Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феминистские идеи в творчестве И.Ефремова (на материале романов «Туманность Андромеды» и «Час Быка»)

Работа №125801

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ВЕРСИЯ ФЕМИНИЗМА 10
1.1. Представления о роли женщины в «новом советском обществе» 10
1.2. Партийно-государственная политика решения «женского вопроса» после
революции и в 1930-е годы 21
1.3. «Новая женщина» в советской массовой культуре 1917-1920-х годов ....30
ГЛАВА 2. ФЕМИНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.А. ЕФРЕМОВА 40
2.1. Феминистские идеи в романах И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»
и «Час Быка» 40
2.1.1. Женщины и труд 42
2.1.2. Семья и брак 45
2.1.3. Любовь и сексуальность 49
2.1.4. Материнство и воспитание детей 56
2.1.5. Образ женщины будущего 59
2.1.6. Женщины и искусство 63
2.1.7. Патриархальные отношения 68
2.2. Концепция И.А. Ефремова и советская версия феминизма: сходства и
отличия 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«В романах писателя, обладающего мужским темпераментом бойца, прославляющего героические профессии и подвиги, царит тем не менее женщина», - таково наблюдение А. Бритикова над особенностями творчества автора советской научной фантастики И.А. Ефремова [Бритиков, 2005]. Исследователь обращает внимание на «примечательный феминизм» в произведениях писателя, выражающийся в расстановке героев, высокой идейно-эстетической нагрузке женских образов и философской трактовке красоты [Там же].
Суждения подобного рода о творчестве Ефремова не единичны. Так, Л. Геллер отмечал последовательную и страстную проповедь свободной любви, которой «не было, пожалуй, со времен Александры Коллонтай», и эротизм в произведениях фантаста [Геллер, 1985, с. 341]. Кроме того, ученый высказал очень важную мысль о том, что отношение к женщине у Ефремова созвучно утопическим мечтаниям Фурье, Белинского и Чернышевского [Там же. С. 341], писавших о женской эмансипации и равенстве полов.
На то, что некоторые феминистские круги считают И. Ефремова «своим писателем», обратила внимание М.С. Галина: «... разрабатывая модель "совершенного человека", И.Ефремов, пожалуй, первый в отечественной (а может, и в мировой) фантастике превратил женщину из ценного приза, награды, достающейся герою, или просто из декоративного сюжетного украшения в активное, а то и в главное действующее лицо событий - от исторического (вернее, псевдоисторического) романа "Таис Афинская" или "Лезвия бритвы", где действуют наши современники, до далекого будущего, где женщина не просто осваивает границы неведомого бок о бок с мужчиной, но и принимает на себя основное бремя первого контакта с представителями олигархического общества ("Час Быка")» [Галина, 1997].
Кроме того, гендерную проблематику в творчестве Ефремова анализировал В.В. Комиссаров [Комиссаров, 2017, с. 78]. Исследователь обратился к рассказу писателя «Юрта Ворона» (1960), в котором есть диалог героев о названиях женских профессий. Один из героев замечает: «... в царское время у женщин не было профессий, и все специальности и профессии назывались в мужском роде, для мужчин. Женщинам оставались уменьшительные, я считаю, полупрезрительные названия: курсистка, машинистка, медичка. И до сих пор мы старыми пережитками дышим, говорим: врач, геолог, инженер, агроном. Женщин-специалистов почти столько же, сколько мужчин, и получается языковая бессмыслица : агроном пошла в поле, врач сделала операцию, или приходится добавлять : женщина- врач, женщина-геолог, будто специалист второго сорта, что ли.» [Ефремов, 1959]. А затем продолжает мысль: «Не я, а молодежь нас учит. У них верное чутье: называют геологиня, агрономиня, докториня, шофериня» [Там же]. Так Ефремов откликнулся на тот факт, что тенденция к образованию феминитивов в 1920-е годы, являющаяся следствием активного вовлечения женщин в производство, начала вытесняться в 1930-е годы тенденцией к приданию обобщенного значения словам мужского рода [Беркутова, 2018, с. 13]. В 1960¬е годы обозначения профессий женского рода, по наблюдениям В.В. Беркутовой, практически исчезли из употребления [Там же, с. 14].
Однако наличие подобных рассуждений феминистического характера в творчестве Ефремова, по мысли В.В. Комиссарова, сочетается с примерами патриархальных отношений, в связи с чем, делает вывод ученый, произведения фантаста «полностью лежат в рамках советского гендерного мифа» [Комиссаров, 2017, с. 80], то есть советской концепции равноправия полов. В.В. Комиссаров пишет следующее: «Здесь и явное противопоставление патриархальных и равноправных отношений полов, как на историческом материале, так и в современных сюжетах; и эклектичное сочетание декларативного гендерного равноправия с традиционными взаимоотношениями. С другой стороны, фантаст как прозорливый автор, неизбежно подмечал противоречия советского гендерного мифа и писал о них в тех рамках, которые дозволялись официальной цензурой» [Там же, с. 81].
Данное наблюдение позволяет говорить о связи феминистских идей Ефремова с «советским феминизмом» [Кутырова, 2005; Купарашвили, Новоселов, 2018] (или советским «государственным феминизмом» [Айвазова, 2005; Шахназарян, 2011; Бобровская, 2020]), теоретически разработанным прежде всего в работах А. Коллонтай, осуществленным в послереволюционной политике решения «женского вопроса» периода 1917-1920-х годов и отразившемся в советской массовой культуре. Важно здесь наблюдение С.А. Сергеева о том, что Ефремов принадлежал к поколению 1920-х годов, и взгляды писателя, как и взгляды его ровесников, «формировались под влиянием амбивалентной ситуации раннего советского периода» [Сергеев, 2017]. Этому периоду писатель «обязан гибридности своего мировоззрения, в котором уживались различные, порой кажущиеся малосовместимыми элементы» [Там же]. Все это подтверждает мысль В.В. Комиссарова о сочетании идей равноправного отношения полов и примеров патриархальности не только в творчестве Ефремова, но и в советском гендерном мифе и, бесспорно, советской реальности.
На основании вышеизложенного представляется продуктивным выявить связь феминистических идей Ефремова с советской версией феминизма - не столько генетическую, сколько типологическую. Безусловно «феминизм» Ефремова - условный. Более того, само это понятие достаточно условное. По словам А.А. Темкиной, «под феминизмом может пониматься и борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия» [Темкина, 1995, с. 4]. В нашем исследовании мы будем обращать внимание и анализировать все те представленные в творчестве Ефремова идеи и примеры, которые касаются положения и роли женщины в обществе, равноправия полов, женского труда, материнства, а также авторского видения идеальной женщины.
Феминизм Ефремова не соотносится полностью с советской версией, ведь писатель в своем творчестве во много расходится с аксиомами официального мировоззрения и «выдвигает свою собственную философию» [Геллер, 1985, с. 355]. Исключением не является и «женский вопрос». Наша задача состоит в том, чтобы определить сходства и различия концепции Ефремова с общепринятой в ранние советские годы идеологически - государственной позицией решения «женского вопроса».
Актуальность исследования обусловлена следующими причинами:
1) вниманием отечественной и зарубежной гуманитарной науки к особенностям советской политики и культуры в плане решения «женского вопроса», а также к реальному положению женщин в СССР [Buckley, 1989; Engel, 1999; Лебина, 1999; Алферова, 2011 и др.];
2) усилением научного интереса к феномену советской научной фантастики XX века, представителем которой был Ефремов [Фрумкин, 2004; Цветков, 2009; Комиссаров, 2017];
3) интересом современного литературоведения к творчеству Ефремова, которое в основном анализируется в следующих плоскостях : писателя изучают как одного из авторов научной фантастики [Комиссаров, 2017]; анализируют особенности его фантастического мира [Агапитова, 2017; Осьмухина, Майорова, 2021]; рассматривают образ будущего - берется как утопический аспект («Туманность Андромеды»), так и антиутопический («Час Быка») [Ковалев, 2021; Фокин, 2017; Черняховская, 2016; 2018]; кроме того, выявляются отраженные в произведениях философские идеи [Беспечанский, 2014; Глазырина, Емельянов, 2017];
4) переходом ефремоведения на новую стадию изучения, когда становится возможным изучение тех вопросов, которые не могли обсуждаться советскими литературоведами в виду идеологических причин, а феминистические идеи в творчестве Ефремова и их специфика по сравнению с государственной позицией - это как раз одна из таких «замалчивающихся» тем.
Научная новизна определяется тем, что до сих пор отдельного специального исследования феминистских идей в творчестве Ефремова не предпринималось. Кроме того, в исследовании присутствует обращение к контексту эпохи, делается попытка соотнесения индивидуально-авторского взгляда с представлениями о женщине в ранний советский период, когда мировоззрение писателя только формировалось.
Объектом исследования является феминистическая концепция; предмет исследования - художественная репрезентация феминистских идеи в творчестве Ефремова.
Материалом исследования послужили романы Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) и «Час Быка» (1970). Это романы о далеком коммунистическом будущем, где писатель излагает свое представление об устройстве идеального общества. В статье «На пути к роману “Туманность Андромеды”» Ефремов отмечает, что женщина будущего представлялась ему «абсолютно полноправным членом общества, избавленным от любого ущемления, принижения ее прав. Она будет совершенно вольна и в сфере своих чувств» [Ефремов, 1961, с. 146]. Выбор данных романов обусловлен тем, что они являются наиболее иллюстративными для исследования феминистских идей Ефремова в контексте непосредственно советского феминизма.
Цель исследования - раскрыть феминистские идеи в творчестве И.А. Ефремова и определить их типологическую связь с советским феминизмом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические представления о месте женщины в советском обществе, представленные в высказываниях В.И. Ленина, Н.К. Крупской и А.М. Коллонтай;
2) определить особенности послереволюционной партийно -
государственной политики решения «женского вопроса»;
3) выявить специфику образа «новой женщины» в советской массовой культуре;
4) исследовать феминистскую концепцию Ефремова в романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка».
5) сформулировать сходства концепции Ефремова с советской версией феминизма 1917-1920-х годов и отличия от нее.
Гипотеза исследования - феминистская концепция Ефремова типологически совпадает с идеями советского феминизма периода 1917-1920¬х годов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили отечественные и зарубежные исследования, посвященные советскому феминизму [Здравомыслова, Темкина, 2007; Ельникова, 2003; Юкина, 2007], «женском вопросу» в Советском Союзе [Buckley, 1989; Айвазова, 2005; Алферова, 2011; Шахназарян, 2011 и др.], образу «новой женщины» в советской культуре [Плунгян, 2022; Морозова, 2008; 2009; Виниченко, 2017 и др.], а также непосредственно творчеству Ивана Ефремова [Галина, 1997; Бритиков, 2005; Комиссаров, 2017; Сергеев, 2017 и др.].
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании феминистского аспекта текстов, созданных в советскую эпоху, когда к женщине со стороны государства проявлялось особое внимание. Полученные результаты и сделанные выводы позволяют существенно расширить представление о «женском вопросе» в советский период и могут послужить методологической основой для изучения женских образов в художественных произведениях других советских авторов.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения ее результатов в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных советской культуре и эстетике, истории советской литературы и непосредственно творчеству Ефремова.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В творчестве Ефремова представлена феминистская концепция гендерных отношений.
2. Феминистские идеи Ефремова реализуются на художественном уровне: в авторской речи, диалогах и дискуссиях героев, конфликтных ситуациях, образах героев и пр.
3. Феминистская концепция Ефремова включает следующие аспекты, касающиеся положения и роли женщины: трудовые отношения, семья и брак, материнство и воспитание детей, любовь и сексуальность, образ идеальной женщины, женщина в творчестве и искусстве, проблема угнетения женщин в патриархальной системе.
4. Феминистские идеи Ефремова в целом совпадают с идеями советского феминизма 1917-1920-х годов.
Структура выпускной квалификационной работы:
• Введение, в котором обозначена актуальность исследования, его новизна, объект, предмет и теоретико-методологическая база, а также цели и задачи.
• В первой главе «Советская версия феминизма» рассматриваются теоретические представления о месте женщины в новом обществе, анализируется партийно-государственная политика решения «женского вопроса» в период после революции 1917 года и до 1930-х годов, выявляются особенности образа «новой женщины» в советской массовой культуре.
• Вторая глава «Феминистская концепция И.А. Ефремова» посвящена исследованию феминистских идей в двух романах писателя - «Туманность Андромеды» и «Час Быка», в ней выявляется связь ефремовской концепции с идеями советской версии феминизма, определяются сходства и различия.
• В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, делаются выводы .
• Список использованной литературы включает 85 наименований (источники - 17; научная литература - 68).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феминистская концепция советского писателя-фантаста И.А. Ефремова еще не оказывалась в фокусе отдельного внимания исследователей. В работе была предпринята попытка не только выявить феминистские идеи Ефремова, но и сравнить их с идеями советского феминизма периода 1917-1920-х годов. Именно в этот период формировалось мировоззрение писателя.
В ходе исследования были рассмотрены основные аспекты «женского вопроса» (женский труд, новый тип семьи, материнство и воспитание детей, быт и домашние обязанности, концепция «новой женщины), которые теоретически осмыслялись советскими деятелями - В.И. Лениным, Н.К. Крупской, А.М. Коллонтай. Далее была проанализирована послереволюционная партийно-государственная политика решения «женского вопроса», в ходе которой советское государство обеспечило политическое и гражданское равноправие, провело реформы в сфере труда, материнства, брака, семьи, быта. Отмечено, что в 1930-е годы политика государства поменяла направление в плане «женского вопроса»: все нововведения и запреты были направлены на укрепление семьи, произошел возврат к патриархальным нормам. Затем был изучен идеологический образ «новой женщины» в советской массовой культуре 1917-1920-х годов (в агитационных плакатах, женских журналах, кинематографе и художественных произведениях), отмечены основные черты «новой женщины», а также определены модели поведения, следовать которым предлагалось советским женщинам. Таким образом, были выявлены основные идеи советского феминизма 1917-1920-х годов для анализа феминистской концепции Ефремова.
Феминистские идеи Ефремова были рассмотрены в романах писателя о далеком будущем - «Туманность Андромеды» и «Час Быка». В ходе анализа установлено, что феминистская концепция писателя реализуется в авторской речи, диалогах и дискуссиях героев (включая лекционные вставки), конфликтных ситуациях, образах героев и в моделях их поведения. Основными составляющими феминистской концепции Ефремова являются следующие идеи:
1) включение женщин в труд наравне с мужчинами;
2) свободный брак, последовательная моногамия в отношениях между мужчиной и женщиной, эгалитарный тип семьи, свобода от быта;
3) обязательное материнство, ограничение рождаемости и общественное воспитание детей;
4) выделение любви и физической страсти, половое воспитание и управление сексуальной энергией, одобрение сексуальной связи с целью рождения ребенка - более генетически совершенного, осуждение неуправляемого сексуального влечения, эротическая открытость и телесность (прежде всего для женщин);
5) тесная связь женщин с искусством (не только являются деятелями искусства, но и служат натурой);
6) образ женщины будущего: красивая, физически совершенная и развитая, независимая, деятельная, свободная, самостоятельная, женственная, обладает эстетическим чувством, открытая, смелая, спокойная и расположенная к другим людям;
7) осуждение любых форм угнетения, деспотизма, жестокости в отношениях между полами.
В ходе исследования была установлена типологическая связь концепции Ефремова с советским феминизмом 1917-1920-х годов. Сходными являются идеи равенства полов, эгалитарного типа семьи, свободного брака, социальной значимости материнства, общественного воспитания детей, освобождения от быта, внимания к сексуальным отношениям полов. Кроме того, трактование любви у Ефремова сходно с трактованием любви в концепции А.М. Коллонтай, а образ женщины будущего во многих чертах совпадает с образом «новой женщины» в советской массовой культуре рассматриваемого периода. Идеи ограничения репродуктивных прав женщин (обязательное материнство) и демографического контроля, обязательного полового воспитания и управления своей сексуальной энергией, женской красоты и эротической открытости, а также тесной связи женщин с искусством в феминистской концепции Ефремова составляют ее отличие от советского феминизма. Наличие этих идей обусловлено изображением мира далекого будущего и, в связи с этим, глобальным подходом к проблеме (обязательное материнство, демографический контроль), расширенной трактовкой темы сексуальности (половое воспитание, управление сексуальной энергией) и философским подходом к проблеме красоты и искусства (эротическая открытость, связь женщин с искусством).
Таким образом, феминистские идеи Ефремова типологически совпадают с советским феминизмом 1917-1920-х годов - они направлены на предоставление женщинам равноправия и свободы во всех сферах жизни.



1. Коллонтай А. Новая мораль и рабочий класс. М.: Изд-во Всерос. Центр. Исполнит. Комитета Совета Р., 1919. 61 с.
2. Коллонтай А. Дорогу крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодежи) [Электронный ресурс] // Lib.ru. 1921. URL:https://goo.su/BIiFX(дата обращения: 14.02.2022)
3. Коллонтай А. Любовь и новая мораль [Электронный ресурс] // Викитека. URL:https://goo.su/TUQtJg(дата обращения: 14.02.2022)
4. Коллонтай А. Любовь трех поколений [Электронный ресурс] // Lib.ru. 1923. URL:http://az.lib.ru/k/kollontaj a m/text 0060.shtml(дата обращения: 03.02.2023)
5. Коллонтай А. Положение женщины в эволюции хозяйства. М.: Гос. изд-во, 1922. 208 с.
6. Крупская Н. К. Женщина-работница [Электронный ресурс] // Библиотека фантастики. 1926. URL:https://goo.su/B4GvyG1(дата обращения: 03.02.2023)
7. Крупская Н. К. Женщина страны Советов - равноправный гражданин. М.: Партиздат, 1938. 165 с.
8. Ленин В.И. Международный день работниц [Электронный ресурс] // Викитека. 1921. URL:https://goo.su/grYF(дата обращения: 06.02.2023)
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы, 1969. Т 31. 670 с.
10. Ефремов И.А. Юрта Ворона [Электронный ресурс] // ЛитЛайф. URL:https://litlife.club/books/58040/read(дата обращения: 08.12.2022)
11. Ефремов И.А. На пути к роману «Туманность Андромеды» // Вопросы литературы. 1961. № 4. С.142-153.
12. Ефремов И.А. Туманность Андромеды // Собрание сочинений: в 5 т. Т 3. Туманность Андромеды; Звездные корабли; Сердце Змеи; Пять картин. М.: Мол. гвардия, 1987. С. 6-322.
13. Ефремов И.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т 4. Лезвие бритвы. Роман приключений. М.: Мол. гвардия, 1988. 670 с.
14. Ефремов И.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т 5. Кн. 2. Час Быка. М.: Мол. гвардия, 1989. 462 с.
15. Ефремов И.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. Кн. 3. Таис Афинская. М.: Мол. гвардия, 1989. 494 с.
16. Савченко Г. Как создавался «Час Быка» (Беседа с Иваном Ефремовым) // Молодая гвардия. 1969. № 5. С. 307-320.
17. Цеткин К. Ленин о женском вопросе [Электронный ресурс] // Леворадикал. 1925. URL:https://levoradikal.ru/archives/12889(дата обращения: 09.07.2022)
II. Научная литература
1. Агапитова Е.К. Фантастический мир И.А. Ефремова: проблематика и поэтика: автореф. дис. ...канд. филол. наук. Вологда, 2017. 24 с.
2. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия [Электронный ресурс]. 1998. URL:http://www.owl.ru/win/books/rw/(дата обращения: 21.11.2022)
3. Алферова И.В. «Женский вопрос» в теории и практике большевизма. Брянск: Курсив, 2011. 352 с.
4. Батуренко С.А. Марксистский феминизм: теоретический проект, генезис и опыт практической реализации в XX в. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т 25. № 1. С. 111-129.
5. Беркутова В.В. Феминативы в русском языке: исторический аспект // Филологический аспект. 2018. № 11 (43). С. 7-23.
6. Беспечанский Ю.В. Преломление традиций русской философии в художественном творчестве Ивана Ефремова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 4. №1. С. 93-96.
7. Бобровская Е.В. «Государственный феминизм» в СССР: особенности гендерного (не)равенства в Советской России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 4. С. 133-140.
8. Борода Е.В. Научно-фантастическая литература и духовные ценности (на примере творчества И.А. Ефремова) // Успехи современной науки. 2017. Т. 3. № 4. С. 44-46.
9. Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Книга первая. Фантастика - особый род искусства. М.: Творческий центр «Борей-Арт», 2005. 422 с.
10. Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Книга вторая. Некоторые проблемы истории и теории жанра [Электронный ресурс] // Библиотека. 2005. URL:https://goo.su/rRhLkOR(дата обращения: 17.10.2022)
11. Бугаева Л.Д. От составителя // Новое литературное обозрение. 2022. № 176. С. 27-30.
12. Виниченко И. В. Исторические практики трансформации женского образа в советском обществе // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 3-1. С. 162-177.
13. Воронина О. Женщина и социализм. Опыт феминистского анализа. // Феминизм. Восток. Запад. Россия. М., 1993. С. 205-225.
14. Галина М.С. Утопии и антиутопии Ивана Ефремова (отрывок из статьи «Лезвие бритвы в Туманности Андромеды») [Электронный ресурс] // ECLECTIUM. 1997. URL:https://goo.su/lcf68Z(дата обращения: 21.11.2022)
15. Геллер Л. Вселенная за пределом догмы: Размышления о советской научной фантастике. Лондон: Overseas publications interchange, 1985. 443 с.
16. Гладков Ф. Цемент // Собрание сочинений: в 8 т. Т. 2. Цемент; Рассказы. С. 7-280.
17. Глазырина А.Д., Емельянов Б.В. Русский антропокосмизм: версия И. Ефремова // Известия Уральского Федерального Университета. 2017. Т. 12. №1 (161). С. 169-175.
18. Дашкова Т. «Работницу» - в массы: политика социального
моделирования в советских женских журналах 1930-х годов // Новое литературное обозрение. 2001. №50. С.184-92.
19. Дзюба Е.В., Ткаченко Ю.Г. Советское "лицо феминизма": манипулятивный потенциал концептуальной метафоры в поликодовом тексте // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2017. Т.14. № 4. С. 5-11.
20. Ельникова Г.А. Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 12. С. 1-15.
21. Емельянов И.С. Проблемы воспитания в романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № № 11(77). C. 19-22.
22. Еремина О.А. Иван Ефремов. М.: Молодая гвардия, 2013. 688 с.
23. Завершинская Н.А. Тематизация памяти о «Женщине на войне» в современных деконструкциях событий Второй мировой войны // Южнороссийский журнал социальных наук. 2016. Т. 17. № 2. С. 82-98.
24. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001. С.147-173.
25. Истягина-Елисеева Е.А. Спортивный плакат как инструмент пропаганды физической культуры и спорта в довоенном СССР // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4 (81). С. 45-47.
26. Ковалев В.А. Между Эросом и Танатосом: утопия и антиутопия Ивана Ефремова // История и современность. 2021. № 1 (39). С. 82-110.
27. Ковалева С.А. Образ книги и ее функции в романе «Кысь» Татьяны Толстой // Universum: филология и искусствоведение. 2022. № 1 (91). С. 22-24.
28. Коломийцева Е.Ю. Первые советские женские журналы 1920-х
годов: история развития // Вестник Московского государственного
университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 199-205.
29. Комиссаров В. В. «Этого ожидали...»: Роман И. А. Ефремова
«Туманность Андромеды» и футуристические проекты советской
интеллигенции. Иваново: ПресСто, 2017. 116 с.
30. Кременцов Н. Что нового было в «новом человеке» первой трети ХХ века: Научное знание как культурный ресурс // Новое литературное обозрение. 2022. № 176. С. 31-49.
31. Купарашвили М.Д., Новоселов А.В. Социальные эффекты советского феминизма (А. Коллонтай) // Вестник Омского университета. 2018. Т. 23. № 3. С. 142-147.
32. Кутырова О.В. Из истории советского феминизма // Отечественная история. 2005. № 5. С. 218-219.
33. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930 годы. СПб.: Нева-Летний Сад, 1999. 349 с.
34. Минаева О.Д. Вклад Н. К. Крупской в пропагандистское обеспечение борьбы. за равноправие советских женщин // История отечественных СМИ. 2011. № 1. С. 36-46.
35. Морозова Е.А. Женщина, общество, политика в советской культуре: по материалам женских журналов 1930-х годов // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры. 2008. Т. 180. С. 420-426.
36. Морозова Е.А. Семантика женской сексуальной
привлекательности в советской культуре 30-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 117. С. 341-345.
37. Неминущий А.Н. Категория женственности в советском кино 1930-х гг. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 117-126.
38. Новиков С.Г Разработка модели «Нового человека» советской властной элитой 1920-х гг. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 5 (69). С. 154-158.
39. Осьмухина О.Ю., Майорова Д.А. Специфика конструирования фантастического мира в романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. № 1 (34). С. 29¬
40.
40. Плунгян Н. Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917-1939. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 310 с.
41. Савчук А.А. Была ли сексуальная революция в России в 1920-е гг.? К постановке проблемы // История повседневности. 2017. № 7. С. 22-39.
42. Сергеев С.А. Мечтая об антиимперии: Иван Ефремов в поисках «третьего пути» [Электронный ресурс] // Иван Антонович Ефремов. 2017. URL:https://goo.su/zgc7B(дата обращения: 06.05.2022)
43. Смагина С.А. «Новая женщина» в советском кинематографе 1920¬х гг. как феномен // Вестник славянских культур. 2019. Т. 51. С. 257-266.
44. Стайтс Р Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 616 с.
45. Старуш М.И. К истории «Женского вопроса» в СССР в первые постреволюционные годы [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2011. URL: https://goo.su/tUb3er(дата обращения: 03.01.2023)
46. Темкина А.А. Феминизм: Запад и Россия // Преображение (Русский феминистический журнал). 1995. № 3. С. 5-17.
47. Уфимцева Е.И. Практики атеистической социализации в контексте формирования советского общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2018. Т. 18. № 2. С. 133-139.
48. Фокин А.А. В ожидании «светлого будущего»: советская литература периода «оттепели» // Политизация поля искусства: исторические версии, теоретические подходы, эстетическая специфика: монография / сост. и науч. ред. Т. А. Круглова. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2015. С. 323-334.
49. Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики. М.:
Едиториал УРСС, 2004. 240 с.
50. Хасбулатова О.А. Женщины и образование в России: исторический обзор (1860-2000 гг.) // Женщина в российском обществе. 2003. № 1-2. С. 30-35.
51. Хатнюк А.В. Эстетика Античной Эллады как одна из основ концепции красоты Ивана Ефремова // Вестник Луганского педагогического университета. Серия 3. Филологические науки. Медиакоммуникации. 2021. Т.63. № 3. С. 57-61.
52. Хатямова М.А. Искусство как должное в романе Е. Замятина «Мы» // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. 2006. № 8. С. 7-26.
53. Хлопонина О.О. Трансформация женской образности в советском кинематографе 1920-1930-х гг. // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 140-151.
54. Хлопонина О.О. "Женский мир" в советском плакате 1910-1930-х годов: эволюция мифологических конструктов // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 287-295.
55. Цветков Е.В. Научная фантастика как способ конструирования социальной реальности: социально-философские аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Архангельск, 2009. 24 с.
56. Цветкова Е.А. Концепция «новой женщины» в работах А.М. Коллонтай // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 1 (65). С. 112— 115.
57. Черняховская Ю.С. Футурология и философская фантастика как формы исследования будущего общества и его политического мира // Власть. М., 2016. Т 24. №4. С. 164-168.
58. Черняховская Ю.С. Идеальный конструкт И. А. Ефремова в контексте отечественного глобального проектирования середины ХХ в. // Вестник Московского Университета. 2018. №1 С. 69-81.
59. Чхетиани Н.С. Репрезентация женственности в контексте художественной культуры ХХ века // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 3 (157). С. 21-26.
60. Шабатура Е.А. Гендерный анализ образа "новой женщины" в советской культуре 1920-х годов // Омский научный вестник. 2006. № 6 (41). С.192-196.
61. Шабатура Е.А. Образ «новой женщины» в советской культуре 1917-1929 гг.: автореф. дис. ... канд. историч. наук: 07.00.02. Омск, 2006. 25 с.
62. Шахназарян Н.Р. Государственный феминизм, или золушка советской модернизации: политики государства в отношении женщин в СССР // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2011. № 4-6 (50-52). С. 94-103.
63. Шевелева Л.А. Особенности спортивного профессионализма в Советском союзе // Человек в мире культуры. 2015. № 3. С. 36-45.
64. Щербитко А.В. Тема и образ книги в романе Р Брэдбери «451° по Фаренгейту» // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2011. № 4. С. 55-60.
65. Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб.: Алетейя, 2007. 544 с.
66. Buckley M. Women and ideology in the Soviet Union. New York: Harvester Wheatsheaf, 1989. 266 p.
67. Chumarov N. Ivan Efremov’s Andromeda Nebula: The Turning Point of Soviet Science-Fiction Literature // Bohemica litteraria. № 18. 2015. P 29-43.
68. Engel B.A. Women in Imperial, Soviet, and Post-Soviet Russia (Women's and Gender History in Global Perspective). Washington, DC: American Historical Association, 1999. 45 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ