Учет, контроль и анализ затрат и результатов деятельности организации в условиях использования системы директ-кост
|
Введение
1. Экономическая сущность системы директ-кост, история ее возникновения и
практического применения в РФ 6
1.1. История возникновения директ-костинга, возможности его применения в
отечественных организациях 6
1.2. Сущность системы директ-кост, его разновидности и этапы внедрения на
практике 11
1.3. Особенности классификации расходов в условиях директ-костинга 20
2. Учет и контроль затрат в условиях директ-костинга в ОАО «МЦБК» 29
2.1. Обоснование применения директ-костинга в организационных и технологических условиях ОАО «МЦБК», его сравнение с другими методами учета затрат на производство и калькулировании себестоимости продукции 29
2.2. Организация учета затрат в системе директ-кост в ОАО «МЦБК» 36
2.3. Контроль затрат и результатов деятельности организации при применении
директ-костинга, особенности формирования внутренней отчетности 45
3. Принятие управленческих решений на базе данных полученных в системе
директ-кост. 54
3.1. Анализ структуры и динамики затрат на производство, принятие
управленческих решений об оптимальном ассортименте производства. 54
3.2. Специальные решения о цене реализации продукции, работ и услуг в
условиях применения директ-костинга 63
3.3. Анализ безубыточности и использование его данных для повышения
эффективности деятельности организации 67
Заключение 77
Список использованных источников 83
Приложения
1. Экономическая сущность системы директ-кост, история ее возникновения и
практического применения в РФ 6
1.1. История возникновения директ-костинга, возможности его применения в
отечественных организациях 6
1.2. Сущность системы директ-кост, его разновидности и этапы внедрения на
практике 11
1.3. Особенности классификации расходов в условиях директ-костинга 20
2. Учет и контроль затрат в условиях директ-костинга в ОАО «МЦБК» 29
2.1. Обоснование применения директ-костинга в организационных и технологических условиях ОАО «МЦБК», его сравнение с другими методами учета затрат на производство и калькулировании себестоимости продукции 29
2.2. Организация учета затрат в системе директ-кост в ОАО «МЦБК» 36
2.3. Контроль затрат и результатов деятельности организации при применении
директ-костинга, особенности формирования внутренней отчетности 45
3. Принятие управленческих решений на базе данных полученных в системе
директ-кост. 54
3.1. Анализ структуры и динамики затрат на производство, принятие
управленческих решений об оптимальном ассортименте производства. 54
3.2. Специальные решения о цене реализации продукции, работ и услуг в
условиях применения директ-костинга 63
3.3. Анализ безубыточности и использование его данных для повышения
эффективности деятельности организации 67
Заключение 77
Список использованных источников 83
Приложения
В условиях современной экономики степень нестабильности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. Поэтому любая организация при построении собственной стратегии в первую очередь стремится к созданию условий и предпосылок для долгосрочной и перспективной деятельности, что возможно лишь за счет создания очевидного конкурентного преимущества. В частности, признанным способом победы в конкурентной борьбе является лидерство по издержкам, в связи с чем возникает проблема создания на предприятии эффективной системы управления затратами, способной увязать имеющуюся управленческую информацию в единое целое в рамках отдельно взятой организации. Поэтому в настоящее время весьма актуален поиск рационального механизма организации системы управления затратами.
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще директ-костингом, или CVP- анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржи покрытия.
Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ затрат помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.
Важнейший недостаток применения директ-костинга - условный характер разделения затрат на постоянные и переменные составляющие, что влечет за собой неточность полученных результатов. Кроме того, при многономенклатурном производстве возникает проблема разделения переменных затрат общего характера между отдельными видами продукции.
Проблема деления расходов на зависящие и независящие впервые была поставлена в России в 1875 г. И.С. Блиохом, который сделал выводы о связи расходов по эксплуатации с размерами движения. В последующие периоды глубокие исследования в этой области были выполнены А.С. Чудовым, Е.В. Михальцевым, В.Н. Орловым, Н.И. Силаевым, А.С. Разуваевым, А.П. Абрамовым, А.М. Шульгой, А.И. Журавелем и другими учеными.
Объектом исследования выступает открытое акционерное общество «Марийский Целлюлозно-Бумажный Комбинат». Для анализируемого промышленного предприятия применение системы директ-кост позволит изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью. Применение директ-костинга позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом, делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, предприятие оптимизирует свой ассортимент. Целью данной работы является изучение использования директ- костинга в системе экономической анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Исходя из поставленных целей и объекта исследования сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения директ-костинга, возможности его применения в отечественных организациях;
- определить сущность системы директ-кост, его разновидности и этапы внедрения на практике;
- классифицировать расходы в условиях директ-костинга;
- провести сравнительный анализ системы директ-кост с другими методами учета затрат на производство и калькулировании себестоимости продукции;
- рассмотреть организацию учета затрат в системе директ-кост в ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат», а также контроля затрат и результатов деятельности организации при применении директ-костинга;
- выделить особенности формирования внутренней отчетности на предприятии;
- провести анализ структуры и динамики затрат на производство;
- выделить особенности системы директ-кост при принятии управленческих решений об оптимальном ассортименте производства;
- разработать специальные решения о цене реализации продукции, работ и услуг в условиях применения директ-костинга
- провести анализ безубыточности и изучить использование его данных для повышения эффективности деятельности организации.
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще директ-костингом, или CVP- анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржи покрытия.
Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ затрат помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.
Важнейший недостаток применения директ-костинга - условный характер разделения затрат на постоянные и переменные составляющие, что влечет за собой неточность полученных результатов. Кроме того, при многономенклатурном производстве возникает проблема разделения переменных затрат общего характера между отдельными видами продукции.
Проблема деления расходов на зависящие и независящие впервые была поставлена в России в 1875 г. И.С. Блиохом, который сделал выводы о связи расходов по эксплуатации с размерами движения. В последующие периоды глубокие исследования в этой области были выполнены А.С. Чудовым, Е.В. Михальцевым, В.Н. Орловым, Н.И. Силаевым, А.С. Разуваевым, А.П. Абрамовым, А.М. Шульгой, А.И. Журавелем и другими учеными.
Объектом исследования выступает открытое акционерное общество «Марийский Целлюлозно-Бумажный Комбинат». Для анализируемого промышленного предприятия применение системы директ-кост позволит изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью. Применение директ-костинга позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом, делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, предприятие оптимизирует свой ассортимент. Целью данной работы является изучение использования директ- костинга в системе экономической анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Исходя из поставленных целей и объекта исследования сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения директ-костинга, возможности его применения в отечественных организациях;
- определить сущность системы директ-кост, его разновидности и этапы внедрения на практике;
- классифицировать расходы в условиях директ-костинга;
- провести сравнительный анализ системы директ-кост с другими методами учета затрат на производство и калькулировании себестоимости продукции;
- рассмотреть организацию учета затрат в системе директ-кост в ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат», а также контроля затрат и результатов деятельности организации при применении директ-костинга;
- выделить особенности формирования внутренней отчетности на предприятии;
- провести анализ структуры и динамики затрат на производство;
- выделить особенности системы директ-кост при принятии управленческих решений об оптимальном ассортименте производства;
- разработать специальные решения о цене реализации продукции, работ и услуг в условиях применения директ-костинга
- провести анализ безубыточности и изучить использование его данных для повышения эффективности деятельности организации.
В режиме постоянной инфляции и жестких рыночных отношений (конкуренции) работа организаций в России сопряжена со значительными предпринимательскими и финансовыми рисками. В этих условиях учет в организациях становится не только важнейшим и единственным пока источником сверх важной информации, но и главным инструментом планирования и прогнозирования деятельности. Необходимость привлечения к управлению предприятием в первую очередь специалистов, руководителей и менеджеров всех уровней на первое место выводит значение подсистемы управленческого учета.
Директ-костинг - система, которая построена на обобщении прямых затрат по видам готовых изделий; списании косвенных затрат на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Основой управления затратами при этой системе является деление затрат на переменные и постоянные. При этом основное внимание уделяется управлению постоянными расходами и калькулированию себестоимости по ограниченным затратам. Главной особенностью системы директ-кост выступает составление отчета о прибылях и убытках по методу маржинального дохода.
В большинстве компаний и фирм стран с развитой рыночной экономикой в чистом виде не применяется ни система директ-кост. На одних предприятиях себестоимость продукции калькулируется двумя способами: на основе
распределения всех косвенных затрат и по системе директ-кост. На других предприятиях, использующих директ-кост, параллельный учет по двум системам не ведется, а вместо этого периодически рассчитывается полная себестоимость внесистемно. Поэтому для ориентации отечественных предприятий в сложных рыночных условиях нужна разнообразная информация, которая может быть получена в разных системах учета, поскольку идеальных систем нет. У каждой системы есть свои достоинства и недостатки.
К преимуществам системы директ-кост относятся: простота и
объективность калькулирования частичной себестоимости, так как отпадает
необходимость в условном распределении постоянных затрат; возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам. В связи с этим изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий; возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск; информация, получаемая в системе директ-кост, позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема; возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов; принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.
Общие недостатки директ-костинга: трудности в разделении затрат на постоянные и переменные. Значительная часть смешанных расходов может быть квалифицирована по-разному, например в зависимости от применяемого метода деления затрат на постоянные и переменные, а это будет сказываться на результатах; необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. При отсутствии данных о полной себестоимости велик риск несоблюдения этого условия; наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности.
Процесс учета затрат по методу директ-костинг можно разделить на два этапа. На первом этапе устанавливается зависимость объема производства готовой продукции от прямых (переменных) затрат и отражается рентабельность производства отдельных видов продукции. На втором этапе постоянные расходы, обобщенные на одном счете, сопоставляются с доходом, полученным от
реализации каждого вида продукции. Результатом является рентабельность
78
производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию.
Система учета себестоимости директ-костинг состоит из нескольких элементов:
- учета по видам затрат.
- учета по местам возникновения затрат.
- учета по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия).
- учета результатов по носителям затрат.
- учета результатов за период.
Все эти элементы присутствуют при любых формах организации учета затрат и результатов, то есть как при учете полных, так и переменных издержек. Некоторые из элементов отличаются в зависимости от степени полноты включения затрат в себестоимость, но есть и такие, которые остаются неизменными.
Объектом анализа определено открытое акционерное общество «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат». В ОАО «МЦБК» вводится новая система учета затрат директ-костинг. Предприятие выпускает небеленый картон, бумагу технического назначения, товарную целлюлозу, древесноволокнистые плиты, гофрированный картон, бумажные мешки и т.д.
При включении затрат в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) предлагается группировка их по статьям, в часть которых расходы включаются прямым счетом, а в другие же косвенным распределением по видам продукции из ранее составленных смет.
Ведение раздельного учета переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по каждому виду продукции дает возможность детально и качественно изучить зависимость между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом и прибылью. Такое ведение учета обеспечивает получение своевременной, существенной, полезной информации
для принятия управленческих решений, связанных с планированием, контролем и
79
регулированием производственной деятельности в зависимости от изменений условий рынка и других внешних факторов.
Система директ-кост позволяет оперативно отслеживать переменные затраты по центрам их ответственности. Контроль за переменными затратами позволяет подразделениям воздействовать на формирование маржинального дохода, который представляет разницу между выручкой за реализованную продукцию (работы, услуги) и прямыми переменными затратами (сумма покрытия затрат).
На предприятии ОАО «МЦБК» калькулирование себестоимости бумаги и картона производится отдельно по каждому наименованию, например, бумага газетная, мешочная, картон облицовочный, коробочный и т.п., а также по группе производимых товаров. Подобное деление позволяет проанализировать затраты по структуре и динамке за определенные периоды.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- затраты за 2013-2014 г. увеличились на 629 тыс. руб.;
-увеличение материальных затрат, в основном, связано с увеличением затрат на топливо (177 тыс. руб.), на древесное сырье (140 тыс. руб.) и химикаты (102 тыс. руб.);
- существенный рост в суммарном выражении наблюдается по статье заработная плата на 123 тыс. руб.;
- наибольший темп прироста по затратам относится к покупной энергии, а именно на 397%, но в рублевом эквиваленте составило всего 20 тыс. руб.,топливо увеличилось на 35%, это связано, в основном, с ростом цен на нефтепромышленные продукты производства.
В условиях увеличения затрат на производство, в том числе и себестоимости продукции важную роль играет правильный выбор ассортимента предлагаемой продукции. Имеющееся оборудование на предприятии предполагает нормированный выпуск определенных видов продукции на прогнозируемый период.
В исследовании предложена модель оптимизации ассортиментной продукции с помощью системы учета затрат директ-кост с использованием экономико-математических моделей, а именно средством анализа данных Excel «Поиск решений». Программа Поиск решений— дополнительная надстройка табличного процессора MS Excel, которая предназначена для решения определенных систем уравнений, линейных и нелинейных задач оптимизации
При выборе необходимого ассортимента, которая отвечает всем представленным условиям и максимизирует маржинальный результат, «Поиск решения» определил, что наиболее рентабельным будет производить фильтровальную бумагу на 199 500 руб., гофрированную бумагу на 219 500 руб., картона на 233 500 руб. Общий объем маржинального дохода с трех видов продукции составит 74 806 руб., основной маржинальный результат даст
производство и реализация картона, почти 71%.
Использование системы директ-кост с применением экономико-математического моделирования позволяет предприятию разработать наиболее эффективную ассортиментную продукцию. Кроме выбора оптимального объема производства также необходимо правильно разработать ценовую политику.
При использовании системы директ-кост расчет минимальной продажной цены представляется более информативным. При анализе минимальной стоимости на картон-КВМ при условии увеличении спроса на 20%, стоимость снизилась с 20,2 руб. за 1 кг до 17,75 руб., что позволит за 2,2 месяца возместить расходы за аренду склада, после чего увеличить маржинальный результат на 27 000 руб.
Еще одним преимуществом использования системы директ-кост является — определение точки безубыточности, т.е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка.
Концепция безубыточности выражается в том, что определяется, сколько
единиц продукции или услуг необходимо продать в целях возмещения
произведенных при этом постоянных затрат. Естественно, что цены на продукцию
81
устанавливаются таким образом, чтобы возместить все переменные затраты и получить надбавку, достаточную для возмещения постоянных затрат и получения прибыли.
Рассмотренная в работе методика позволяет по данным действующей бухгалтерской отчетности определять с высокой точностью точку безубы точности для многопродуктового производства, оценивать структуру затрат, относимых на себестоимость продукции.
Оперативное отслеживание момента наступления точки безубыточности в системе анализа финансово-хозяйственной деятельности позволяет формировать цену не на основе полной себестоимости, а на основе величины удельных переменных затрат. Такого рода управленческие решения основаны на теоретической предпосылке, что после прохождения точки безубыточности в анализируемом периоде постоянные затраты периода уже возмещены, следовательно, каждая единица продукции, произведенная после наступления точки безубыточности, обходится предприятию только в сумму удельных переменных затрат.
Это позволяет менеджменту предприятий проводить более глубокий анализ всех издержек производства и определять направления их снижения. Директ- костинг позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.
Использование аналитических возможностей системы директ-кост дает возможность определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы удовлетворить спрос на нее и получить запланированный доход; оптимизировать структуру выпускаемой продукции и определить ассортимент ее с учетом ограничений на ресурсы.
Директ-костинг - система, которая построена на обобщении прямых затрат по видам готовых изделий; списании косвенных затрат на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Основой управления затратами при этой системе является деление затрат на переменные и постоянные. При этом основное внимание уделяется управлению постоянными расходами и калькулированию себестоимости по ограниченным затратам. Главной особенностью системы директ-кост выступает составление отчета о прибылях и убытках по методу маржинального дохода.
В большинстве компаний и фирм стран с развитой рыночной экономикой в чистом виде не применяется ни система директ-кост. На одних предприятиях себестоимость продукции калькулируется двумя способами: на основе
распределения всех косвенных затрат и по системе директ-кост. На других предприятиях, использующих директ-кост, параллельный учет по двум системам не ведется, а вместо этого периодически рассчитывается полная себестоимость внесистемно. Поэтому для ориентации отечественных предприятий в сложных рыночных условиях нужна разнообразная информация, которая может быть получена в разных системах учета, поскольку идеальных систем нет. У каждой системы есть свои достоинства и недостатки.
К преимуществам системы директ-кост относятся: простота и
объективность калькулирования частичной себестоимости, так как отпадает
необходимость в условном распределении постоянных затрат; возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам. В связи с этим изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий; возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск; информация, получаемая в системе директ-кост, позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема; возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов; принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.
Общие недостатки директ-костинга: трудности в разделении затрат на постоянные и переменные. Значительная часть смешанных расходов может быть квалифицирована по-разному, например в зависимости от применяемого метода деления затрат на постоянные и переменные, а это будет сказываться на результатах; необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. При отсутствии данных о полной себестоимости велик риск несоблюдения этого условия; наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности.
Процесс учета затрат по методу директ-костинг можно разделить на два этапа. На первом этапе устанавливается зависимость объема производства готовой продукции от прямых (переменных) затрат и отражается рентабельность производства отдельных видов продукции. На втором этапе постоянные расходы, обобщенные на одном счете, сопоставляются с доходом, полученным от
реализации каждого вида продукции. Результатом является рентабельность
78
производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию.
Система учета себестоимости директ-костинг состоит из нескольких элементов:
- учета по видам затрат.
- учета по местам возникновения затрат.
- учета по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия).
- учета результатов по носителям затрат.
- учета результатов за период.
Все эти элементы присутствуют при любых формах организации учета затрат и результатов, то есть как при учете полных, так и переменных издержек. Некоторые из элементов отличаются в зависимости от степени полноты включения затрат в себестоимость, но есть и такие, которые остаются неизменными.
Объектом анализа определено открытое акционерное общество «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат». В ОАО «МЦБК» вводится новая система учета затрат директ-костинг. Предприятие выпускает небеленый картон, бумагу технического назначения, товарную целлюлозу, древесноволокнистые плиты, гофрированный картон, бумажные мешки и т.д.
При включении затрат в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) предлагается группировка их по статьям, в часть которых расходы включаются прямым счетом, а в другие же косвенным распределением по видам продукции из ранее составленных смет.
Ведение раздельного учета переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по каждому виду продукции дает возможность детально и качественно изучить зависимость между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом и прибылью. Такое ведение учета обеспечивает получение своевременной, существенной, полезной информации
для принятия управленческих решений, связанных с планированием, контролем и
79
регулированием производственной деятельности в зависимости от изменений условий рынка и других внешних факторов.
Система директ-кост позволяет оперативно отслеживать переменные затраты по центрам их ответственности. Контроль за переменными затратами позволяет подразделениям воздействовать на формирование маржинального дохода, который представляет разницу между выручкой за реализованную продукцию (работы, услуги) и прямыми переменными затратами (сумма покрытия затрат).
На предприятии ОАО «МЦБК» калькулирование себестоимости бумаги и картона производится отдельно по каждому наименованию, например, бумага газетная, мешочная, картон облицовочный, коробочный и т.п., а также по группе производимых товаров. Подобное деление позволяет проанализировать затраты по структуре и динамке за определенные периоды.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- затраты за 2013-2014 г. увеличились на 629 тыс. руб.;
-увеличение материальных затрат, в основном, связано с увеличением затрат на топливо (177 тыс. руб.), на древесное сырье (140 тыс. руб.) и химикаты (102 тыс. руб.);
- существенный рост в суммарном выражении наблюдается по статье заработная плата на 123 тыс. руб.;
- наибольший темп прироста по затратам относится к покупной энергии, а именно на 397%, но в рублевом эквиваленте составило всего 20 тыс. руб.,топливо увеличилось на 35%, это связано, в основном, с ростом цен на нефтепромышленные продукты производства.
В условиях увеличения затрат на производство, в том числе и себестоимости продукции важную роль играет правильный выбор ассортимента предлагаемой продукции. Имеющееся оборудование на предприятии предполагает нормированный выпуск определенных видов продукции на прогнозируемый период.
В исследовании предложена модель оптимизации ассортиментной продукции с помощью системы учета затрат директ-кост с использованием экономико-математических моделей, а именно средством анализа данных Excel «Поиск решений». Программа Поиск решений— дополнительная надстройка табличного процессора MS Excel, которая предназначена для решения определенных систем уравнений, линейных и нелинейных задач оптимизации
При выборе необходимого ассортимента, которая отвечает всем представленным условиям и максимизирует маржинальный результат, «Поиск решения» определил, что наиболее рентабельным будет производить фильтровальную бумагу на 199 500 руб., гофрированную бумагу на 219 500 руб., картона на 233 500 руб. Общий объем маржинального дохода с трех видов продукции составит 74 806 руб., основной маржинальный результат даст
производство и реализация картона, почти 71%.
Использование системы директ-кост с применением экономико-математического моделирования позволяет предприятию разработать наиболее эффективную ассортиментную продукцию. Кроме выбора оптимального объема производства также необходимо правильно разработать ценовую политику.
При использовании системы директ-кост расчет минимальной продажной цены представляется более информативным. При анализе минимальной стоимости на картон-КВМ при условии увеличении спроса на 20%, стоимость снизилась с 20,2 руб. за 1 кг до 17,75 руб., что позволит за 2,2 месяца возместить расходы за аренду склада, после чего увеличить маржинальный результат на 27 000 руб.
Еще одним преимуществом использования системы директ-кост является — определение точки безубыточности, т.е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка.
Концепция безубыточности выражается в том, что определяется, сколько
единиц продукции или услуг необходимо продать в целях возмещения
произведенных при этом постоянных затрат. Естественно, что цены на продукцию
81
устанавливаются таким образом, чтобы возместить все переменные затраты и получить надбавку, достаточную для возмещения постоянных затрат и получения прибыли.
Рассмотренная в работе методика позволяет по данным действующей бухгалтерской отчетности определять с высокой точностью точку безубы точности для многопродуктового производства, оценивать структуру затрат, относимых на себестоимость продукции.
Оперативное отслеживание момента наступления точки безубыточности в системе анализа финансово-хозяйственной деятельности позволяет формировать цену не на основе полной себестоимости, а на основе величины удельных переменных затрат. Такого рода управленческие решения основаны на теоретической предпосылке, что после прохождения точки безубыточности в анализируемом периоде постоянные затраты периода уже возмещены, следовательно, каждая единица продукции, произведенная после наступления точки безубыточности, обходится предприятию только в сумму удельных переменных затрат.
Это позволяет менеджменту предприятий проводить более глубокий анализ всех издержек производства и определять направления их снижения. Директ- костинг позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.
Использование аналитических возможностей системы директ-кост дает возможность определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы удовлетворить спрос на нее и получить запланированный доход; оптимизировать структуру выпускаемой продукции и определить ассортимент ее с учетом ограничений на ресурсы.
Подобные работы
- УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ДОХОДОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Учет, контроль и анализ расходов коммерческой организации
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Учет, контроль и анализ выпуска готовой продукции
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Учет и анализ затрат в транспортных организациях (на примере ООО «Центр Логистики»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
(на материалах Республики Башкортостан) (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ПТИЦЕВОДСТВЕ (08.00.12. )
Диссертации (РГБ), бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



