ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Социальные предпосылки профилактики детского дорожнотранспортного травматизма 7
1.2 Анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий с
участием детей 13
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА 21
2.1 Системный подход к профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма 21
2.2 Организация работы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма 25
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Ежегодно на дорогах России гибнет около 35 тысяч человек. Из них около 3,5 тысяч детей и свыше 25 тысяч получают травмы. Это печальная статистика, т.к. наблюдается тенденция к росту числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Аварийность - беда не только нашей страны. Сегодня весь мир борется с негативными последствиями автомобилизации. На Генеральной Ассамблее ООН в 2014 г. отмечалось, что назрел глобальный кризис в области безопасности дорожного движения, причина - недостаток должного внимания к этой проблеме со стороны государства. В условиях непрерывного увеличения подвижного состава автомобильного транспорта в Республике Татарстан с каждым годом риск повышения численности дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий, вероятно, будет увеличиваться.
Пути решения данной проблемы в Республике Татарстан видятся в реализации системного подхода к организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Практика данных мероприятий в России и за рубежом убедительно доказывает, что результативность профилактической работы всецело зависит от того, насколько взаимосвязано построена и функционирует та или иная система.
Анализ показывает, что причинами нестабильности ситуации с ДТП являются как повышение интенсивности движения автомобильного транспорта, отсутствие должной сети дорог и низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, так и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.
Однако традиционная система профилактики ДДТТ не всегда эффективна, что обусловлено отсутствием научно обоснованных
В последние годы ситуация начала изменяться: проведен ряд исследований по различным аспектам профилактики ДДТТ. В работах М.Б. Афанасьева, В.А. Варламова, В.В. Лукоянова, Л.Н. Овчаренко, С.Х. Шамариной, А.М. Якупова и др. отражены некоторые теоретические вопросы подготовки дисциплинированного участника дорожного движения. Однако организационные условия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не стали еще предметом специального изучения.
Цель исследования - провести анализ детского дорожно-транспортного травматизма и разработать мероприятия по его профилактике в условиях города Мамадыш Республики Татарстан.
Объект исследования - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Предмет исследования - профилактические меры по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать источники информации по теме исследования.
2. Провести анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
3. Разработать мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключаются в том, что проведенный анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми поможет снижению числа дорожно-транспортных происшествий, происшедших по вине детей, а так же профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенная работа показала, что организацию обучения и воспитания детей в ходе профилактики ДДТТ целесообразно проводить по следующим направлениям: изучение основ правил безопасности дорожного движения (ДОУ, младший школьный возраст); воспитание дисциплинированного пешехода, пассажира (старшие группы ДОУ, младший и средний школьный возраст); обучение по программе «Юный велосипедист» (младший и средний школьный возраст) и формирование основ водительского мастерства (в соответствии с программой подготовки картингистов); обучение на права водителя категории «А» «В» (старший школьный возраст).
Определяя основные организационные условия профилактики ДДТТ, педагоги, работники ГИБДД осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения детских коллективов, например юных инспекторов движения, выбор перспектив развития профилактической системы осуществляется педагогами, работниками ГИБДД и детьми совместно. Эффективность управления профилактической системы требует соблюдения ряда условий: моделирования дорожных ситуаций,
адекватности обстоятельств окружающей среды (макеты дорожной среды, дорожные знаки и пр.) рассматриваемым задачам профилактической системы, предвидения (моделирование дорожных ситуаций) дорожно-транспортных происшествий, использования новаций и традиций в построении профилактической системы.
В рамках выполненной работы нами предложены мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которые можно проводить в городе Мамадыш и всем Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан.