РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО РАЗДЕЛУ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Введение 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА» 5
1.1 Основные элементы электрической цепи 5
1.2. Закон Ома 8
1.3. Законы Кирхгофа 11
1.4. Электрические цепи с последовательным, параллельным и
смешанным соединениями 16
1.5. Эквивалентные преобразования треугольника сопротивлений в
звезду и обратно 21
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА» 25
2.1. Контрольные вопросы по изучению темы «Электрические цепи
постоянного тока» 25
2.2. Тестовые задания по изучению темы «Электрические цепи
постоянного тока» 27
2.3. Материалы для практического усвоения темы «Электрические
цепи постоянного тока» 35
2.4. Лабораторный практикум по теме «Электрические цепи
постоянного тока» 47
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА 55
3.1. Тематическая структура образовательного ресурса
«Электрические цепи постоянного тока» 55
3.2. Основные элементы разработанного электронного
образовательного ресурса по разделу «Электрические цепи постоянного тока» 56
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложение
Актуальность данной работы заключается в том, что электронный образовательный ресурс (ЭОР) есть образовательный ресурс, который представлен в электронно-цифровом формате и включает в себя структуру, предметное содержание и методические данные о них. ЭОР может включать в себя сведения, информационные данные и программное обеспечение, которые необходимы для его применения в обучающем процессе. Все многообразие электронных образовательных ресурсов условно делят на информационные источники и информационный инструментарий. Курс основ электротехники в качестве базового курса обязан обеспечивать комплексную подготовленность будущих специалистов, а именно их профессиональную подготовку, развитие творческих способностей, умение формулировать и решать на высоком научном уровне сложности исследуемой специальности, умение творчески использовать и сами увеличивать собственные знания. Данные цели достигаются на основе фундаментальности образовательного процесса, роста творческой активности и самостоятельности деятельности представителей студенческой среды, широкого использования вычислительной техники и инновационных информационных технологий (НИТ) в учебном процессе.
В настоящий периоде стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии и Интернет, а в месте с ними развиваются и инновационные способы обучающего процесса, одной из таких технологий считается дистанционный процесс обучения, в частности, наибольшую популярность имеет обучающий процесс при помощи Интернет технологий. Благодаря развитию Интернета и современных методов коммуникационного процесса и обмена информационными сведениями, становится возможным создавать и использовать в обучающем процессе инновационные способы обучающей деятельности, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, анкеты, и пр. Одним из вариантов применения данных методов и технологий считается Learning Management System (LMS) «Moodle» - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, что переводится с английского языка в качестве системы управления обучением модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды, представляющей систему управления содержимым сайта, который специально разработан для создания качественных online-курсов педагогами. В развитых государствах электронное обучение охватывает все уровни образовательного процесса и широко применяется в университетах и в средней школе, а также в организации корпоративного послевузовского обучающего процесса.
Объект исследования: дисциплина «Теоретические основы электротехники» для студентов профессионального колледжа.
Предмет исследования: электронный образовательный ресурс по разделу «Электрические цепи постоянного тока».
Цель данной работы: разработка электронного образовательного ресурса по разделу «Электрические цепи постоянного тока» в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники» для студентов профессионального колледжа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Представить основные теоретические сведения по изучению темы «Электрические цепи постоянного тока»
2. Сформировать дидактическое сопровождение изучения темы «Электрические цепи постоянного тока»
3. Проанализировать особенности создания электронного образовательного ресурса.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка, приложения.
В работе использованы труды таких авторов как Э.М. Браверманн, Ю.А. Бычков, Н.В. Варламов, А.Л. Виноградов, Г.Я. Мякишев и др., а также источники периодической печати и Интернет-ресурсы.
Новые образовательные стандарты предусматривают сокращение количества аудиторных часов и увеличение времени для самостоятельной работы. Это означает, что преподаватель должен методически и технически обеспечить процесс самообучения студентов. Среди существующих специализированных электронных систем, позволяющих обеспечить разные варианты организации самостоятельной работы в учебном процессе, наиболее востребованной является Moodle, которая позволяет разработчику курса создавать электронные ресурсы для изучения дисциплины; обеспечивать индивидуальный доступ к этим ресурсам большому количеству пользователей; контролировать и оценивать процесс обучения; организовывать интерактивные занятия и обучение в сотрудничестве.
В первой главе изучены основные элементы электрической цепи, рассмотрены законы Ома и Кирхгофа, дано описание электрическим цепям с последовательным, параллельным и смешанным соединениями и рассмотрены эквивалентные преобразования треугольника сопротивлений в звезду и обратно.
Во второй главе представлены контрольные вопросы по изучению темы «Электрические цепи постоянного тока», разработаны тестовые задания по изучению темы «Электрические цепи постоянного тока», рассмотрены материалы для практического усвоения темы «Электрические цепи постоянного тока», разработан лабораторный практикум по теме «Электрические цепи постоянного тока».
В третьей главе представлена тематическая структура образовательного ресурса «Электрические цепи постоянного тока» и рассмотрены основные элементы разработанного электронного образовательного ресурса по разделу «Электрические цепи постоянного тока». Moodle дает возможности создать электронный образовательный ресурс по разделу «Электрические цепи постоянного тока», который обеспечит индивидуальный доступ большому количеству пользователей для изучения темы по данному разделу и проверке знаний, контролировать и оценивать процесс обучения; организовывать интерактивные занятия и обучение в сотрудничестве.