Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №50 компенсирующего вида» города Барнаула. В исследовании приняли участие старшие дошкольники 5 лет в количестве 10 человек, из низ 5 девочек и 5 мальчиков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1 Память как познавательный процесс 6
1.2 Онтогенетические аспекты развития памяти 11
1.3 Развитие памяти у дошкольников с нарушением зрения 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
Многие дети дошкольного возраста испытывают проблемы в обучении, связанные с нарушением зрительного восприятия. На начальном этапе образования закладываются базовые знания, багаж которых пополняется из года в год на протяжении всего периода жизни. В это же время начинают формироваться практические и умственные операции, навыки и действия, без которых невозможно представить процесс обучения практической деятельности. Отсутствие начального фундамента влечет за собой проблемы овладения учебной программой в младших классах. Сегодня возможно избежать проблем в обучении, приняв необходимые меры. Для этого родителям необходимо обнаружить причины затруднений в учебном процессе, понять в каких конкретных случаях они проявляются и устранить их.
Полноценное здоровье ребенка зависит от его представления реального окружающего мира. Одна из основных задач родителей и педагогов заключается в предоставлении ребенку естественных знаний для того, чтобы он мог полностью проявить себя. Поэтому дошкольный период жизни считается самым ответственным, так как именно в этот период возникает стремление изучать мир.
Сегодня существует множество средств и методов знакомства с явлениями и предметами природы: схемы, модели, фотографии, рисунки. В данном случае окружающая действительность познается в обобщенном содержании. В современном мире жизнь диктует человеку задачи, одной из которых является развитие сенсомоторной системы.
Во многих диагностических исследованиях отмечается снижение сенсомоторики у детей с нарушение зрения: не полностью сформированные знания о сенсорных эталонах; сложности в графических воспроизведениях фигур; поверхностное обследование и восприятие форм.
Нарушение зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте влечет за собой проблемы во всех познавательных процессах: хуже усваивается информация, снижается качество восприятия новой информации. Отсутствие представления о конкретном предмете ограничивает возможность сформировать образы в воображении и памяти. В связи с этим, ребенок создает свою собственную психологическую систему.
Русским педагогам, психологам и дефектологам, таким как В.П. Зинченко, А.И. Зотов, В.И. Лубовский, А.Г. Кондратов, удалось доказать системность в характере нарушений процессов памяти у детей с физическими, сенсорными и интеллектуальными дефектами. Среди широкого спектра исследовательских работ об особенностях развития процессов памяти большинство из них взаимосвязаны с проблемой нарушения зрения. Это исследования таких ученых как А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, М.И. Земцова и др.
На современном этапе учебно-воспитательный и коррекционный процессы ориентированы на конкретную личность ребёнка, что способствует лучшему ее развитию. Несмотря на это, не всегда в специалисты дошкольных коррекционных учреждений в практической деятельности опираются на личностно-ориентированный подход, не используют результаты научных исследований, характеризующих особенности возрастного, сенсорного и индивидуального развития структур головного мозга и их роли в психической организации ребёнка. Это противоречие обусловило и проблему исследования: какие характерные черты памяти характеризуют детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и каким образом данные характерные черты оказывают влияние на поведение, коммуникацию и учебную деятельность таких детей?
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- дать характеристику памяти как познавательному процессу;
- рассмотреть онтогенетические аспекты развития памяти;
- выявить особенности развития памяти у детей с нарушением зрения;
- провести диагностику по определению уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: развитие памяти у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения при диагностике будут выявлены преимущественно низкие уровни развития процессов памяти.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как В.П. Глухов, А.В. Посевина, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Чеботарева и др.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Констатирующий эксперимент с применением диагностических методик.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50 компенсирующего вида» города Барнаула. В исследовании приняли участие старшие дошкольники пятилетнего возраста с нарушением зрения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Значение механизмов памяти весьма важно в психическом развитии ребенка. У детей с развитием таких процессов памяти как запоминание, узнавание и воспроизведение увеличивается продуктивность остальных высших психических процессов: речь, мышление и т.д.
Память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. А к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Накопление к дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Память детей с нарушением зрения имеет особенности, к которым относятся резкое сужение образов памяти за счет частичного или полного выпадения и зрительных образов, схематизм, фрагментарность, вербализм и низкий уровень обобщенности, низкая скорость и небольшой объем запоминания, а кроме того, недостаточная осмысленность информационного материала.
Для проведения экспериментального исследования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения был подобран ряд методик, которые были ориентированы на определение уровня развития кратковременной зрительной и слуховой памяти, объема памяти, а также динамики процесса заучивания слов.
С помощью проведенного исследования были получены результаты, которые показывают, что большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеют низкий уровень развития процессов памяти. Такие дети неспособны запомнить большое количество картинок и потом узнать их в ряду других, незнакомых им, изображений, они запоминают только короткие ряды цифр и могут воспроизвести их лишь со второй попытки, кроме этого, они даже после шести повторений взрослым ряда слов могут запомнить и воспроизвести минимальное их количество, причем при каждой последующей попытке количество названных слов практически не увеличивается. У меньшего числа детей выявлен средний уровень развития процессов памяти. Эти дети запоминают примерно половину из предложенных картинок и потом могут узнать их среди других, запоминают среднее число цифр с двух попыток и способны правильно их воспроизвести, кроме того, могут запомнить среднее количество слов, причем при каждой последующей попытке количество воспроизведенных слов качественно увеличивается. Лишь незначительное число дошкольников имеют высокий уровень развития процессов памяти. Такие дети, несмотря на свой зрительный дефект, запоминают большое количество картинок и выделяют их среди других изображений, могут запомнить довольно длинные ряды цифр, а затем повторить их, кроме того, способны воспроизвести все слова, причем при каждой последующей попытке количество воспроизведенных слов качественно увеличивается.
Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения при диагностике будут выявлены преимущественно низкие уровни развития процессов памяти, полностью подтверждена. Дети с низким уровнем развития зрительной и слуховой памяти нуждаются в целенаправленной и довольно специфической коррекционно-развивающей помощи со стороны педагога, психолога, родителей.
1. Белоусова, А.К. Возрастная психология [Текст]: Учебник / А.К. Белоусова. - М.: Феникс, 2012. - 591 с.
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 528 с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: Учебник / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2017. - 384 с.
4. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
5. Кузьмина, Е.Г. Психодиагностика в сфере образования [Текст]: учеб. пособие / Е.Г. Кузьмина . - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014 . - 311 с.
6. Мандель, Б.Р. Психология развития: Полный курс [Текст]: иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 743 с.
7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 460 с.
8. Посевина, А.В. Особенности зрительной памяти у дошкольников с нарушениями зрения / А.В. Посевина, О.Н. Артеменко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 июня 2015 г.) / под ред. О.Н. Широкова – 2015. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 2. – С. 324-326.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
10. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
11. Специальная психология в 2 т. Том 1 [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский и др.; отв. ред. В.И. Лубовский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 428 с.
12. Специальная психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Л.М. Шипицына и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 287 с.
13. Столяренко, Л.Д. Возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Д. Столяренко, Д.В. Столяренко. - М.: Феникс, 2017. - 442 с.
14. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебник / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; под ред. О.В.Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2017. - 368 с.
15. Чеботарева, Е.Н. Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 134-137.
16. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 576 с.