Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия
1.2. Методы финансового анализа
1.3 Основные подходы к анализу финансового состояния предприятия
1.4 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий
1.5 Источники информации для осуществления анализа
финансового состояния предприятия
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВИКТОРИЯ» ЗА 2013 - 2015 гг
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ производства и реализации продукции
2.3 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.4 Анализ использования труда и заработной платы
2.5 Оценка динамики выполнения плана по производительности труда
2.6 Анализ состава финансовых результатов в динамике
2.7 Анализ рентабельности ОАО «Виктория»
2.8 Анализ использования основных фондов
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ВИКТОРИЯ» ЗА 2013 - 2015 гг
3.1 Предварительный обзор баланса ОАО «Виктория».
3.2 Оценка ликвидности баланса
3.3 Оценка платежеспособности предприятия
3.4 Определение финансовой устойчивости организации
3.5 Анализ деловой активности предприятия
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УЛУЧШИТЬ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОАО «ВИКТОРИЯ»
4.1 Организация услуг парикмахерской и массажа
4.2 Организация кулинарного производства
4.3 Расширение предоставляемых услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.
Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основным фактором, определяющими финансовое состояние предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализ финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского учета, пассивы и активы баланса, их взаимосвязь и структура; анализ использования капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д.
Объектом дипломного исследования является ОАО «Виктория».
Предметом исследования является технико-экономические показатели, финансовые коэффициенты, экономическая эффективность деятельности предприятия и возможные направления их улучшения.
Анализируемый период охватывает 3 года работы предприятия - 2013 - 2015 гг. В процессе написания выпускной квалификационной работы использовалась в основном учебная общеэкономическая литература, освещающая вопросы анализа хозяйственной деятельности, кроме нее, использовались периодическая литература и бухгалтерская отчетность предприятия.
За три года наблюдается снижение товарной продукции на 14,6% или 2903 тыс. руб. Снижение объемов реализации составило 19,4% или 3561 тыс. руб. Наибольший удельный вес товарооборота на протяжении всего периода принадлежит мелкооптовому обороту.
За период 2013 - 2015 гг. на фоне снижения товарооборота наблюдается рост среднесписочной численности на 21,4%, что сопровождается ростом фонда оплаты труда, что приводит к снижению производительности на 33,6% или на 36,7 тыс. руб./чел. За рассмотренный период происходит рост среднемесячной заработной платы на 30,9% или на 4468,0 тыс. руб.
За три года на предприятии наблюдается рост чистой прибыли на 3227 тыс. руб. данный показатель на конец периода составил 3141 тыс. руб. Рост чистой прибыли организации произошел за счет снижения удельного веса себестоимости.
Рост фондоемкости за период 2013 - 2015 гг. более чем в 2 раза свидетельствует о недостаточно четком планировании численности на предприятии.
В третьей главе был проведен анализ финансового состояния предприятия за период 2013-2015 гг.
За период 2013 - 2015 гг. имущество предприятия выросло на 885,0 тыс. руб. или на 44%. Данный рост обусловлен в основном ростом оборотных активов предприятия на сумму 885,0 тыс. руб. или на 54,36%.
Пассивная часть баланса растет за счет роста нераспределенной прибыли на сумму 719,0 тыс. руб. или на 59,5%. Во-вторых величина заемных средств организации за три года выросла на 166,0 тыс. руб. или на 21,15%, что произошло за счет роста стоимости краткосрочных пассивов на сумму 265,0 тыс. руб.
Все показатели, характеризующие платежеспособность, находятся на уровне близком к норме, или соответствуют нормативным значениям, что объясняется, в основном, наличием у предприятия значительной суммы краткосрочной задолженности.
Положительная динамика наблюдается в снижении кредиторской задолженности, тем не менее, ее оборачиваемость снижается. Предприятию необходимо постоянно четко структурировать все долги по срокам выплаты и стараться выплачивать их в порядке очередности.
Доля оборотных средств в составе имущества достаточно высокая (85%) предприятие не испытывает острую потребность в оборотных средствах. Тем не менее, на предприятии складывается негативное положение из-за замораживания значительной части оборотных средств в виде дебиторской задолженности (10,7%). За рассматриваемый период предприятие не только не смогло уменьшить сумму дебиторской задолженности, но и произошло ее увеличение более чем в 2 раза. Причинами такого положения являются проблемы со сбытом, которые обусловлены жесткой конкуренцией на рынке данного товара, а также на предприятии не отлажена договорная система.
В качестве мероприятий по увеличению финансового состояния предлагается:
1) Организация услуг парикмахера и массажа. Чистая прибыль в плановом году от внедрения данного мероприятия составит 807,7 тыс. руб.;
2) Внедрение производства кулинарной продукции в блоке общественного питания при гостинице. Увеличение прибыли составит 1544,0 тыс. руб.
3) Организация бильярдного клуба в гостинице.
Расчетные данные основных показателей эффективности работы предприятия после внедрения мероприятий показали: выручка организации в течение планового года вырастет на 9155,0тыс. руб. или 61,9% (без учета роста цен на сырье и материалы); рост себестоимости составит 15,2% или 1130,0 тыс. руб. Валовая прибыль вырастет на 8025,0 тыс. руб.
Внедрение мероприятий существенно увеличит коммерческие и управленческие расходы организации (+992,0 тыс. руб.), что связано с высокими затратами на: проведение рекламных компаний, оборудование магазинов; ГСМ; арендные платежи. Тем не менее, доходы от проведения мероприятий существенно перекрывают расходы, что подтверждает показатель прибыли от продаж, который увеличится на 3436,0 тыс. руб.
Следовательно, чистая прибыль предприятия увеличится на 3436,0 тыс. руб.