Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и формирование русской школы психолингвистики (Российский университет дружбы народов )

Работа №55563

Тип работы

Рефераты

Предмет

психолингвистика

Объем работы21
Год сдачи2018
Стоимость200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Предпосылки становления психолингвистики в России 6
2 Зарождение русской психолингвистической школы 10
3 Оформление русской психолингвистики как самостоятельной области исследований 14
4 Концепции и теории Московской психолингвистической школы 16
Заключение 19
Список использованных источников 21


В настоящее время общепризнанно превращение психолингвистики в одно из наиболее влиятельных и заметных направлений в мировой науке о языке. Вместе с тем несомненно наличие в ней ряда школ и направлений, имеющих, наряду со сходством, и некоторые, иногда довольно заметные отличия. Данное обстоятельство вызывает достаточно большой интерес к истокам психолингвистики, так как именно исследование процессов, происходивших при её становлении и формировании, в значительной степени определило дальнейшее развитие отдельных школ психолингвистики.
Термин «психолингвистика» впервые был употреблён американским психологом Н. Пронко. Идея рассматривать психолингвистику как самостоятельную науку сложилась в 1953 году в результате работы межуниверситетского семинара, организованного Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана (США). Основные теоретические положения и направления экспериментальных исследований, основанных на итогах семинара, были позже суммированы Ч. Осгудом, Дж. Кэрролл и Т. Себеоком.
Попытка периодизации развития психолингвистики вызывает в науке множество дискуссий. Хронологически многие направления сосуществуют и развиваются параллельно, о появлении новых идей часто становится широко известно лишь после появления фундаментальных работ. Вместе с тем, критика отдельных теорий не предполагает прекращения их существования. Единства мнений в отношении оснований для сравнения и классификации психолингвистических концепций до сих пор нет. Основанием для периодизации используется или фактор последовательности, или фактор преобладания одной из теорий, или имена авторов ключевых для периода психолингвистических концепций.
В русской науке принята периодизация психолингвистики в широком контексте развития мировой науки, разработанная А. А. Залевской .
Первым периодом становления психолингвистики является этап формирования предпосылок для её появления (исходя из материалов психологических и лингвистических публикаций) до середины ХХ в. Второй период охватывает 50–70-е гг. ХХ в., когда происходило оформление психолингвистики как самостоятельной области научных исследований. Третий период – 80-е гг. ХХ в., который связан с проведением фундаментальных междисциплинарных психолингвистических исследований (А. А. Леонтьев, И. Н. Горелов и др.). Такая характеристика периодов соответствует единому принципу научной динамики – от предпосылок через становление психолингвистики как самостоятельной науки к появлению фундаментальных междисциплинарных концепций, что даёт возможность прогнозировать особенности следующего периода как этапа реализации задач психолингвистики как науки интегративного типа.
Целью данной работы является изучение становления и формирования русской школы психолингвистики.
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
 изучить предпосылки становления психолингвистики в России;
 рассмотреть зарождение русской психолингвистической школы;
 описать оформление русской психолингвистики как самостоятельной области научных исследований;
 охарактеризовать концепции и теории Московской психолингвистической школы.
Объектом исследования выступает русская школа психолингвистики.
Предмет исследования – становление и формирование русской школы психолингвистики.
Теоретическую основу работы составили фундаментальные труды классиков отечественной психолингвистики Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, публикации последних лет, посвящённые становлению и формированию русской школы психолингвистики.
При написании работы использовались следующие научные методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация изученного материала, формулирование выводов.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из четырёх пунктов, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предпосылки зарождения русской школы психолингвистики представлены в трудах психологов (С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе и др.) и лингвистов (М. М. Бахтина, А. А. Потебни, А. А. Бодуэна-де-Куртене, Л. В. Щербы и др.), а само понятие деятельности, лежащее в основе психолингвистики, в истории русской психолингвистической школы связано с именами И. М. Сеченова и П. П. Блонского.
Первый этап становления русской школы психолингвистики связан с именами Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева и А. Н. Леонтьева.
Уже с середины 30–х гг. XX века в рамках психологической школы Л. С. Выготского, который признаётся бесспорным основателем русской школы психолингвистики, началось становление и формирование русской школы психолингвистики.
Л. С. Выготский понимал внутреннюю психологическую организацию процесса порождения речи как последовательность взаимосвязанных фаз деятельности: 1) мотивация речи; 2) мысль; 3) опосредование мысли во внутреннем слове (внутреннее программирование речевого высказывания); 4) опосредование мысли в значениях внешних слов, или реализация внутренней программы; 5) опосредование мысли в словах, или акустико-артикуляционная реализация речи.
Психолингвистические идеи Л. С. Выготского получили развитие в трудах А. Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева.
Оформление русской психолингвистики как самостоятельной области исследований произошло в 1967 году, когда решением Учёного Совета Института языкознания АН СССР была сформирована Проблемная группа психолингвистики Института языкознания АН СССР.
Московская психолингвистическая школа возникла как продолжение идей московской психологической школы, представленных в трудах А. Р. Лурии и Н. И. Жинкина, а также на основе концепции речепорождения Л. С. Выготского.
Одна из важнейших идей А. Р. Лурия – различение «коммуникации события», т.е. сообщения о внешнем факте, доступном наглядно-образному представлению, и «коммуникации отношения» – сообщения о логических отношениях между вещами.
Концепции Московской психолингвистической школы разрабатывались в связи с исследованием внутреннего лексикона человека для установления специфики его единиц и опирается на результаты экспериментов А. А. Залевской, а также в связи с обучением говорению на иностранном языке на основе анализа психологических механизмов формирования и формулирования высказывания (И. А. Зимняя).
В рамках Московской психолингвистической школы постепенно произошел перенос акцентов с синтаксиса на семантику, а в число дискуссионных вошли вопросы соотношения языковых и энциклопедических, декларативных и процедурных знаний, роли и места лексикона при продуцировании речи, характера контроля (мониторинга) на разных этапах переработки и т. д. Эти вопросы Московской психолингвистической школы представлены работами Ю. А. Сорокина и Е. Ф. Тарасова.
Изучив взгляды представителей московской психолингвистической школы, можно заключить, что они во многом сходятся во мнениях относительно процесса речепорождения. Разработанные ими теории близки и дополняют и уточняют друг друга. Поэтому можно считать, что все они отражают единое направление в трактовке процессов речепорождения.



1. Айнабаева, А. К. Краткая история психолингвистики и начало её изучения / А. К. Айнабаева // Вестник Кыргызского Национального ун-та им. Ж. Баласагына. – 2017. – № 3 (91). – С. 70–75.
2. Арищенко, О. Становление современной психолингвистики / О. Арищенко // Прикладная психология и психоанализ. – 2006. – № 3. – С. 50–56.
3. Аюпова, Л. Л. Уфимская школа социо- и психолингвистики: тенденции и перспективы / Л. Л. Аюпова, Э. А. Салихова // Вестник ВЭГУ. – 2013. – № 5. – С. 223–228.
4. Бодуэн-де-Куртене, И. А. Общее языкознание. Избранные труды / И. А. Бодуэн-де-Куртене. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Национальное образование, 2016. – 368 с.
6. Герхард, Г. Возникновение и тематическая область психолингвистики / Г. Герхард, Н. А. Воробьёва // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – 2004. – № 2. – С. 250–257.
7. Демидова, Ю. С. Психолингвистика. Этапы и тенденции / Ю. С. Демидова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 3–2 (69). – С. 59–63.
8. Демьянков, В. З. Психолингвистика / В. З. Демьянков // Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. – М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. – С. 147–153.
9. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. – М.: РГГУ, 2007. – 566 с.
10. Исламова, Е. Б. Психолингвистика. К вопросу об источниках и возникновении современной психолингвистики / Е. Б. Исламова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Б. Ф. Прокудин. – М., 2006. – С. 312–313.
11. Леонтьев, А. А. О работе проблемной группы психолингвистики Института языкознания АН СССР / А. А. Леонтьев // Вопросы психолингвистики. – 2007. – № 6. – С. 6.
12. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М.: Ленанд, 2014. – 224 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Юнити–Дана, 2011. – 304 с.
14. Лурия А. Р. Язык и сознание/ А. Р. Лурия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – 320 с.
15. Литинская, Д. Г. Психолингвистика / Д. Г. Литинская. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 329 с.
16. Мазирка, И. О. Психолингвистика: проблемы статуса и истоки формирования / И. О. Мазирка // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Серия: Лингвистика. – 2013. – № 1. – С. 5–8.
17. Основы теории речевой деятельности / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Наука, 1974. – 368 с.
18. Потебня, А. А. Мысль и язык. Избранные работы / А. А. Потебня. – М.: Юрайт, 2017. – 290 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
20. Сасновская, А. В. Российская и белорусская психолингвистика: становление и проблемы / А. В. Сасновская // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2010. – № 12. – С. 341–345.
21. Семантическая структура слова (психолингвистические исследования) / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Наука, 1971. – 216 с.
22. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: ЛКИ, 2008. – 432 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ