2 (2). – С. 44–711.
40. Старшинова, Т.А. Концептуальные подходы к понятию стратегия / Т.А. Старшинова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2015. - № 3. – С. 105-110.
41. Стрельцова, Е.Д. Совершенствование инструментов поддержки принятия решений при стратегическом управлении промышленным предприятием / Е.Д. Стрельцова // Современные проблемы науки и образования, 2014. -№6. – С.31-41.
42. Тимофеева, М.Н. Оценка внешней и внутренней среды компании: методология и практика / М.Н. Тимофеева, Г.С. Ферару //
Экономика и социум. – 2017. – № 4 (35). – С. 1353–1357.
43. Тимошенко, А.Н. Обзор методов анализа внешней среды предприятия / А.Н. Тимошенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 12–12. – С. 102–105.
44. Ульянова, Н. А. Факторы, влияющие на разработку и принятие управленческих решений / Н.А. Ульянова //Educatio, 2015. - №4. – С.114-117.
45. Филонова, А.А. Анализ внутренней и внешней среды организации/ А.А. Филонова /А.А. Филонова// Форум молодых ученых. – 2017. – № 6 (10). – С. 1771–1774.
46. Фудина, Е.В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации [Текст]: / Е.В. Фудина// Сборник статей XI Международной научно–практической конференции. – 2014. – С. 204–208.
47. Фуртатова, А. Ю. Теоретические аспекты стратегического планирования деятельности организации / А.Ю. Фуртатова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2014.- №33. –С. 31-38.
48. Целых, А.Н. Поддержка принятия управленческих решений: адаптивные ИТ-технологии / А.Н. Целых //Экономика, социология и право, 2014. -№3. – С.34-37.
49. Чермит, З. Ш. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии / З. Ш. Чермит // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2012. -№3. – С.21-25.
50. Штапова, И.С. Генезис основных этапов и подходов стратегического управления /И.С. Штапова// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2014. –№14. – С.131–136.