Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ НАРРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕАЛИТИ-ШОУ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РЕАЛИТИ-ШОУ «АДСКАЯ КУХНЯ»)

Работа №89957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информационные системы

Объем работы136
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ НАРРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕАЛИТИ-ШОУ 12
1.1. Имидж: определение понятийного пространства в контексте
исследования 12
1.2. Нарратив 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАРРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ РЕАЛИТИ-ШОУ «АДСКАЯ КУХНЯ» 24
2.1. Методика анализа нарративной структуры реалити-шоу «Адская
кухня» 24
2.2. Моделирование нарративной структуры реалити-шоу «Адская
кухня» на основе анализа нарративных статегий 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 133

Актуальность исследовательской темы для России и мира. Формирование современного человека происходит в новых социально - экономических условиях. Эти условия предъявляют к людям достаточно высокие коммуникативно-речевые требования. Успешность современного человека определяется не только его профессиональными знаниями, но и способом построения эффективной коммуникации на уровне субъект - субъектных взаимоотношений. Поэтому человек 21 века должен осознавать, что речевые инструменты, которыми он пользуется, работают не только для адекватной передачи информации, речь человека - это основа формирования его социального имиджа. Изучение речевых аспектов формирования имиджа публичного человека способствует овладению навыками эффективной коммуникации и создает базу появления успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в любых профессиональных и социально значимых ситуациях. В качестве речевого инструмента, формирующего образ успешного человека, все чаще выступают коммуникативные стратегии и практики, которыми пользуются люди для реализации целей коммуникации.
Научная новизна исследования заключена в создании методики моделирования структуры публичной презентации человека на основе анализа его речевых стратегий. Особенностью именно данной работы является выведение в центр анализа типа семантики. В работе постулируется, что имидж формируется, в первую очередь, тем значением, которое актуализируется в картине мира человека. Мы оперируем смыслами (значениями), а не формами. Таким образом работа вписывается в круг исследований антропоцентрической и функциональных парадигм и пытается на материале анализа речи героев ток-шоу включиться в решение следующих вопросов: какова сущность субъекта коммуникации? каким образом можно определить статус (имидж) субъекта коммуникации? какая семантика 7
моделирует имидж? зачем субъект коммуникации использует именно данный тип семантики? какой результат предполагает? Все это позволяет рассмотреть данное исследование в границах филологической теории коммуникации и включить работу в контекст изучения управления речевыми коммуникациями.
Научная значимость работы определяется ее прикладным характером. Прикладные аспекты филологии в настоящее время активно изучаются. Исследование речевых способов моделирования имиджа публичного человека позволяет понять речевые механизмы, которые используются в управлении речевыми коммуникациями. Без понимания инструментальности характера речевого воздействия (т.е. ответа на вопрос «как мы это делаем») невозможно понять, каким образом будет формироваться ответная реакция (ответ на вопрос «почему такой результат получился»). Выдвижение типа семантики в центр формирования речевой стратегии позволяет расширить речевое воздействие, включить в него компонент, связанный с формированием обратной реакции. Речевое воздействие трансформируется в речевое взаимодействие. Таким образом в исследовании предпринимается попытка изучить инструментальные критерии формирования категории успешности/неуспешности коммуникации. Научным результатом исследования стало описание моделей формирования нарративной структуры реалити-шоу в контексте актуализации имиджа конкретных персонажей реалити-шоу.
Объектом исследования является нарративная структура телевизионного шоу. Предмет исследования заключен в анализе речевых приемов. Единица анализа - семантика.
Цель исследовательской работы: исследование речевых стратегий, моделирующих нарративную структуру реалити-шоу в контексте актуализации имиджа конкретных персонажей реалити-шоу.
Поставленная цель определила следующий ряд задач:
1. анализ семантики речевых высказываний героев реалити-шоу; выделение типов семантики;
2. определение семантических доминант в построении имиджа роли персонажа;
3. анализ коммуникативных стратегий, формирующих динамику имиджа роли персонажа;
4. моделирование нарративной структуры реалити-шоу на основе анализа коммуникатинвых стратегий, которые используются в рамках определенной роли персонажа.
Материалом исследования выбрана речь героев реалити-шоу «Адская кухня». В контексте данного исследования речь героев является одним из инструментов, формирующих имидж персонажа реалити-шоу. Выбор материала исследования был обусловлен коммуникативными характеристиками жанра реалити-шоу: во-первых, реалити-шоу - это конструируемая коммуникативная реальность, которая подчинена законам развертывания драматургии; во-вторых, имидж является частью драматургического пространства, герои ведут себя в соответствии с избранной коммуникативно-речевой ролью; в -третьих, речевые реплики героев - это не стихийные языковые реакции, а часть определенной речевой стратегии; в-четвертых, имидж задается конкретной социально-речевой маской, которая определяется коммуникативной идеей, репрезентирующей характер персонажа реалити-шоу. В-пятых, жанр реалити-шоу предполагает наличие конкуренции (соревнования) между участниками, рейтинг участников определяется не только судьями (жюри), но и зрителями. Поэтому имидж становится решающим фактором, который определяет рейтинг персонажей, длительность их участия в проекте и влияет на победу. Приведенные характеристики обусловили появление научной гипотезы: предполагается, что персонажи реалити-шоу в рамках заданной коммуникативной роли выбирают определенное коммуникативное качество (как поведенческое, так и речевое) и речевую стратегию для презентации себя в качестве героя драматургического действия. На уровне языковых характеристик мы можем говорить о семантической доминанте имиджа персонажа, которая формируется при помощи использования определенного типа языковой семантики (или комбинации типов).
В работе используются методы моделирования и методика дискурсивной реконструкции. Методика анализа семантики базируется на универсальных постулатах языковой семантики и представляет собой комплекс приемов, нацеленных на интерпретацию значения знаков текста в их комплексном взаимодействии. Прием экспликации содержания позволяет установить денотативно-сигнификативный, оценочный, мотивационно­целевой планы семантики.
Практическая значимость. Результаты магистерского исследования будут полезны при составлении сценариев публичных мероприятий; методика моделирования нарративной структуры показывает, какими речевыми инструментами могут пользоваться режиссеры реалити-шоу для привлечения и удержания внимания аудитории.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в научных статьях:
1. Речевые инструменты формирования имиджа героев ток-шоу (на материале ток-шоу "Топ-модель по-украински") // «Мой выбор -наука!» Сборник материалов VI Региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов, Барнаул, 2020
2. Речевые стратегии как инструмент моделирования языковой личности: риторический аспект // ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ. 2020. № 25-1. Сочи, 2020.
3. Моделирование имиджа: речевые аспекты поведения // Материалы научно-практической конференции «XI Ломоносовские чтения», посвященной 30-летию Государственной независимости Республики Таджикистан. г. Душанбе. 2021, С 331-333.
Также результаты исследования были обсуждены в выступлениях на конференциях:
1. «Профессиональная языковая личность: II Международный форум русистов в Сочинском государственном университете».
2. VIII региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!».
3. «XI Ломоносовские чтения».
Структура работы: работа общим объемом страниц состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Телевиденье в современном мире является неотъемлемой частью человеческой жизни, а различные реалити-шоу заполоняют эфиры телеканалов. Они выполняют не только досуговую функцию, но и в какой-то мере воспитательную, показывая, что плохо, а что хорошо. Выбранное нами шоу - не исключение. Главным фактом является соревновательный характер «Адской кухни», а значит, авторы шоу могут выстроить модель мира с помощью происходящего на экранах телевизоров. Внимая этому, зрители встраивают нарратив шоу в иерархию своих ценностей, где добро должно победить зло, а если изначально негативный персонаж одержал победу, то он обязательно должен пройти путь становления и переосмысления самого себя. Наше распределение участников по ролям - образная адаптация реальной жизни, в которой всегда найдутся и агрессор, и жертва, и нейтральное лицо.
Итак, исходя из научной концепции нашей магистерской диссертации, уместно утверждать, что с поставленной целью - исследованием речевых стратегий, моделирующих нарративную структуру реалити -шоу в контексте актуализации имиджа конкретных персонажей реалити-шоу - мы справились.
Перечислим все задачи, выполнение которых способствовало
достижению цели.
Для начала мы выбрали материал исследования, который бы был удобен в изучении интересующей нас темы - «Стратегии построения нарративной структуры телевизионного реалити-шоу». В шоу «Адская кухня» происходит борьба между людьми разных полов за первое место (которое обеспечивает денежный выигрыш и место в команде главного шеф - повара страны Константина Ивлева). Таким образом, перед нами в какой -то степени выстраивается небольшая модель мира. А коммуникативные стратегии и их неудачи показывают, как твой речевой имидж может влиять на положение в обществе.
Мы провели стенографию шоу, выявили речевые доминанты, влияющие на формирование имиджа, проанализировали семантику речевых высказываний героев реалити-шоу, выделили типы семантики и распределили по ним имиджеобразующие доминанты.
Далее в наши задачи входило определить с помощью семантических доминант, к какой роли причислен тот или иной участник в рамках шоу. Напомним, что мы выделили три типа ролей: агрессор, жертва и нейтралитет. Особенно интересно было проанализировать коммуникативные стратегии, формирующие динамику имиджа роли персонажа. Мы выделили следующие такие стратегии:
1) конкуренция;
2) бесконечное чередование характеристик героя (то положительная, то отрицательная, то нейтральная);
3) продвижение определенной стратегии героем, при неудаче которой (т.е. смене) путь участника оборачивается иным образом, нежели изначально.
Последней нашей задачей являлось моделирование нарративной структуры реалити-шоу на основе анализа коммуникатинвых стратегий, которые используются в рамках определенной роли персонажа.
В итоге мы получили следующий результат:
• те участники, которые не демонстрировали определенной стратегии построения имиджа, являлись массовкой в шоу и покидали проект первыми;
• смена коммуникативных ролей, равномерно распределенная по выпускам, создавала динамику в шоу, интригу, однако, когда это становилось либо цикличным, либо очевидным, участник переставал быть интересен;
• следование единой коммуникативной роли способствовало длительному пребыванию участника на проекте, но при резкой неудаче этой стратегии герой отправлялся домой;
• те участники, которые не встраивались в рамки реалити-шоу с точки зрения авторов, вели себя непонятно для зрителя, покидали проект (случай с «мальчиком Банананом»).
Факт, что победителем стал участник с преобладанием фактуальной семантики, с ролью нейтралитета, говорит о том, что для реалити-шоу «Адская кухня» в первую очередь важен профессионализм, а так называемые драмы нужны лишь для привлечения аудитории и сохранения интриги и интереса зрителей.


1. Абрамов В.П. Семантические поля русского языка: монография. Краснодар, 2003. 338 с.
2. Агафонова Е. В. Соотношение автора и нарратора в современномфилософском дискурсе (в контексте смерти субъекта) //http:||www.humanities.edu.ru|db|sect|190.
3. Анисина Н.В., Ганапольская Е.В., Степанова Л.В., Стычишина Л.П. Речевое общение: Искусство убеждать. СПб., 2000. 129 с.
4. Антинескул О. Л. Половая статусная роль говорящего как параметр текстообразования (методический аспект) // Университеты в формировании специалиста XXI века. Тезисы докладов Международной научно-методической конференции. Т. 2. Пермь, 1999. С. 173-174.
5. Антинескул О.Л. Гендер как параметр текстообразования. Пермь, 2000. 222 с.
6. Афанасьев А. Нарратив и социокультурная реальность //http://doxa.onu.edu.ua/Doxa6/174-182.pdf.
7. Баранов А. Н. Постулаты когнитивной семантики / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский // Известия РАН. Серия: Литературы и языка. - 1997. - Т. 55. - № 6.
8. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. М., 2001. 360 с.
9. Берд П. Продай себя!: Тактика совершенствования вашего имид­жа. — Минск, 1997. 208 с.
10. Берн Ш. Гендерная психология. СПб, 2001. 320 с.
11. Богданов В.В. Молчание как нулевой речевой акт и его роль в вербальной коммуникации.
12. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: дис. ... д-ра филол. наук. Калинин, 1985.
13. Болинджер Д. Истина — проблема лингвистическая //Язык и мо­делирование социального взаимодействия. - М., 1987. 464 с.
14. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики: введение. Аспектуальность. Врем. локализованность. Таксис. М., 2003. 348 с.
15. Борисов А. Роскошь человеческого общения. - М., 1998. 176 с.
16. Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб., 1996. 189 с.
17. Браун П., Левинсон С. Вежливость: некоторые универсалии в употреблении языка. 1987.
18. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания
однойальтернативной парадигмы // Вопросы философии. - 2000. - № 3.
19. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1967. - 268 с.
20. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967. 268 с.
21. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М., 2003. 615 с.
22. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Рос­тов-на-Дону, 1995. 576 с.
23. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М.,
2000. 192 с.
24. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М., 1990. 452 с.
25. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1991. 172 с.
26. Волошинов. Марксизм и философия языка.
27. Воробьева А.В. Текст или реальность: постструктурализм в социологии знания // Социологический журнал. 1999. №3/4.
28. Воронкова О.А. Социальное качество текста: интерпретативный подход // Социология: методология, методы, математические модели.
2002. №14.
29. Гадамер. Актуальность прекрасного.
30. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2005. 371 с.
31. Гойхман О.Я. Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. м.,
1997.
32. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. М., 1980. 112 с.
33. Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная
парадигма/Методология современной психолингвистики. Барнаул,
2003.
34. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М., 2000.
35. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М., 2000.
36. Гофман И. Формула внешнего выражения роли / Пер. с англ. А.Д. Ковалева // Социологический журнал. 2001. №3.
37. Гофман И. Формула внешнего выражения роли / Пер. с англ. А.Д. Ковалева // Социологический журнал. 2001. №3.
38. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991. 219 с.
39. Дерябин А. Телевизионные новости как коммуникативное событие // Дискурс. 1998. №7.
40. Докучаев И.И. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре, 2013. 105 с.
41. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита: научное издание. СПб., 2003.
42. Дридзе Т.М. Языковая и социальная психология. М., 1980. 240 с.
43. Дэвис Ф. Создай себе имидж. М., 1998. 304 с.
44. Захарова Л.А. Словарь молодёжного сленга (на материале лексикона студентов Томского государственного университета): учебно-методическое пособие: [для студентов вузов по направлению 031000 и специальности 031001 "Филология"]. Томск, 2014. 126 с.
45.Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории. М., 1996.
46. Зимняя И. А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого общения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976. 290 с.
47. Иванов В.Ф. Массовая коммуникация: Монография. Киев, 2013. 902 с.
48. Иванов Вяч. Манера, лицо и стиль // Вячеслав Иванов. Собрание сочинений в 4 томах. Т.2. 807 с.
49. Ивин А.А. Основы теории аргументации: учебник. М., 2015. 352 с.
50. Ильин И.П. Нарратология // Современное зарубежное литературоведение. Концепции, школы, термины. М., 1996.
51. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008. 288 с.
52. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. 319 с.
53. Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 1992.
54. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 264 с.
55. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2002.
56. Караулов Ю.Н. Что же такое «языковая личность»? // Этническое и языковое самопознание. М., 1995. С. 63-65.
57. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 2016. 352 с.
58. Качесова И.Ю. Аргументативные основы риторики // Филолого - коммуникативные исследования. Ежегодник 2017. Барнаул, 2017. 140 с.
59. Качесова И.Ю. Коммуникативно-риторическая модель русского аргументативного дискурса: монография. Барнаул, 2013. 92 с.
60. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса.
61. Квеско Р.Б., Квеско С.Б. Имиджелогия: учебное пособие. Томск, 2008. 116 с.
62. Ким Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Лотмана: иконичность, пространственность, мифологичность, личностность.
63. Кирилина А.В. Гендер. Лингвистические аспекты. М., 2005. 624 с.
64. Ковалев О.А. Нарративные стратегии в творчестве Ф.М. Достоевского: монография. Барнаул, 2011. С 3-19.
65. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1980. 154 с.
66. Коццолино М. Невербальная коммуникация. Харьков, 2009.
67. Кравцова Е.И. Функционально-семантические поля Дейксиса как средство организации дискурса персонажа (на материале драматических произведений М.И. Цветаевой «Приключение» и «Ариадна») (автореферат) Барнаул, 2002. 17 с.
68. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.
69. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М., 2005.
70. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М., 2004.
71. Крестинский. Интерпретация актов молчания в дискурсе.
72. Кронгауз М.А. Текст и взаимодействие участников в речевом акте// Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994.
73. Кузнецова Е.А. Ораторская маска в судебной защитительной речи (на материале выступлений Ф.Н. Плевако) (автореферат). Барнаул, 2004. 17 с. С. 9.
74. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. // Синтаксис текста. М., 1979.
75. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. 365 с.
76. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
77. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
78. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. 384 с.
79. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Сб. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С 28 - 34.
80. Макаров М.Л. Речевой акт и коммуникативный ход// Макаров М.Л. Интерпретационный анализ дискурса в малой группе. Тверь,
1998.
81. Марусева И.В. Современный менеджмент (Классический и прикладной аспекты): учебное пособие для вузов. М., 2018. 540 с.
82. Маслов Ю.В. Введение в языкознание. М., 1998. 272 с.
83. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.,
2001. 256 с.
84. Медведев Е.Ю. К вопросу о формировании речевого имиджа/Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. М., 2013.
85. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб., 2001. 512 с.
86. Милованова М.В., Максимова В.Е. Гендерные стереотипы и средства их выражения/Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. Волгоград, 2011.
87. Миронова Н.И. Пол и гендер в лингвистических исследованиях/Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2008.
88. Мыркин В.Я. Язык - речь - контекст - смысл. Архангельск, 1994.
89.Оленев С.В. Моделирование динамики русской языковой личности: монография. Томск, 2008. 264 с.
90. Основы психолингвистики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А. А. Леонтьев. М.,
1999. - 287 с.
91. Перельман Х., Ольбехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика»: Трактат об аргументации// Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
92. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2007. 272 с.
93. Поваляева М.А., Рутер О.А.Невербальные средства общения. Феникс, 2004. 352 с.
94. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. К., 1997. 328 с.
95. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., 2006. 704 с.
96. Почепцов Г.Г. Профессия имиджмейкер. СПб., 2001. 256 с.
97. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2001. 651 с.
98. Пушкин А.А. Прагмалингвистические характеристики дискурса личности// Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989. С. 45-54.
99. Пушкин А.А. Способ организации дискурса и типология языковых личностей// Язык, дискурс, личность. Тверь, 1990. С 50-60.
100. Радциг С.И. Вопросы классической филологии. М., 1965. 519 с.
101. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. - М., 1972. 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ