Становление и формирование русской школы психолингвистики (Российский университет дружбы народов )
|
Введение 3
1 Предпосылки становления психолингвистики в России 6
2 Зарождение русской психолингвистической школы 10
3 Оформление русской психолингвистики как самостоятельной области исследований 14
4 Концепции и теории Московской психолингвистической школы 16
Заключение 19
Список использованных источников 21
1 Предпосылки становления психолингвистики в России 6
2 Зарождение русской психолингвистической школы 10
3 Оформление русской психолингвистики как самостоятельной области исследований 14
4 Концепции и теории Московской психолингвистической школы 16
Заключение 19
Список использованных источников 21
В настоящее время общепризнанно превращение психолингвистики в одно из наиболее влиятельных и заметных направлений в мировой науке о языке. Вместе с тем несомненно наличие в ней ряда школ и направлений, имеющих, наряду со сходством, и некоторые, иногда довольно заметные отличия. Данное обстоятельство вызывает достаточно большой интерес к истокам психолингвистики, так как именно исследование процессов, происходивших при её становлении и формировании, в значительной степени определило дальнейшее развитие отдельных школ психолингвистики.
Термин «психолингвистика» впервые был употреблён американским психологом Н. Пронко. Идея рассматривать психолингвистику как самостоятельную науку сложилась в 1953 году в результате работы межуниверситетского семинара, организованного Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана (США). Основные теоретические положения и направления экспериментальных исследований, основанных на итогах семинара, были позже суммированы Ч. Осгудом, Дж. Кэрролл и Т. Себеоком.
Попытка периодизации развития психолингвистики вызывает в науке множество дискуссий. Хронологически многие направления сосуществуют и развиваются параллельно, о появлении новых идей часто становится широко известно лишь после появления фундаментальных работ. Вместе с тем, критика отдельных теорий не предполагает прекращения их существования. Единства мнений в отношении оснований для сравнения и классификации психолингвистических концепций до сих пор нет. Основанием для периодизации используется или фактор последовательности, или фактор преобладания одной из теорий, или имена авторов ключевых для периода психолингвистических концепций.
В русской науке принята периодизация психолингвистики в широком контексте развития мировой науки, разработанная А. А. Залевской .
Первым периодом становления психолингвистики является этап формирования предпосылок для её появления (исходя из материалов психологических и лингвистических публикаций) до середины ХХ в. Второй период охватывает 50–70-е гг. ХХ в., когда происходило оформление психолингвистики как самостоятельной области научных исследований. Третий период – 80-е гг. ХХ в., который связан с проведением фундаментальных междисциплинарных психолингвистических исследований (А. А. Леонтьев, И. Н. Горелов и др.). Такая характеристика периодов соответствует единому принципу научной динамики – от предпосылок через становление психолингвистики как самостоятельной науки к появлению фундаментальных междисциплинарных концепций, что даёт возможность прогнозировать особенности следующего периода как этапа реализации задач психолингвистики как науки интегративного типа.
Целью данной работы является изучение становления и формирования русской школы психолингвистики.
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить предпосылки становления психолингвистики в России;
рассмотреть зарождение русской психолингвистической школы;
описать оформление русской психолингвистики как самостоятельной области научных исследований;
охарактеризовать концепции и теории Московской психолингвистической школы.
Объектом исследования выступает русская школа психолингвистики.
Предмет исследования – становление и формирование русской школы психолингвистики.
Теоретическую основу работы составили фундаментальные труды классиков отечественной психолингвистики Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, публикации последних лет, посвящённые становлению и формированию русской школы психолингвистики.
При написании работы использовались следующие научные методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация изученного материала, формулирование выводов.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из четырёх пунктов, заключение и список использованных источников.
Термин «психолингвистика» впервые был употреблён американским психологом Н. Пронко. Идея рассматривать психолингвистику как самостоятельную науку сложилась в 1953 году в результате работы межуниверситетского семинара, организованного Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана (США). Основные теоретические положения и направления экспериментальных исследований, основанных на итогах семинара, были позже суммированы Ч. Осгудом, Дж. Кэрролл и Т. Себеоком.
Попытка периодизации развития психолингвистики вызывает в науке множество дискуссий. Хронологически многие направления сосуществуют и развиваются параллельно, о появлении новых идей часто становится широко известно лишь после появления фундаментальных работ. Вместе с тем, критика отдельных теорий не предполагает прекращения их существования. Единства мнений в отношении оснований для сравнения и классификации психолингвистических концепций до сих пор нет. Основанием для периодизации используется или фактор последовательности, или фактор преобладания одной из теорий, или имена авторов ключевых для периода психолингвистических концепций.
В русской науке принята периодизация психолингвистики в широком контексте развития мировой науки, разработанная А. А. Залевской .
Первым периодом становления психолингвистики является этап формирования предпосылок для её появления (исходя из материалов психологических и лингвистических публикаций) до середины ХХ в. Второй период охватывает 50–70-е гг. ХХ в., когда происходило оформление психолингвистики как самостоятельной области научных исследований. Третий период – 80-е гг. ХХ в., который связан с проведением фундаментальных междисциплинарных психолингвистических исследований (А. А. Леонтьев, И. Н. Горелов и др.). Такая характеристика периодов соответствует единому принципу научной динамики – от предпосылок через становление психолингвистики как самостоятельной науки к появлению фундаментальных междисциплинарных концепций, что даёт возможность прогнозировать особенности следующего периода как этапа реализации задач психолингвистики как науки интегративного типа.
Целью данной работы является изучение становления и формирования русской школы психолингвистики.
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить предпосылки становления психолингвистики в России;
рассмотреть зарождение русской психолингвистической школы;
описать оформление русской психолингвистики как самостоятельной области научных исследований;
охарактеризовать концепции и теории Московской психолингвистической школы.
Объектом исследования выступает русская школа психолингвистики.
Предмет исследования – становление и формирование русской школы психолингвистики.
Теоретическую основу работы составили фундаментальные труды классиков отечественной психолингвистики Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, публикации последних лет, посвящённые становлению и формированию русской школы психолингвистики.
При написании работы использовались следующие научные методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация изученного материала, формулирование выводов.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из четырёх пунктов, заключение и список использованных источников.
Предпосылки зарождения русской школы психолингвистики представлены в трудах психологов (С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе и др.) и лингвистов (М. М. Бахтина, А. А. Потебни, А. А. Бодуэна-де-Куртене, Л. В. Щербы и др.), а само понятие деятельности, лежащее в основе психолингвистики, в истории русской психолингвистической школы связано с именами И. М. Сеченова и П. П. Блонского.
Первый этап становления русской школы психолингвистики связан с именами Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева и А. Н. Леонтьева.
Уже с середины 30–х гг. XX века в рамках психологической школы Л. С. Выготского, который признаётся бесспорным основателем русской школы психолингвистики, началось становление и формирование русской школы психолингвистики.
Л. С. Выготский понимал внутреннюю психологическую организацию процесса порождения речи как последовательность взаимосвязанных фаз деятельности: 1) мотивация речи; 2) мысль; 3) опосредование мысли во внутреннем слове (внутреннее программирование речевого высказывания); 4) опосредование мысли в значениях внешних слов, или реализация внутренней программы; 5) опосредование мысли в словах, или акустико-артикуляционная реализация речи.
Психолингвистические идеи Л. С. Выготского получили развитие в трудах А. Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева.
Оформление русской психолингвистики как самостоятельной области исследований произошло в 1967 году, когда решением Учёного Совета Института языкознания АН СССР была сформирована Проблемная группа психолингвистики Института языкознания АН СССР.
Московская психолингвистическая школа возникла как продолжение идей московской психологической школы, представленных в трудах А. Р. Лурии и Н. И. Жинкина, а также на основе концепции речепорождения Л. С. Выготского.
Одна из важнейших идей А. Р. Лурия – различение «коммуникации события», т.е. сообщения о внешнем факте, доступном наглядно-образному представлению, и «коммуникации отношения» – сообщения о логических отношениях между вещами.
Концепции Московской психолингвистической школы разрабатывались в связи с исследованием внутреннего лексикона человека для установления специфики его единиц и опирается на результаты экспериментов А. А. Залевской, а также в связи с обучением говорению на иностранном языке на основе анализа психологических механизмов формирования и формулирования высказывания (И. А. Зимняя).
В рамках Московской психолингвистической школы постепенно произошел перенос акцентов с синтаксиса на семантику, а в число дискуссионных вошли вопросы соотношения языковых и энциклопедических, декларативных и процедурных знаний, роли и места лексикона при продуцировании речи, характера контроля (мониторинга) на разных этапах переработки и т. д. Эти вопросы Московской психолингвистической школы представлены работами Ю. А. Сорокина и Е. Ф. Тарасова.
Изучив взгляды представителей московской психолингвистической школы, можно заключить, что они во многом сходятся во мнениях относительно процесса речепорождения. Разработанные ими теории близки и дополняют и уточняют друг друга. Поэтому можно считать, что все они отражают единое направление в трактовке процессов речепорождения.
Первый этап становления русской школы психолингвистики связан с именами Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева и А. Н. Леонтьева.
Уже с середины 30–х гг. XX века в рамках психологической школы Л. С. Выготского, который признаётся бесспорным основателем русской школы психолингвистики, началось становление и формирование русской школы психолингвистики.
Л. С. Выготский понимал внутреннюю психологическую организацию процесса порождения речи как последовательность взаимосвязанных фаз деятельности: 1) мотивация речи; 2) мысль; 3) опосредование мысли во внутреннем слове (внутреннее программирование речевого высказывания); 4) опосредование мысли в значениях внешних слов, или реализация внутренней программы; 5) опосредование мысли в словах, или акустико-артикуляционная реализация речи.
Психолингвистические идеи Л. С. Выготского получили развитие в трудах А. Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева.
Оформление русской психолингвистики как самостоятельной области исследований произошло в 1967 году, когда решением Учёного Совета Института языкознания АН СССР была сформирована Проблемная группа психолингвистики Института языкознания АН СССР.
Московская психолингвистическая школа возникла как продолжение идей московской психологической школы, представленных в трудах А. Р. Лурии и Н. И. Жинкина, а также на основе концепции речепорождения Л. С. Выготского.
Одна из важнейших идей А. Р. Лурия – различение «коммуникации события», т.е. сообщения о внешнем факте, доступном наглядно-образному представлению, и «коммуникации отношения» – сообщения о логических отношениях между вещами.
Концепции Московской психолингвистической школы разрабатывались в связи с исследованием внутреннего лексикона человека для установления специфики его единиц и опирается на результаты экспериментов А. А. Залевской, а также в связи с обучением говорению на иностранном языке на основе анализа психологических механизмов формирования и формулирования высказывания (И. А. Зимняя).
В рамках Московской психолингвистической школы постепенно произошел перенос акцентов с синтаксиса на семантику, а в число дискуссионных вошли вопросы соотношения языковых и энциклопедических, декларативных и процедурных знаний, роли и места лексикона при продуцировании речи, характера контроля (мониторинга) на разных этапах переработки и т. д. Эти вопросы Московской психолингвистической школы представлены работами Ю. А. Сорокина и Е. Ф. Тарасова.
Изучив взгляды представителей московской психолингвистической школы, можно заключить, что они во многом сходятся во мнениях относительно процесса речепорождения. Разработанные ими теории близки и дополняют и уточняют друг друга. Поэтому можно считать, что все они отражают единое направление в трактовке процессов речепорождения.



