Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СССР В 1920-1930-Е ГОДЫ

Работа №55186

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение
Раздел 1. Условия функционирования и система управления физкультурным движением в СССР в 1923-1939 годах 13
Раздел 2. Идеологические основания развития физической культуры в межвоенные десятилетия 26
Раздел 3. Практики по развитию физкультурного движения в 1923-1939
годах 41
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
Приложение

Актуальность темы. Если в крупнейших капиталистических странах физическая культура имеет более или менее значительную давность, то трудящимся СССР она стала знакома лишь после Октябрьской революции. С этого времени физическая культура получает возможность широкого развития как одно из необходимых средств всестороннего развития жителей Советской республики .
Небольшая группа ученых, врачей и педагогов, признавшая Советскую власть, начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания . По декрету ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству» учреждалось Главное управление всеобщего военного обучения и формирование резервных частей Красной Армии (Всеобуч). Военное обучение проходили граждане от 16 до 40 лет. Оно включало в себя физическую подготовку - занятия гимнастикой и различными видами спорта и строилось по 96-часовой программе. В апреле 1919 года состоялся первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, который выработал программу развития советского физического воспитания и спортивного движения на военный период . Таким образом, в период гражданской войны физкультурное воспитание в основном было подчинено задачам военной подготовки; орган управления физкультурным движением отсутствовал.
В начале 1920-х годов Альберт Антонович Зикмунд , писал, что в ходе обследования физического состояния трудящихся масс были выявлены признаки физического вырождения. Среди факторов, определяющих упадочное физическое состояние, отмечались изнуряющие условия труда, недостаточное питание, недостаточная охрана периода материнства и младенчества, непосильный детский труд, неудовлетворительные жилищные условия и общая антисанитария . В связи с таким положением делался вывод о необходимости борьбы за восстановление жизненных сил рабочего класса, из чего вытекала необходимость развития физической культуры.
На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая, идеологическая установки государства, религиозные и другие взгляды людей в тут или иную эпоху . История культурной жизни советского общества - это в то же время история советской физической культуры. Критерием культурной революции принято считать и степень всестороннего развития личности, степень развития духовных и физических сил человека, всех членов общества .
Безусловно, советская физкультура существенно отличалась от физкультуры современной России. Она создавалась в рамках другого государства, под влиянием определенной идеологии, и, соответственно, имела ряд черт и особенностей, которые необходимо выявить и систематизировать. Отношение населения к занятию физической культурой в 1920-1930-е годы также представляет большой интерес для изучения.
На основании исследований по спортивному праву в управлении сферой физической культуры и спорта советского периода В.Н. Зуев и Н.В. Астафьев выделяют три этапа ее развития:
1) в период с 1917 по 1923 годы, по мнению авторов статьи, формировалось стратегическое решение о всеобщем военном обучении с помощью физической культуры , ярко выраженной была милитаристская направленность;
2) второй этап - 1923-1950 годы - выделен исследователями на основании формирования и регулирования новых отраслевых органов государственного управления;
3) третий этап - 1950-1991 годы - «совершенствование спортивного
мастерства, выход на международную арену и развитие массового спорта» .
Хронологический период, рассматриваемый в настоящей работе, по данной классификации является частью второго этапа. Практически все работы советского периода освещают данную тему схоже и довольно обобщенно. Нашим преимуществом в изучении темы является ее обеспеченность источниками и как советской, так и новейшей отечественной литературой.
Объектом нашего исследования является система советской физической культуры.
Предмет исследования представляют организационное становление, идеология и практики развития физической культуры в СССР с 1923 по 1939 годы.
Цель дипломного исследования - проанализировать организационное становление, идеологические основания и практики реализации системы советской физкультуры в период с 1923 по 1939 годы.
Для достижения цели требуется решить следующие задачи:
1) Рассмотреть процесс становления системы руководства физической культурой в СССР в 1920-1930-е годы.
2) Выявить и охарактеризовать идеологические основания, на которых строилось физкультурное движение в межвоенные десятилетия.
3) Охарактеризовать практики по развитию физкультурного движения в указанный период.
Хронологические рамки исследования охватывают события межвоенного периода истории СССР с 1923 по 1939 год (от образования СССР до начала второй мировой войны); в некоторых случаях возможен выход за заявленные хронологические рамки для более полного раскрытия предмета исследования.
Территориальные рамки исследования включают территорию СССР, однако особое внимание уделено развитию физической культуры в Татарской республике.
Методологические основы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы.
Методы общеисторического научного исследования.
Историко-системный метод позволил охарактеризовать организацию физической культуры в СССР как систему, включающую в себя следующие элементы: организации и учреждения, осуществлявшие руководство физической культурой; специализированные образовательные учреждения; специализированная периодическая печать; отдельно была рассмотрена роль партийных органов в становлении и развитии физической культуры. Этот метод также позволил рассмотреть деятельность различных учреждений по руководству физической культурой через призму системного подхода.
Историко-генетический метод позволил рассмотреть каждый из заявленных аспектов проблемы с момента образования СССР до 1939 года.
Историко-сравнительный метод позволил провести аналогию между учреждениями Казани в рассматриваемый период и в настоящее время. Определялось местонахождение и назначение того или иного здания и то, какие функции оно выполняет сейчас.
Обзор источников и литературы. При выборе темы учитывалась обеспеченность проблемы историческими источниками, в том числе не введенными в научный оборот. Собственно основным источником для подобного исследования является оригинальный материал.
Источники:
1. Архивные материалы: нормативно-правовые (законы, указы,
постановления) и делопроизводственные (приказы, инструкции, отчеты). Благодаря доступу в главные архивы Казани, в ходе исследования были изучены материалы фондов Центрального государственного архива историко¬политической документации Республики Татарстан (фонд № 15,
фондообразователь - Татарский областной комитет ВКП(б)) и государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Республики Татарстан» (фонд № 1273, фондообразователь - республиканский совет «Динамо» и фонд № 7453, фондообразователь - Татарский
Республиканский Совет Союза Спортивных обществ и организаций) . Данные материалы имеют краеведческий характер, освещают конкретные проблемы и вопросы и в целом дополняют картину изучаемого периода.
2. Периодическая печать (1920-1930-х годов). Нет сомнений в том, что периодическая печать играла важную роль в популяризации физической
культуры. Она была средством проведения идей власти и ведущих методистов и практиков физкультуры в массы. Нами был просмотрен и тщательно отобран материал следующих журналов: «Теория и практика физической культуры» (1927, 1928, 1930, 1931 годы), «Известия физической культуры» (1924, 1925, 1927 годы), «Физкультура и социалистическое строительство» (1932 год), «Физкультура и спорт» (1938 год), «Физкультура в школе» (1930 год), «Физкультура» («Fizkul’tura»; 1929-1930 годы). Среди наиболее информационных следует отметить статьи народного комиссара
здравоохранения Н.А. Семашко, советского методиста в области физической культуры Н.И. Петрова, Генерального секретаря Красного Спортивного Интернационала И.А. Жолдака и ответственного редактора казанского журнала Ш. Хафизова . Полный список использованных статей периодики приведен в списке источников и литературы в конце работы.
3. Работы теоретиков физической культуры. В 1920-1930-е годы было написано множество работ, так или иначе касающихся развития физической культуры. Авторы писали о целях и средствах советской физкультуры, изучали ее связь с такими институтами как комсомол, армия, быт населения. Среди наиболее авторитетных теоретиков физической культуры рассматриваемого периода стоит отметить работы А.А. Зикмунда , Е.П. Радина , А.Г. Иттина и других.
4. Справочные материалы, сборники документов. К написанию работы привлекалась Большая советская энциклопедия первой редакции (в электронном формате) . Определенный вклад в работу внесли материалы к Всесоюзному дню физкультурника , а также очерки по истории спорта в СССР, использовавшиеся в качестве учебных пособий по английскому языку . Неоценимый вклад в написание работы внес опубликованный сборник документов и материалов по физической культуре в Республике Татарстан .
5. Художественная литература. Нами не было найдено дневниковых записей, писем или воспоминаний, касающихся развития физической культуры в СССР в 1920-1930-е годы. Это может быть одной из задач последующих исследований по теме или ее более узкого аспекта. Однако поэт В. Маяковский был очевидцем Всесоюзной спартакиады 1928 года, проводившейся в Москве. Он изложил свое видение этого события в рифмованном отчете «Так и надо - крой, спартакиада!» .
Анализ литературы позволяет сгруппировать ее следующим образом.
Труды общего характера, в которых наша проблема не является предметом специального анализа, дают возможность получить представление о месте темы, ориентироваться в существующих подходах к изучению проблемы .
Специальные исследования мы классифицировали на советскую и современную литературу как отечественных, так и зарубежных авторов.
Особенность работ советских авторов в том, что не допускался плюрализм мнений. Историки спорта не могли критически изучать те или иные аспекты заявленной темы. Монографии П.Е. Пигулевской , Г.И. Кукушкина и Ю.А. Метаева написаны в первой половине 1950-х годов и схожи по содержанию. В основном они рассматривают физическое воспитание как часть коммунистического, освещают возникновение и развитие комплекса «Готов к труду и обороне», а также роль партии в руководстве советским физкультурным движением.
Книга, составленная одним из основоположников науки истории физической культуры Г.Д. Харабугой , содержит фактический материал о развитии физической культуры и спорта во всех союзных республиках. Исторический очерк советского (и российского) ученого-историка Г.С. Деметера содержит информацию о становлении и развитии физической культуры с установления советской власти в 1917 году. Автор отмечает взаимосвязь физкультуры и спорта с другими общественными явлениями, а также пути перестройки массовой физкультурно-спортивной работы.
Предметом исследования заслуженного работника физической культуры РСФСР Н.Т. Колчина стало физкультурное движение в Татарии за 50 лет Советской власти. При написании книги автор привлекал архивные материалы, документы и воспоминания ветеранов спорта.
Среди наиболее авторитетных современных специалистов отметим историка спорта А.Б. Суника , исследователей в области спортивного права В.Н. Зуева и Н.В. Астафьева и Р.А. Агаева .
Отдельно стоит сказать о работе зарубежного исследователя спорта Майка О’Махоуни , щедро предоставленную А.Н. Валиахметовым. В данной монографии автор раскрывает сложные взаимоотношения между спортом как официально одобренной практикой и спортом как культурным продуктом. Материалы книги О’Махоуни позволили узнать о восприятии зарубежных историков советской действительности, оказались ценны для исследования в целом.
Апробация результатов исследования. Материалы раздела работы, касающиеся связи советской физкультуры с идеологией, были представлены и обсуждались на итоговой научно-практической конференции студентов КФУ 21 апреля 2017 года.
Научная новизна работы может быть представлена следующим образом. В ходе исследования были привлечены различные документы архивов Казани, а также материалы 1920-1930-х годов, хранящиеся в библиотеке им. Лобачевского. Использование и анализ литературы последних десятилетий позволяет обозначить современный уровень изучения заявленной темы, оценить преемственность и выявить дальнейшие возможности ее изучения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы данной выпускной бакалаврской работы можно использовать при подготовке общих и специальных курсов по истории физической культуры и спорта как в СССР, так и в ТАССР, при написании статей по конкретному аспекту выбранной темы.
Структура работы. Во введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из трех разделов, освещающих различные аспекты проблемы. В заключении обобщаются итоги исследования. В конце работы приведен список использованных источников и литературы. Также имеется приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования задачи, поставленные нами изначально, были решены. Мы проследили процесс становления системы руководства физической культурой в СССР в 1920-1930-е годы. Также выявили и дали идеологическое обоснование советской физкультуры. В заключительном разделе работы мы охарактеризовали практики физкультурного движения межвоенных десятилетий, уделяя особое внимание Татарской республике.
Нами было установлено, что 1923 год стал важной вехой в развитии советского физкультурного движения, так как с 27 июня в союзных республиках стали создаваться Высшие и Местные советы физической культуры. В апреле 1930 года был создан орган, руководящий сферой физической культуры в рамках СССР. Им стал Всесоюзный совет физической культуры при Центральном Исполнительном Комитете СССР. Это был единый планирующий центр, имевший официальный орган печати. Впоследствии на основе ВСФК СССР 21 июня 1936 года был создан Всесоюзный Комитет по делам физкультуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР, просуществовавший в таком виде 22 года.
Выявляя особенности физкультуры советского периода, мы пришли к выводу, что она была неразрывно связана с идеологией. Физическое воспитание считалось необходимой составляющей воспитания людей будущего. Помимо оздоровления населения, в рассматриваемый период физкультурное движение было подчинено задачам выполнения планов индустриализации, использовалось для борьбы с некоммунистическими странами, а также разрешало задачи военной подготовки трудящихся.
Как показали результаты исследования, в 1920-1930-е годы физкультура являлась неотъемлемой частью педагогического процесса, средством подготовки необходимых стране рабочих кадров. Повсеместно требовались мероприятия по улучшению состояния здоровья школьников и студентов, особенно учитывая необходимость подготовки из них будущих бойцов Красной армии.
Безусловно, в деле развертывания физической культуры существовали определенные трудности и недочеты. Среди трудностей мы можем выделить протестную реакцию части населения страны, нехватку инвентаря и физкультурных педагогических кадров. Основными недочетами в работе, согласно источникам, были слабый охват физической культурой сельских жителей страны, рекордсменский уклон.
Для пропаганды занятия физкультурой использовалась периодическая печать, национальные праздники, проводились парады и спартакиады. В 1931 году был введен комплекс «Готов к труду и обороне», дополненный в 1934 году комплексом «Будь готов к труду и обороне», а в июле 1939 года отмечали новый официальный праздник - Всесоюзный день физкультурника. Эти и многие другие мероприятия способствовали повышению значимости занятий физической культурой в СССР, обеспечивали ее массовость и, вероятно, привлекали внимание других стран. Освещение событий физкультурной жизни Советского Союза 1920-1930-х годов в зарубежных источниках, а также в историографии может стать одной из тем для дальнейших исследований.
Подводя итог работе, мы хотим заключить следующее. Советское правительство отводило важную роль физической культуре, особенно в преддверии Второй мировой войны. Преследуя определенные цели, власть была заинтересована в повышении производительности труда, увеличении рождаемости, в улучшении физического и морального состояния призывников. На наш взгляд, работа на физкультурном фронте в 1920-1930-е годы велась во многом методом проб и ошибок. Однако данный период становления системы советской физической культуры имел прогрессивное значение. Это был толчок для последующего создания мощной школы советского спорта и выхода на международную арену.



Докладная записка председателя Комитета по делам физкультуры и спорта при СНК ТАССР Н.П. Сорокина в Татарский обком ВКП(б) о состоянии спортивных сооружений, о спортинвентаре и спортивных кадрах в ТАССР от 9 июня 1938 г. // ЦГА ИПДРТ. - Ф. 5. - Оп. 4. - Д. 226. - Л. 154-156.
Краткие сведения из истории физкультурного движения в СССР (1939 г.) // ГБУ «ГА РТ». - Ф. 7453. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 1-5.
Методические указания по зимней массовой работе для колхозов и совхозов на 1933 г. // ГБУ «ГА РТ». - Ф. 1273. - Оп. 1. - Д. 3а. - Л. 9.
Постановление коллегии агитационно-пропагандистского отдела Татарского обкома ВКП(б) о развитии физической культуры в ТССР от 16 мая 1928 г. // ЦГА ИПДРТ. - Ф. 5. - Оп. 2. - Д. 572. - Л. 112-115.
Постановление Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР от 23 октября 1937 г. // ГБУ «ГА РТ». - Ф. 7453. - Оп. 1. - Д. 1.
- Л. 140-141.
Приказ по ТПСО «Динамо» от 15 июня 1931 г. за № 29/1 // ГБУ «ГА РТ».
- Ф. 1273. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 1-2.
Приказ по ТПСО «Динамо» от 29 июня 1931 г. за № 34/5 // ГБУ «ГА РТ».
- Ф. 1273. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 6.
Протокол № 27 заседания Секретариата ОК ВКП(б) от 25 июня 1928 г. // ЦГА ИПДРТ. - Ф. 5. - Оп. 2. - Д. 478. - Л. 52-57.
Протокол № 18 заседания Бюро ОК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. // ЦГА ИПДРТ. - Ф. 5. - Оп. 3. - Д. 246. - Л. 60-65.
1.2. Опубликованные
1.2.1. Официальные постановления
Конституция СССР 1936 г. (режим доступа:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm#10, дата обращения 18.03.2017).
Положение о значке «Готов к труду и обороне» // Физкультура в школе. -
1931. - № 3. - С. 23-25.
Постановление Президиума ВЦИК от 27 июня 1923 г. «О Высшем Совете и Местных Советах физической культуры трудящихся РСФСР» / Иттин А.Г. Физкультура и комсомол. - М.-Л.: Молодая гвардия, 1925. - С. 105-108.
Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. // ГБУ «ГА РТ». - Ф. 7453. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 5-9.
Постановление ЦК ВКП(б) от 16 окт. 1929 г. // Fizkul’tura. 1929. № 1. - С. 26.
Постановление президиума ЦИК СССР от 3 апр. 1930 г. / Пигулевская П.Е. Физкультура и спорт в СССР. - М.: Трудрезервиздат, 1953. - С. 67-69.
Постановление СНК СССР от 26 нояб. 1939 г. «О введении нового физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» // Физкультура и спорт. - 1939. - № 23-24. - С. 11.
Программа по физкультуре для школ 1-ой ступени / сост. Н.А. Семенов. - Казань: Издание Соцвоса Наркомпроса ТССР, 1927. - 32 с.
Резолюция Пленума ВСФК СССР от 29 марта 1931 г. / Ещин Д., Пустовалов А. Национальный вопрос в физкультурном движении. - М.-Л.: ОГИЗ Физкультура и туризм, 1932. - С. 49-53.
1.2.2. Сборники документов
Большая Советская Энциклопедия. Том 57 / под общ. ред. В.В.
Куйбышева. - М.: ОГИЗ РСФСР Советская энциклопедия, 1936. - 726 стб.
Из истории развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан (1920-2000 гг.): сборник документов и материалов / под общ. ред. Д.И. Ибрагимова и Р.Т. Бурганова. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2012. - 384 с.
Сборник методических материалов для районных комитетов по делам физкультуры и спорта за 1939 г. // ГБУ «ГА РТ». - Ф. 7453. - Оп. 1. - Д. 3. - 88 л.
Физкультура и спорт в СССР. Материалы к Всесоюзному дню физкультурника 1939 года. - М.: Физкультура и спорт, 1939. - 128 с.
1.2.3. Работы теоретиков физической культуры
Знаменский Н., Ушаков С. Физкультура в плане соцстроительства. - М.: ОГИЗ Физкультура и туризм, 1932. - 64 с.
Зикмунд А.А. Советская физкультура. Цель. Средства. Методика. - М.: Новая Москва, 1924. - 59 с.
Зикмунд А.А. Физкультура и быт. - М.: Всероссийский пролеткульт, 1925. - 56 с.
Иттин А.Г. Физкультура и комсомол. - М.-Л.: Молодая гвардия, 1925. - 128 с.
Радин Е.П. Основные положения (заповеди) советской физкультуры. - М. Жизнь и знание, 1925. - 32 с.
Starostin A. Sport in the USSR. Moscow: Foreign publishing house, 1939. - 32 P.
Чалов-Шиман А.А. Физкультура готовит бойцов. - М.-Л.: ОГИЗ
Физкультура и спорт, 1932. - 112 с.
1.2.4. Периодическая печать
Антипов Н.К. Завершим перестройку ф.-к. движения на основе советской системы физкультуры // Физкультура и социалистическое строительство. -
1932. - № 1. - С. 4.
Былеева Л. Уроки физкультуры в школьном образовательном комплексе // Физкультура в школе. - 1930. - № 3. - С. 22-26.
Жолдак И.А. 10 лет Красного спортинтерна и интернациональная спартакиада // Теория и практика физической культуры. - 1931. - № 6. - С. 3-7.
Зикмунд А.А. Задачи научно-методической работы по физкультуре // Теория и практика физической культуры. - 1927. - № 2. - С. 7-12.
Ивановский Б.А. Здоровье и физическое развитие студенчества и задачи его физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1928.
- № 6. - С. 11.
Кальпус Б.А. Физическая культура и Красная армия // Теория и практика физической культуры. - 1927. - № 5. - С. 23.
Косарев А.В. Физкультурное движение в СССР // Физкультура и спорт. - 1938. - № 15. - С. 4.
Магитов С.Я. О показателях пятилетнего плана по физкультуре // Теория и практика физической культуры. - 1930. - № 3. - С. 3-4.
Михельс В. Выполним директиву правительства! // Теория и практика физической культуры. - 1930. - № 5. - С. 4-5.
Петров Н.И. Физическая культура в советской школе // Теория и практика физической культуры. - 1927. - № 5. - С. 9.
Петров Н.И. Планирование научной и методической работы по физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 1930. - № 1.
- С. 7-9.
Петров Н.И. Физкультуру - детям // Физкультура в школе. - 1930. - № 2.
- С. 1-8.
Петров Н.И. Физическая культура во втором пятилетнем плане // Физкультура и социалистическое строительство. - 1932. - № 4. - С. 13.
Семашко Н.А. Культура физическая и культура духовная // Известия физической культуры. - 1924. - № 18-19. - С. 2.
Семашко Н.А. Физкультура в деревне // Известия физической культуры. - 1925. - № 10. - С. 1.
Семашко Н.А. Физкультура и школа // Известия физической культуры. - 1925. - № 16. - С. 1.
Семашко Н.А. Десять лет советской физкультуры // Теория и практика физической культуры. - 1927. - № 5. - С. 6-12.
Степановский С. Физкультура и спорт на страницах печати // Известия физической культуры. - 1927. - № 16-17. - С. 20.
Хафизов Ш. Какими должны быть Советы ф.к. в ТР // Fizkul’tura. - 1929. - № 1. - С. 10-11.
Хафизов Ш. Задачи 1-го Всетатарского съезда физкультурников // Физкультура. - 1930. - № 3. - С. 3-5.
Яковлев В. Школьный физкультплакат // Физкультура в школе. - 1930. - № 3. - С. 28.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ