ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расходов на
продажу 7
1.1 Понятие, сущность и классификация расходов на продажу 7
1.2 Состав расходов на продажу торговой организации 11
1.3 Учет расходов на продажу по МСФО 24
2. Бухгалтерский учет расходов на продажу в ООО «НХП-авто» и его
совершенствование 29
2.1 Краткая характеристика организации 29
2.2 Особенности отражения в учете ООО «НХП-авто» транспортных
расходов 45
2.3 Варианты списания расходов на продажу на финансовый результат в
ООО «НХП-авто» 48
3 Анализ расходов на продажу и пути их снижения в ООО «НХП-авто» 55
3.1 Анализ финансово-экономического состояния организации 55
3.2 Анализ динамики, состава и структуры расходов на продажу в ООО
«НХП-авто» 61
3.3 Анализ эффективности расходов на продажу в ООО «НХП-авто» и пути
их снижения 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Экономическая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в стране, требует от торговой организации повышения эффективности ее деятельности путем принятия правильных финансовых решений.
В свою очередь, принятие оптимальных финансовых решений невозможно без тщательного анализа расходов. В торговой организации основными расходами являются расходы на продажу. Анализ расходов на продажу помогает контролировать и регулировать их, выявляет их эффективность.
Управление расходами является одной из основных задач торговой организации. Существенное значение в решении этой задачи отводится организации бухгалтерского учета, поскольку именно в бухгалтерском учете сформирована вся информация о затратах, необходимых для принятия решений. Бухгалтерский учет, предполагающий максимально широкое использование процедур раскрытия информации, создает достоверное представление о финансовом состоянии организации. За счет грамотной организации учета достигается полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор для вложения денежных средств.
В процессе своей хозяйственной деятельности организации используют различные экономические ресурсы - материальные, финансовые, трудовые. Анализ расходов помогает в решении задачи оптимального использования ресурсов. Анализ позволяет найти резервы для повышения эффективности деятельности предприятия, помогает правильно осуществлять планирование, расчет безубыточности предприятия, выполнять план по затратам на хозяйственные расходы, не выходя за рамки запланированных сумм.
Принятие управленческих решений невозможно без анализа имеющихся расходов, а также планирования их на перспективу. При решении задачи анализа расходов на продажу появляется возможность оценить выполнение плана в целом по предприятию, установить взаимосвязь факторов, влияющих на величину расходов.
4
На сегодняшний день хотя и существует множество научных работ по этой теме, но нет системных исследований, которые посвящены организации бухгалтерского учета и анализа расходов на продажу, которая соответствовала бы внутренним стандартам и обеспечивала взаимосвязь со стандартами МСФО.
Степень изученности проблемы. К настоящему моменту уже в достаточной мере накоплен теоретический материал о бухгалтерском учете и анализе расходов на продажу в различных отраслях. Отдельные вопросы по изучаемой теме освящены в работах отечественных авторов, среди которых можно выделить В.Б.Ивашкевича, М.И. Баканова., Н.П. Кондракова, Л.К. Никандровой и т.п. Данный научный потенциал имеет большое значение и использован в качестве научного материала для написания работы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в существующих экономических условиях в нашей стране торговые организации нуждаются в оптимизации расходов и финансовых результатов, а также повышении эффективности своей деятельности в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и на его основе принятия обоснованных управленческих и финансовых решений.
Целью данной работы является исследование организации бухгалтерского учета расходов на продажу и разработка мер по их оптимизации на примере организации ООО «НХП-авто».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы учета расходов на продажу;
- рассмотреть состав и классификацию расходов на продажу;
- рассмотреть организацию учета расходов на продажу в ООО «НХП- авто»;
- проанализировать состав и структуру расходов на продажу в ООО «НХП- авто»;
- предложить мероприятия по оптимизации расходов на продажу в ООО «НХП-авто».
5
Предметом исследований является организация, теория и методика бухгалтерского учета расходов на продажу.
Объект исследования - практика бухгалтерского учета и анализа расходов на продажу на конкретном предприятии.
В процессе проведения исследования были использованы методы: анализа, экономико-математические, статистические.
Информационное обеспечение составили нормативно-правовые и законодательные акты РФ, стандарты МСФО.
Научная новизна работы заключается в попытке систематизации и дальнейшем развитии теоретических основ бухгалтерского учета расходов на продажу продукции торговых предприятий. Применение использованных в работе методов анализа расходов на продажу способствует повышению эффективности деятельности в организациях, занятых в сфере торговли.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы проведения анализа на практике, а также для организации аналитической деятельности на конкретных предприятиях.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В качестве исследуемой организации выбрано общество с ограниченной ответственностью «НХП-авто».
Компания ООО "НХП - авто" осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
Основной вид деятельности:
45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов
ООО "НХП-авто" - коммерческая организация, зарегистрирована в 2006г. Уставный капитал составляет 10 000 р. Общество является юридическим лицом, имеет расчетные счета в банке, печать, товарный знак и другие
6 реквизиты. Общество имеет самостоятельный баланс. Организация ведет бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.
В данной работе были рассмотрены различные подходы к трактовке понятия расходы, моменты их возникновения и признания согласно различным стандартам, их классификация.
Детально были исследованы структура расходов на продажу, организация бухгалтерского учета расходов на продажу, учетная политика организации, документооборот на конкретном предприятии.
Учет расходов на продажу был изучен на примере организации ООО «НХП-авто».
ООО «НХП-авто» использует синтетический и аналитический учет. Синтетический учет расходов на продажу ООО «НХП-авто» ведет на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
Согласно учетной политике ООО «НХП-авто» расходы списываются на себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в полной сумме расходов, признанных в данном отчетном периоде.
В ходе проведения анализа динамики, состава и структуры расходов на продажу за последние три года были выявлены статьи затрат с наибольшим удельным весом в составе расходов и причины, приведшие к их образованию.
При анализе динамики затрат было обнаружено, что наибольший темп роста наблюдался у косвенных расходов. В связи с этим для снижения затрат в ООО «НХП-авто» необходимо обратить внимание на затраты по общехозяйственным расходам, расходы, связанные с выплатой кредитов, услуги связи и прочие расходы. Кроме того, следует обратить внимание на высокий темп роста издержек на оплату труда управленческого персонала.
Анализ эффективности расходов на продажу был проведен методом «затраты-эффективность», предлагаемый О.И. Дранко, в ходе которого было установлено, что эффективность деятельности ООО «НХП-авто» по соотношению выручка/затраты в 2015 г. стала ниже, чем в 2013 г., что связано с общим повышением суммы затрат на расширение производства.
73
Елабуга 2017
Также анализ эффективности расходов был проведен методом факторного анализа. По результатам проведенного факторного анализа в качестве мер по снижению расходов на продажу ООО «НХП-авто» можно порекомендовать разрабатывать организационно-технические мероприятия по снижению переменных издержек:
- хозяйственные расходы следует взять под контроль: выполнять план по затратам на хозяйственные расходы, не выходя за рамки запланированных в бюджете сумм;
- расходы на оплату труда управленческого персонала можно снизить, введя систему мотивации сотрудников (бонусы за определенные показатели) и наказаний по результатам труда.
Также были приведены рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета расходов на продажу, включающие себя способы организации аналитического учета затрат, порядка их списания и ведения внутренней сводной отчетности по учету расходов на продажу.
Таким образом, был проведен анализ расходов на продажу в ООО «НХП- авто» в рассматриваемом периоде, определены расходы, которые необходимо снизить в первую очередь, были предложены рекомендации, внедрение которых позволит сократить расходы на продажу и повысить качественный уровень бухгалтерского учета расходов на продажу в обществе с ограниченной ответственностью «НХП-авто».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS) (в ред. Приказа Минфина России от 28.12.2015 N 217н, от 27.06.2016 N 98н, от 11.07.2016 N 111н).
3. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат,
включаемых в издержки обращения и производства и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. М.: ТОО
Информационно-рекламное агентство, 1995 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10.2000г. (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 08.11.2010 г. N 94н).
6. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/2008 (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н).
7. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (в ред. Приказа Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н)
8. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н).
9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н).
10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/07 ( в ред. приказа Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н).
11. Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/2008 (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н).
12. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (в ред. приказа Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н).
13. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-
ФЗ.
14. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ.
15. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле, М.: Аналитика- Пресс, 2005.
16. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
17. Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. В помощь бухгалтеру. Положение о составе затрат, комментарии. М.: ФБК, 2013.
18. Блохина Т.К., Быкова О.Н., Ермолаева Т.К. Экономика и управление инновационной организацией: учебник для бакалавров и магистров. М.: Проспект, 2015.
19. Дранко О.И. Метод «затраты-эффективность» как инструмент выбора приоритетных проектов предприятий / О.И. Дранко // Управленческий учет. - 2015. - №4. - С. 24-27.
20. Ерофеева В.А., Тимофеева О.В. Бухгалтерский учет: конспект лекций. М.: ЮРАЙТ, 2009.
21. Жигунова О.А., Ковалев А.С. Затраты, издержки, расходы: трактовка с позиции ресурсов / Жигунова О.А., Ковалев А.С. // Бухгалтерский учет. - 2015. - №1. - С.97-101.
22. Журнал Главбух. Доходы и расходы в российском учете и МСФО. /
- Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/art/29875-dohody-i-rashody-v-
rossiyskom-uchete-i-msfo
23. Журнал Главбух. Как отразить в бухучете и при налогообложении
расходы на продажу товаров. / - Режим доступа:
http: //www.glavbukh.ru/bssreq/docmod/11_14633
24. Зонова А.В., Бачуринская И.Н., Горячих С.П.. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011.
25. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет, М.: Магистр,
ИНФРА-М, 2011.
26. Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле: Учебно¬
практический курс/Б. Н. Ивашкин. -М: ИКЦ«Дис», 2014.
27. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: пособие для начинающих В.Я. Кожинов. М.: Экзамен, 2014.
28. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство / Е.П. Козлова // Главбух. - 2014. - №8. - С. 17-21.
29. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. 4-е изд., М.: Проспект, 2015.
30. Конькина Е. В. Трактовка доходов и расходов в соответствии с МСФО // Молодой ученый. 2014. №8. С. 504-506.
31. Котенева Е.Н. Управление затратами предприятия / Е.Н. Котенева, Г.К. Краснослободцева, С.О. Фильчакова. - М.: Инфра-М, 2014. - 402 с.
32. Куркина Кира. Как «подружить» МСФО и РСБУ / К. Куркина. - Режим доступа: http://fd.ru/articles/38741 -kak-podrujit-msfo-i-rsbu.
33. Кучерявенко С.А. Нормативно-правовое обеспечение учета затрат на производство продукции животноводства / С.А. Кучерявенко, Е.А. Ковалева // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015. - 236 с.
34. Луговой В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг): методика и практикум. - М.: Финансы и статистика,
2014. - 522 с.
35. Лысенко Ю. В., Лысенко М. В.,Таипова Э. Х. Экономика предприятия торговли и общественного питания: Учебное пособие .СПб.: Питер, 2013.
36. Малюгина Д.А., Кружкова И.И. Современное состояние учета расходов на продажу / Д.А. Малюгина, И.И. Кружкова // Сетевой научный журнал ОрелГАУ. - 2014. - № 2. - С. 24-27.
37. Махмутова Э. М. Бухгалтерский финансовый учет расходов на продажу в производственных и торговых организациях // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф., Челябинск, февраль 2015 г. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 63-65.
38. Никандрова Л.К. Особенности учета в торговле: учебное пособие. М: МГУП, 2009. 148 с.
39. Пономарева Г.А. Самоучитель по бухгалтерскому учету / Г.А. Пономарева. - М.: ПРИОР, 2014. - 328 с.
40. Попова Т.Д. Методологические подходы к управлению издержкамми и качеством организации / Т.Д. Попова // Все для бухгалтера. -
2015. - №4. - С. 22-25.
41. Правовые основы бухгалтерского учета расходов на продажу: Учеб¬ник / Отв. ред. проф. С. Г. Чаадаев. - М.: Юристъ, 2014.
42. Семенихин В.В. Типовая учетная политика торговой организации / В.В. Семенихин В.В. // Налоги. - 2014. - №2. - С. 19-22.
43. Шайдуллина Л. И. Признание расходов согласно отечественным и международным стандартам // Молодой ученый. 2012. №5. С. 252-257.
44. Требования к учету расходов - сравнительный анализ МСФО и РСБУ./-Режим доступа: http://www.audit-it.ru/articles/msfo/a24744/144278.html
45. Тумасян Р. 3. Учет расходов на продажу. - М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2015.