Работа носит чисто теоретический характер. Может стать хорошей основой для дипломной работы.
Введение 3
Глава1. Понятие корпоративной культуры и ее элементы 5
1.1 Типология корпоративной культуры 5
1.2 Элементы корпоративной культуры и этапы ее создания 8
Глава 2. Корпоративная культура и эффективность предприятия 13
2.1 Эффективность деятельности организации и влияние корпоративной культуры 13
2.2 Механизм влияния корпоративной культуры на деятельность организации 17
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры как фактора повышения эффективности организации 22
3.1 Новые подходы к разработке классификации корпоративных культур 22
3.2 Этапы трансформации корпоративной культуры 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 1 33
Эффективность деятельности современной организации зависит от многих факторов: производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Опыт крупных зарубежных компаний доказывает, одним из эффективных инструментов управления предприятием является корпоративная культура.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране и изучения западного опыта, стало понятным, что этот феномен является необходимым условием повышения успешности производства. Корпоративная культура – основной компонент достижения успеха, реализации миссии предприятия, управления новациями. Поэтому интерес к теоретическим исследованиям по данной проблеме постоянно растет, что доказывает актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучение процесса влияния корпоративной культуры на эффективность организации.
Достижению цели способствует решение ряда задач:
1. Изучить происхождение термина корпоративной культуры и основные типы;
2. Выявить основные элементы корпоративной культуры;
3. Изучить понятие эффективности предприятия и влияние на нее корпоративной культуры;
4. Рассмотреть механизм влияния корпоративной культуры на деятельность предприятия;
5. Изучить современные подходы к классификации корпоративной культуры;
6. Определить этапы трансформации корпоративной культуры организации.
Объектом исследования является корпоративная культура организации.
Предметом – влияние корпоративной культуры на эффективность организации.
Методологической основой исследования стали теоретические труды о корпоративной культуре. В этой связи необходимо отметить таких авторов, как Гудкова Т.В., Липатов С.А., Пирог Я., Рачкова А.А. Ряд работ посвящен влиянию корпоративной культуры на эффективность предприятия. К таким авторам относятся Мельников А.Т., Иванова Т.А., Полищук Е.В., Устинова О.В. Все необходимые материалы изучались по публикациям в периодической печати. Проблема повышения эффективности корпоративной культуры рассматривается в публикациях. Григорьевой Т.В., Бехар В.
Данный подход к проблеме определил методы исследования:
метод теоретического анализа;
метод синтеза;
изучение и обобщение проведенных исследований на базе различных компаний;
Структура работы включает: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В рамках современного бизнеса, корпоративная культура выступает важнейшим условием успешной работы фирмы, основой динамичного её роста, гарантом стремления к наращиванию эффективности. Развитая корпоративная культура помогает организации побеждать в конкурентной борьбе, завоевывать новые рынки и успешно развиваться.
Понятие корпоративной культуры следует относить к крайне важным элементам деятельности организации в целом и реальным факторам увеличения конкурентоспособности.
Корпоративная культура выступает внутрифирменной социально–трудовой средой, влияющей напосредственно на отношения и поведение работников через систему символов, норм, ценностей.
Были изучены теоретические труды по основным аспектам корпоративной культуры, в результате сделан вывод об основных типах данного явления: ориентированная на роль, ориентированная на задачу, ориентированная на человека и ориентированная на власть.
Структура корпоративной культура представлена множеством элементов, из которых можно выделить: ценности, цели, коммуникации, символика, культура средств труда, условия труда и трудового процесса.
Сделан вывод о том, что между эффективностью компании и степенью развития корпоративной культуры наблюдается устойчивая связь. Изучение вопроса эффективности деятельности организации позволило сделать вывод, что данный показатель определяется по двум системам объективным и субъективным.
К объективным относят экономические показатели такие как результативность, производительность, прибыль, рентабельность, экологичность, энергоемкость.
Ко второму блоку относят психологические, физиологические, социально–психологические показатели.
Перечисленные показатели включают: наличие инициативной группы людей, баланс морального и материального стимулирования труда, сработанность коллектива в организации, стабильность организации, удовлетворенность работников трудовой деятельностью, трудовую активность работников.
К показателям корпоративной культуры, которые оказывают влияние на эффективность компании относят: ценности, культура труда и системы коммуникаций.
Изучение материалов с результатами исследования корпоративной культуры современных предприятий, позволило сделать вывод о том, что наиболее успешными являются предприятия с инновационной корпоративной культурой. На предприятиях, где уровень корпоративной культуры на недостаточно высоком уровне, возможен процесс ее трансформации. Указанный процесс довольно длительный и рассчитан на несколько этапов, на каждом из которых нужно
1. Баранова, О.С. Организационное поведение и организационная культура/ О.С. Баранова.– М.: Лаборатория Книги, 2012.– 108 с.
2. Бехар Г. Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks [Электронный ресурс] :. – Электрон. дан. – М. : Альпина Паблишер, 2013. – 192 с. URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=32443 – (дата обращения 08.12.2017)
3. Григорьева, И. С. Влияние личности руководителя на управляемость компании/ И.С. Григорьева// Лидерство: алманах.–2015.–№1.–С.56
4. Гудкова, Т.В. Особенности корпоративной культуры российских компаний [Электронный ресурс]: монография. – Электрон. дан. – М. : Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. – 168 с. – URL http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=73134 – Загл. с экрана.
5. Добрина, Н.А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: учебное пособие / Н.А. Добрина, Ю.В. Щербакова. – М.: Альфа–М: ИНФРА–М, 2013. – 288 с.
6. Иванова, Т.Б., Корпоративная культура и эффективность предприятия/ Т.Б. Иванова, Журавлёва, Е.А..– М. : РУДН, 2011. – 152 с. : ил.
7. Козлова А.М. Организационное поведение для руководителей: пособие/ А.М. Козлова.– М: Директ–Медиа, 2015.– 319 с.
8. Куприянов, С. А. Корпоративная идентичность сотрудников бизнес–организаций в России: автореф. дис. канд. социол. наук / С. А. Куприянов. – М., 2012. – 21 с.
9. Липатов, С. А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики / С. А. Липатов // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 14. Психология. – 2012. – № 5. – С. 55–65
10. Мельников, А. М. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации [Электронный ресурс] / А. М. Мельников // Научный диалог: экономика и управление. URL: https://interactive plus.ru/ru/article/130200/discussion_platform (дата обращения: 08.12.2017).
11. Мешков, А.Ю. Структура корпоративной культуры/А.Ю. Мешков// Вестник ЮУрГУ.– 2012.– № 10 .–. 45 С
12. Полищук, Е. В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия/ Е.В. Полищук // Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 183
13. Пирог, Я. Ю.Корпоративная культура : источники, традиции, современное состояние, тенденции развития/ Я.Ю. Пирог.– М.: Лаборатория книги, 2012.– 107 с.
14. Ромашов, О.В. Формирование эффективной корпоративной культуры в условиях модернизации экономики/ О.В.Ромашов// Вестник мглу.– 2012.–Вып.8.– С.34
15. Ружанская, Л.С.Теория организации : учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю. В. Солдатова ; под общ. ред. Л. С. Ружанской.– Екатеринбург : Изд–во Урал. ун–та, 2015.– 200 с.
16. Рычкова, А.А. Корпоративная культура современной компании. Генезис и тенденции развития: Монография. – 2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://rutlib.com/book/15003 (дата обращения: 08.01.2017).
17. Семенов, А. К. Организационное поведение: учебник / Семенов А. К., Набоков В. И.– М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2015.– 272 с.
18. Устинова, О.В. Роль корпоративной культуры в деятельности организации/ О.В. Устинова//Вестник Челябинского государственного университета.– 2015.– № 9.– С. 67
19. Хачатурова, Т.В.Корпоративная культура в современной организации как социологический аспект/ Т.В. Хачатурова// Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2015. – № 4, Ч. 2 – С. 123.
20. Шеметов, П.В. Теория организации. Учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие / П.В. Шеметов, С.В. Петухова, Е.П. Шеметова. – Электрон. дан. – М. : Омега–Л, 2012. – 288 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=5538 – Загл. с экрана.– (дата обращения 20.05.2016)