Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«СИТУАЦИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Работа №62347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения ситуативного обучения английскому языку в старших классах 6
1.1. Теория речевой деятельности как основа методики развития речи 6
1.2. Обучение английскому языку в рамках федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) 9
1.3. Понятие коммуникативной ситуации в научной парадигме и ее
структурные компоненты 13
1.4. Психологические и возрастные особенности учебно-познавательной деятельности старшеклассников 22
Выводы по ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа 28
2.1. Описание методики организации ситуативного обучения
английскому языку в старших классах 29
2.2. Определение начального уровня владения английским языком
учащихся старших классов 32
2.3. Система упражнений, направленная на закрепление лексического
материала 39
2.4. Система упражнений, направленная на закрепление
грамматических конструкций 44
2.5. Система упражнений, направленная на выработку реакции 49
2.6. Анализ результатов применения разработанных систем
упражнений 53
2.7. Определение результативности проведенных занятий с
использованием ситуативно-коммуникативного обучения 54
Выводы по ГЛАВЕ II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ


Современная концепция обучения иностранным языкам отражает индивидуальный подход к обучаемым, самостоятельную работу в процессе обучения, а также реализацию творческих замыслов учителя. Методическим стандартом в настоящее время является коммуникативно-направленный метод обучения иностранным языкам. Ситуативность - один из важнейших принципов коммуникативно-ориентированного обучения. Следовательно, процесс обучения должен иметь ситуативную основу с целью совершенствования навыков говорения, чтения, аудирования и письма на иностранном языке.
Ситуативность как принцип означает, что все обучение происходит на основе и при помощи учебно-коммуникативных ситуаций. Говорение - это выражение своих мыслей в целях решения задач общения.
Однако наши наблюдения за процессом обучения английскому языку во время педагогической практики дают нам основания утверждать, что коммуникативно-ситуативный метод обучения используется в практике не часто. Такое положение и побудило нас обратиться к исследованию проблемы в данном направлении.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что среди разнообразных приемов организации урока по английскому языку наибольший интерес школьники проявляют к уроку с использованием коммуникативных ситуаций. Ситуативное обучение - инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться, переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
В данной работе показана важность ситуации в педагогическом процессе на примере использования ее на уроках английского языка в старших классах.
Объектом исследования является процесс формирования и развития навыков и умений английской речи в условиях общеобразовательной школы.
Предметом исследования является методика организации ситуативного обучения, способствующая развитию речи старшеклассников на уроках английского языка.
Цель настоящей работы заключается в необходимости проведения исследования способов и приемов организации ситуативного обучения на старшей ступени; разработке рациональных приемов организации учебно-коммуникативных ситуаций в процессе обучения английскому языку в указанных условиях обучения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить теоретические основы исследования посредством рассмотрения особенностей ситуативного обучения в старших классах.
2. Выявить психологические и возрастные особенности учебно-познавательной деятельности старшеклассников.
3. Определить и раскрыть особенности коммуникативных ситуаций в процессе обучения английскому языку.
4. Провести исследование способов и приемов организации ситуативного обучения на старшем этапе.
5. Разработать методику организации учебно-коммуникативных ситуаций в процессе обучения английскому языку в старших классах, а также упражнения для развития речи, закрепления лексического материала и грамматических конструкций, для выработки реакции и скорости понимания с использованием учебно-коммуникативных
6. Определить влияние ситуативного обучения на развитие речевой деятельности старшеклассников и описать результаты по применению разработанной системы упражнений.
Основные методы исследования, послужившие достижению цели работы: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; сопоставительный анализ концепций по проблеме исследования; тестирование; анализ полученных данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов.
Апробация работы проводилась во время прохождения практики в МБОУ «СОШ №49», г. Белгород, 11 «А» класс. Период прохождения практики с 1 сентября по 22 октября 2016г.
Материалы настоящего исследования были представлены в рамках научной конференции НИУ «БелГУ» - «Студенческая весна - 2017», с последующей публикацией статьи в сборнике научных студенческих работ «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации».
Практическая значимость исследования, заключается в том, что его материалы могут использоваться учителями на уроках английского языка в старшей школе, служить дополнительным материалом для подготовки студентов к педагогической практике, семинарам.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение данной работы раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, а также практическую значимость работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов ситуативного обучения. Определяются функции ситуаций, их особенности, влиянию на развитие речевой деятельности в процессе обучения на английском языке.
Вторая глава посвящена разработке методики организации ситуативного обучения английскому языку в старших классах. Представлена проблема ситуативно-направленных упражнений в целях развития навыков речи на английском языке посредством ситуативного обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Современные требования к обучению иностранным языкам указывают на необходимость активного использования коммуникативного подхода. Образовательные стандарты ставят во главе принцип компетентностного подхода к обучению. Это означает, что учащиеся должны не просто овладеть знаниями, умениями и навыками, а стать компетентными участниками мирового социума, быть способными взаимодействовать в социальной и деловой сферах.
Учителям иностранных языков необходимо придерживаться коммуникативного подхода при обучении, используя материалы, которые способствуют расширению знаний об особенностях менталитета и культуры страны изучаемого языка, одновременно развивая навыки общения на английском языке.
Современная концепция обучения иностранным языкам отражает индивидуальный подход к обучаемым, самостоятельную работу в процессе обучения, а также реализацию творческих замыслов педагога. Методическим стандартом в настоящее время является коммуникативно-направленный метод обучения иностранным языкам. Ситуативность - один из важнейших принципов коммуникативно-ориентированного обучения. К положительным сторонам коммуникативно-ситуативного метода обучения иностранным языкам можно выделить следующие: 1) лишь в коммуникативно-ситуативной методе обучения иностранным языкам мы находим основные признаки деятельностного типа обучения, особенность которого заключается в том, что он по своему назначению и по своей сущности связан, прежде всего, с отдельным видом речевой деятельности, поэтому мы встречаем его широкое использование, когда речь идет об обучении чтению, аудированию, переводу и т.д.; 2) практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено;
3) современный коммуникативно-ситуативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения иностранным языкам, находясь на вершине развитой пирамиды различных образовательных методик; 4) использование коммуникативно-ситуативного метода обучения убирает языковой барьер; 5) грамматика осваивается в процессе общения на языке: обучающийся сначала запоминает слова, выражения, языковые формулы и уже потом начинает осмысливать, что они собой представляют в грамматическом смысле; 6) в процессе обучения могут использоваться также компьютеры с CD, Интернет, ТВ-программы, газеты, журналы, что способствует пробуждению у обучающихся интереса к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка; 7) в отличие от аудиолингвального и других методов, основанных на повторении и запоминании, коммуникативно-ситуативный метод задает упражнения «с открытым финалом»: ученики сами не знают, каком будет итог их деятельности в классе, все будет зависеть от реакций и ответов, так поддерживается интерес студентов к занятиям: так как каждому хочется осмысленно общаться на осмысленные темы.
Данный метод призван, в первую очередь, снять страх перед общением. Он ориентирован на развитие не только языковых знаний, но также на развитие фантазии и общего кругозора учащихся.
Коммуникативно-ситуативная методика предполагает максимальное погружение ученика в языковой процесс, что достигается с помощью сведения апелляции учащегося к родному языку до минимума. Основная цель этой методики - научить школьника сначала свободно говорить на языке, а потом думать на нем.
При выполнении экспериментального исследования мы определили начальный уровень учащихся 11 «А» класса МБОУ «СОШ №49» по владению английского языка; разработали упражнения, обучающие речи с помощью учебно-коммуникативных ситуаций, в экспериментальной группе; реализовали систему упражнений, направленную на развитие речи, закрепление лексического материала и грамматических конструкций, для выработки реакции и скорости понимания с использованием учебно- коммуникативных ситуаций на уроках английского языка в старших классах; выявили результативность проведенных занятий по обучению диалогической речи с использованием ситуаций; обработали и проанализировать результаты.
Нами было проведено исследование, которое помогло нам вывести экспериментальное обоснование влияния ситуативного обучения английскому языку в старших классах на развитие речевой деятельности, а также обоснование целенаправленного использования упражнений в целях организации ситуативного обучения.
В процессе экспериментального исследования была доказана гипотеза, предполагающая, что систематическое применение учебно-коммуникативных ситуаций на уроке, направленных на развитие речи, позволяет активизировать разговорные формулы, определенную лексику, грамматические структуры, заставляя школьников оформить свою мысль на иностранном языке; обеспечивает познание культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой; развитие ученика, как индивидуальности; воспитание нравственной, духовной личности.
Таким образом, основным и наиболее эффективным средством формирования коммуникативных умений у учащихся является учебно-коммуникативная ситуация, чаще всего проблемная, подражающая естественной. Можно сделать вывод, что основная характеристика ситуации как методической категории заключается в том, что она воспроизводит в процессе обучения реальное событие общения в его мотивационном, организационном, функциональном и содержательном планах.



1. Азгальдов Г.Г. Что нужно для успешной работы // «Вестник высшей школы». - 1991. - №7. С. 32-42.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М., 1996 Социальная психология: Учебник для высших учеб-ных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс. - 2003. - 40 с.
3. Берлизон С.Б. Ситуации для разговора на английском языке // Иностранные языки в школе. - 1963. - №1. - С. 14-16.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте просвещение. - 1968. - 464 с.
5. Бородич М.А. Методика развития речи детей // Иностранные языки в школе. - 1981. - №2. - С. 19-34.
6. Брагина Л.Ф. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи на средней ступени обучения // ИЯШ. - 1974. - № 3. - С. 43-48.
7. Бредихина Н. Ф. Обучение английскому языку по системе ФГОС в сельской школе // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 632-633.
8. Брейгина М.Е., Вайсбурд. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на ИЯ // Иностранные языки в школе - 2000. - №1.
- С. 17-19.
9. Вайсбруд М.Л. Обучение диалогической речи // ИЯШ. - 1965. - № 4.
- С. 11-17.
10. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - Издательство ТИТУЛ. - 2001.
- С. 34-38.
11. Ветров А.А. Методологические проблемы современной лингвистики. Учебное пособие. М.: высшая школа. - 1973. - 93 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - 1960. - С. 21-64.
13. Гальскова Н.Д. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. - 1989. - № 1. - С. 13-18.
14. Гурвич П.Б. Обучение неподготовленной речи // Иностранные языки в школе - 1964. - №1. - С. 25-27.
15. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение. - 1987. - 206 с.
16. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью
учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. - М.:
Просвещение. - 1991. - 191 с.
17. Жукова Е.А. Устный контроль при коммуникативно-направленном
подходе к обучению иностранным языкам // ИЯШ. - 1991. -
№ 3. - С. 21-26.
18. Зимняя И.А. Психологические особенности овладения иностранным языком // Вопросы обучения иностранцев русскому языку на начальном этапе. - МГУ. - 1971. - С. 50-66.
19. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука. - 1974. - С. 64-72.
20. Зимняя И.А. Особенности создания проблемных ситуаций при обучении иностранному языку. - М. - 1979. - С. 56-57.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 1991. - С. 22-28.
22. Иголь Е.А. О ситуативной детерминации грамматических структур в условиях реализации коммуникативного подхода к обучению // Изв. ВГПИ.Т.213. - Воронеж. - 1980. - С. 41-44.
23. Исхакова Ф.С. Обучение правильной неподготовленной диалогической речи // ИЯШ. - 1976. - № 4. - С. 54-59.
24. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. - 1996. - № 1. - С. 34-49.
25. Киреева Т.В. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках английского языка // Иностранные языки в школе - 2006. - № 3. - С. 27-30.
26. Клементьева Т.Б., Шэннон Д. Счастливый английский / Кн. 2 для 8¬9 кл. общеобразов. шк. // Обнинск: Титул. - 1996. - 448 с.
27. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С. 29-30.
28. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. - 1988. - 47 с.
29. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, - 1997. - №1. - С. 112-137.
30. Корнаева З.В. Об отборе коммуникативного минимума для начального этапа обучения в средней школе // ИЯШ. - 1989. - № 1. - С. 36-42.
31. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. Книга для учителя (10-11 класс) / В.П. Кузовлев, Лапа Н.М. - М.: Просвещение. - 2009. - 211 с.
32. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. English 10-11. - М.: Просвещение. - 2009. - 351 с.
33. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Высшая школа. - 2014. - С. 284-288.
34. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука. - 2004. - С. 21-28.
35. Леонтьев А.А. Речь и общение // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6. - С. 33-34.
36. Ляховицкий М.В., Вишневский Е.И. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе // ИЯШ. - 1984. - № 2. - С. 21-22.
37. Пассов, Е. И. Коммуникативной метод обучения иностранному говорению. - М.: Просвещение. - 2004. - С. 21-24.
38. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика. - 1976. - С. 41-43.
39. Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - С. 1797. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.
- № 3. - С. 150./ - 2007. - № 49. - С. 6070./ - 2009. - № 7. -С. 786./ - № 46. - С. 5419).
40. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку в средней школе // М.: Просвещение. - 1988. - 198 с.
41. Рубан З.И. Создание речевой ситуации на уроке // Уч. Зап. М. Пед. Института имени Крупской Н.К. - 1962. - С. 51-53.
42. Савельева Э.Н. Индивидуально-психологические особенности овладения иностранным языком в ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М. - 1991. - 24 с.
43. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке.
- М.: Просвещение. - 1983. - 128 с.
44. Слободкина Н.Я. Вопросы коммуникативного обучения иностранному языку // ИЯШ. - 1965. - № 2. - С. 42-49.
45. Соколова В.А. О некоторых вопросах обучения диалогической речи // ИЯШ. - 1968. - № 4. - С. 89-93.
46. Соловова, Е. Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам / Второе издание. / М.: Просвещение. - 2006. - С. 41-48.
47. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 35-37.
48. Cuttel 1R.B., Eber H.W., Tatsuoku M.M. Handbook the sixteen personality factor questionnaire (16 PF). / Champaign: IPAT. - 1970. - 211 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ