Введение 3
Глава 1. Дистанционное обучение 6
1.1 Понятие дистанционного обучения 6
1.2 Цели и задачи дистанционного обучения 7
1.3 Проблемы дистанционного обучения 10
Глава 2. Система дистанционного обучения Moodle 13
2.1 История создания и общие сведения системы
дистанционного обучения Moodle 13
2.2 Возможности системы дистанционного обучения Moodle 14
2.3 Преимущества системы дистанционного обучения Moodle 23
2.4 Недостатки системы дистанционного обучения Moodle 24
Глава 3. Содержание дистанционного курса «Дифференциальные уравнения в частных производных» 25
3.1 Интерфейс дистанционного курса 25
3.2 Компоненты курса 31
3.3 Описание лекционных занятий 37
3.4 Описание тестовых заданий 43
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются важнейшим средством обучения при изучении многих предметов в высших учебных заведениях. Одним из таких ресурсов является дистанционный курс. Широкое распространение дистанционное обучение получило благодаря росту количества персональных компьютеров и широкому использованию сети Интернет.
Дистанционные курсы позволяют получать различное образование с помощью сети Интернет. На сегодняшний день во многих вузах используют дистанционную форму обучения, которая позволяет получить высшее профессиональное образование, прохождение курсов переподготовки, курсов повышения квалификации и многое другое.
Люди, обучающиеся дистанционно, могут получать образование в любое подходящее для них время и в удобном месте, использовать специальные средства обучения. Также они имеют возможность индивидуального составления расписания, связи с преподавателем с помощью электронной почты, факса, веб-камеры, телефона или личной встречи.
Дистанционное обучение (ДО) - это взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, отражающие все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами, такими как Интернет- технологии.
Главными преимуществами дистанционного обучения являются: снижение затрат на проведение обучения (не требуется оплата поездок к месту учебы, аренды помещений), повышение качества обучения за счет применения современных средств (аудио, видео, компьютерных систем), обучение большего количества людей, так как нет ограничений на расстояние и обучение не зависимо от места проживания.
Впервые подобие дистанционного обучения появилось в XVIII веке с появлением регулярной и доступной почтовой связи, которое получило название «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены или научные работы.
В конце 80-х годов XX века, с появлением компьютеров и началом их широкого использования, возникли первые компьютерные обучающие программы. В России официального датой начала развития дистанционного обучения является 30 мая 1997 года, когда вышел приказ №1050 Минобразования России, дающий разрешение на проведение эксперимента дистанционного обучения в сфере образования.
Со временем дистанционное образование занимало все большую роль в образовании. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как очно, так и заочно (дистанционно).
Moodle - это система управления онлайн-курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда.
Слово Moodle - образование начальных букв названия Modular Object - Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Раньше первая буква М обозначала Martin’s, что означало имя автора системы дистанционного обучения Moodle - Martin Dougiamas.
Moodle может быть установлен на любом компьютере, который использует Web-сервер поддерживающий PHP, а также использует SQL-базы данных (MySQL, PostgreSQL, MicrosoftSQL Server и др.)
Разработка системы дистанционного обучения Moodle началась в 1999 году и продолжается до сих пор. На сегодняшний день система Moodle является самой распространенной системой дистанционного обучения с 4
самым большим количеством пользователей. Данная система используется почти в 50 тысячах организаций и переведена на 82 языка в более чем 200 стран мира. Система дистанционного обучения имеет около 2 миллионов зарегистрированных пользователей.
Целью данной работы является разработка электронного ресурса на тему «Дифференциальные уравнения в частных производных» в среде Moodle. Основными задачами являются:
• изучить возможности системы;
• разработать лекционные и практические занятия;
• разработать тестовые задания и задания итогового тестирования;
• разместить дистанционный курс «Дифференциальные уравнения
в частных производных» на сайте Казанского (Приволжского) федерального университета.
В ходе выполнения дипломной работой были достигнуты основные цели и задачи, которые были сформулированы во введении.
При дипломном проектировании создан дистанционный курс по дисциплине «Дифференциальные уравнения в частных производных». Данный курс предназначен для студентов проходящих обучение на физико - математическом факультете с педагогическим направлением, но может использоваться и в обучении студентов других направлений, а также в направлениях магистратуры и аспирантуры. Курс посвящен исследованию краевых задач для дифференциальных уравнений с частными производными.
Главной целью дистанционного курса «Дифференциальные уравнения в частных производных» является знакомство с типами линейных уравнений с частными производными второго порядка, научить умению ставить корректные задачи, дать представления о методах решения краевых задач, а так же сформировать практический опыт решения задач.
Курс «Дифференциальные уравнения в частных производных» составлен при помощи четырех основных блоков: инструктивный, информационный, контрольный и коммуникативный. В общем курс содержит семь лекционных занятий, шесть практических заданий и более ста тестовых заданий.
Разработанный курс дистанционного обучения по теме «Дифференциальные уравнения в частных производных» соответствует всем требованиям предъявляемым к электронным образовательным ресурсам и поможет студентам лучше понять и изучить специфику дисциплины. Данный курс размещен по адресу http://do.kpfu.ru/course/view.php?id=1143
По теме «Дифференциальные уравнения в частных производных» была опубликована статья в электронном сборнике статей «Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки» №4 (40) на сайте
www.sibac.info.
1. Андреев А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle./А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. - Таганрог.: Из-во. ТИИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
2. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учебное пособие./А.М.Анисимов. - Харьков.: ХНАГХ, 2009.- 457 с.
3. Белозубов А.В. Система дистанционного обучения Moodle: Учебное пособие./А.В.Белозубов, Д.Г. Николаев.- СПб.:ИТиП СПбГУ ИТМО, 2007.-108 с.
4. Бицадзе, А.В. Сборник задач по уравнениям математической физики./ А.В. Бицадзе, Д.Ф. Калиниченко. - М.:Наука, 1985. - 312 с.
5. Бицадзе, А.В. Уравнения математической физики:Учебник./А.В. Бицадзе. - М.: Наука, 1982. - 336 с.
6. Будак Б.М. Сборник задач по математической физике: Учебное пособие./ Б.М. Будак, А.А. Самарский, А.Н. Тихонов. - М.: Физматлит, 2004. - 688 с.
7. Владимиров, В.С. Сборник задач по уравнениям математической физики: Учебник./В.С. Владимиров. - М.: Физматлит, 2001. - 288 с.
8. Гаевская, Е.Г. Система дистанционного обучения Moodle: методические указания для практических занятий: Учебное пособие./ Е.Г.Гаевская. - СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. - 26 с.
9. Гвоздев В.В. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Инструкция для преподавателей./ В.В.Гвоздев, В.В. Проскурин. - Тольятти.: Тольяттинская академия управления, 2011. - 160 с.
10. Кравченко Г.В., Волженина Н.В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя. - Барнаул: Издательство АлтГУ, 2012.- 122 с.
11. Масленникова В.Н. Дифференциальные уравнения в частных производных: Учебник./ В.Н. Масленникова. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 447 с.
12. Тихонов, А.Н.Уравнения математической физики: Учебник./А.Н.
Тихонов, А.А. Самарский. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 798 с.