ФУНКЦИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ)
|
Введение 3
Глава 1 7
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИКИ В ЯЗЫКОЗНАНИИ 7
§ 1. Формирование грамматики как науки 7
§2. История развития английской грамматики 12
Выводы по I главе 26
Глава II 29
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ 29
§1. Функционально направленное обучение грамматике 29
§2. Коммуникативные компетенции при формировании языковых навыков 38
§ 3. Методы и виды активности при развитии коммуникативной компетенции 51
3.1. Основные методы развития коммуникативной компетенции 51
3.1 Виды активности (activities) при формировании коммуникативной компетенции 58
Выводы по II главе 62
Глава III 65
АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 11 КЛАССОВ 65
§1. Анализ УМК «Spotlight» для 11 класса 66
§2. Анализ УМК«New Millennium English» для 11 класса 77
Выводы по III главе 93
Заключение 97
Список использованной литературы 99
Глава 1 7
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИКИ В ЯЗЫКОЗНАНИИ 7
§ 1. Формирование грамматики как науки 7
§2. История развития английской грамматики 12
Выводы по I главе 26
Глава II 29
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ 29
§1. Функционально направленное обучение грамматике 29
§2. Коммуникативные компетенции при формировании языковых навыков 38
§ 3. Методы и виды активности при развитии коммуникативной компетенции 51
3.1. Основные методы развития коммуникативной компетенции 51
3.1 Виды активности (activities) при формировании коммуникативной компетенции 58
Выводы по II главе 62
Глава III 65
АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 11 КЛАССОВ 65
§1. Анализ УМК «Spotlight» для 11 класса 66
§2. Анализ УМК«New Millennium English» для 11 класса 77
Выводы по III главе 93
Заключение 97
Список использованной литературы 99
Настоящей целью современного общества является поиск соответствующих путей организации учебно-воспитательного процесса, подходящих вариантов содержания обучения и его структуры. Бесспорным является тот факт, что в школе практикуются различные образовательные стратегии, наибольшее количество вариантов методических решений влечет за собой наивысшую плодотворность поиска новых путей обучения предмету. Основной проблемой преобразования обучения иностранному языку в старшей ступени образования является вопрос определения целей и соответствующего данным целям содержания обучения. С одной стороны, цель обуславливается существующими предпочтениями большинства, выражая его социальные нужды, с другой, она сама регулирует всю систему обучения, определяя ее содержание и организацию. Усиление внимания на активизацию коммуникативной стороны обучения находит отражение в изменении целей преподавания иностранного языка и содержания обучения. Г оворится не только о теоретических знаниях языка, а в большей степени об умении использовать его в реальной ситуации, в общении. Иными словами, основной целью обучения иностранному языку выступает практическое владение данным языком и, соответственно, развитие коммуникативной компетенции. При этом языковая компетенция играет ведущую роль в процессе достижения этой цели, так как коммуникация осуществляется лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения.
Неоправданные стратегии обучения грамматической стороне языка привели к проблеме выбора наиболее эффективных методов обучения грамматике. Как известно, каждая грамматическая структура обладает формальной и функциональной сторонами. Несмотря на то, что в речи ведущей стороной грамматической структуры является функциональная, в традиционном обучении ей отводится второстепенная роль. Сначала учащимися усваивается форма, и только затем грамматическое значение. В
результате учащийся знает структуру, правило её образования, но не обладает навыками использования ее в коммуникативных целях. Во избежание подобных пробелов в образовании существует функциональный подход к обучению языка.
Данная работа представляет собой систематическое описание развития грамматической стороны английской лингвистики, начиная со структурной грамматики и останавливаясь на более подробном рассмотрении функционально-направленного обучения грамматике в теоретическом и практическом аспектах.
Проблема функционально-направленного обучения грамматике получила широкое распространение среди отечественных и зарубежных лингвистов и нашла отражение в трудах А.А. Потебни, А.М. Пешковского, Ф.И. Буслаева, А.В. Бондарко, Г.А. Золотовой, Н.Ю. Шведовой; А. Мартине, Г. Гийома, Ф. Брюно, Ш. Балли, О. Есперсена, А. Мустайоки и др.
Несмотря на значительное количество исследований и работ, посвященных проблеме функционально-направленного обучения грамматике, она до сих пор остается недостаточно исследованной. Основные принципы функционального подхода не находят отражения на практике.
Выбор темы данного исследования обусловлен ее актуальностью, о которой свидетельствует возросший интерес к функциональной стороне грамматического строя языка, недостаточная разработанность материалов, наиболее полно реализующих принципиальные положения функционального подхода к обучению грамматической стороне речи.
Объектом исследования выступил функциональный подход к обучению грамматической стороне английского языка.
Предметом исследования стал процесс формирования
коммуникативной компетенции на старшей ступени обучения.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой применение функционально-направленного обучения грамматической стороне языка способствует эффективному формированию коммуникативных навыков.
Цель настоящего исследования - определить эффективность функционального подхода к обучению английской грамматике на старшей ступени обучения и проанализировать, насколько учебники для 11 класса располагают упражнениями, направленными на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Исследование ограничено старшим этапом обучения как результат того, что учащиеся данной ступени имеют определённый багаж знаний и опыт работы по тому или иному подходу. Большой объём обобщаемого материала на данном этапе требует наиболее экономные и эффективные формы работы над грамматической стороной речи.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных задач:
• Изучить и обобщить имеющиеся исследования по развитию грамматики в английском языкознании;
• Раскрыть сущность функционального подхода к обучению грамматического строя языка на материале английского языка;
• Определить современные методы развития коммуникативной компетенции учащихся старшей ступени обучения;
• Проанализировать соответствующие функциональному подходу материалы из учебников для 11 класса;
Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:
• анализ и обобщение теоретического материала по рассматриваемой проблеме;
• подсчет коммуникативно-направленных и собственнограмматических упражнений для выявления доминирующих;
• сравнение полученных данных в целях определения возможности и уровня развития коммуникативной компетенции учащихся при использовании того или иного учебно-методического комплекса;
Теоретическая значимость работы заключается в том, что теоретически и содержательно обосновано понятие «коммуникативная компетентность» в единстве речевого, языкового, социокультурного, компенсаторного и учебно-познавательного компонентов, на формирование которых должны быть оптимизированы содержание и организация учебного процесса на старшей ступени обучения.
Практическая ценность дипломной работы заключается в возможности использования полученных результатов и разработанных материалов при работе с учениками.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка цитируемой литературы. В первой главе представлено описание развития зарубежной грамматики от структурализма до функционализма. Вторая глава данного исследования представляет собой более подробное рассмотрение функционально-направленного обучения грамматике, раскрытие понятий «функциональная грамматика», «компетенция», «коммуникативная компетенция», а также освещение компонентов коммуникативной компетенции и основных методов и видов активности для ее развития. Третья глава посвящена анализу учебников для 11 класса.
Неоправданные стратегии обучения грамматической стороне языка привели к проблеме выбора наиболее эффективных методов обучения грамматике. Как известно, каждая грамматическая структура обладает формальной и функциональной сторонами. Несмотря на то, что в речи ведущей стороной грамматической структуры является функциональная, в традиционном обучении ей отводится второстепенная роль. Сначала учащимися усваивается форма, и только затем грамматическое значение. В
результате учащийся знает структуру, правило её образования, но не обладает навыками использования ее в коммуникативных целях. Во избежание подобных пробелов в образовании существует функциональный подход к обучению языка.
Данная работа представляет собой систематическое описание развития грамматической стороны английской лингвистики, начиная со структурной грамматики и останавливаясь на более подробном рассмотрении функционально-направленного обучения грамматике в теоретическом и практическом аспектах.
Проблема функционально-направленного обучения грамматике получила широкое распространение среди отечественных и зарубежных лингвистов и нашла отражение в трудах А.А. Потебни, А.М. Пешковского, Ф.И. Буслаева, А.В. Бондарко, Г.А. Золотовой, Н.Ю. Шведовой; А. Мартине, Г. Гийома, Ф. Брюно, Ш. Балли, О. Есперсена, А. Мустайоки и др.
Несмотря на значительное количество исследований и работ, посвященных проблеме функционально-направленного обучения грамматике, она до сих пор остается недостаточно исследованной. Основные принципы функционального подхода не находят отражения на практике.
Выбор темы данного исследования обусловлен ее актуальностью, о которой свидетельствует возросший интерес к функциональной стороне грамматического строя языка, недостаточная разработанность материалов, наиболее полно реализующих принципиальные положения функционального подхода к обучению грамматической стороне речи.
Объектом исследования выступил функциональный подход к обучению грамматической стороне английского языка.
Предметом исследования стал процесс формирования
коммуникативной компетенции на старшей ступени обучения.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой применение функционально-направленного обучения грамматической стороне языка способствует эффективному формированию коммуникативных навыков.
Цель настоящего исследования - определить эффективность функционального подхода к обучению английской грамматике на старшей ступени обучения и проанализировать, насколько учебники для 11 класса располагают упражнениями, направленными на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Исследование ограничено старшим этапом обучения как результат того, что учащиеся данной ступени имеют определённый багаж знаний и опыт работы по тому или иному подходу. Большой объём обобщаемого материала на данном этапе требует наиболее экономные и эффективные формы работы над грамматической стороной речи.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных задач:
• Изучить и обобщить имеющиеся исследования по развитию грамматики в английском языкознании;
• Раскрыть сущность функционального подхода к обучению грамматического строя языка на материале английского языка;
• Определить современные методы развития коммуникативной компетенции учащихся старшей ступени обучения;
• Проанализировать соответствующие функциональному подходу материалы из учебников для 11 класса;
Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:
• анализ и обобщение теоретического материала по рассматриваемой проблеме;
• подсчет коммуникативно-направленных и собственнограмматических упражнений для выявления доминирующих;
• сравнение полученных данных в целях определения возможности и уровня развития коммуникативной компетенции учащихся при использовании того или иного учебно-методического комплекса;
Теоретическая значимость работы заключается в том, что теоретически и содержательно обосновано понятие «коммуникативная компетентность» в единстве речевого, языкового, социокультурного, компенсаторного и учебно-познавательного компонентов, на формирование которых должны быть оптимизированы содержание и организация учебного процесса на старшей ступени обучения.
Практическая ценность дипломной работы заключается в возможности использования полученных результатов и разработанных материалов при работе с учениками.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка цитируемой литературы. В первой главе представлено описание развития зарубежной грамматики от структурализма до функционализма. Вторая глава данного исследования представляет собой более подробное рассмотрение функционально-направленного обучения грамматике, раскрытие понятий «функциональная грамматика», «компетенция», «коммуникативная компетенция», а также освещение компонентов коммуникативной компетенции и основных методов и видов активности для ее развития. Третья глава посвящена анализу учебников для 11 класса.
Полагаясь на исследования о проблеме обучения грамматической стороне речи английского языка можно говорить о том, что в настоящее время нет единого универсального метода преподавания иностранных языков. Однако наиболее предпочтительным является использование личностно-ориентированных технологий, стимулирующих творческую активность учащихся и комбинированных методик, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к предмету «иностранный язык», а именно:
• формирование способности самостоятельного решения коммуникативных задач на иностранном языке;
• формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции.
В ходе исследования нами была достигнута цель определения эффективность функционального подхода к обучению английской грамматике и решены следующие задачи:
• Изучены и обобщены имеющиеся исследования по развитию грамматики в английском языкознании, а именно, история развития структурной грамматики в Пражской лингвистической школе, Копенгагенской лингвистической школе, в американском языкознании (дескриптивизме), Лондонской школе структурализма, развитие порождающей генеративной грамматики Н. Хомского и функциональной грамматики, рассматриваемой чешскими, французскими, голландскими, лондонскими и американскими языковедами.
• Раскрыта сущность функционального подхода к обучению грамматического строя языка на материале английского языка, а именно, раскрыто понятие функциональной грамматики, выявлены отличительные черты традиционной и функциональной грамматики, даны лингвистическое, психологическое и методическое обоснования необходимости и целесообразности применения в школе функционального подхода к языку.
• Определены современные методы развития коммуникативной компетенции учащихся старшей ступени обучения, к которым относятся метод эмпатии, метод «Mind-Map» (карта памяти), метод «Brain Storming» (мозговой штурм), Cluster-Method, Information-Gap и Jigsaw Method (Ажурная пила) и некоторые виды деятельности, применяемые при обучении иностранному языку.
• Проанализированы соответствующие функциональному подходу материалы из учебников для 11 класса.
Функциональный подход в преподавании грамматики английского языка позволяет наиболее оптимально достичь основных целей, которые ставятся перед данным предметом в настоящее время. Учитывая потребность современного общества в практическом владении иностранным языком, функциональный подход можно назвать «золотой серединой», примиривший две противоположные точки зрения на грамматику в курсе иностранного языка, а именно: переоценка её роли с одной стороны и неоправданное сокращение грамматического материала с другой.
• формирование способности самостоятельного решения коммуникативных задач на иностранном языке;
• формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции.
В ходе исследования нами была достигнута цель определения эффективность функционального подхода к обучению английской грамматике и решены следующие задачи:
• Изучены и обобщены имеющиеся исследования по развитию грамматики в английском языкознании, а именно, история развития структурной грамматики в Пражской лингвистической школе, Копенгагенской лингвистической школе, в американском языкознании (дескриптивизме), Лондонской школе структурализма, развитие порождающей генеративной грамматики Н. Хомского и функциональной грамматики, рассматриваемой чешскими, французскими, голландскими, лондонскими и американскими языковедами.
• Раскрыта сущность функционального подхода к обучению грамматического строя языка на материале английского языка, а именно, раскрыто понятие функциональной грамматики, выявлены отличительные черты традиционной и функциональной грамматики, даны лингвистическое, психологическое и методическое обоснования необходимости и целесообразности применения в школе функционального подхода к языку.
• Определены современные методы развития коммуникативной компетенции учащихся старшей ступени обучения, к которым относятся метод эмпатии, метод «Mind-Map» (карта памяти), метод «Brain Storming» (мозговой штурм), Cluster-Method, Information-Gap и Jigsaw Method (Ажурная пила) и некоторые виды деятельности, применяемые при обучении иностранному языку.
• Проанализированы соответствующие функциональному подходу материалы из учебников для 11 класса.
Функциональный подход в преподавании грамматики английского языка позволяет наиболее оптимально достичь основных целей, которые ставятся перед данным предметом в настоящее время. Учитывая потребность современного общества в практическом владении иностранным языком, функциональный подход можно назвать «золотой серединой», примиривший две противоположные точки зрения на грамматику в курсе иностранного языка, а именно: переоценка её роли с одной стороны и неоправданное сокращение грамматического материала с другой.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЕИ ДЕТСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ НА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СТРАНЫ
ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И
ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - «СИТУАЦИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



