ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 13
1.1 Понятие, сущность и роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии национальной экономики 13
1.2 Организационно-экономические механизмы регулирования малого
предпринимательства 22
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 37
2.1 Проблемы формирования малого предпринимательства в РФ 37
2.2 Оценка текущего состояния и уровня развития предприятий малого
бизнеса в России 54
2.3 Особенности формирования институциональной среды в сфере
малого предпринимательства 71
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 78
3.1 Общая характеристика проблем в области государственного
регулирования малого бизнеса 78
3.2 Предложения по формированию высокого уровня доверия при
осуществлении государственного регулирования малого бизнеса 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
Актуальность темы исследования. В настоящее время развитие малого предпринимательства является одной из приоритетных задач государства. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью указанного сектора, который объединяет жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость их определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников. Общая численность субъектов малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка, именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей.
Высокая приспособляемость малого и среднего бизнеса и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Крупные формы предпринимательства способствуют повышению общей эффективности хозяйственной деятельности за счет экономии на масштабах деятельности, а малые и средние - придают экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
В свою очередь, высокая доля малого бизнеса в ВВП страны свидетельствует об эффективности работы действующей власти и органов государственного управления.
Несмотря на достаточно длительный период становления, реформирования и развития малого предпринимательства в России до сих пор остается значительное количество нерешенных проблем. Предприниматели активно выражают озабоченность по поводу проблем с защитой собственности, коррупции, чрезмерного административного давления, неясных приоритетов экономической политики, высокой стоимости кредитов и отсутствия спроса на продукцию по причине падения доходов населения.
Сложившиеся проблемы не могут быть решены без повышения доходов большей части населения страны, без развития добросовестной конкуренции, совершенствования финансовых инструментов, повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.
Все вышесказанное предопределяет необходимость дальнейшего исследования процессов, влияющих на формирования и развитие малого бизнеса, как важнейшего элемента национальной экономики, выявления факторов, определяющих эффективность и уровень его развития, а также разработки предложений по совершенствованию государственной политики в области регулирования малого бизнеса.
Степень разработанности проблемы. Среди работ посвященных исследованию различных аспектов формирования и развития малого предпринимательства в России выделяются труды Е.Г. Анимица, О.Ю. Акимова, В.С. Балабанова, А.О. Блинова, А.Е. Городецкого, М.Н. Дудина, А.Г. Зельднера, С.В. Козловой, М.Г. Лапуста, Б.А. Райзберга, И.Н. Шапкина и др.
Оценка степени эффективности и совершенствования государственного регулирования малого бизнеса нашла свое отражение в работах таких авторов как В.С. Алуяна, А.А. Аузана, Р.Б. Гамидуллаева, Т.М. Даниной, Н.И. Гореико, Н.А. Кулика, Л.Г. Онищенко, К.А. Левченко, В.Ю. Епанчинцева, Н.И. Морозко, Е.А. Ореховой, К.С. Орешко, А.Н. Семеновой, В.В. Сухих.
Однако, несмотря на значительный вклад вышеназванных авторов в решение задач, направленных на совершенствование государственного регулирования малого бизнеса, вопросы оценки его текущего состояния и уровня развития остаются дискуссионными и требуют дальнейшего исследования и модернизации. Прежде всего, необходимо выявить факторы, препятствующие его эффективному функционированию, а также обеспечить построение действенного механизма управления, соответствующего современному этапу экономического роста и социально-экономического положения в стране. Следовательно, дальнейшее выявление и изучение факторов, препятствующих развитию малого бизнеса, а также определение роли государственного регулирования в сфере формирования институциональной среды для его развития являются актуальными задачами, имеющими научное, теоретическое и прикладное значение.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию государственной политики в области регулирования малого бизнеса через призму формирования институциональной среды.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
1) на основе анализа существующих работ определить понятие, сущность и роль малого предпринимательства как важного социально-экономического элемента, обеспечивающего устойчивое развитие национальной экономики;
2) обобщить накопленный теоретический и практический опыт в области государственного регулирования малого бизнеса, определить факторы, оказывающие влияние на его формирование;
3) провести анализ состояния сектора малого предпринимательства в России в привязке к реализуемым мерам государственной поддержки указанных субъектов, что позволит выявить факторы, влияющие на неэффективность принимаемых мер;
4) с учетом выявленных факторов и уровня их воздействия внести предложения по совершенствованию государственной политики в области регулирования малого предпринимательства.
Объектом исследования является государственное регулирование малого бизнеса, как основного элемента формирования национальной экономики.
Предметом настоящего исследования являются отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования малого предпринимательства, происходящие под воздействием факторов институциональной среды, его состояние, а также направления по совершенствованию его дальнейшего развития.
Теоретическую и методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют фундаментальные положения и труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам формирования государственного регулирования в сфере малого предпринимательства, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные федерального и международного статистического учета, справочные и методические сведения по состоянию и развитию малого бизнеса. Это обеспечило достоверность приведенных сведений и послужило основой для обоснования авторских рекомендаций.
В процессе работы в соответствии с особенностями объекта исследования были использованы общенаучные и экономические методы познания, такие как системный анализ, диалектика, индукция и дедукция, методы статистического, экспертного анализа и др.
Полученные научные результаты заключаются в разработке теоретического подхода к оценке текущего состояния и уровня развития государственного регулирования малого бизнеса, а также в предложениях, направленных на совершенствование государственной политики в этой области.
Основные положения и выводы работы докладывались на ежегодных научно - практических семинарах кафедры «Экономическая безопасность».
Логика изложения выпускной квалификационной работы представлена на рисунке.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, отражающих положения основного исследования, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, показана теоретическая значимость полученных результатов; сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты государственного регулирования малого предпринимательства» исследованы подходы к пониманию дефиниции «предпринимательство», дано его авторское определение, его сущность и роль. Обозначены внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие малого бизнеса. Рассмотрено понятие «государственного регулирования» как основного фактора развития малого предпринимательства. Впоследствии определены организационно-экономические механизмы государственного регулирования малого предпринимательства.
Во второй главе «Экономическое состояние и перспективы развития малого предпринимательства в РФ» проведен анализ текущего состояния и уровня развития малого предпринимательства в России в привязке к реализуемым мерам государственной поддержки указанных субъектов для выявления факторов, влияющих на неэффективность принимаемых мер. Выявлены проблемы и особенности формирования малого предпринимательства в РФ. Установлена специфика условий институциональной среды, влияющей на формирование малого бизнеса.
В третьей главе «Разработка предложений по совершенствованию государственной политики в области регулирования малого бизнеса» сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности государственного регулирования малого предпринимательства и формирование высокого уровня доверия при его осуществлении.
В заключении приводятся основные выводы и рекомендации по результатам выполненной выпускной квалификационной работы.
Подводя итог проделанного исследования, следует сказать, что основным результатом явилась разработка предложений, направленных на повышение эффективности государственного регулирования малого предпринимательства и формирование высокого уровня доверия при его осуществлении.
При этом поставленные задачи выпускной квалификационной работы решены следующим образом:
1. На основе анализа существующих работ определены понятие, сущность и роль предпринимательства как важного элемента национальной экономики, способствующего достижению социальной и политической стабильности. Установлено, что понимание сути предпринимательства остается предметом исследования научного сообщества до настоящего времени. В результате изучения подходов к понимаю сущности предпринимательства было дано его авторское определение, на основании которого предпринимательство рассматривается как торговая, производственная и посредническая деятельность экономического агента, основанная на риске, личном опыте и знаниях предпринимателя и, направленная на извлечение прибыли (дохода) в целях достижения эффективного результата.
При исследовании сути предпринимательства выявлено, что главным субъектом в малом бизнесе выступает предприниматель, рационально соединяющий факторы производства на личной инновационной, инициативной, рисковой основе под свою полную экономическую ответственность с целью получения прибавочной стоимости (предпринимательского дохода). Из чего следует вывод, что сам предприниматель является основным фактором создания бизнеса, тогда как государство призвано организовать оптимальный климат для его развития.
Вопрос поддержки государством малых форм предпринимательства поднимался еще в дореволюционной России, где содействие его развитию ограничивалось налоговым льготирование и кредитованием.
В современной России понятие малого предпринимательства сформировалось в 1995 году с введением в действие Закона о МСП, которым были определены критерии, предъявленные к таким субъектам экономической деятельности.
В силу действующих норм к субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством и соответствующие определенным критериям хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Базовые критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству предусматривают разграничение по доле участия в них определенных юридических лиц, численности сотрудников и предельной выручке.
В исследовании определены факторы значимости малого предпринимательства для экономики, такие как: функционирование на локальном рынке, непосредственная взаимосвязь с потребителем, возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом, быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры, узкая специализация на определенном рынке товаров и услуг, высокая восприимчивость к новшества, вовлечение широких масс населения в активную предпринимательскую деятельность, создание рабочих мест.
2. Развитие малого предпринимательства зависит от множества факторов, которые в укрупненном виде могут быть объединены в две объемные группы: внешние и внутренние. К внутренним факторам отнесены - низкое качество управления, квалификация персонала, физический и моральный износ основных средств; к внешним, регулируемым государством, - несовершенство налоговой системы, несовершенная конкуренция, ограниченный доступ к финансовым ресурсам и несовершенство нормативно-правовой базы.
В силу того, что малое предпринимательство способствует достижению социальной и политической стабильности государственное регулирование малого бизнеса имеет важное социально-экономическое значение.
Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства следует рассматривать как комплекс определенных методов государственной помощи для деятельности субъектов предпринимательства с целью формирования соответствующих условий их развития и функционирования.
На основании изученных подходов автором предложен усовершенствованный организационно-экономический механизм поддержки малого предпринимательства, состоящий из семи подсистем.
3. Проведенный анализ состояния малого предпринимательства показал, что несмотря на значительное количество принятых мер государственного регулирования ожидаемого ускорения динамики развития МСП не прослеживается. Практически одновременно с либерализацией налогового законодательства введены меры по увеличению фискальной нагрузки, которые ощутили субъекты малого предпринимательства, что привело к сокращению производства или банкротству многих фирм и индивидуальных предпринимателей. Деятельность государства по «изъятию» налоговой ренты в любом ее проявлении из всех экономических агентов привела к уходу бизнеса и населения в теневую экономику.
Проводимая правительством внешняя и внутренняя политика вошла в диссонанс с ранее утвержденной Концепцией, отражающей интересы как самого общества, так и государства, что неминуемо усилило кризис взаимного доверия и привело и к устойчивому отказу от предпринимательской инициативы и к уходу бизнеса и населения в теневую экономику.
Учитывая, что сложившаяся институциональная среда не способствует развитию российского малого бизнеса, полагаем, что следует пересмотреть суть государственного регулирования малого предпринимательства через выстраивание эффективной институциональной среды.
4. В этой связи нами было предложено разработать меры по реформированию институциональной среды, заключающиеся в изменении подхода государства к определению цели долгосрочного развития России, ее согласовании с обществом и другими участниками экономического процесса, изменении похода к формированию законодательной базы, изменению похода к распределению налоговой нагрузки и конструировании доверия.
В результате изменения институциональной среды интересы бизнеса, общества и государства станут идентичными, сбалансированными, что будет способствовать активному росту предпринимательства.
Изменение подхода государства к определению цели долгосрочного развития России заключается в ее детальном согласовании с обществом в целом при максимальном учете потребностей всех участников и получения мандата доверия для эффективного достижения цели. Государство должно обеспечить точную последовательность в реализации поставленных задач, не допуская отклонений от намеченного курса.
Изменение похода к формированию законодательной базы заключается в достижении ее четкости, системности, прозрачности и исключении частой смены «правил игры», приводящей бизнес к ограничению возможности планирования. В целях реализации этой задачи автором предложено ввести мораторий или частичное ограничение на поправку нормативно-правовых актов на три года, что позволит выявить имеющиеся недостатки, проблемы действующего законодательства и даст возможность системно упорядочить вопросы, требующие законодательного регулирования.
Изменение похода к распределению налоговой нагрузки заключается перераспределении, перенесении части налоговой нагрузки «напрямую» на население, что приведет к самому эффективному контролю - контролю со стороны гражданского общества за пополнением и расходованием бюджетных средств.
Важней задачей формирования институциональной среды является конструирование доверия. Именно кризис доверия, по мнению автора, является причиной «сбоя» работы организационно-экономического механизма государственного регулирования малого бизнеса.
Автором предложен алгоритм конструирования доверия, основой которого должно стать достижение консенсуса в понимании важности доверия между государством, обществом и бизнесом. Результатом такого соглашения должна стать разработка государством политики социально-экономического развития страны, широкое обсуждение предлагаемой на ее основе правительством программы, учитывающей интересы предпринимателей и общества, получение государством мандата доверия на проведение преобразований. Получение «обратной связи» и проведение постоянного мониторинга уровня доверия позволят правительству на этапе реформирования учитывать меняющиеся потребности всех субъектов и своевременно согласовывать необходимые изменения.
Важно при преодолении кризиса доверия также возродить в обществе веру в предпринимательство, поощрять соблюдение ими принципов этики бизнеса, что обеспечит приток новых людей с частной инициативой, что повысит уровень доверия общества к бизнесу. Постоянное стимулирование государством партнерств, альянсов и коопераций, способствующих сотрудничеству власти и бизнеса, а также постоянная целенаправленная борьба с коррупцией, смогут создать условия гармоничного развития общества и экономики в целом, и малого предпринимательства в частности.
Предложенные механизмы преобразования институциональной среды, смогут снизить негативное воздействие внутренних и внешних факторов на экономику, обеспечив развитие бизнеса, в том числе малого, начав процесс к дальнейшему эффективному и динамичному социально-экономическому развитию России.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута.
1. Авдеева, И.А., Юнева, Е.А. Фактор доверия в формировании институционального климата российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. №5 (69). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/faktor-doveriya-v-formirovanii-institutsionalnogo- klimata-rossiyskogo-obschestva.
2. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.Ю. Акимов. — Электрон. дан. — Москва : Финансы и статистика, 2014. — 192 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69102. — Загл. с экрана.
3. Алле, М. Экономика как наука. [Текст] — М.: РГГУ, 1995. — 168 с.
4. Алуян, В.С. Малый бизнес как фактор развития национальной экономики
// Концепт. 2016. №S6. [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/
article/n/malyy-biznes-kak-faktor-razvitiya-natsionalnoy-ekonomiki.
5. Андрейченко, Н.В., Несоленая, О.В., Демиденко, Т.И. Институциональное
доверие как основа формирования социального капитала современной России // Финансовые исследования. 2017. №1 (54). [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/institutsionalnoe-doverie-kak-osnova-formirovaniya- sotsialnogo-kapitala-sovremennoy-rossii
6. Аузан, А.А. Институциональная экономика: Учебник. [Текст] - М.: Инфра- М. 2005. 415 с.
7. Балабанов, В.С., Дудин, М.Н., Лясников, Н.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. [Текст] - М.: Элит, 2014. 254 с.
8. Баринова, В., Царева, Ю. Малые и средние предприятия и
институциональная среда // Исследование. Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. №7 (68). [Электронный ресурс] URL : https:ZZwww.eg-online.ru/articleZ371259Z.
9. Блинов, А.О., Шапкин, И.Н. Малое предпринимательство. [Текст] - М.: Дашков и Ко. 2003. 356 с.
10. Буров, В.Ю. Этапы развития предпринимательства в дореволюционной России [Текст] // Российское предпринимательство. - 2013. - Том 14. - № 22. - С. 159-167.
11. Василенок, В.Л., Сафронова, Ж.С., Бразевич, Д.С. Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики // Экономика и экологический менеджмент. 2018. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-predprinimatelstvo-kak-faktor-razvitiya- innovatsionnoy-ekonomiki.
12. Витте, С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве [Текст] // Урал. — 1991. — №11. — 288 с.
13. Гамидуллаев, Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства [Текст] // Изв. Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 297.
14. Гореико, Н. И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса [Текст] // Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 45-47.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
16. Ершова, И.В. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров : учебник [Текст] — Москва : Проспект, 2017. — 848 с.
17. Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения 12.07.2018 г.
18. Индекс развития малого и среднего предпринимательства в регионах
России в 2010.// Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Информационно-аналитический доклад. М.2012. [Электронный ресурс] URL: http://nisse.ru/upload/iblock/700/SME_2012_
25.07.2012.pdf.
19. Институты и механизмы государственного регулирования экономики [Текст] // Сборник / Под ред. А.Е. Городецкого, А.Г. Зельднера, С.В. Козловой. - М.: ИЭ РАН, 2012. 255 с.
20. Котова, Н.Н., Черепанова, А.Е. Неформальный сектор экономики России // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/neformalnyy-sektor-ekonomiki-rossii
21. Кричевский, Н. Элиты выводят средства из рублёвых активов перед
выборами президента // [Электронный ресурс] URL: http://
http s: //www.nakanune.ru/articles/113453/.
22. Кулик, Н.А., Онищенко, Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 11. [Электронный ресурс] URL : http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo- biznesa-v-rossii/
23. Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник. [Текст] - М.: ИНФРА-М. 2017. 384 с.
24. Левченко, К.А., Епанчинцев, В.Ю. Государственная поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март.
[Электронный ресурс] URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/
1/00524.pdf.
25. Лобанов, М.А. Особенности государственной поддержки малого
предпринимательства во второй половине XIX - начале XX века в дореволюционной России // Международный исследовательский журнал. - 2015. - №11 (42) Часть 5. - С. 97-99. [Электронный ресурс] URL: https://research-journal.org/law/osobennosti-gosudarstvennoj-podderzhki-malogo-predprinimatelstva- vo-vtoroj-polovine-xix-nachale-xx-veka-v-dorevolyucionnoj-rossii/.
26. Макаров, О., Фейнберг, А. Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой. Экономика 2017. Июнь. [Электронный ресурс] URL: // https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff.
27. Малое и среднее предпринимательство в России. 2007: Стат.сб./ М 19 Росстат. - M., 2007. - 151 с.
28. Малое и среднее предпринимательство в России. 2008: Стат.сб./ М 19
Росстат. - M., 2008. - 164 с.
29. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат.сб./ М 19
Росстат. - M., 2009. - 151 с.
30. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат.сб./ М 19
Росстат. - M., 2010. - 172 с.
31. Малое и среднее предпринимательство в России. 2012: Стат.сб./ М 19
Росстат. - M., 2012.
32. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат.сб./ М 19
Росстат. - M., 2013. - 124 с.
33. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат.сб./ М 19
Росстат. - M., 2014. - 86 с.
34. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./ М 19
Росстат. - M., 2015. - 96 с.
35. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ М 19
Росстат. - M., 2017. - 78 с.
36. Морозко, Н.И. Факторы стимулирования деловой активности малого бизнеса // Экономика. Налоги. Право. 2018. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-stimulirovaniya-delovoy-aktivnosti-malogo- biznesa.
37. Мурадян, А.А. Организационно-экономический механизм как условие функционирования малого предпринимательства // Вопросы экономики и права.
2014. № 7. [Электронный ресурс] URL : https://docplayer.ru/179933-Organizacionno- ekonomicheskiy-mehanizm-kak-uslovie-funkcionirovaniya-malogo-predprinimatelstva. html .
38. Национальный отчет. Глобальный мониторинг предпринимательства
Россия 2016/2017 [Электронный ресурс] URL: https://www.gemconsortium.org/
country-profile/104.
39. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] URL : http://ozhegov.info/slovar/.
40. Орехова, Е.А. Культура доверия как фактор формирования гражданского общества [Текст] // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: материалы II Между-нар. Науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 152-154.
41. Орехова, Е.А. Культура доверия современного общества: особенности формирования и проблемы развития [Текст] // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста : с. Научн. тр. по итогам Междунар. науч.- практ. конф. В 3 ч. Саратов. 2016. Ч. 1. С. 127- 129.
42. Орешко, К.С. Механизм государственной поддержки малых предприятий в России и зарубежных странах: дис... канд. экон. наук. [Текст] - М., 2009. С. 153.
43. Официальный сайт «Левада-Центр» // https://www.levada.ru.
44. Официальный сайт The Global Entepreneurship Monitor (GEM) // https:// www.gemconsortium.org.
45. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ // https://www.nalog.ru.
46. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ // https://www.gks.ru.
47. Парфенов, Л. «Герман Греф: лицемерное поведение власти
бесперспективно» [Текст] // «Русский Newsweek» 28 марта 2005 г. - №12.
48. Пидоря, И. А., Петрова, Я. В. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой
ученый. — 2016. — №8.8. — С. 25-27. [Электронный ресурс] URL
https://moluch.ru/archive/112/28834/.
49. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС «Консультант Плюс».
50. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального назначения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» // СПС «Консультант Плюс».
51. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СПС «Консультант Плюс».
52. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1706 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке» // СПС «Консультант Плюс».
53. Пульс малого бизнеса: нефть и налоги определяют настроения предпринимателей Режим доступа: URL: // https://www.kommersant.ru/ doc/3835604.
54. Радаев, В.В. Мир России. [Текст]1995. Т.4. №1. С. 159-181.
55. Радаев, В.В. Экономическая социология. [Текст] — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — С. 229.
56. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2010 г. 384с.
57. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об
утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года» [Электронный ресурс] URL :
http://static.govemment.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf.
58. Россия: Неблагоприятный деловой климат тормозит экономический рост //
[Электронный ресурс] URL: URL://https://news.rambler.ru/world/38241749/
?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink.
59. Рубе, В.А. - Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. [Текст] - М.: ИНФРА - М, 2004 г.
60. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. — М.: МаркетДС, 2013. [Текст] — 112 с.
61. Семенова, А.Н., Данина, Т.М. Развитие малого бизнеса России в долгосрочном периоде // ТДР. 2017. №1. [Электронный ресурс] URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-biznesa-rossii-v-dolgosrochnom- periode
62. Скотт, Д. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни. [Текст] — М.: Университетская книга, 2005. — 568 с.
63. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 512 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - [Электронный ресурс] URL : http: //znanium.com/catalog/product/751618.
64. Статистика и мнения предпринимателей. Малый бизнес в России в 2014 - 2017 годах // [Электронный ресурс] URL: http://nisse.ru/upload/iblock/700/SME_2012 _25.07.2012.pdf.
65. Степин, А.Б. Понятие малого и среднего предпринимательства в законодательстве России [Текст] // Юрист. 2018. N 9. С. 12 - 18.
66. Сухих, В.А. Проблема доверия к государству в российской экономике //
Журнал экономической теории. 2017. №2. [Электронный ресурс] URL:
http://www.uiec.ru/content/zhurnal2017/JET/02i2017i17iSuhih.pdf.
67. Сухих, В.В. Конструирование доверия в экономике : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Сухих Василий Валентинович; [Место защиты: Ин-т экономики УрО РАН]. - Екатеринбург, 2012. 27 с. // [Электронный ресурс] URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005013758?login=1#?page=8.
68. Трофимов, С.Б. Оценка функционирования и совершенствования государственного регулирования малого бизнеса в северном регионе : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Трофимов Сергей Борисович; [Место защиты: Ин-т эконом.проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН]. - Апатиты, 2012. -26 с.
69. Уметбаева, Ю.И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2011. С. 92.
70. Устинова, Н.Г.Ю Тучина, Н.А. Регулирование малого
предпринимательства в современных российских условиях // Эпоха науки. 2018. №15. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie- malogo-predprinimatelstva-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah.
71. Федеральный закон от 02.06.2016 N 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // СПС «Консультант Плюс».
72. Федеральный закон от 02.06.2016 N 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // СПС «Консультант Плюс».
73. Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
74. Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения 05.09.2018 года.
75. Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант».
76. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант».
77. Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
78. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. [Текст] - М , 2008.
79. Хандриков, И. Итоги 2017 года для малого и среднего
предпринимательства. [Электронный ресурс] URL: //
https://www.yabloko.ru/blog/2018/01/16.
80. Чистякова, Н.О. Анализ теоретических подходов к формированию
институтов как элемента инновационной среды региона // Российское предпринимательство. 2014. №21 (267). [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-teoreticheskih-podhodov-k-formirovaniyu- institutov-kak-elementa-innovatsionnoy-sredy-regiona
81. Шамрай, А.А. Жизненный цикл малого предприятия. Раунд 2 ; Фонд «Либеральная миссия», Нац. ин-т системных исслед. проблем предпринимательства. [Текст] - Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 242с.
82. Шарданова, Г.Б. Анализ зависимости уровня развития малого и среднего предпринимательства от уровня государственной поддержки региона [Текст] // Успехи современной науки. 2016. Т.4. №12. С 32-35.
83. Шиганов, В.В. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы [Текст] // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2009. № 4. С. 87.
84. Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ./Предисл. И общ. Ред. В.С. Автономова. [Текст] - М.: Экономика, 1995. 540с.
85. Ясин, Е. Не изменив политику, задачу не решим [Электронный ресурс].
URL: http://sobesednik.ru/ politika/20161022-evgeniy-yasin-ne-izmeniv-politiku-
zadachu-ne-reshim.
86. Marshall, A. (1920). Principles of Economics. London: Macmillan. Retrieved from http: //www.econlib.org/library/Marshall/marP.html.
87. Schumpeter, J. A. (1934). The Theory of Economic Development: An Inquiry
Into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. Cambridge: Harvard University Press Retrieved from [Электронный ресурс]
https://www.researchgate.net/publication/228247192_The_Theory_of_Economic_Devel opment_An_Inquiry_Into_ Profits_Capital_Credit_Interest_and_the_Business_Cycle.
88. Smirnov, V The genesis of the entrepreneurship theory at the classical and non-
classical stages of science https://www.researchgate.net/
publication/317815420.