ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Социальные предпосылки профилактики детского дорожнотранспортного травматизма 7
1.2 Анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий с
участием детей 13
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА 21
2.1 Системный подход к профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма 21
2.2 Организация работы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма 25
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Ежегодно на дорогах России гибнет около 35 тысяч человек. Из них около 3,5 тысяч детей и свыше 25 тысяч получают травмы. Это печальная статистика, т.к. наблюдается тенденция к росту числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Аварийность - беда не только нашей страны. Сегодня весь мир борется с негативными последствиями автомобилизации. На Генеральной Ассамблее ООН в 2014 г. отмечалось, что назрел глобальный кризис в области безопасности дорожного движения, причина - недостаток должного внимания к этой проблеме со стороны государства. В условиях непрерывного увеличения подвижного состава автомобильного транспорта в Республике Татарстан с каждым годом риск повышения численности дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий, вероятно, будет увеличиваться.
Пути решения данной проблемы в Республике Татарстан видятся в реализации системного подхода к организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Практика данных мероприятий в России и за рубежом убедительно доказывает, что результативность профилактической работы всецело зависит от того, насколько взаимосвязано построена и функционирует та или иная система.
Анализ показывает, что причинами нестабильности ситуации с ДТП являются как повышение интенсивности движения автомобильного транспорта, отсутствие должной сети дорог и низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, так и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.
Однако традиционная система профилактики ДДТТ не всегда эффективна, что обусловлено отсутствием научно обоснованных
В последние годы ситуация начала изменяться: проведен ряд исследований по различным аспектам профилактики ДДТТ. В работах М.Б. Афанасьева, В.А. Варламова, В.В. Лукоянова, Л.Н. Овчаренко, С.Х. Шамариной, А.М. Якупова и др. отражены некоторые теоретические вопросы подготовки дисциплинированного участника дорожного движения. Однако организационные условия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не стали еще предметом специального изучения.
Цель исследования - провести анализ детского дорожно-транспортного травматизма и разработать мероприятия по его профилактике в условиях города Мамадыш Республики Татарстан.
Объект исследования - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Предмет исследования - профилактические меры по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать источники информации по теме исследования.
2. Провести анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
3. Разработать мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключаются в том, что проведенный анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми поможет снижению числа дорожно-транспортных происшествий, происшедших по вине детей, а так же профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенная работа показала, что организацию обучения и воспитания детей в ходе профилактики ДДТТ целесообразно проводить по следующим направлениям: изучение основ правил безопасности дорожного движения (ДОУ, младший школьный возраст); воспитание дисциплинированного пешехода, пассажира (старшие группы ДОУ, младший и средний школьный возраст); обучение по программе «Юный велосипедист» (младший и средний школьный возраст) и формирование основ водительского мастерства (в соответствии с программой подготовки картингистов); обучение на права водителя категории «А» «В» (старший школьный возраст).
Определяя основные организационные условия профилактики ДДТТ, педагоги, работники ГИБДД осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения детских коллективов, например юных инспекторов движения, выбор перспектив развития профилактической системы осуществляется педагогами, работниками ГИБДД и детьми совместно. Эффективность управления профилактической системы требует соблюдения ряда условий: моделирования дорожных ситуаций,
адекватности обстоятельств окружающей среды (макеты дорожной среды, дорожные знаки и пр.) рассматриваемым задачам профилактической системы, предвидения (моделирование дорожных ситуаций) дорожно-транспортных происшествий, использования новаций и традиций в построении профилактической системы.
В рамках выполненной работы нами предложены мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которые можно проводить в городе Мамадыш и всем Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан.
1. Алексеева, Е.И. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан / Е.И. Алексеева, Г.Б. Муравьев // Вестник НЦБЖД. - 2016. - № 4 (30). - С. 5-10.
2. Ахмадиева, Р.Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как
направление современных психолого-педагогических знаний: Учебно-
метод. пособие / Науч. ред. Г.В. Мухаметзянова. - Казань : ГУ «НЦ БЖД», 2010. - 110 с.
3. Ахметшина, Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан / Л.Г. Ахметшина. - Казань : Изд-во НЦБЖД, 2003. - 125 с.
4. Бадагуев, Б.Т. Безопасность дорожного движения: Приказы,
инструкции, журналы, положения / Б.Т. Бадагуев. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 264 с.
5. Баряева, Л. Б. Азбука дорожного движения : программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения / Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева. - М. : Дрофа, 2007. - 75 с.
6. Безопасность дорожного движения : программы для системы дополнительного образования / В.А. Лобашкина [и др.]; под ред. П. В. Ижевского. - М. : Просвещение, 2009. - 47 с.
7. Бордачева, И.Ю. Безопасность на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ / И.Ю. Бордачева. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 998 с.
8. Веракса, Н.Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с.
9. Володькин П.П. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в современных условиях / П.П. Володькин, О.М. Дьячкова,
10. Голотик, Д.В. Детский дорожно-транспортный травматизм: проблемы и пути решения / Д.В. Голотик, П.П. Володькин // Вестник транспорта. - 2015. - № 4. - С. 2-5.
11. Ёлгина, Л.С. Детский дорожно-транспортный травматизм как социальная проблема и его профилактика / Л.С. Ёлгина // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : Материалы II Международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ : Изд-во Восточно-Сибирского ГУТиУ, 2013. - С. 144-147.
12. Захарова, А.Е. Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях / А.Е. Захарова. - М.: Мир автокниг, 2011. - 80 с.
13. Иванов, С.Е. Организация и безопасность движения: учебное пособие / С.Е. Иванов. - 2-е изд. - СПб: Изд-во СЗТУ, 2011. - 201 с.
14. Изучаем правила дорожного движения : разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е. Ю. Лавлинскова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 239 с.
15. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2010. - 288 с.
16. Канунников, А.М. О профилактике детского дорожнотранспортного травматизма / А.М. Канунников // Административное право и процесс. - 2013. - № 3. - С. 68-69.
17. Капустина, Е.Г. Организация работы образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма / Е.Г. Капустина // Наука и практика. - 2015. - № 3 (64). - С. 56-60.
18. Кильдеев, М.В. Участие семьи в профилактике детского дорожнотранспортного травматизма / М.В. Кильдеев // Вестник НЦБЖД. - 2016. - № 2 (28). - С. 21-29.
19. Корсун, Г.А. Основные направления профилактики дорожнотранспортного травматизма детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной практике / Г.А. Корсун, С.В. Полякова // Инновационная наука. - 2016. - №11-3. - С. 102-104.
20. Ломов, А.И. Паспорт дорожной безопасности образовательной организации / А.И. Ломов // Практика административной работы в школе. - 2014. - № 6. - С. 5-9.
21. Малышева О.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / О.А. Малышева, С.А. Иванова // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 4. - С. 18-21.
22. Мамина, Н. Безопасность на дороге / Н. Мамина. - М.: Учитель, 2014. - 885 с.
23. Маркин, Н.И. Безопасность на дорогах. Пешеходы-вездеходы / Н.И. Маркин. - М.: Энас-класс, НЦ ЭНАС, 2011. - 623 с.
24. Мишина, Ю.В. Отдельные аспекты предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма / Ю.В. Мишина // Наука и практика. - 2016. - № 4 (69). - С. 68-70.
25. Новизенцев, В.В. Повышение безопасности дорожных условий: учебное пособие / В.В. Новизенцев. - М.: Изд-во МАДИ, 2012. - 139 с.
26. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Р.Ш. Ахмадиева, С.А. Бикчантаева и др.; Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. - 464 с
27. Петровых, В.Л. О необходимости защиты детей в процессе участия в дорожном движении / В.Л. Петровых // Инновационная наука. - 2015. - №8-2. - С. 118-121.
28. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма : система работы в образовательном учреждении / авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 111 с.
29. Пугачев, И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Пугачев, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
30. Пуляевская, Н.П. Новые подходы к обучению детей правилам дорожного движения / Н.П. Пуляевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - № 1. - С. 27-30.
31. Редькин, Б.О. Детский дорожно-транспортный травматизм / Б.О. Редькин // Организация и безопасность дорожного движения : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень : Изд-во ТИУ, 2013. - С. 156-160.
32. Рыбин, А. Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях. 1011 классы / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. - М.: Просвещение,
2008. - 144 с.
33. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2015. - 256 с.
34. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности
дорожного движения в 2013 - 2020 годах»: http: //www. rg
.ru/2013/10/08/bezopas-site -dok .html.
35. Фролов, М.П. Безопасное поведение на дорогах. Программы. 5—10 классы / М.П. Фролов. - М.: Дрофа, 2010. - 810 c.
36. Чечева, Н.А. Система непрерывного обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения / Н.А. Чечева // Царскосельские чтения. - 2013. - № 17. - С. 137-140.
37. Шаповалова, С.В. Детский дорожно-транспортный травматизм и
пути решения / С.В. Шаповалова // Организация и безопасность дорожного движения : Материалы VII Всероссийской научно-практической
конференции. - Тюмень : Изд-во ТИУ, 2014. - С. 173-177.
38. Шипунова, В.А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.
39. Якупов, А.М. Опасность и безопасность дорожного движения / А.М. Якупов // Современные проблемы транспортного комплекса России. - 2015. - Т. 5. - № 1 (6). - С. 56-61.
40. Якупов, А.М. Формирование транспортной культуры у школьников как основное направление снижения уровня детского дорожнотранспортного травматизма / А.М. Якупов // Наука и школа. - 2006. - №
3. - С. 19-23