Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тренинг развития коммуникативной компетентности для студентов - психологов начальных курсов

Работа №56264

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ
1.1. Общие понятия коммуникативной компетентности 6
1.2. Роль и место развития коммуникативной компетентности в профессиональной
подготовке студентов по направлению подготовки 030300
«Психология» 12
1.3. Принципы построения тренинга развития коммуникативной компетентности
студентов - психологов 18
Выводы 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Общая характеристика личностных особенностей и сравнение уровня развития коммуникативных навыков студентов - психологов начальных курсов до проведения
тренинга 24
2.3. Сравнительный анализ динамики общего уровня коммуникативной компетентности
до и после тренинга в экспериментальной группе 37
2.4. Сравнительный анализ динамики изменений коммуникативных навыков после
проведения в экспериментальной и контрольной группах 46
2.5. Анализ изменения значений по коммуникативной способности студентов, посетивших и не посетивших курс тренингов по повышению коммуникативной
компетентности по G - критерию 53
Выводы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы исследования:
Коммуникативная компетентность является основополагающей
характеристикой профессиональной деятельности психолога. Так как в своей профессиональной деятельности психолог выступает как активный субъект общения: он должен уметь общаться с различными людьми, уметь "устанавливать контакт" с другим человеком, расположить его к себе, создать условия для откровенной беседы, раскрыть, успокоить, дружески поддержать, дать квалифицированный совет (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, 2001). Ввиду того, что психолог на своем примере показывает, демонстрирует другим как нужно правильно общаться и на него ориентируются другие - на психологе лежит дополнительная ответственность. В связи с чем он должен, во первых, развивать в себе навык коммуникативной компетентности, во вторых, поддерживать его на высоком уровне, а также постоянно повышать уровень своей компетентности в сфере коммуникации путем обучения, практики.
Одним из эффективных, высокотехнологичных и быстрообучаемых методов по развитию коммуникативных способностей считается тренинг. В настоящее время широко применяются на практике и довольно полно описаны в литературе различные тренинговые программы, так или иначе связанные с развитием способности к профессиональному психологическому взаимодействию. Так, как эффективный метод для развития коммуникативных навыков рекомендуются: различные программы социально - психологического тренинга, направленные на развитие умений и навыков в общении, ориентированные на формирование установок, которые необходимы для успешной коммуникации в любой сфере жизни (В.В.Бочаров, Э.Б.Карпова, 2007).
Для психологов, ввиду того, что коммуникативная компетентность входит в перечень профессиональных важных качеств в их деятельности, необходимо включение и специальных тренинговых программ, которые будут направлены на всестороннее развитие навыка профессионального взаимодействия (Л.И.Вассерман, 2010). К таким программам можно соотнести: перцептивно-ориентированный тренинг, предполагающий расширение знаний о себе, более полное восприятие и понимание себя и других участников группы; тренинг развития личности, осуществляющий задачи коррекции и развития системы отношений личности.
Однако тренинг, разработанный для психологов, в концепции нашей дипломной работы, представляет собой еще большую уникальность, ввиду того, что в рамках нашего тренинга решаются сразу две основных задачи:
1) освоение и совершенствование навыков профессионального общения и
2) развитие личностных качеств, необходимых для профессиональной психологической деятельности психолога. Развитие данных способностей очень важно на ранних этапах профессионального становления личности
На сегодняшний день существует множество работ по теме развития коммуникативных навыков, но отсутствуют обобщенные, однозначные и теоретически обоснованные представления по проблеме методов и инструментариев по развитию коммуникативных способностей студентов младших курсов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». Не разработанность вопроса определения методов и техник, тренинговых программ по развитию коммуникативных навыков, подходящих психологов, находящихся на ранних этапах профессионального становления, определило проблему нашего исследования.
Цель исследования: разработать авторскую методику по развитию
коммуникативных навыков для будущих психологов.
Объект исследования - коммуникативная компетентность.
Предмет исследования - тренинг развития коммуникативной компетентности для студентов - психологов начальных курсов.
Гипотеза исследования: степень развития коммуникативной компетентности значительно выше у тех обучающихся, кто прошел специальный курс тренингов.
В соответствие с целью и выдвинутыми предположениями, решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние проблемы наличия методов и инструментариев по повышению уровня коммуникативной компетентности студентов - психологов.
2. Изучить общую характеристику личностных особенностей и уровень развития коммуникативных навыков студентов начальных курсов.
3. Провести экспериментальное исследование и сравнительный анализ полученных данных. Диагностировать уровень коммуникативной активности и психологических качеств личности студентов - будущих психологов.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологической основой работы явились принципиальные положения современной психологии, определяющие направление психологических исследований и теоретическое обоснование полученных знаний. Это представления: о системном подходе к процессу получения эмпирического знания, согласно которому психическое, как целое, должно рассматриваться в единстве процессов, состояний и свойств (Б.Ф.Ломов); о необходимости при интерпретации результатов опираться на данные не только количественного, но и структурного анализов (Б.Г.Ананьев и др.).
Теоретическая база исследования построена с учетом общеметодологических принципов детерминизма, системности, развития (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); принципа единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн); основных положений субъектно -деятельностного подхода к исследованию личности человека (С.Л.Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова - Славская).
Методы исследования включали в себя: теоретический анализ проблемы, методы сбора эмпирического материала (тестирование), методы математической обработки данных (методы описательной статистики, средние значения, количественное и процентное соотношение и g - критерий знаков).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что все полученные результаты помогут внести вклад в понимание особенности построения тренинга для психологов, направленного на раскрытие коммуникативных способностей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов данной работы в практической деятельности специалистов, работающих в области ведения тренингов, а также полученные результаты могут быть использованы в лекционном материале таких дисциплин как психология консультирования и методологии практической психологии. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для разработки тренинговых занятий для будущих психологов, а также в программе курсов по развитию коммуникативных навыков.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики 50 студентов - бакалавров I года обучения (направление: «Психология») Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день существует множество работ по теме развития коммуникативных навыков, но отсутствуют обобщенные, однозначные и теоретически обоснованные представления по проблеме методов и инструментариев по развитию коммуникативных способностей студентов младших курсов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». Не разработанность вопроса определения методов и техник, тренинговых программ по развитию коммуникативных навыков, подходящих психологов, находящихся на ранних этапах профессионального становления, определило проблему нашего исследования.
Целью нашей работы было составление авторской методики по развитию коммуникативных навыков для будущих психологов.
Мы предположили, что степень развития коммуникативной компетентности значительно выше у тех обучающихся, кто прошел специальный курс тренингов.
В результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. По итогам проведенного исследования можно констатировать, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп, достоверно отличаются по ряду характеристик. Согласно ряду проведенных до тренинга тестов, можно утверждать, что в экспериментальной и контрольной группе наблюдались значительные различия.
2. Благодаря оценке уровня общительности было выявлено положительное влияние тренинга на респондентов экспериментальной группы: у 16% опрошенных были выявлены улучшения в рамках группового общения и групповой коммуникации, реакции на новые контакты и навыки общения вне комфортных для респондентов условий. Также у 16% респондентов наблюдались улучшения в навыках анализа и восприятия поступающей от собеседника информации («умение слушать»), снижение желания респондентов заострять внимание на манере разговора, а не на поступающей в рамках разговора информации, поиске скрытого
смысла сказанного.
3. Сильную положительную динамику показали улучшения в реакции респондентов из экспериментальной группы на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника, умения при обращении с просьбой (как от самого респондента, так и к нему), умения, позволяющие вступать в контакт по своему желанию или по чужой инициативе. Высокие показатели изменений в рамках анализа данных навыков свидетельствуют о том, что даже у тех, кто входил в категории «весьма общительных» или «людей с нормальной коммуникацией» согласно данным предыдущих методик, то есть в категории, у которых коммуникативная компетентность развита на хорошем или отличном уровне, смогли в разной степени улучшить свои коммуникативные навыки.
4. Сравнение результатов респондентов экспериментальной и контрольной группы также подтвердили эффективность проведенного тренинга. Данные анализа показали увеличение уровня общительности в группе №1, увеличение респондентов, использующих навыки в рамках компетентной модели поведений, что сократило разницу в оценки коммуникативных навыков и уровня общения между группами. Хотя в группе №1 остается достаточное количество респондентов, применяющих агрессивную или зависимые модели поведения, это лишь свидетельствует о невозможности за короткий промежуток времени значительно улучшить навыки и умения респондентов. Ведь навыки и умения, это не просто полученные знания, а знания, закрепляемые в процессе определенного времени на практике.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный тренинг являлся полезным для всех категорий респондентов, вне зависимости от развития их коммуникативных компетентностей.
Перспективные направления исследования в рамках обозначенной темы: необходимо расширить и углубить исследование по заявленной теме (дополнение предмета исследования путем расширение выборки, включение дополнительных диагностических средств и методов для детального исследования выявленных признаков и т.д.).



1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова - Славская. - М.: Изд - во «Мысль», 1991. - 299 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. / В.С. Агеев - М.: Изд- во «Наука», 1990. - 240 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев - М.: Изд - во «Наука», 1977 - 380 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. - 339 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений / Г.М. Андреева. - М.: Изд - во «Аспект Пресс»,
2002. - 378 с.
6. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева. - М.: 2007. - 297 с.
7. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов
пед.вузов / Е.В. Андриенко. - М.: Изд-во «Аспект Пресс»,
2000. - 264 с.
8. Анциферова, Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии / Л.И. Анциферова // Психология. 2001. - № 2. - С.12-2.
9. Бодалева, А.А. Основы социально-психологической теории / А.А. Бодалева. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 412 с.
10. Бодалева, А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии, 2002. - 256 с.
11. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А.Бодров - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2001. - 511 с.
12. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: Изд - во «Прайм - Еврознак», 2003. - 320 с.
13. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека / А.Е. Войскунский. - М.: Изд - во «Смысл», 2000. - 206 с.
14. Головко Е.Е. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической
деятельности: автореф. дисс. ... канд. Пед. Наук / Е.А. Г оловко. - Ставрополь, 2004.
- 20с.
15. Гончарова К.Э. Структура коммуникативной компетентности будущего специалиста. Автореф. дисс. ... канд. психол.наук. - Мичуринск,
- 2011. - 182с.
16. Горшенина, Я.Л Критерии и показатели оценки психологического
сопровождения развития коммуникативной компетентности будущего специалиста в деятельности кафедры вуза / Я.Л Горшенина // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции - Омск: Омский
юридический институт, 2006. — С. 164-169.
17. Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация
индивидуального ресурса профессионального развития /
С.А. Дружилов. - Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2002.
- 242 с.
18. Дружилов, С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности / С.А. Дружилов // Объединенный научный журнал. - М.: ТЕЗАРУС, 2001. - №22. - С.44-45.
19. Дружилов, С.А. Ценностные ориентации как ресурсная составляющая,
обеспечивающая успешность профессиональной адаптации / С.А. Дружилов, Д.В. Хашина // Модернизация системы образования: подходы, решения, опыт
реализации. - Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2003. - С.117-121.
20. Емельянов, Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - М.: Лен. Гос., 2005. - 162 с.
21. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс....д. психол. наук. - Л., 1990.- 403 с.
22. Жуков, Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию / Ю.М. Жуков, Л.А.Петровская, О.В. Соловьёва. - М.: Изд-во «Смысл», 1996.
- 373 с.
23. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг М.: Изд - во «Гардарики», 2004. - 233с.
24.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для вузов /
Э.Ф. Зеер - М.: Изд - во «Аспект Пресс», 2006. - 336 с.
25. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной
деятельности: Учебное пособие / Е.М. Иванова - М.:
«Изд - во Аспект Пресс», 2005. - 208 с.
26. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов - М.:
Изд - во «Прогресс», 1988. - 300 с.
27. Коломенский Я.Л. Социальная психология // Я.Л. Коломинский А.А. Реан. - СПб.: ЗАО « Изд-во «Питер», 1999.
28. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М. Кондаков. - 2 - е изд. Жоп. И перераб. - СПб.: Изд - во «ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2007. - 783 с.
29. Кондратенко В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондратенко, Д.И. Донской. - Минск: Изд - во «Наука и техника», 1993. - 464 с.
30. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Изд - во «Политиздат», 1975 - 304 с.
32. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. - М.: Изд - во «Наука», 1989. С. 90 - 98.
33. Мамонтова С.Н. Прикладная психология / С.Н. Мамонтова. - М.: Изд - во «Аспект Пресс», 2002. - 596 с.
34. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Изд - во « Просвещение», 1996. - 308 с.
35. Маркова, А.К. Психология / А.К. Маркова. - М., 2001. - 308 с.
36. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
37. Мелибурда, Е.Л. Психологические возможности улучшения общения /
38. Е.Л. Мелибурда. - М.: Прогресс, 2006. - 265с.
39. Мокшанцев Р.И. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /
Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева - М.: Изд - во «Аспект Пресс»,
2001. - 408 с.
40. Муравьева И.О. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: Дисс...канд. психол. наук. - Томск, 2001. - 158с.
41. Мычко, Е.И. Практико-ориентированная технология как средство
воздействия в процессе профессиональной подготовки / Е.И. Мычко // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 8.
-М.: МГУ, 2001. - С.32-35.
42. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социальнокоммуникативного развития личности // Ученые записки КнАГТУ. - 2010.
- № III-2 (3). - с.54-59.
43. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. сущность и структура социальной и коммуникативной компетентности личности // Ученые записки КнАГТУ.
- 2010. - № II-2 (2). - с.50-54.
44. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О. В. Шапарь / под общ.ред. В. Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Изд - во «Феникс», 2005.
- 808 с.
45. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов - Киев, 1990. - 192 с.
46. Орлов А.Б. Склонность и профессия / А.Б. Орлов. - М.:
Изд - во «Будивельник», 1981. - 172 с.
47. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Поваренков. Ю.П. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
48. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М.: МГУ, 2004. - 216 с.
49. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. Самара: Изд- во «БАХРАХ-М», 2006. - 672 с.
50. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности / А.А. Реан. - СПб.: С.-Петерб., 2001. - 224 с.
51. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Изд. - во «Педагогика», 1973 - 424 с.
52. Руденский, Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. - М.: Изд- во «ИНФА-М», 2007. - 224 с.
53. Рудесташ, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудесташ, - М.: Изд- во «Прогресс», 1990.- 220 с.
54. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Изд - во «ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК», 2006. - 490 с.
55. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Изд- во «Феникс», 2005. - 736 с.
56. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». - М., 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ