Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения проектной деятельности как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Проектная деятельность: характеристика проектной деятельности и
особенности применения проектов 6
1.2. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей 13
1.3. Современные подходы к развитию творческих способностей старших
дошкольников в проектной деятельности 19
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности проектной деятельности как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 30
2.1. Организация и методы исследования. Исследование развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 30
2.2. Педагогическая работа по применению проектной деятельности как
средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 42
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 47
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема развития творческих способностей старших дошкольников является одной из наиболее актуальных. Это обусловлено рядом причин: во-первых, произошло изменение парадигмы российской системы образования, ориентированной на воспитание человека, самостоятельно думающего, творческого, активного и инициативного. Во-вторых, как отмечает Т.Л. Фролова, если учесть, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека [41]. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В-третьих, изменение статуса дошкольного образования на первую степень образования меняет спектр требований, предъявляемых к выпускнику дошкольной образовательной организации: если школа требует развития познавательной активности учащихся, то дошкольная образовательная организация должна обеспечить развитие предпосылок для ее развития, одной из которых является развитие творческих способностей ребенка. В то же время изменившаяся парадигма российского образования требует совершенствования методов и технологий развития творческих способностей старших дошкольников. В связи с этим педагоги все чаще обращаются к проектной технологии. Изучение ее эффективности в развитии творческих способностей старших дошкольников представляет актуальную проблему для всей педагогической науки, именно она и определила выбор темы исследования.
Предмет: проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: изучить особенности и эффективность применения проектной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику проектной деятельности и рассмотреть особенности применения проектов в дошкольном образовании.
2. Описать психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей.
3. Раскрыть научный аспект творчества и современные подходы к развитию творческих способностей старших дошкольников.
4. Провести экспериментальное исследование эффективности применения проектной деятельности как средства творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение проектной деятельности будет способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников.
Эмпирическая база исследования: 50 дошкольников старших групп МБДОУ «Детский сад №324 присмотра и оздоровления» Советского района г. Казани.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ специализированной психолого-педагогической литературы, посвященной технологиям, используемым в дошкольном образовании, творчеству и особенностям развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Психолого-педагогическая диагностика.
3. Статистическая обработка полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы таких ученых в области развития творческих способностей старших дошкольников, как: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса), идеи школы Б.М. Теплова (Н.С. Лейтес), идеи креативности Дж. Гилфорда, Э.П.Торренса (Ю.А. Бабаева. В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Е.И. Щебланова), идеи творчества как нерационального продукта (Я.А.Пономарев, В.Н.Дружинин и др.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что в выпускной квалификационной работе изложены особенности использования проектной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть полезны для совершенствования методологической основы решения проблемы развития творческих способностей старших дошкольников, также в работе изложены практические аспекты применения проектов в данном контексте, что расширит представления об организационно-методических аспектах их применения в системе дошкольного образования.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что они могут быть использованы воспитателями старших и подготовительных к школе групп при организации развития их творческих способностей.
Структура работы включает введение, основную часть из двух глав, заключение, список использованной литературы, приложения. Объем работы 102 страницы, работа проиллюстрирована 11 таблицами, 8 рисунками и 15 приложениями. Список использованной литературы включает 50 источников
Данная работа посвящена изучению проектной деятельности как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Обобщая характеристику проектной деятельности и особенностей ее применения, можно говорить о том, что в научном сообществе в настоящее время сформировалось несколько подходов к пониманию метода проектов: в рамках первого, он трактуется как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В свою очередь, второй подход интерпретирует метод проектов, как совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. При этом представители обоих подходов сходятся во мнении, что метод проектов способствует развитию познавательной активности дошкольников. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Творчество на настоящий момент является одним из наиболее интересных объектов психолого-педагогических исследований, в рамках которых ученые стремятся более точно определить сущность и ключевые характеристики как самого понятия творчества, так и творческого процесса. Эмпирические исследования, проводимые в данной области, позволяют выделить этапы творческого процесса, охарактеризовать их и выделить их специфику применительно к конкретным видам деятельности.
Безусловно, сложившаяся на современном этапе научная ситуация в этой области имеет двойственный характер: с одной стороны, наблюдается некоторая неопределенность в отношении дефиниций и классификаций, с другой стороны, многообразие научных взглядов и подходов в этой области позволяет затронуть все аспекты творчества при его исследовании, что, в свою очередь, обеспечивает эффективность разработки и совершенствования методов развития творческих способностей дошкольников.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, посвященной современным подходам к развитию творческих способностей, показал, что в настоящее время их существует достаточно много, а в основе их вариативности лежит интерпретация самого понятия творческих способностей. Они могут быть, как универсальными, то есть проявляемыми в любой деятельности, так и специфическими, проявляемыми в конкретной деятельности ребенка. В основе развития творческих способностей ребенка, по мнению ученых, лежит развитое воображение и богатый опыт переживаний и действий ребенка, также необходимы специфические педагогические условия, благоприятствующие их развитию и одобрение педагогов и родителей. Многообразие подходов к развитию творческих способностей старших дошкольников не позволяет выделить среди них один в качестве наиболее оптимального, тем не менее в рамках исследования предложена интегративный подход, а в качестве потенциально эффективного инструмента его реализации - проектная деятельность.
Далее было проведено экспериментальное исследование проектной деятельности как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Оно проходило в три этапа:
1. Констатирующий этап. Обобщая результаты проведенной первоначальной диагностики уровня развития творческих способностей и креативности у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования, мы можем заключить, что у старших дошкольников обеих групп уровень развития креативности примерно одинаков и соответствует среднему уровню. Результаты проведенного анкетирования родителей показали, что в контрольной группе родители более заинтересованы в развитии таковых у своих детей, больше прикладывают для этого усилий, в то время как родителями экспериментальной группы не уделяется внимания развитию творческих способностей их детей
2. На формирующем этапе исследования. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе было организовано по-разному. В контрольной группе никаких специальных мероприятий не проводилось, а вся работа в этом направлении шла только в рамках основной образовательной программы рассматриваемого ДОО. В то время как в работе с детьми экспериментальной группы была организована проектная деятельность. Причем проектная деятельность со старшими дошкольниками в контексте взаимодействия с родителями реализовалась во всех ключевых направлениях, таких как:
1. Опытно-экспериментальная деятельность.
2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности.
3. Формирование основ здорового образа жизни.
4. Патриотическое воспитание.
5. Нравственное воспитание.
3. Контрольный этап. Результаты повторной диагностики творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы выявили положительную динамику в обеих группах, однако, в экспериментальной группе она выражена значительнее, что полностью подтверждает гипотезу исследования. Результаты повторного анкетирования родителей также свидетельствуют о развитии творческих способностей детей в экспериментальной группе. При этом сами родителей этой группы стали больше внимания уделять развитию творческих способностей своих детей, участвуя вместе с ними в творческих конкурсах или организуя совместные виды деятельности, особенно творческой. Это полностью подтверждает гипотезу исследования.
Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность, можно говорить, что гипотеза исследования подтвердилась полностью, что указывает на эффективность применения в работе с детьми проектной деятельности. Наибольшая эффективность воздействия в развитии творческих способностей старших дошкольников проектная деятельность оказывает в области повышения любознательности, развития воображения и повышения интереса к изучению сложных явлений, а также в области развития гибкости и оригинальности мышления (под ее воздействием происходит повышение уровня их развития), а также повышается уровень прорабатываемости поставленных задач и вопросов.
Иными словами, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи выполнены, а гипотеза нашла свое полное подтверждение и была уточнена. Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что они могут быть использованы воспитателями старших и подготовительных к школе групп при организации развития их творческих способностей.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев. — СПб.: Питер. 2001. — 288 с.
2. Алексеев, П.В. Философия: Учебник /П.В.Алексеев, А.В.Панин - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. — 608 с.
3. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособи/ Ю.В.Атемаскина, Л.Г.Богославец. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
4. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика /В.С.Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 412 с.
5. Блохин, A. Л. Метод проектов как личностно ориентированная технология: дис. ... канд. пед. наук./ А.Л.Блохин. - Ростов-на-Дону, 2005. - 142 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
7. Величко, Ю.В. Основные направления развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях современной системы образования/Ю.В.Величко. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. - №2. - С.65-68.
8. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников/Н.Е.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
9. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
10. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1987. - 344 с.
11. Гвоздкова, Т.С. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности/Т.С.Гвоздкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2009. - №4 - С.48-52.
12. Голуб, Г. Б. Метод проектов - технология компетентностно - ориентированного образования/Г.Б.Голуб. - Самара: «Федоров: Учебная литература», 2006. - 167 с.
13. Долгова, В.И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста./В.И.Долгова, О.А.Кондратьева, О.А.Конурова. // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - 56-60 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/В.Н.Дружинин. - СПб.:Издательство Питер. - 2009. - 656 с.
15. Жиенбаева, С.Н. Проектная деятельность - как инновационный феномен в дошкольном образовании/С.Н.Жиенбаева, А.Д.Сыздыкбаева. // Сибирский педагогический журнал, 2013. - №2. - С.189-193.
16. Жмуров, В.А. Общая психопатология/В.А.Жмуров. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 2009. - 297 с.
17. Зайцева, Т.Ю. Проектная деятельность в детском сад./Т.Ю.Зайцева.у // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. № С.179.
18. Иванников, В.А. Основы психологии: курс
лекций/В.А.Иванников.- М.: Изд-во «Академия», 2010 год. - 336 с.
19. Иванова, Л. В. Развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования/Л.В.Иванова, Е.А.Пудеева.// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 51-55.
20. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.
21. Каменская, Е.Н. Социальная психология: конспект лекций. /Е.Н.Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 192 с.
22. Каплунович, И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве/И.Я.Каплунович. // Вопросы психологии. - 2004. - №5. - С. 47 - 56.
23. Килибаева, Н.Ж. Использование проектного метода в обучении дошкольников/Н.Ж.Килибаева, М.М.Исмагулова.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. - №48. - С.213-218.
24. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.
25. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./А.М.Матюшкин. - М.: Гвардия, 1997. - 354 с.
26. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
27. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2008. - Кн.1 - 174 с.
28. Овчаренко, В. А., Фролова Т. Л. О развитии творческих способностей ребёнка/В.А.Овчаренко,Т.Л.Фролова. // Сервис в России и за рубежом, 2009. - №3. - С.57-62.
29. Олпорт, Г. Личность: проблема науки или
искусства?//Психология личности. Тексты/ Г.Олпорт. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 228-230.
30. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 116 с.
31. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011. - 202 с.
32. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
33. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
34. Психология человека в современном мире 2009. Том 4. -
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 384 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/С.Л.Рубинштейн. - СПб: Издательство: Питер, 2002. -720 с.
36. Сагадеева, А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная
педагогическая технология/А.А.Сагадеева.// Педагогика: традиции и
инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.
37. Селье, Г. От мечты к открытию (как стать ученым)/Г.Селье. — М.: Прогресс, 1987. —367с.
38. Тест креативности Торранса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylab.info.
39. Уолесс, Г. Стадии решения мыслительной задачи/Г.Уолесс. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychology-
online.net/articles/doc-1318.html.
40. Фрейд, 3. О психоанализе/З.Фрейд// О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991. - С. 227-273.
41. Фролова, Т.Л. О развитии творческих способностей ребенка/Т.Л.Фролова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: o-razvitii- tvorcheskih- sposobno stey-rebyonka.pdf.
42. Фромм, Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния / ПЭ.Фромм. - М.: Издательство «Весь мир», 1996. - 144 с.
43. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании/Т.В.Хабарова. - СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2011. - 80 с.
44. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума/М.А.Холодная. — СПб.: Питер, 2009. — 384 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
45. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 316 с.
46. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста/ И.В.Штанько// Управление дошкольным образовательным учреждением. «ТЦ СФЕРА», - №4. -2004. - С.76-80.
47. Шиян, О.М. Развитие педагогического мастерства: овладение
педагогическими технологиями; алгоритмами продуктивного
решения педагогических задач: Учебное пособие/О.М.Шиян. - М-во
образования Украины; РАУ. М.: Донецк, 1994. - 170 с.
48. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы
возрастной и педагогической психологии/Д.Б.Эльконин.- М.:
Международная педагогическая академия, 1995. - 219 с.
49. Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. - 2-е изд. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 208 с.
50. Юркевич, B.C. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей/В.С.Юркевич. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. -128 с.