Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование математико-статистических методов в исследовательской деятельности студентов

Работа №54665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость49820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме использования математико-
статистических методов в исследовательской деятельности студентов 8
1.1 Исследовательская деятельность студентов 8
1.2 Математико-статистические методы в психологии 16
1.3 Использование математико-статистических методов в
исследовательской деятельности студентов 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Исследование применения математико-статистических методов в
исследовательской деятельности студентов и разработка компьютерной
программы по обработке статистических данных 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования применения математико-статистических методов в исследовательской деятельности студентов 34
2.3. Структура компьютерной программы по обработке статистических
данных 42
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложение

Главным ориентиром в деятельности высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, которые будут работать в различных сферах профессиональной деятельности, является принятие в качестве важнейшей цели обучения и развитие творческого потенциала студента и создания для этой цели благоприятных условий. Социальные и профессиональные функции педагогов расширяются и усложняются и, кроме знания предмета, он должен быть для своих учеников носителем культурного содержания. Овладение навыками исследовательской деятельности является не только требованием времени, но и важнейшим атрибутом цивилизованного отношения к будущей профессии.
Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов необходима для более полного, глубокого и осознанного усвоения учебного материала, приобретения навыков исследовательской работы и опыта творческой деятельности. Традиционными формами такой работы в вузе следует отнести подготовку курсовых, квалификационных и дипломных проектов, в которую с каждым годом включается всё больше студентов.
Написание научной работы - сложный вид учебной деятельности студента, к которой он должен быть соответственно подготовлен: уметь работать со специальной литературой, писать рефераты, проводить научное исследование, с применением исследовательских методов и уметь анализировать результаты, то есть обнаруживать определенные закономерности и правильно их интерпретировать. Для этого необходимо научиться планировать исследование и критично оценивать полученные данные с точки зрения их достоверности - статистической значимости.
Термин «статистика» часто ассоциируется со словом «математика», что пугает студентов-гуманитариев, связывающих это понятие со сложными формулами и вычислениями. В то же время, по меткому выражению Мак¬Коннелла, «статистика - это, прежде всего, способ мышления и для её применения нужно лишь иметь немного здравого смысла и знать основы математики». Такие виды деятельности, как планирование семейного бюджета, расчет времени заставляют нас постоянно отбирать, классифицировать и систематизировать информацию, связывать вновь поступившую информацию с уже имеющейся для того, чтобы сделать выводы и принять верное решение.
Те же мыслительные операции лежат и в основе научного исследования: анализ и синтез данных, полученных в эксперименте на различных объектах и группах объектов, их систематизация и сравнение, с целью выявления сходства или различия между ними и, наконец, формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы исследования. Цель статистической обработки данных как раз и заключается в том, чтобы иметь солидную основу для интерпретации полученных в исследовании результатов.
Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Использование математико-статистических методов в исследовательской деятельности студентов». Мы считаем, что тема данной работы достаточно значима в современном обществе и недостаточно освещена в методической литературе.
Цель исследования на основе изучения математико-статистических методов в исследовательской деятельности студентов разработать программу с помощью средств системы Delphi для математико-статистической обработки данных.
В качестве объекта исследования рассматривается исследовательская деятельность студентов.
Предметом исследования является применение математико-статистических методов в исследовательской деятельности студентов.
В соответствии с обозначенными нами целью, объектом, предметом и предположением нашего исследования были поставлены основные задачи исследования. Они заключаются в следующем:
1. Рассмотреть понятийный аппарат использования математико¬
статистических методов в исследовательской деятельности студентов.
2. Выявить с помощью психодиагностического инструментария необходимость применения и сложности в расчете методов математико-статистической обработки данных студентами факультета психологии и педагогики.
3. Создать программу с помощью средств системы Delphi для математико-статистической обработки данных.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (обобщение накопленного опыта, проектирование, тестирование).
Научная новизна исследования состоит в том, что создается программа для расчета математико-статистических методов.
Теоретической значимостью исследования является обобщения научной литературы по применению математико-статистических методов в исследовательской деятельности студентов.
Практическая значимость состоит в том, что созданная программа для расчета математико-статистических критериев может применяться студентами и преподавателями в учебной и научно-исследовательской деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования апробированы на международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2016», организованной РАЕ г. Москва (Российской академией естествознания), в рамках итоговой научно-образовательной конференции ЕИ КФУ (г. Елабуга, апрель 2016 г.).
Структура работы определяется последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы исследования, определяются цель, объект, предмет исследования, его гипотезы и задачи, раскрываются теоретическая и практическая значимости работы.
В первой главе обосновывается актуальность применения математико¬статистических методов в психологических исследованиях, а также раскрывается сущность понятия исследовательской деятельности студентов.
Во второй главе описаны результаты проведенных методик и анкетирования для выявления значимости и применимости математико-статистических методов студентами факультета психологии и педагогики. Так же описана компьютерная программа, созданная для расчета математических критериев.
В заключении представлены основные результаты исследования на уровне обобщения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследовательская деятельность студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы сферах он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
Исследовательская работа студентов необходима для более полного, глубокого и осознанного усвоения учебного материала, приобретения навыков исследовательской работы и опыта творческой деятельности. Традиционными формами такой работы в вузе следует отнести подготовку курсовых, квалификационных и дипломных проектов, в которую с каждым годом включается всё больше студентов.
Математическая статистика в руках психолога может и должна быть мощным инструментом, позволяющая не только успешно лавировать в море экспериментальных данных, но и прежде всего, способствует становлению его объективного мышления. Нельзя забывать, однако, что сама по себе статистика - это только инструментарий, помогающий психологу эффективно разбираться в сложном экспериментальном материале. Наиболее важным в любом эксперименте является четкая постановка задачи, тщательное планирование эксперимента, построение непротиворечивых гипотез.
Нами была проанализирована основная литература по теме «Использование математико-статистических методов в психологии». Такого рода понятийная база позволила нам систематизировать уровень знаний в области исследовательской деятельности студентов и использовании математико-статистических методов в психологических исследованиях.
Во второй главе мы ознакомились с результатами анкетирования и проведенной методики семантического дифференциала Осгуда. Анализируя результаты проделанной работы, можно судить о том что студенты, обучающиеся на факультете психологии очень часто занимаются исследовательской деятельностью, как в рамках учебной, так и научной деятельности. Для них является важным составляющим использование математико-статистического метода в исследовательской деятельности. Сложность применения методов математико-статистической обработки данных для студентов гуманитарных направлений заключается в математических расчетах.
В помощь студентам была создана программа для автоматического расчета математико-статистических критериев, а так же ряд вычислений характеристических данных выборки. Так же во второй главе описана структура программы. И к данной выпускной квалификационной работе приложено методическое пособие по применению данной программы студентами и психологами.



1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.: Академия, 2005. - 128 с.
2. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохоров.
- М., 1997. - 1200 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие /Л.Ф. Бурлачук - М.: Питер, 2006.
4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. - М.: НМЦ СПО, 2004. - 538 с.
5. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: ЛГУ, 1984.¬176 с.
6. Гирфанова Е. Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов // Вестник Казанского технологического университета, 2013- №6 Казань: РИЦ "Школа", 2006. - 156 с.
7. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: Пути развития // Вопросы психологии. -1982. -№ 1.
8. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000. - 318 с.
9. Ерина С. И. Применение метода опроса в практике социально-психологических исследований. - Ярославль, 1986. -31 с.
10. Журавлев В. И. Введение в научное исследование по педагогике.
- М., 2000. - 84 с.
11. Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности - Ижевск: УдГУ; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 104 с.
12. Злыднева Т.П. Моделирование системы организации исследовательской деятельности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2006. - № 5. - С. 22-30.
13. Злыднева Т.П. Организация исследовательской деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: методические указания. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 74 с.
14. Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Автореф. докт. дис. / Е.И. Исаев. - М., 1998.
15. Капустин А.Н. Роль статистических методов в деятельности педагогов-психологов, психологов и социальных работников // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 5. — С. 180—183.
16. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: ИП РАН, 2004. - 450 с.
17. Кашапов М. М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // Социальный психолог. - 2003. - выпуск №1. - С. 39-44.
18. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. -М. : Физматлит, 2006. - 816 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/2205/
19. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - с.67 69., с.67
20. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендаций по проведению. - СПб., 1995.
21. Леонтович А. В. Концептуальные основы моделирования организации исследовательской деятельности // Режимдоступа: http://www. arusy.ucoz.ru/publ... konceptualnye... modelirovanija. - Загл. с экрана.
22. Леонтович А. В. Учебно - исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 152-158.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 6-е изд. - М.: Изд- во МГУ, 2001. - 584 с.
24. Матюшкина A.A. Творческое мышление как предмет
исследования в отечественной психологии: научные школы O.K. Тихомирова, A.M. Матюшкина, А.Я. Пономарева // Вестник Московского университета. - 2008. - №2. - С. 102-108.
25. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов / сост. Т. А. Палагута - Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2011. - 22 с.
26. Наследов А. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных: практическое руководство/ - СПб. : Питер, 2011. - 400 с.
27. Немов Р.С. Психология: Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика. - М., 1999.- Т. 3.
28. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. - №10. - С.158-161.
29. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Ярославль: Канцлер, 2008. - 402 с.
30. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - С. 41-49.
31. Практикум по психодиагностике / Под ред. В. В. Столина. - М., 1984. - 236 с.
32. Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995. - 529 с.
34. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников. - М.-2007. - № 3. - С. 14-24.
35. Сердобинцев В.Я. Научная работа студентов - одно из важнейших условий формирования мировоззрения и система профессиональной подготовки. - Саратов,1998. - 180 с.
36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
37. Скворцова Ю.В. Метакогнитивные основы профессиональной деятельности. - Ярославль: ЯрГУ, 2008, с. 6-46.
38. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. - СПб., 1998. - 324 с.
39. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С. 59-64.
40. Фонарев А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2004. - №6. - С.72-83.
41. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. - № 1. - 2001. - С. 97-106.
42. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы
исследования. - СПб: Питер, 2002. - 272 с.
43. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996.- 320 с.
44. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа. - М., 2001. - 148 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ