Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №55864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию 7
1.1. Метод мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 7
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего
дошкольного возраста 16
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 24
2.1 Организация исследования связной речи у детей дошкольного возраста
с ОНР III уровня 24
2.2. Результаты исследования и их анализ 27
Вывод по 2 главе 42
Глава 3. Коррекционная работа по формированию навыков пересказа с использованием мнемотехники 44
3.1 Организация логопедических занятий по формированию навыков
пересказа с использованием мнемотехники 44
3.2. Эффективность коррекционной работы 52
Вывод по 3 главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 60


Актуальность исследования заключается в том, что формирование процесса обучения рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи без специального обучения не происходит. Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи.
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Поскольку речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
В детских учреждениях наиболее распространенный метод развития речи - это рассказывание. Рассказывание представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами: структура речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения), содержание речевого сообщения (разнообразие использования лексических средств, эмоционально-выразительных при грамматически правильном построении предложений), творческий компонент рассказа (самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны», находки).
У детей с общим недоразвитием речи возникают при этом проблемы они в состоянии осмыслить указанный им замысел, но создают содержательно бедные рассказы.
Трудности овладения рассказыванием объясняются многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению рассказыванием в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.
По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора - создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является - мнемотехника. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Проблема исследования заключается в определении эффективности и целесообразности использования мнемотехники в обучении рассказыванию с целью повышения уровня развития детей с ОНР старших дошкольников.
4
Объект исследования: процесс обучения рассказыванию детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: метод мнемотехники в обучению
рассказыванию детей с общим недоразвитием речи III уровня старших дошкольников.
Цель исследования: изучение влияния мнемотехники в обучении
рассказыванию детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение
мнемотехники при непосредственно образовательном процессе повысит уровень рассказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня при наглядном применении или в качестве опоры при составлении рассказа.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию обучения рассказывания при использовании мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
3. Выявить особенности рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Разработать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по обучению рассказыванию в процессе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5. Представить научно-методические рекомендации по использованию приемов обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, эмпирические - педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике воспитателей ДОУ.
База эмпирического исследования: МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 37 г. Альметьевска». Количество испытуемых - 20 человек (из них 11 девочек, 9 мальчиков) в возрасте 5 - 6 лет (старшая группа). Дети с диагнозом ОНР III уровня .
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложена система методических приемов и практических упражнений с использованием мнемотаблиц по развитию рассказывания детей с ОНР III уровня, которая может быть эффективно использована в процессе специального, коррекционно-развивающего воспитания и обучения таких детей. Методический материал исследования по обучению рассказыванию детей может быть широко использован в работе логопедов, дефектологов, воспитателей, родителей и других работников дошкольных учреждений.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы, представленного 25 источниками, 13 приложений. Работа изложена на 85 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Уровень развития речи дошкольников разнообразен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.
При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Данные занятия расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположным значением, учат правильно и грамотно строить предложения.
На занятиях с использованием серии сюжетных картин, правильно и точно поставленные вопросы, позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а впоследствии грамотного построения монолога.
Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитие хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь- доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод мнемотехники можно и нужно использовать в системе как эффективный метод и прием в формировании навыков пересказа детей дошкольного возраста.



1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. / Е.С.Анищенкова. - М.: АСТ, 2008. - 60 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. / А.Г.Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 272 с.
3. Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением. / С.В.Байкова - СПб: КАРО, 2010. - 365с.
4. Борисенко М.Г. Посуда: От 2 до 7 лет. / М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина. - СПб.: Паритет, 2014. - 32с.
5. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем. / Е.А.Борисова - Биробиджан: ОблИУУ, 2015. -36 с.
6. Брежнева Е.А. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями. / Е.А.Брежнева, Н.В.Брежнев - М.: Владос, 2012. - 164с.
7. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи II уровня // Логопед. / О.М. Вершинина - 2014 - № 1.
8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. / Е.Н.Винарская - М.: Просвещение, 2011. -24 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. / В.П.Глухов - М.: ACT: Астрель, 2015. - 528с.
10. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед. / О.Е.Громова - 2014. - № 1. - С. 41-47.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим
недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. /
Л.Н.Ефименкова - М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
12. Жукова, И. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / И.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева. — М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
13. Левина А. Развиваем речь 4-5 года: Тетрадь для занятий взрослых с детьми. / А.Левина - М.: Олма-пресс Экслибрис, 2013. - 125с.
14. Левина Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. / Р. Е.Левина - М.: 2007. - 162с.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 538с.
16. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2 -го уровня // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. / Ю.В.Микляева - 2013 - №4. - С. 26.
17. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. - М.: АРКТИ, 2013. - 48 с.
18. Немов Р.С. Психодиагностика. - М.: Владос, 2011, - 640 с.
19. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Т.Б.Полянская. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 64 с.
20. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
21. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников
(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). /
Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко - М.: Логос, 2014. - 265 с.
22. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 2013. - 265с.
23. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б.Филичева - Омск: ООИПКРО. 2010. - 276 с.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина - М.: Альфа, 2013. - 639 с.
25. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. T.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2014. - 531с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ